Издание "Афиша" выпустило документальный фильм "Путешествие на край ночи: эффект "Солянки" о популярном московском клубе нулевых, оказавшем влияние на многих людей и индустрию в целом. Основатели, создатели и другие причастные к истории проекта рассказали, как менялась клубная культура столицы и как "Солянка" стала местом притяжения хипстеров, формировавших культурные и модные предпочтения нескольких поколений. Spltnk посмотрел фильм и пересказывает главное.

Сценаристами и режиссерами фильма (название которого позаимствовано у дебютного романа французского писателя Луи-Фердинанда Селина "Путешествие на край ночи". — Прим. ред.) стали главный редактор "Афиши Daily" Трифон Бебутов, писательница и журналистка Лена Кончаловская. Интервью им дали участники группы Pompeya, музыканты Mujuice и Дима Устинов (Taras 3000), диджеи Виталий Козак и Леонид Липелис, художник и арт-директор Михаил Ганнушкин, основатель клуба "Солянка" Роман Бурцев, фотограф Саша Mademuaselle, журналист Олег Коронный и продюсер Игорь Компаниец.

В фильме рассказали, как "Солянка" стала символом времен больших надежд, и попытались исследовать феномен этого места и людей, которых оно притягивало. Уникальность его, как объясняют в картине, заключалась, во-первых, в том, что оно было не похоже на другие клубы нулевых — дорогие, гламурные и вычурные, где в основном с девушками знакомились богатые мужчины.

"Вечеринки в Москве раздражали излишеством меха и золота", — вспомнил Mujuice. "Все [в других клубах] были на слишком сложных щах в мехах, на брендах, в Gucci и леопарде. Пацаны на полном серьезе подкатывали к девчонкам. Все это было неловко", — согласился журналист издания W-O-S Олег Коронный. "Я понял, что это не моя стихия", — подытожил создатель групп Pompeya и Simple Symmetry Александр Липский, говоря о типичных клубах тех лет.

Во второй половине нулевых в Москве начала зарождаться так называемая хипстерская тусовка. Молодые и творческие люди с собственными взглядами на моду, культуру и стиль жизни в целом начали собираться на антигламурных тусовках в "Солянке", где не только отдыхали, но и обсуждали различные проекты, которые хотели осуществить. "Появилось поколение людей 17—25 лет, которые хотели быть очень европейскими", — отметил журналист Игорь Компаниец, работавший арт-директором "Солянки".

Клуб "Солянка"
Клуб "Солянка"

Как отметил Mujuice, там тусовались люди, которым "было некомфортно на пош-фэнси-чизи-вечеринках со стразами и блестяшками". Вечеринки проходили в формате "антигламура" — над гламуром в "Солянке" смеялись, и эта несерьезность была частью настроения.

Клуб "Солянка"
Клуб "Солянка"

Многим тогда казалось, что впереди бесконечное поле возможностей и надо что-то делать — появлялись новые медиа, стартапы, клубы, бренды. "Тогда у власти был Дмитрий Медведев, страна развивалась, сюда вливались капиталы, иностранные в том числе, перло все как на дрожжах. То, что происходило в "Солянке", было отражением происходящего в политике и обществе. Было много надежд и мечтаний", — рассказала фотограф Саша Mademuassele.

Основал "Солянку" бизнесмен из Петербурга Роман Бурцев. Клуб открыли в арендованном старинном особняке на улице Солянке и сделали едва ли не самым модным заведением в Москве без царившего тогда повсеместно гламура и пафоса. Креативные идеи подсмотрели в одном из главных клубно-тусовочных городов мира — Лондоне. "Я брал с собой всю нашу компанию, дизайнеров, будущих барменов. Мы все, кто создавал это место, жили месяца два в Лондоне, ходили по разным местам, барам, смотрели, обсуждали", — рассказал Бурцев.

Клуб "Солянка"
Клуб "Солянка"

В "Солянке" устраивали рейвы, хип-хоп- и диско-вечеринки, ставили самую разную музыку, приглашали очень разных артистов — в итоге получилась "солянка" людей из разных субкультур и самых разных социальных слоев. Там выступали Марк Алмонд, западные диджеи, Pompeya, Mujuice, "Кирпичи", Людмила Гурченко, Miss Kittin, The Gentle People, а под конец вечеринки могли включить Чайковского.

