1 ноября в прокат вышел режиссерский дебют Надежды Михалковой — молодежный хоррор "Проигранное место". SPLETNIK.RU встретился с представительницей знаменитой творческой династии и узнал, почему актриса решила продолжить дело отца, почему начала именно с фильма ужасов, что она думает о молодом поколении и что сейчас ее волнует.

По сюжету фильма "Проигранное место", среди старшеклассников ходит легенда о "проигранном месте" в кинотеатре: каждый, кто покупает туда билет, умирает. Поначалу все это кажется безобидной страшилкой, пока город не сотрясает серия жутких убийств. Теперь компании подростков придется проверить себя и городскую легенду на прочность.

Сценарий триллера написали знаменитые драматурги Олег и Владимир Пресняковы ("Изображая жертву", "Воскресение. Супер"), одну из ролей сыграла Анна Михалкова.

Надежда Михалкова на премьере фильма


Надежда Михалкова на премьере фильма "Проигранное место"

С чего началась работа над фильмом?

Если глобально подходить к этой теме, то работа началась со спектакля братьев Пресняковых "Как выдать маму замуж", где мы работали все вместе. Потом мы решили сделать пилот — и его как раз я снимала, там играли сами братья Пресняковы, Аня, Анины дети — это был такой предварительный подход к полному метру. И уже после мы задумали снять полный метр — для молодых ребят. Пресняковы предложили сделать это мне.

То есть это от них исходило предложение попробоваться в роли режиссера?

Изначально да. У меня не было другого выбора даже, мне кажется. Потому что когда мы вместе работали, у нас сложились очень теплые отношения, мы стали одной командой. И они убедили меня, что именно я и должна попробовать снять пилот. Я была не уверена и долго раздумывала об этом, но все меня поддержали, и я согласилась.

Надежда Михалкова

Как думаете, почему они предложили снять фильм именно вам, а не выбрали, например, молодого режиссера-мужчину?

Мне кажется, нет разницы между режиссером-женщиной и режиссером-мужчиной. Есть темперамент, есть характер, есть разные качества, которые определяют то, какой из тебя режиссер. Но это не пол.

Почему же тогда, на ваш взгляд, женщин-режиссеров все равно в индустрии гораздо меньше?

Принято считать, что это мужская профессия, и отчасти это правильно, просто потому что режиссер должен вести за собой всю площадку, уметь и прикрикнуть, и похвалить, и проявить жесткость. Поэтому женщина-режиссер должна все-таки обладать какими-то мужскими качествами в характере. Но вообще сейчас, конечно, тенденция менятся: женщин-режиссеров все больше и больше.

Надежда Михалкова

Вы же практически выросли на съемочной площадке, вас окружали и окружают режиссеры. Были ли моменты, когда вы, наблюдая за работой других, думали "нет, я так делать никогда не буду" или, наоборот, видели какой-то классный прием и брали его на заметку?

Знаете, когда думаешь, что никогда так не сделаешь, то потом чаще всего именно так и поступаешь. Очень часто случаются такие непредвиденные обстоятельства, что тебе, к сожалению, приходится точь-в-точь делать то, что лично тебе бы не понравилось, поступи так режиссер с тобой.

Безусловно, есть разные методики работы режиссеров, которые мне интересны с точки зрения набора какого-то опыта. Чем больше ты видишь, как работают разные режиссеры, тем больше у тебя выбора и ты можешь найти подходящие методы для определенного артиста.

Вы снимались вместе с сестрой, были на равных правах, а в этом фильме она стала вашим "подчиненным". Было сложно? Она вас беспрекословно слушалась или у вас был диалог в работе?

Работать с опытными артистами — это подарок. Они всегда могут что-то подсказать тебе, главное — дать им возможность проявить себя, а не отвергать их идеи. С Аней, конечно, никаких проблем не было. Она прекрасная актриса, слушалась меня. В какой-то момент, правда, отказывалась делать дубль, тогда я согласилась: "Хорошо, раз ты так считаешь, но вообще ты можешь лучше". И она мне отвечает: "Нет, ладно, давай еще один дубль сделаем". Мы теперь до сих пор спорим, какой дубль я в итоге взяла в фильм — ее или мой. Но самым большим комплиментом от нее было услышать вопрос, когда я еще ее сниму.

Надежда и Анна Михалковы


Надежда и Анна Михалковы

Надежда и Анна Михалковы

Брали с собой на съемки детей?

