Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Неделю назад я случайно посмотрела старый советский фильм с классическим и даже можно сказать банальным сюжетом. Но, видимо, у меня было такое настроение, что я не просто досмотрела его до конца (а там две серии), но и даже думаю о нем время от времени до сих пор.

Фильм называется "Транзит". Очевидно, его показывали к 90-летию со дня рождения замечательного актера Михаила Ульянова,  которое было 20 ноября, так что пусть этот пост будет посвящен  этой дате.

Итак, "Транзит" (1982) режиссера Валерия Фокина по сценарию Леонида Зорина (да, тот самый, который подарил нам "Покровские ворота"). Фабула фильма банальна до невозможности: знаменитый столичный архитектор случайно оказывается проездом в настоящей сибирской дыре, где знакомится с женщиной, гуляет с ней по городку и в конце концов проводит ночь у нее дома. Они очень разные, у каждого своя жизнь, архитектор к тому же уже сто лет женат, однако встреча эта, совершенно очевидно, для обоих оказывается чем-то большим, чем мимолетный роман. Это не спойлер, потому что ты практически сразу понимаешь, что будет именно так - я же говорю, сюжет вполне стандартный.

Ну то есть, действительно, сколько мы видели фильмов с похожей завязкой? Это вообще одна из самых популярных основ для фильмов про отношения мужчины и женщины. Я навскидку могу сразу назвать четыре очень известных - это наши "Ирония судьбы" и "Вокзал для двоих", а также американские фильмы "Мосты округа Мэдисон" и "Перед рассветом". Правда, финалы у этих фильмов разные - эта история может быть как со счастливым концом, так и наоборот. Как правило, героям не просто дается решение быть вместе - они могут быть из разных миров, они часто несвободны и могут по разным причинам быть не готовы резко менять свою жизнь ради вспыхнувшего чувства. Правы они или нет каждый раз сказать сложно, потому что в большинстве случаев свое личное счастье им ведь придется строить на несчастье других. В той же "Иронии судьбы"  есть покинутая невеста Лукашина Галя и брошенный Надей Ипполит.

Но вернемся к "Транзиту", так как он из этих фильмов самый малоизвестный. Я не буду его рекомендовать всем, потому что для него нужно особое настроение смотреть неспешную и не очень веселую историю в очень депрессивных декорациях. Но если вам нравится Михаил Ульянов или  интересно наблюдать за игрой актеров старой школы, то эта история как раз для этого предназначена. Про атмосферу фильма хочется сказать отдельно - бывает в фильмах, когда по сюжету действие происходит в каком-то богом забытом месте, которое при этом очень киногенично и вызывает позитивные эмоции. Но тут оператор явно специально так снимает этот городок, что он кажется последним местом, где бы тебе хотелось жить. Во-первых, действие происходит зимой. И зима тут не такая открыточно красивая, которую все любят - заснеженные деревья, фонарики, катки и прочее. Нет, это зима про то, что на улице постоянно темно, деревья лысые и небо хмурое. И город этот будто сплошная унылая промзона с вкраплениями хрущевок.

В единственной рецензии на Кинопоиске справедливо отмечено, что главные актеры действуют четко в рамках своего амплуа (т.е Ульянов - немолодой успешный консервативный мужчина в дорогом кожаном пальто вроде партийного деятеля высокого ранга, Неелова - трепетная фея непростой судьбы, Филозов - занудливый хмырь, за которого можно замуж только от безысходности выйти), но я была просто заворожена Михаилом Ульяновым. Этот фильм в первую очередь его бенефис, и он, конечно, очень харизматичный мужчина. Я вообще-то не люблю таких персонажей в кино, как его герой, но в определенный момент ты начинаешь понимать героиню Нееловой. И еще - далеко не каждый актер способен играть в фильме, где постоянно требуется долго держать крупный план, не говоря ни слова, показывая все переживаемые героем эмоции исключительно глазами, изгибом губ, наклоном головы и так далее. Ульянов показывает тут мастер-класс, как это надо делать. В фильме есть сцена, когда он оказывается за праздничным столом с героиней Нееловой, ее женихом и подругами и то, как он молча за ними наблюдает, сделано просто великолепно.

Кстати, кроме Ульянова и Нееловой в фильме есть также прекрасная Людмила Зайцева, юная Евгения Симонова, Алла Балтер, Михаил Глузский и другие замечательные актеры. Т.е. каст у фильма очень мощный и, видимо, поэтому при всей банальности истории наблюдать за тем, как она идет к своему финалу мне было интересно и после фильма есть такое грустное послевкусие, когда ты не жалеешь, что потратил на него два часа.

P.S. Еще вчера посмотрела в очередной раз знаменитый фильм "Родня" и вспомнила старый пост Fiona, если кто любит раннего Михалкова - гляньте, отличный материал двухлетней давности.

Подпишитесь на наш
Блоги

Транзит: к 90-летию со дня рождения Михаила Ульянова

16:53, 26 ноября 2017

Автор: Misa

Комменты 103

M

Уже прочла и про Без свидетелей )) вот , Бесы тоже прошли мимо меня, надо посмотреть. Никогда бы и не подумала про героиню Нееловой, что она- нимфоманка, удивил меня этот комментарий. Точно так же , как героиня Егоровой в фильме " Женщина для всех", хотя список " прегрешений " этих героинь несопоставим)

M

Фильм очень грустный во всех отношениях- героям ничего нового и хорошего не светит. Бенефисом считаю фильм Михалкова " Без свидетелей". Он там его не показывает интересным мужчиной, он там отвратителен, но как это сыграно и показано!

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...