В "Солянку" могли не пустить поп-звезд и людей "на пафосе", которые не соответствовали духу места и настроению вечеринки. Например, фейсконтроль не пропустил участницу группы "Блестящие" Жанну Фриске, продюсера Александра Шульгина, зато обычные студенты могли запросто пройти. Вход стоил 300—800 рублей, в баре наливали водку по 60 рублей за стопку.

"Это место уравнивало всех, и ты не чувствовал себя грустным обрыганом, к третьему походу в "Солянку" ты вливался в эту тусовку полностью. Сосались, дрались и пили водку из горла в одном месте", — поделилась воспоминаниями Саша Mademuaselle.

Роман Мазуренко
Роман Мазуренко

Идеологом комьюнити "Солянки" был Роман Мазуренко, устраивающий там вечеринки Idle Conversation, а затем основавший модный зин LAM Magazine на базе сайта Look At Me, на котором фотографии с этих вечеринок и публиковались. На основе блога Look At Me позднее был образован одноименный медиахолдинг, переименованный в 2019 году в Redefine. На сегодняшний день в него входят издания The Village, Wonderzine, Spltnk, креативное агентство, маркетинговое агентство и онлайн-сервисы. Клуб стал очень популярным, еженедельно с четверга по пятницу туда пытались попасть сотни людей, туда шли прилетевшие на гастроли в Москву звезды — например, как-то заглянула Рошин Мерфи, о "Солянке" писали в The New York Times, слава места гремела даже за пределами страны.

"Очереди на вечеринки Мазуренко стояли от дверей "Солянки" до метро. Внутри царил дух свободы. Девушки в клубе были модные, но не в брендах. Все были одеты с берлинских секондов, в мамины платья… Ребята одевались как хипстеры", — вспоминает диджей Виталий Козак.

Гостья клуба "Солянка"
Гостья клуба "Солянка"

Вечеринки в "Солянке" в фильме сравнили с "настоящим карнавалом" и еженедельным "маргинальным фестивалем". "Я старался не лезть со своими идеями, а давал людям себя реализовать. Давал возможность не самым известным музыкантам играть, начинающим диджеям оттачивать профессионализм", — рассказал Бурцев.

Так получилось, что молодые, творческие, амбициозные люди, образовавшие комьюнити вокруг "Солянки", стали влиять на различные сферы города за пределами клуба.

"Это было время надежды. Тогда была вера, что мы прорвались, что из "Солянки" мы начали распускать паутину по другим местам… Появился парк Горького, вдруг город захотел с нами сотрудничать. Все покатилось семимильными шагами", — рассказал Ганнушкин.

Михаил Ганнушкин стал арт-директором Парка культуры им. Горького в 2011 году. Тогда на должность директора парка был назначен Сергей Капков, начавший масштабную реконструкцию ЦПКиО.

К ним прислушивались депутаты и бизнесмены, которым нравились их идеи и энергия. Так в Москве начали появляться новые парки и городские пространства, открылись Институт медиа, архитектуры и дизайна и одноименный бар при нем "Стрелка". Как отмечается в фильме, многое изменилось после начала протестного движения в декабре 2011 года, после чего "Солянка" сначала переехала, а потом и закрылась.

"Контекст "Солянки" закончился, он стал другим. Та Москва по большому счету закончилась. После закрытия ощущение пустоты было у многих. А как по-другому? Вдруг отняли дом", — заявил Бурцев.

"Солянка", как считает Александр Липский, оказала влияние на страну в целом: "Вся эта история очень повлияла и на регионы, где люди начали открывать подобные места".

Александр Рогов
Александр Рогов в "Солянке"
Дарья Малыгина и Антон Севидов
Дарья Малыгина и Антон Севидов
Виталий Козак
Виталий Козак
Клуб "Солянка"
Клуб "Солянка"
Клуб "Солянка"
Клуб "Солянка"
Клуб "Солянка"
Клуб "Солянка"

Фото: Facebook*

*Facebook принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией

Подпишитесь на наш

"Сосались, дрались и пили водку из горла в одном месте": вышел докфильм о культовом московском клубе нулевых "Солянка"

16:43, 14 марта 2023

Комменты 4

Комментарий был удален

Р

look at me не Мазуренко основал,мир его праху

A

У меня в телефоне до сих пор есть номер Компанийца, который мог вписать на вечеринку)

A

Эх, Соляночка, молодость. Ну и кстати враки все это, что там не любили пафос: очень даже любили, меня часто не пускали, потому что я была одета немодно (а бабла на модное не было совсем). Ну и выпивать там было дорого.

Подождите...