Нет, не могу. На спектакли и репетиции они иногда приходят, там можно. А на площадке мне надо быть максимально ответственной и собранной, не отвлекаться, а с детьми это невозможно.

Дети вас строят или еще слушаются?

Они давно меня строят, но я сейчас потихоньку взяла бразды правления снова в свои руки и пытаюсь их немножко построить. Потому что это какое-то несовпадение: на площадке я могу всех строить, а дома нет.

Дочь Нина и сын Ваня


Дочь Нина и сын Ваня

Дочка похожа на вас?

Она круче меня. Она свободная, открытая, точно знает, чего хочет. Талантливая. Если ей сказали "нет", она не слышит этого "нет" – все равно добьется своего.

Нина


Нина

Кто главный герой в вашем кино?

Девочка.

Почему девочка?

Ну а почему в "Голодных играх" Сойка-пересмешница — девочка? Потому что девочки рулят!

Сейчас чаще главными героинями, особенно в фильмах для детей и подростков, становятся именно девочки. Причем это уже не просто девушка в беде или принцесса, которая мечтает выйти замуж, а такой активный гражданин. Это видно даже по диснеевским фильмам. Это свидетельство меняющего мира и отражение феминистской повестки. Вам нравится эта тенденция?

Слушайте, если есть боевая женщина и находится мужчина, которого это устроит, то почему нет? Если найдется мужчина сильнее ее и приструнит ее, но им будет хорошо вместе, это тоже здорово.

Речь же не только об этом. Феминистский дискурс развенчивает определенные стереотипы и борется с ними. Например, для мужчины быть донжуаном хорошо, а для женщины — не очень…

Меня часто спрашивают о феминистской повестке, но я особенно никогда не задумывалась на этот счет. Да, наверное, есть такая тенденция, но в Европе так уже давно. Там муж и жена поровну платят счета — для меня это дикость, а для них норма, им хорошо.

Надежда Михалкова

Кино это тоже касается. Совсем недавно голливудская звезда резко раскритиковала диснеевские фильмы за то, что те формируют неправильные модели поведения у ее дочерей. Например, принц из "Белоснежки" без спросу целует принцессу, и это недопустимо.

Это вообще бред. Это как с моей любимой историей про Вайнштейна, который ко всем приставал и всех насиловал.

Что касается фильма, это от безделья, наверное. Представьте, что тогда американцы скажут о "Ну, погоди!". Ужас просто. Актрису эту просто, наверное, давно никто не целовал.

Но в случае с Вайнштейном же там целый список жертв, заведено уголовное дело...

Да, я понимаю. Но люди, образ жизни, критерии ее оценки очень сильно меняются. Невозможно по правилам, которым 200 лет, жить сейчас. Поэтому когда все поменялось, то и начались какие-то воспоминания.

По мне это совершенно дикая история, когда вдруг через 20 лет кто-то решил обвинить кого-то в харассменте. Раньше надо было это делать! Возможно, меня мало кто поддержит в этой моей позиции, но, на мой взгляд, это просто нечестно.

А вы сами сталкивались с навязчивым поведением мужчин, которые слова "нет" не понимают? Знаете, даже когда на улице вслед свистят, некоторые воспринимают это как комплимент, а некоторые как угрозу. Такое же есть.

Есть, конечно. Недавно вечером шла с подругой, какой-то пьяный человек такое сказал, что я чуть не упала. Похохотали, конечно. Не могу ответить на ваш вопрос, никогда не анализировала.

Если речь не идет о теме насилия, которое я, конечно, осуждаю, то я не вижу в этом ничего плохого. Это просто проблема коммуникации. Женщина всегда может так ответить "нет", что любой мужчина поймет, если он не тупой. Ну а если тупой, то надо объяснить. Ну а расстраиваться, что тебе свистят вслед... Если ты идешь в мини-юбке с красными губами и открытым декольте, достаточно странно переживать, что на тебя обратили внимание.

Надежда Михалкова

О чем ваш фильм, если очень коротко? Как вы бы объяснили его человеку, который придет в кинотеатр смотреть вашу картину?

Это кино о страстях, которые присущи каждому человеку в любом возрасте. Это про молодых ребят: какие они, как выживают, как борются с собой и с окружающим миром.

Постер фильма


Постер фильма "Проигранное место"

Как-то вы сказали, что это фильм о молодежи, что вы хотите найти новый язык, на котором можно было бы разговаривать с молодыми, что вам интересно поколение и вы хотите его понять. После трагедии в Керчи не могу не спросить, не пугает ли вас это новое поколение?

