Кейт Мосс считает её своей модной иконой, а Карл Лагерфельд называл изобретательницей стиля minimal chic. Она вышла замуж за миллионера, дружила с Энди Уорхолом и встречалась с Ричардом Гиром. Spltnk рассказывает о биографии модели и ювелирного дизайнера Тины Чоу, чья жизнь оборвалась в 41 год.
Начало карьеры
Беттина Луиза Лутц родилась в 1950 году в Огайо, её мать Мона Фуруки была японкой, а отец Уолтер Эдмунд Лутц — американцем с немецкими корнями. Будущую жену Уолтер встретил в 1945-м, когда служил в американской армии в оккупированной Японии, и перевёз в США. Они поженились, родилась старшая дочь Адель, а через два года — Тина.
В школе Тина была довольно скромной: Адель не помнит, чтобы её сестра в подростковые годы ходила на какие-либо свидания. Однако если речь заходила о стиле, она не стеснялась. "Когда в моду вошёл образ Твигги, Тина была первой, кого из школы отправили домой из-за слишком короткой юбки, — рассказывает Адель. — А ещё она умоляла меня подстричь её под Твигги, но я отказалась. Тогда она сделала это сама — получилось не очень".
Когда Тине было 16, семья переехала из Америки в Японию по нескольким причинам: мать хотела быть рядом с родственниками, самим девочкам, как посчитали их родители, полезно было ближе познакомиться со своей культурой, а их отец занялся бизнесом, который давно его привлекал, — торговлей бамбуком.
В Токио Тина поступила в университет, однако проучилась всего полгода. Учёбу она оставила ради модельной карьеры: обе сестры в Японии стали заниматься моделингом, успех обеих был стремительным. Контракт с девушками заключил ведущий косметический бренд страны — Shiseido, они стали участвовать в показах видных брендов, включая прежде всего Issey Miyake. Знакомые вспоминают, что лица сестёр были в те годы в Японии на всех обложках.
Уже тогда Тина выделялась на фоне других моделей. В эпоху, когда в японской моде предпочтение отдавалось подчёркнутой женственности, она отличалась от других короткой стрижкой и любовью к андрогинным образам, которые ей были очень к лицу.
Ресторанная империя
В 1971 году 21-летняя Тина познакомилась с 32-летним Майклом Чоу — британцем китайского происхождения, успешным ресторатором, дизайнером и актёром. Майкл был сыном звезды пекинской оперы Чжоу Синьфана, которого называли самым высокооплачиваемым артистом Китая.
К началу 1970-х Чоу в Лондоне уже сам был звездой светской жизни: его китайский ресторан Mr Chow пользовался огромной популярностью, в нём легко можно было встретить участников The Beatles, Фрэнка Синатру или Федерико Феллини. В дальнейшем он открыл ещё несколько заведений в Америке.
Чоу активно снимался в кино, в основном в небольших ролях, включая ленту о Бонде "Живёшь только дважды" с Шоном Коннери. Там же играла его родная сестра Цай Хин. Также Чоу с юных лет был увлечённым коллекционером современного искусства, особо известна его коллекция собственных портретов, созданных всемирно известными художниками.
На момент встречи с Тиной ресторатор был разведён, его первый брак с моделью (а впоследствии креативным директором Vogue) Грейс Коддингтон продлился всего около года. Приехав в Токио, Чоу познакомился с Тиной и её сестрой Адель через общую подругу. "Мы обе сказали: "Вау!". Он был очарователен, просто красавец, с длинными гладкими волосами. И такой смешной!" — вспоминает Адель.
По словам Майкла, в Тину он влюбился с первого взгляда. Вскоре она переехала к нему в Лондон, и в 1973 году они поженились. После свадьбы улетели в Лос-Анджелес — открывать ресторан Mr Chow. На открытие приехал Клинт Иствуд, а завсегдатаями заведения стали знаменитости вроде Анжелики Хьюстон и Джека Николсона. В ресторане сети, появившемся спустя пять лет в Нью-Йорке, тоже собиралась вся элита мира искусства, моды, шоу-бизнеса: Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, Мадонна, Мик Джаггер и Джерри Холл.
Не последнюю роль в превращении ресторана Mr Chow в особое, модное заведение играла и харизма Тины Чоу. Появляясь в одном из ресторанов мужа, она моментально притягивала взгляды. Из Лондона супруги перебрались в Нью-Йорк, и Чоу стала одной из ключевых фигур местного светского общества. "В те беззаботные дни она была очень красива, весела, всегда в центре внимания", — вспоминал Карл Лагерфельд.
По словам художника Питера Шлесингера, многие приходили в заведение ради того, чтобы увидеть Тину. "У неё была главная роль, — рассказывал он. — Шикарная, всегда улыбчивая и доброжелательная. Она приветствовала вас, и вам казалось, что вы её лучший друг. А поскольку она была так блистательна, вам льстило её внимание". Разумеется, друзьями модели на самом деле являлись лишь некоторые из знаменитых гостей, однако, как упомянул Шлесингер, Чоу никогда бы не подала виду, если бы была не слишком рада кому-то из посетителей: "Это часть её восточной натуры — умение надеть маску".
