Светлана Тома (настоящая фамилия Фомичёва; род. 24 мая 1947 года, Кишинёв, Молдавская ССР) — советская, молдавская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка России (2001), Народная артистка Молдовы (2008).

Наибольшую известность  получила благодаря главной роли в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», принёсшем актрисе большой успех и признание у зрителей.

Артистический псевдоним актрисы обычно произносится с ударением на первом слоге — То́ма. Сама актриса, однако, указывает, что исходно Тома́ (с ударением на втором слоге) была фамилией её прабабушки по материнской линии, французского происхождения.

Отец — Андрей Васильевич Фомичёв (родом из деревни Сомовка Добринского района Липецкой области) — был председателем колхоза «Правда» в Бельцком районеМССР (чего-то у нас что ни красавица - актриса, так папа - председатель колхоза, закономерность, однако, зря уничтожили колхозы). Мать Светланы Тома — Идес Сауловна Сухая (?—1987) — в 1930-е годы была участницей коммунистического подполья (связной) в Бессарабии; вместе с сёстрами Бертой, Сарой, Ревеккой, Адой и Анной она держала в подвале своего дома склад запрещённой литературы.  Родители познакомились во время учёбы отца в Кишинёвском сельскохозяйственном институте, где мать работала секретарём.

Мать, абсолютно городской человек, в которой были смешаны венгерские, молдавские и французские корни, была родом из Бухареста. У нее были светские знакомства, элегантность, манеры. И вот такая дама отправляется за мужем в село – поднимать вместе с ним хозяйство. Летом там было пыльно и душно, осенью все утопало в непролазной грязи, зимой – заметало снегом. И все-таки деревня Надушита, а потом село Николаевцы оставили самые ясные и чистые чувства в душе у Светланы Томы. Светлана Тома, биография которой началась в самой глубинке Молдовы, вспоминает об этом времени, как о самой счастливой поре жизни. Мама и хлеб пекла, и держала кур, уток, поросят. А Света работала в поле, знала все растения, умела их сажать, пропалывать, собирать урожай. Позже, в школе, у нее были подшефные: теленок и жеребенок. Вот так день за днем летела радостная жизнь. А какими замечательными были игры! К кирзовым сапогам подвязывались коньки, в руки брали палку, и получался хоккей. С первого класса она ходила в различные спортивные секции и навсегда подружилась со спортом. 

У сестер матери, к которым Света приезжала на каникулы, было все не так. Какой строгий этикет царил в доме, вспоминает Светлана Тома. Биография ее начинала течь по заданным канонам хорошего тона. За столом надо было держать спину, руки, локти. Требовалось разобраться во всех видах ложек и вилок, которые лежали на столе. Безусловно, было необходимо читать всю русскую классику и вести дневник. А уж с каким пиететом тетушки рассказывали о сестре, закончившей Сорбонну и ставшей доктором права! Другого занятия, кроме юриспруденции, и не мыслила Светлана Тома. Биография, однако, сложилась совсем иначе. Случай вмешался в ее жизнь и все расставил по своим местам.

 

Собираясь на экзамен в юридический институт, Светлана спокойно стояла на автобусной остановке. Она была одета нарядно и ярко в одежду, которую прислали из Бухареста. Прямо на остановке, когда с ней заговорил мужчина о съемках в кинофильме, пришлось принимать решение. Подошел ослепительный Лотяну и потребовал телефон. А потом был звонок с киностудии, и тетушка, провожавшая девушку на пробы, ворчала, что ей это совсем не требуется. Однако они прошли успешно. На роль утвердили. Была ли счастлива Светлана Тома? Биография об этом умалчивает. А вот родные, кроме мамы, огорчились. Но она снялась в 1966 году в своем первом фильме «Красные поляны» и оставила, не доучившись, юридический институт и стала учиться на актерском факультете в Ленинграде, параллельно снимаясь у Лотяну. 