Для этого и существует современная культура — литература, кино, живопись, чтобы искать этот язык. Но делать это нужно на постоянной основе. А не просто вдруг, когда произошла уже одна-вторая-третья трагедия, вспомнить: о, точно, у нас же есть молодое поколение, давайте поговорим с ним, что им нравится, что не нравится. С первого раза такой разговор никогда не получится, ведь это выстраивание отношений, диалога.

Поколение меня совершенно не пугает. Пугать может только то, чего ты не знаешь. А с ними я дружу. Очень уважительно отношусь к ним и к их проблемам. И эти проблемы не кажутся мне дурацкими и проходящими, потому что этот возраст — он очень сильно влияет на дальнейшую жизнь. Он может  как покалечить и создать комплексы, так и сделать лидерами. Я стараюсь как можно внимательнее к этому относиться.

Как вы считаете, это новое поколение чем-то принципиально отличается от нашего? Не говоря уже о поколении наших мам и пап.

Да, вы знаете, они стали более самостоятельными, индивидуалистами. Наверное, уже целиком ушла система, когда люди могли работать в команде. С появлением интернета и соцсетей у человека появилась возможность проживать свою жизнь в одиночестве. Они перестали стесняться своей амбициозности: что это плохо, когда ты хочешь добиться большего и хорошо жить. Для них имеет значение внешняя оболочка — как ты выглядишь и во что одет. Я не считаю это минусом совершенно. Они стали это осознанно говорить, и в этом нет никакого стыда.

Нас, советских детей, конечно, воспитывали по-другому — выделяться нельзя было ни в коем случае. Они просто смелее и четче понимают, чего они хотят. Не что за них хотят другие, а что они хотят сами. Я думаю, это основное отличие.

Надежда Михалкова с племянниками


Надежда Михалкова с племянниками

Вы хорошо помните себя в этом возрасте? Если сравнивать себя с современными подростками, какому качеству вы могли бы позавидовать?

Могу позавидовать как раз тому, что они не стесняются быть не толпой, не боятся добиваться чего-то. Мне нравится их свобода.

На самом деле, все равно людьми всегда двигали и будут двигать очень примитивные, а иногда непримитивные, сложные чувства, они не меняются из поколения в поколения. Дружба, любовь, предательство, измена — у всех все одно и то же. Все искусство об этом или об отсутствии этого. Поэтому я не считаю, что мы слишком разные. Все повторяется.

Все повторяется, но контекст меняется. Как вы за ним следите? Как ориентируетесь в том, чем сейчас увлекается молодежь?

На самом деле, это практически невозможно уже отследить. Очень быстро все меняется, слишком много информации. Звезды появляются, и тут же гаснут. Только ты начинаешь погружаться в чье-то творчество, узнавать, кто сейчас на хайпе из-за того, что провел рэп-баттл, как он уже исчез через четыре дня.

Я не могу сказать, что я пытаюсь быть на волне и все время изучать что-то такое. Эта информация прилетает ко мне сама по большей части. У них фантастическая скорость, за ней я успеть, конечно, не могу, но я стараюсь. Племянники мне часто что-то скидывают, потому что знают мой вкус, чем-то хотят поделиться, это намного ценнее.

Никита и Надежда Михалковы


Никита и Надежда Михалковы

В конфликте Земфиры и Монеточки вы на чьей стороне?

Я плохо знаю эту историю и уже не очень хорошо понимаю просто, где пиар и бизнес, а где настоящее. В музыке я не так хорошо разбираюсь, это не моя профессия, а вот в кино я всегда радуюсь за молодых авторов.

Когда я сама стала снимать кино и начала очень много смотреть фильмов, я вообще стала очень положительным зрителем. Меня очень сложно выбесить теперь. Я просто радуюсь и удачным, и неудачным картинам. Я чувствую себя сопричастной профессии, поэтому радуюсь, что выходят фильмы. Если бы не было кого-то, кто делает хуже, то не было бы стимула снимать лучше. Это движение вперед. Чем больше попыток сделать разное российское кино, тем лучше.

Раз вы следите за кинопроцессом, может быть, и за сериалами тоже?

Да. Из последнего мне очень понравилась "Грешница". Правда, мне не хватает ни времени, ни терпения, чтобы смотреть по нескольку сезонов. Еще, конечно,"Рассказ служанки". Грандиозный сериал.