Судя по всему, блистать в ресторанах мужа было не личной прихотью Тины, а скорее её обязанностью. Майкл придумывал идеи, жена воплощала их в жизнь. На вопрос о том, в чем заключалась её работа, она как-то ответила: "В том, чтобы вечеринка не прекращалась".
Моделинг и украшения
После замужества Тина не ограничилась лишь ролью светской львицы и супруги очень богатого человека. Она продолжала сниматься для модных брендов — "ради собственного удовольствия", как отмечал работавший с ней Ив Сен-Лоран. Он и другие модельеры восторженно отзывались о сотрудничестве с Чоу. "Ей было не просто интересно быть моделью — ей нравилось передавать дух бренда и дизайнера", — отзывался Иссеи Мияки, одним из первых оценивший талант Тины.
"Тина обладала врождённой элегантностью, ей даже не нужно было, чтобы дизайнер делал для нее нечто особенное. Наоборот, это она делала многое для нас", — отмечал Джорджио Армани.
Внешность Чоу давала командам брендов простор для воображения: она вполне гармонично смотрелась и в андрогинных образах, и в элегантных платьях, становилась лицом то популярных марок массмаркета вроде Gap, то кутюрных творений Yves Saint Laurent и других. За свою карьеру ей посчастливилось поработать с лучшими фотографами: Хельмутом Ньютоном, Ричардом Аведоном, Стивеном Мейзелом, Артуром Элгортом, Хербом Ритцем, Сесилом Битоном, называвшим её своей любимой моделью.
Модные журналы восторгались умением Чоу миксовать дешёвые вещи, найденные на блошиных рынках, с эксклюзивными брендовыми вещами, редкими винтажными предметами haute couture, которые она покупала на аукционах. Всё это размещалось в ее гардеробе как музейные экспонаты — друзья говорят о невероятной педантичности и перфекционизме Тины, к вещам она относилась как к сокровищам.
На вечеринках Чоу блистала в роскошных нарядах, в повседневной жизни обычно выбирала что-то минималистичное в духе унисекс: обычно базовую футболку, мужской пиджак и простые обтягивающие брюки Kenzo — это всю жизнь был её самый любимый повседневный образ. "Это она изобрела стиль minimal chic, и никому он не шёл больше, чем ей", — считал Карл Лагерфельд.
Карьеру модели Тина успешно совмещала с материнством: в 1974 году у них с Майклом Чоу родилась дочь Чайна, ещё через четыре года — сын Максимилиан.
По совету своего друга Энди Уорхола модель увлеклась ювелирным дизайном и запустила собственную линию украшений. Выглядели они необычно: она использовала натуральные камни, стебли бамбука, шёлковую нить, серебро и золото. Украшения Тины использовали в своих фотосессиях такие легендарные фотографы, как Сесил Битон и Хельмут Ньютон.
Её коллекции стали продаваться в крупнейших универмагах, включая нью-йоркский Bergdorf Goodman, в 1988-м Кельвин Кляйн использовал украшения Чоу для своего осенне-зимнего шоу.
Впоследствии свою тягу к творчеству она реализовала и в других жанрах — занялась скульптурой, дизайном мебели. "Благодаря своему неподражаемому обаянию она возвела бизнес мужа в разряд культовых, а её собственная креативность и увлечённость позволили ей стать успешным дизайнером", — пишет о Чоу AnOther Magazine.
Сама Тина в одном из немногочисленных интервью объясняла, как видит свою миссию в жизни: "Все мы несем в мир или красоту, или уродство, я выбираю первое".
Разрыв
Ресторанный бизнес к середине 1980-х стал приносить семье Чоу больше двух миллионов долларов в год, заведения были на пике успеха. Между тем отношения Тины и Майкла постепенно угасали. Знакомые пары говорят, что это стало заметно в 1987 году: модель всё так же дисциплинированно участвовала в работе ресторанной империи супруга, но между ними уже ощущалось напряжение. По мнению самого Чоу, охлаждение началось ещё годом ранее, как раз тогда его жена была полностью увлечена своей новой ролью ювелирного дизайнера. Ему же хотелось другого — "семья, дом, вся эта скука".
Поговаривали, что у мистера Чоу был жёсткий характер: сотрудники называли его "доброжелательным диктатором", а родная сестра уволилась из его компании через полгода и потом в мемуарах написала, что брат "вёл себя как тиран".
Так или иначе, начиная с 1986-го, по словам Майкла, их с Тиной совместную жизнь уже нельзя было назвать полноценным браком. Каждый был занят собственными делами. У модели в тот период начался роман с Ричардом Гиром, их объединил интерес к буддизму, актёр даже свозил ее к далай-ламе. Про эти отношения пресса пишет, что они лишь ускорили и без того неминуемый разрыв Чоу с мужем. По рассказам друзей Тины, она была по-настоящему влюблена, но для Гира являлась скорее "просто одной из побед". Актёр в те времена уже являлся признанным голливудским секс-символом, и его подруги (часто модели) менялись так часто, что пресса не успевала запоминать их имена.
