Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Какую экранизацию эпической поэмы "Одиссея", приписанной Гомеру, ни включи, или даже мультфильм на вольную тему о греческой мифологии, всегда натыкаешься на образ Сирен, которых изображают то аналогом Морских Дев (женщин с рыбим хвостом, которых в современном мире ошибочно навзывают "русалками"), то - реже всего - птицами с женской головой или женщин с птичьим торсом. Но это ещё полбеды. Самый главный аспект персонажей - пение. Многие режиссеры и писатели в постгомеровские времена воспринимали пение Сирен в "Одиссее" по-разному: то как мелодичный вой, то как метафору смерти, или вообще - соблазн, а в средневековую эпоху у священнослужителей Сирена вообще ассоциировалась с сексуальной распущенностью! Тогда как в оригинале поэмы Гомера (или переводе, приближенном к нему) мы читаем нечто совсем другое:
"К нам, Одиссей многославный, великая гордость ахейцев!
Останови свой корабль, чтоб пение наше послушать.
Ибо никто в корабле своем нас без того не минует,
Чтоб не послушать из уст наших льющихся сладостных песен
И не вернуться домой восхищённым и много узнавшим.
Знаем все мы труды, которые в Трое пространной
Волей богов понесли аргивяне, равно как троянцы.
Знаем и то, что на всей происходит земле жизнедарной!".
То есть, исходя из содержания данного отрывка текста, пением Сирен, в отличие от мультфильмов и других экранизаций, было вовсе не гипнотическое вытьё мелодичное (это же вам не современная сигнализация "Скорой" или полиции!), не пифагорейская гармония небесных сфер и прочая чепуха! Смысл песен Сирен заключался совсем в другом! По факту, эти чародейки обладали САКРАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ О ПРОШЛОМ И БУДУЩЕМ, манипулировали сознанием людей и тем самым сводили их с ума! А потом уже и промышляли людоедством, в точности как Циклопы на Сицилии и даже те же Горгоны.
Вообще, персонажей с пророческим даром в Греции было пруд пруди, и все они играли определённую роль в судьбе не только смертных, но даже и олимпийских богов и титанов одновременно! Пророчествовать могла ведь не только Кассандра из Трои, которой никто не верил, не только Тиресий, но ещё упоминался в той же "Одиссее" и другой старец - Телам, Евримиев сын. Циклоп Полифем рассказал, что он предрёк великану, что Одиссей лишит его зрения. Дальнейшая судьба неизвестна. Наверное, Полифем его таки сожрал, хоть и не поверил сказанному и даже посмеялся. А Прометей? Его приковали к скале не только за одну лишь кражу огня, что еще полбеды! В оригинале мифов этот титан тоже был провидцем и прекрасно знал о том, что Зевс Громовержец также может потерять трон на Олимпе, как и его отец! И посему долго не спешил раскрывать сокровенную и важную информацию, и смел поэтому дерзить и насмехаться над верховным божеством. Сирены, по сути, играли аналогичную роль. Иначе, зачем им было сообщать главному герою про исход битвы под Троей, который и так давно известен, или пока ещё никто о судьбе своих товарищей не знал, а Сирены тем и пользовались, вообразив себя рупором мореходов? Если им так важно их всех съесть, зачем живущим на изолированном острове птьицедевам лезть в политические вопросы и дела богов и смертных?! Почему пение Сирен в конечном итоге превратили в банальный вой и лишили их сакрального могущества, непонятно.
Впрочем, сам Гомер в оригинальной поэме вообще не описывает внешности Сирен и даже не указывает их имен и точное количество, а вот хищными птицами с человеческими чертами, подобно Гарпиям, они стали уже в римскую эпоху, когда императоры захватили Грецию и адаптировали чужие мифы под свою культуру. Так, живший в III веке до н.э. Аполлоний Родосский в своей поэме «Аргонавтика» рассказывает о встрече Ясона и его команды с сиренами, которых описывает как крылатых существ, полуптиц-полуженщин, дочерей речного бога Ахелоя и одной из девяти муз. Аполлоний говорит, что когда-то Сирены были служанками Персефоны и развлекали её своим пением. После того, как Персефону похитил Аид, её мать Деметра наказала их за то, что они не сумели защитить её дочь. Она дала им крылья со словами: «Летите по миру и найдите мою дочь!». Но Сирены опять возвратились ни с чем, и вскоре были изгнаны.
По другой версии, Афродита наказала их за то, что они отказывались преподнести свою девственность как смертным, так и богам. По ещё одной, Сирены не умели летать несмотря на то, что имели крылья, так как девять муз (их матери и тётки), победив в состязании по пению, выщипали из их крыльев перья, чтобы сделать себе венки. Этот миф очень схож с состязанием бога Аполлона с сатиром Марсием, которому в наказание и вовсе содрали кожу/шкуру живьём! Что касается смерти Сирен, то здесь есть, как минимум, две версии. По одной их победил Геракл, чьим шестым заданием было убить птиц с металлическими перьями, клювами и когтями, живших в Стимфалийских болотах. По другой, Сирены сами бросились в море и утонули после того, как их перехитрил Одиссей. А согласно третьей, упустив корабль "Арго", они бились в истерике и ярости и буквально грызли сами себя. И, оказавшись в Царстве Аида, Сирены трактовались уже как Музы подземного мира.
Возможно, именно из-за этой последней версии их смерти, в языках, произошедших от латыни, сирены и русалки/Морские девы обозначаются одним и тем же словом. Раньше из музыкальных инструментов у Сирен в изображениях были традиционная греческая кифара и флейта, а потом их заменили на арфу, рыбу - угря, зеркало и гребень. Лишь в средневековую эпоху вместо птичьего тела у Сирен появился традиционный рыбий хвост, что послужило дальнейшей трансформацией персонажа в Морскую Деву. То есть, черты каннибализма и людоедства авторы поздних произведений убрали из мифологической истории, пророческая составляющая песен Сирен и вовсе канула в Лету, а вот страсть топить корабли и заманивать моряков на скалы - осталась вплоть до 19-го века, когда благодаря трактату алхимика Парацельса уже и Морских Дев стали рассматривать в христианском аспекте - не как нечисть, губящую людей, а как дух воды (ундину), жаждущий в браке с человеком обрести бессмертную душу и попасть в Рай. Со временем и эта трактовка утратила своё значение, благодаря различным экранизациям знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсена "Русалочка" на эту тему, и зловещее существо из языческого мира уже перестало быть опасным и враждебным человечеству.
Тег: Блоги
О чём в оригинале греческой мифологии пели Сирены?
20:18, 11 октября 2024
Автор: Надежда Воронцова
Комменты 7
Не встречала в мифах историй о том, что горгоны ели людей. Одна из сестёр, Медуза, превращала взглядом в камень, две другие Эвриала (Прыгающая) и Сфено (Могучая) тоже по-моему не ели людей. Хотя, может быть какой-то миф и ускользнул от меня 😊
Комментарий был удален
начиная с Еврипида и Эсхила - конфликт сугубо личный, в замысле Бога, но статья кайф, и не всем дано понять.. в том числе это в искусстве, хотя многие на армянском духе вот творят, а не создают) ...ну Бог судья)... ;)
А зачем кем то манипулировать перед тем как сьесть? Этот кто то до того как не достаточно вкусный?