Вы ищете новый язык для разговора с юным поколением, оно вам интересно, вы снимаете про него. Нельзя в этой связи не вспомнить другого автора, которого тоже эти темы очень волновали — Валерию Гай Германику с ее фильмом "Все умрут, а я останусь" и сериалом "Школа". Но такой ракурс вам не интересен, верно?

Да. Во-первых, прошло много времени. Уже лет десять: те, кому было тогда пять лет, выросли — им по 15 уже. Плюс ко всему у Германики это же и социальное высказывание, а я в своем фильме не делала никаких социальных высказываний. Из-за этого сложно было изображать быт, например. Нам надо было показать повседневную жизнь, не обманывая зрителя. Визуально было важно не уходить в социальную историю с обшарпанными стенами, общагой и хрущевкой, но и не врать слишком сильно. А ведь тебе либо нужно врать, чтобы было симпатично, либо искать другую локацию.

Поскольку мы делали жанровое и зрительское кино и хотели, чтобы уже на уровне быта это было понятно школьникам и студентам, то мы искали особые решения. Было очень сложно. Например, нам хотелось, чтобы было непонятно, где именно это снято, в каком городе происходит действие — чтобы история стала универсальной. То есть не выбиваться из реальности, но при этом ее немножко приукрасить. Так что язык — это основное отличие.

Кадр из фильма


Кадр из фильма "Проигранное место"

Кадр из фильма


Вы помните фильмы, книги, музыку, которые вас цепляли в подростковом возрасте и которые с вами остались на всю жизнь?

Почему-то откуда-то я знаю все песни "Иванушек International" и "Руки вверх" того времени. Вообще, я часто засыпала в наушниках и наутро уже знала все песни наизусть. Иногда включаешь "Дискотеку 90-х" и думаешь: "Господи, откуда ж я все слова знаю?"

90-е как вошли пару лет назад, в тренд, так и не вышли до сих пор. Взять хотя бы Монеточку с ее песней, полностью стилизованной под фильма "Брат". У вас, кстати, она же поет на саундтреке... С чем связан такой интерес, как вам кажется?

Мне кажется, это просто потребность в наполнении жизни смыслом, чтобы за всем стояла какая-то история. Опять же из-за того, что сегодня, с одной стороны, очень легко делать историю (включил в инстаграме сториз и снял ролик на 24 часа), а с другой, выделиться тяжело. Доступно стало почти все. В 90-е же многого не было. А творческий человек всегда питает вдохновение тогда, когда у него чего-то нет, когда у него что-то отняли. И вот молодые ребята сейчас стремятся подражать этому. 90-е для них удобная эпоха: исторически это не очень далеко, но при этом они все равно смотрят на это время через розовые очки. Романтизируют это время. Это ностальгия по тому, когда у людей чего-то не было, и джинсовая куртка, привезенная из-за границы автоматически делала тебя самым крутым.

Кадр из фильма


Кадр из фильма "Проигранное место"

А вы сами скучаете по тому времени?

Нет, многие этого не помнят, но ведь было совершенно не здорово. Я бы не хотела туда вернуться.

Даже по юности не скучаете? Ведь для женщин очень часто возраст — это особая щепетильная тема.

Нет. Я считаю, что биологический возраст и то, на сколько лет ты себя ощущаешь, это две большие разницы. Конечно, есть те, для кого — возраст это больная тема, но тут уже тогда дело не в возрасте вообще, тогда явно надо что-то менять — либо в личной жизни, либо в работе. А так, чем старше ты становишься, тем умнее ты становишься!

Надежда Михалкова

Источники: Архивы SPLETNIK.RU/Instagram

Подпишитесь на наш

Надежда Михалкова для SPLETNIK.RU: о режиссерском дебюте, харассменте и молодежи

14:00, 11 ноября 2018

Комменты 120

Аватар

не смогла до конца дочитать интервью - настолько неинтересное... наверное, и фильм такой же... не пойду...

L

Инфантильная Надя, которая сама ровным счётом ничего в этой жизни не добилась, будет снимать кино за наш счёт и учить нас жизни. Ей надо в театре абсурда выступать...

A

то есть женщины которых насиловали снова сами виноваты - они не так Нет говорят? а научи нас всех наденька как надо.. тем более ты актриса и даже режиссер теперь - сможешь я думаю

M

Надя, оказывается, туповата.

M

Ну снимай ты что хочешь хоть обснимайся в рамках своего хобби ,зачем лезть в профессиональное кино

Подождите...