Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.

Блоги

Александр Николаевич Бенуа. "Азбука в картинках" .

09:37, 15 января 2016

Автор: GulJa3

Комменты 24

Аватар

М - Мама просто прелесть))))

Аватар

у меня есть такая книжка) красота!

Q

Надо детям посоветовать, чтобы моим младшим внукам такую азбуку купили, думаю в Питере это реально, походя по букинистическим магазинам! Огромное спасибо, если бы могла семёрок бы десять проплюсовала! Хотя вопрос, а может какое из современных издательств выпустило эту Азбуку?

Аватар

Вот спасибо за такие посты. Азбуку такую хочу теперь

Аватар

Я когда-то писала курсовую по его творчеству... как давно это было.

Подождите...

Евгения Милова

Легенда светской журналистики и автор телеграм-канала "Сторожевая Милова" обратила внимание, что в "Сплетнике" планируются изменения, и поделилась слухами о продаже нашего сайта.

"Пока по Москве циркулируют слухи о скорой продаже "Сплетника" (это слухи того же типа, что и про увольнение Эрнста с Первого, — вечные), в самом издании учредили должность главреда еженедельника Spletnik Weekly. И ищут кандидата, причём на приличные деньги", — написала Милова.

Речь идет об объявлении, появившемся на сайте hh.ru про вакансию главного редактора онлайн-еженедельника с зарплатой от 300 до 500 тысяч рублей в месяц. Предполагается, что новый проект будет выпускать номера по субботам, состоять из 5—8 оригинальных единиц контента и сопровождаться почтовой рассылкой.

Слухи о возможной продаже сайта Spletnik.ru наше руководство подтвердило ("только напишите, что дорого"). Слухи об отставке Константина Эрнста с должности руководителя Первого канала редакции пока подтвердить не удалось.

Если вы хотите возглавить наш новый онлайн-еженедельник, пишите сюда.

Если у вас есть деньги и вы хотите купить "Сплетник" целиком, вашего сообщения ждут здесь.

Евгения Милова заметила, что в "Сплетнике" планируются изменения

19:12, 23 апреля 2025

Комменты 70

P

Я начала читать Сплетник на своей первой работе (смахивает скупую слезу). Как можно было угробить буквально всё на сайте, это надо талант иметь. Эх(

Аватар

Хм, сайт сначала сделали почти нечитабельным, убили все комьюнити, под конец зарубили почти весь архив контента и убрали блоги, а теперь продают.

L

Верните старый сплетник... С блогами, комментариями, живими обсуждениями и сплетнями.... А не со всей этой тухлостью.... Я здесь с 2008 года

Аватар

Продавать надо на пике, а вы развалили, не побоюсь этого слова, уникальное сообщество, где спорили, общались, писали классные блоги, ссорились и интриговали) , но это было так интересно и с огоньком

Аватар

Назвать Милову легендой - это сильно😲

Подождите...