Марина Абрамович/AnOther

76-летняя художница Марина Абрамович появилась на обложке издания AnOther и в разговоре со своим давним другом, критиком и историком искусства Хансом Ульрихом Обристом, рассказала о теме смерти в искусстве, своих оперных проектах, преподавании и операции, из-за которой она оказалась на грани жизни и смерти.

Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther

Марина Абрамович курировала проект по технике известного хореографа Пины Бауш в Университете искусств Фолькванг в Эссене по приглашению сына Бауш: вместе со студентами они готовились к шоу, которое этим летом прошло в Музее Фолькванг. Несмотря на то что работать в Германии, живя при этом в США, это "безумие", Абрамович не смогла отказаться, поскольку преподавательская деятельность и общение с молодёжью — её настоящая страсть.

В беседе с Обристом она рассказала, что всегда говорит молодым художникам. "Не бойтесь никого и ничего. Не обращайте внимания на то, что говорят другие, не бойтесь совершать ошибки. Если вы хотите попробовать что-то новое, вы должны признать, что это может быть огромной ошибкой — а если вы этого не сделаете, вы никогда не сможете создать что-то новое", — сказала она.

По словам Абрамович, самыми ценными зачастую бывают самые, казалось бы, безнадёжные идеи. "Я всегда так же обращаюсь к художникам, которые выбрасывают идеи, которые им не нравятся, "в мусор", и оставляют лишь те, которые им нравятся. Мы всегда должны смотреть именно на идеи, которые лежат в мусоре, потому что именно их мы боимся, и именно их у нас не хватает смелости воплотить в жизнь. Молодым важно экспериментировать", — добавляет она.

Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther
Марина Абрамович
Марина Абрамович/AnOther

Абрамович рассказала о важности свободы самовыражения в обществе. "Очень важно как-то воплощать свободу самовыражения. Это снова касается страха, потому что мы очень боимся того, что кто-то может сказать или не сказать. Но необходимо соединить все безумные идеи воедино и посмотреть, что из этого выйдет".

Марина Абрамович рассказала о своих оперных проектах: в 2020 году на сцене Баварской оперы она вместе с другими художниками поставила оперу-перформанс "Семь смертей Марии Каллас", в 2021 году её показали в Парижской опере. Легендарная певица Мария Каллас была личным кумиром Абрамович.

"Если бы десять лет назад кто-нибудь сказал мне, что я буду играть в опере, я бы подумала: "Ты сумасшедший". Но потом я подумала: а почему бы и нет? Давайте возьмём и обновим старое представление об опере, создадим мир, который является проекцией, где есть игра, свет, перформанс, настоящая музыка и так далее. Но сосредоточимся только на смерти, на реальном финале оперы. Вы сидите в каждом оперном театре и ждёте, пока кто-нибудь не умрет, а затем происходит это грандиозное крещендо. Так почему бы нам просто не взять финал и не растянуть его до конца?".

Художница отметила, что хотела привлечь "супермолодых людей, которые никогда не пойдут в оперу", и ей это удалось — многие из её зрителей никогда раньше не посещали оперу. "Я помню лучший для меня комплимент: какие-то старушки поднимались по лестнице в Опере Гарнье в Париже и, глядя друг на друга, говорили: "Ce n'est pas classique" ("Это не классика". — Прим. ред.). Я сказала: "Боже мой, это лучший комплимент, который я могу заслужить".

Абрамович поделилась, как она пришла к теме смерти в опере. По её словам, когда люди видят по телевизору умирающих людей, "всегда появляется одно и то же чувство, беспокойство". "Ты сразу отключаешься и делаешь что-то другое. Если вы смотрите оперу, фильм или какую-нибудь старую театральную постановку, где люди умирают очень эстетично и трогательно, вы идентифицируете себя с персонажем, плачете и всегда смотрите эту часть до конца".

По словам Абрамович, это ощущение меняется, если люди видят реальную смерть. "Если вы увидите на экране войну или какие-то ужасные сцены, вы немедленно выключите телевизор". Эти идеи получили реализацию спустя несколько лет, когда Абрамович получила от директора Баварской государственной оперы предложение поставить спектакль по сказке Шарля Перро "Синяя борода". Работать с этим сюжетом художница отказалась и предложила свой — "Семь смертей Марии Каллас".

По замыслу Абрамович, "семь смертей" превратились в семь театральных сцен смерти, ключевых моментов из разных опер, которые стали знаковыми в сценической биографии Марии Каллас.

Абрамович описала и собственный опыт на грани смерти. Художнице в этом году сделали операцию на мениске, и через несколько дней она потеряла сознание и не могла дышать. Её увезли в больницу, где ей поставили диагноз "эмболия легких". В больнице она провела почти два месяца и перенесла три операции, внутреннее кровотечение и большую потерю крови. "Большую часть времени я была без сознания, под воздействием опиатов — я была здесь и там. Этот опыт потряс всё моё существование. Я не могла поверить, что была так близка к смерти".

По её словам, она часто заигрывала с темой смерти, ставила спектакли и даже изображала собственные похороны, и Вселенная словно бы сказала ей: "Ты действительно хочешь умереть? Посмотрим, что из этого выйдет".

"Теперь я сосредоточена на том, чтобы жить. Я не хочу делать ничего даже близкого к мысли о смерти. Теперь я чувствую, что мне дана совершенно новая жизнь. Мне дан шанс", — сказала она.

В конце интервью Абрамович ответила на вопрос своего собеседника о том, что означает искусство. "Что такое искусство? Знаете, на это у меня всегда один и тот же ответ, я никогда его не меняла. Искусство — это кислород общества".

Марина Абрамович — сербская художница перформативного жанра, является специалистом по искусству выносливости. Работы Абрамович исследуют отношения между художником и аудиторией, пределами тела и возможностями ума. Её часто называют "бабушкой искусства перформанса".

Самый известный из её перформансов — "Ритм 0", который она провела в 1974 году в галерее Morra в Неаполе. Во время перформанса Абрамович разложила перед зрителями 72 предмета, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые предметы могли доставлять удовольствие, другие — причинить боль: там лежали ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница позволила публике в течение шести часов манипулировать её телом и движениями.

Абрамович отметила, что сначала зрители вели себя скромно и осторожно, но некоторое время спустя участники стали агрессивнее. "Полученный мной опыт говорит о том, что, если оставлять решение за публикой, тебя могут убить, — вспоминала потом Абрамович. — Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, хотя другой человек забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии".

Подпишитесь на наш

"Я чувствую, что мне дана совершенно новая жизнь". Марина Абрамович о теме смерти в искусстве и болезни, которая заставила её переосмыслить жизнь

21:31, 13 сентября 2023

Комменты 4

Комментарий был удален

L

Чувствую и вижу в ней демоническое нутро

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...