Помимо моды Чоу занималась благотворительностью, в частности поддерживала фонды, помогающие борьбе со СПИДом: это было связано с тем, что болезнь погубила нескольких её друзей. В 1989 году открылось страшное: 39-летняя Тина узнала, что и у неё тот же диагноз. Выяснилось это случайно, когда после обычной простуды у модели развилась пневмония, её госпитализировали и в больнице сделали обязательные анализы.
Болезнь, как предполагают в её окружении, ей передалась от французского аристократа-бисексуала Кима Дэстанвиля, с которым у неё случился короткий роман в 1985-м, когда официально она ещё была замужем. Сам мужчина потом скончался от СПИДа — в 1990-м. Когда стал известен диагноз Тины, шёл бракоразводный процесс между ней и Чоу, однако вместе они давно не жили и модель уже состояла в новых отношениях — с кинопродюсером Ричардом Ротом. Его тест на ВИЧ оказался отрицательным, как и у Майкла Чоу.
Тина стала открыто говорить о своей болезни знакомым. "Я буду лучшей в мире пациенткой", — сообщила она друзьям. И направила свою энергию на изучение болезни, а также поддержку страдающих от неё. Она продолжала работать над своим ювелирным брендом, но много времени посвящала активистской деятельности, помогала работе известного фонда Angel Food, занимающегося доставкой питания пациентам с ВИЧ. Диагноз стал поворотной точкой в её образе жизни: светская активность закончилась, она сосредоточилась на творчестве. Сестра Тины рассказывает, что в последние годы Чоу ощущала жизненные силы, только когда делала что-то своими руками — к примеру, мастерила деревянные скульптуры.
Новости о диагнозе совпали по времени с финальным этапом оформления развода, кроме того, отношения Тины с Ричардом Ротом распались, так что кроме физической боли её преследовали и тяжёлые переживания. "Больше всего её ранило как мать то, что она не могла уже ежедневно заботиться о своих детях", — рассказывает сестра Чоу. Дочери Тины было 15, сыну — 11, и теперь из-за состояния здоровья матери они жили со своим отцом.
В январе 1992 года Тина скончалась от осложнений, связанных с болезнью, ей был 41 год. Незадолго до смерти она сама связалась с Институтом костюма Киото и нью-йоркским Технологическим институтом моды, чтобы передать им коллекцию принадлежавших ей дизайнерских творений. После смерти модели десятки её нарядов были представлены на посвященной её стилю выставке под названием Flair ("Чутье").
Сеть ресторанов Mr Chow существует по сей день, её владельцу Майклу Чоу 84 года. Четыре года назад он женился в четвёртый раз (после Тины у него был ещё один развод). Нынешняя жена ресторатора младше него на 49 лет.
О сыне Тины и Майкла Максимилиане известно, что он работает в бизнесе отца, а также пишет картины. Дочь пары Чайна Чоу поначалу пошла по стопам матери и несколько лет работала моделью, снималась для Shiseido, Tommy Hilfiger, Calvin Klein, два раза входила в сотню самых сексуальных женщин по версии Maxim. Она снялась в нескольких фильмах, а также попадала в заголовки таблоидов в связи со своими романами — с Марком Уолбергом, Стивом Куганом, Киану Ривзом. Сейчас у Чайны отношения с певцом Билли Айдолом, в следующем году она отметит 50-летие.
Сестра Тины Адель Лутц — художница, дизайнер и актриса. Её модельная карьера, начавшаяся в юности, продлилась около пяти лет, после этого Адель посвятила себя творчеству. С начала 90-х она работала над различными арт-формами — от костюма до инсталляций. Работы Лутц выставлялись в Метрополитен-музее и других престижных пространствах. Она известна как театральный художник по костюмам, а также создавала образы для музыкантов — Боно, Майкла Стайпа, Talking Heads (Адель 15 лет была замужем за лидером этой группы Дэвидом Бирном).
Встречалась с Ричардом Гиром, дружила с Кейт Мосс и умерла от ВИЧ: как Тина Чоу стала модной иконой Нью-Йорка
20:00, 16 июля 2023
Комменты 20
Да, интересно. Китайский муж неприятный внешне, зубы в молодости кривые… а считался красавцем)) что деньги делают!)
Жаль ее. До сих пор никто от этой напасти не застрахован
редакция расстаралась, молодцы, качественный материал)
Положа руку на сердце, кроме того, что она встречалась с Гиром, дружила с Мосс, была замужем за богатым ресторатором и умерла от спида, я так и не поняла, чем она заслужила статью на сплетнике спустя 30 лет после смерти и зачем русскоговорящей аудитории вообще про нее знать. Написано с таким придыханием, как будто речь идет об ученом, открывшем вакцину от рака
Комментарий был удален