Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Бытует такое мнение, что вот были великие актеры, режиссеры и сценаристы. А Советский Союз распался - и все - не стало. Тишина и одни галустяны с саркисянами бороздят просторы отечественных кинотеатров. А даже если и нагрянет кто-то из былых гениев, будь то Рязанов или Михалков, то получается такой ароматный продукт, что публика от него еще два месяца отмывается. Но так же не бывает, что была полна земля русская талантами, а потом они вдруг все разом рассосались!
В копилку идут и прекрасные русские театральные постановки, и толпы
абитуриентов перед театральными вузами. Там же такой сумасшедший конкурс
на все специальности!
Возвращаясь к советской классике, невозможно не заметить как сильно актеры, режиссеры, сценаристы гиперболизируют каждую эмоцию, ситуацию, характер. Можно сказать, что это советская киношкола, которая была построена на преувеличениях и театральности. Очень часто актеры произносят свои монологи невероятно эмоционально, с чувством, с толком, с расстановкой. Но! Люди не говорят в повседневной жизни словно они без пяти минут Гамлеты. Советское кино, можно так сказать, создавало некую сказку, вроде и основанную на реальности, но не имеющею к ней непосредственного отношения. Получались милые, часто наивные, иногда трагичные до слез, но прекрасные картины.
Покровские ворота - мой любимый фильм. Помню его поцитатно с любого момента.
Это время ушло. Пришло время "голливудской школы". Она тоже начинала с такой театральности, но доросла до реализма и психологизма. Тут вспоминается один из моих любимых фильмов и, чего уж там, актеров - "Социальная сеть" и Джесси Айзенберг в ней. Пропуская все мои восторги от этого фильма, который я смотрела 3 раза и, наверное, еще не раз посмотрю, я хотела бы обратиться к отзывам российских зрителей. Они были неоднозначные, фильм называли скучным, а игру никакой, в смысле отсутствующей. Я много читала рецензий и возмущений по поводу того, что Айзенберг весь фильм проходил с каменным лицом, которое ни разу не изменилось. "Да как такой позор можно было на Оскар номинировать", - вопрошали в интернете борцы за справедливость.
Но он же прекрасно сыграл! Эта та самая голливудская школа - игра нюансами и деталями. Актер потрясающе передавал все эмоции вроде бы скупой мимикой и минимальными жестами (ведь герой-то его такой и был). Если удивление, то не широко открытые глаза, а слегка приподнятая бровь. Если страх, то не перекошенное лицо, а дернувшаяся щека. Есть тысяча способов показать эмоцию не в крайнем, доведенным до пика ее варианте. Это именно киношкола, потому, что камера может словить крупный план и дать зрителю самому догадаться о том, что испытывает герой. Театральная же школа... ну там все понятно - зал огромный, нужно и до галерки докричаться.
Поэтому сложилась такая ситуация в российском кино - старая школа уже не подходит, ее теперь называют словом "кривляние", нужно снимать по западным меркам, а опыта нет. Да и бездумное копирование Голливуда приводит к печальным последствиям, получается ненатурально и еще более искусственно, чем наивное советское кино (все-таки оговорюсь, что не все советское кино было театральным и наивным. Были советские фильмы в которых реализм просто из экрана сочился. Никогда не забуду "Иди и смотри", у меня от одного названия мурашки по коже, или тот же "Сталкер", но это были скорее исключения). Все-таки как бы это банально не звучало, нужно искать свой путь, свое лицо.
Как ни странно, этот период поисков таки был в России и пришелся на конец девяностых, начало нулевых. Те самые фильмы про бандитов, "Бригада", "Брат" и так далее.
Ужасное качество картинки, ужасное идеологическое значение, так сказать, романтика бандитизма, но такое оно было честное, как обнаженный нерв. Очень русское кино тяжелого времени. Из такого кино постепенно бы вылупилось что-то потрясающее, совершенно отличное от всего остального, но начиная с "Ночных дозоров" был взят четкий курс на запад. Конечно, русскую душу так просто не продашь, она еще осталась в фестивальных работах, которые, кстати, часто награждают. Только широкий круг зрителей их не видит. Так что, не все так плохо. Нужно просто время, ну и деньги, куда без них.
Есть много талантливых актеров, в первую очередь. Но проблема еще и в том, что в театральных вузах, даже самых больших, нет специальности "Актер кино" и их по-умолчанию ориентируют больше на театр. А это все-таки два принципиально разных направления.
Но, повторюсь, хорошие актеры есть. Поэтому винить кого-то в том, что они не умеют играть неразумно. Снимать пока не умеют, это да, а играют на родине Станиславского даже кассирши в супермаркете неплохо.
П.С. Все-таки оговорюсь, что все написанное - мое личное мнение. Я не профессионал. Просто очень-очень люблю кино и интересуюсь всем, что с ним связанно.
Беспощадное российское кино
19:04, 25 сентября 2014
Автор: polina0072
Комменты 101
Забыла написать, Айзенберг и правда, очень хорош был в Социальной сети. Муж его с тех пор так и называет Цуккербергом) Еще там классный актер был, который близнецов играл, не помню, как его зовут.
Давно уже не смотрю российское кино, потому что страашно. Но иногда случается наткнуться на по-настоящему хорошие фильмы. Фильм "Неадекватные люди" очень понравился из российского.
не могу согласиться абсолютно со всем сказанным (что касается реализма), но Социальную сеть просто обожаю. вроде бы фильм из одних диалогов - а оторваться невозможно. это как Криминальное чтиво нашего десятилетия.
Автор, если Вам нравится Айенберг, то советую посмотреть с ним "Иллюзия обмана" и "Охота Ханта".
Колоссальный минус за то, что вы назвали игру актеров советского кино кривлянием да и просто чрезмерно театральной. Американцы вас восхищают игрой на нюансах? А вы Баниониса в кино видели? Любшина? Даля? Смоктуновского? Урбанского? Быкова? Тихонова? Олега Борисова? Евстигнеева? Вам список продолжить или вам уже стало хотя бы на секундочку стыдно? Рядом с их лицами и глазами, в которых безо всяких кривляний вся жизнь героя была Джесси Айзенберг кажется милым маленьким мальчиком, которому еще учиться и учиться.