На съемках режиссер был очень строг, даже груб, зато между ними излучал невероятное обаяние. До встречи со Светланой он был два раза женат, был старше ее на 12 лет и умел ухаживать. А девушка до него ни с кем не встречалась. Она влюбилась и потеряла голову. Он очаровал Светлану, а супружеская жизнь у них не сложилась, хотя он выпестовал из нее, казалось бы, свой идеал и актрисы, и женщины 

Заботясь о юной девушке, он умудрялся обращать внимание и на других женщин. Со стороны Светланы стала появляться обида и отчужденность. После каждого инцидента с ее стороны следовало прощение, но забыть тягостного чувства она не могла.

И после окончания института биография Светланы Томы меняется.  Как всякой девушке, ей хотелось и белого платья, и фаты, и свадьбы. Все это предложил ей однокурсник, Олег Лачин, светловолосый красавец, который, как и она, уехал в Тирасполь, в новый театр.

Но их счастье было недолгим. Когда их дочке Ирише исполнилось 8 месяцев, он погиб: Олег не справился с управлением моторной лодки и врезался в катер.  Но и в это сложное для себя время Светлана не перестала сниматься. У режиссера Я. Бургиу она исполнила роль в картине «Дом для Серафима», а дочку пришлось отдать для присмотра и воспитания родителям.

В 1973 году она снова работала с Лотяну на фильме «Лаутары».

А еще через три года он утвердил Светлану на главную роль Рады в картине «Табор уходит в небо». Съемки для артистки были сложными.

Режиссер часто срывался, требовал невероятно много. За этим наблюдали настоящие цыгане, которые тоже снимались. Однажды к плачущей Светлане подошла цыганка и предложила погадать. Она сказала, что Лотяну принесет еще много горя молодой женщине, но так никогда на ней и не женится. Не менее чем в 55 фильмах снялась актриса Светлана Тома. Биография ее больше не знала такого невероятного взлета, как в романтическом фильме о любви гордой цыганки Рады и конокрада Лойко Зобара. Этот фильм с триумфом прошел не только по экранам страны, но и всего мира. Его купили 112 стран. Такого в СССР больше не повторилось. Да и сейчас, сорок лет спустя, он смотрится на одном дыхании. 

Постепенно дороги с Лотяну действительно стали расходиться. Артистка много работала, воспитывала дочь. Был и второй брак с драматургом А.А. Вишневским. Но и он распался. Главным остались работа, дочь и внучка. 

Фильмография

Светлана Тома снималась во многих фильмах молдавского, в дальнейшем российского, режиссёра Эмиля Лотяну. Известные фильмы — «Красные поляны» (1965), «Лаутары» (1972), «Табор уходит в небо» (1976), «Анна Павлова» (1983).

Снималась у других известных режиссёров: 

В. Я. Венгеров — «Живой труп» (1969)

Я. Б. Фрид — «Благочестивая Марта» (1982)

 П. Г. Чухрай — «Люди в океане» (1979)

 В. П. Басов — «Семь криков в океане» (1981)

 В. Б. Ахадов — «Семейные дела Гаюровых» (1974) и др.

 В 1990-х годах выступала с большой концертной программой, а также гастролировала с антрепризой.

В 1999 году вместе с другими артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница песен ретро. Итогом проекта стали концерты и компакт-диск, выпущенный в США и на «Радио МПС».

Участвует в спектакле «Заложники любви» (антреприза, драм. Наталья Демчик, реж. Геннадий Шапошников, продюсерский центр «Руссарт»).

Фото Светланы Тома

Подпишитесь на наш
Блоги

Светлана Тома

00:18, 17 августа 2018

Автор: alfa-omega

Комменты 51

Аватар

Очень красивая женщина, в возрасте очень правильно подобрала себе цвет волос, актриса великолепная.

Аватар

Ратажковски очень на неё похожа. И Кендалл местами.

Аватар

Дочка ее плохая актриса.

Аватар

Интересная женщина. Дочь ее не оч воспринимаю как актрису. Не дотягивает до Светланы. А внучка какая деваха то! Прям, кровь с молоком) Мне кажется, судя по внешности, там ничего нет от ТомА, там чистой воды Фомичева)

Аватар

красивая женщина, хорошая актриса. уважаю, но не люблю. вообще цыганская тематика и наша любовь к цыганам мне не близка. Таборы все эти, Будулаи, песни-пляски... и как она отпечаталась в голове с этим табором, так и ассоциируется у меня с цыганами.

Подождите...