Это пост о книге, основанной на реальной истории жизни, о героине этой истории, а еще-- о знаменитом художнике, запечатлевшем ее на своих полотнах.
Книгу написала Кристина Бейкер Кляйн. Она росла неподалеку от Кушинга, тоже на старой ферме. А вообще--то эта история давно ждала, чтобы ее описали...
Героиня книги--- Кристина Ольсен--- всю жизнь прожила на старой ферме у побережья океана в штате Мэн. Сначала все было хорошо, но еще в детстве у нее началась странная болезнь-- сильные боли в ногах, неуверенность при ходьбе. Она лежала и тихо плакала, вызывая у родителей страдания, а еще, я думаю, прозаические мысли-- дочь на ферме не работница.
И они, скопив денег, решили везти ее в город, на лечение. Сейчас не трудно догадаться, что у девочки было наследственное неврологическое заболевание-- прогрессирующий амиотрофический паралич. Это и сейчас не лечится, а уж тогда... Но находились лекари, обещавшие улучшение и даже выздоровление, за немалые деньги подвергая ребенка очень болезненным и бесполезным процедурам.
Кристина боялась боли и категорически отказывалась ехать, вплоть до истерики. В конце концов родители отстали от нее.
Интересно, когда я читала книгу, для меня было очевидно, что лечение ей было не нужно; а задумавшись, я поняла, что в него верили и не могли простить ей отказ от него всю свою жизнь-- да и сама она, наверное, думала, что сама виновата в болезни. Это тяжкий груз...
В подростковом возрасте она еще могла ходить, спотыкаясь и падая, а к 26 годам ноги отказали полностью.
В книге описан быт на этой ферме: рядом было озеро; никаких удобств, все по старинке, летом натаскивают водоросли на вспаханные земли--- как удобрение, зимой, когда озеро замерзает--- очистка и колка льда на продажу. Это тяжелая, опасная мужская работа. И это помимо множества обычных дел на ферме.
Возможно, книга---во многом художественный вымысел, но он максимально приближен к правде, и история несчастливой любви здесь очень кстати: Кристина переживает всю гамму чувств---от влюбленности и надежды жить, как все--- до отчаяния и ожесточенности, и это вполне понятно.
Она еще умудрялась делать кучу дел на ферме, и шила, и готовила непослушными пальцами-- получая ожоги и порезы.
Когда ноги перестали ей подчиняться, она стала передвигаться на руках, волоча ноги за собой, и "проходила" так огромные для нее расстояния-- по полям к соседям, к подруге.
Весь мир был ограничен старой фермой-- дом, поле. Единичные разы она бывала в небольшом городке Кушинге-- единственным в этой местности.
Она не принимала помощи, не собираясь зависеть от других-- инвалидная коляска была не для нее. Ее мир был невелик, но она была свободна. Недуг не только причинял ей сильные боли и уродовал молодое тело, он лишил ее нормальной женской доли, а обязанностей никто не отменял-- но она не сдавалась, с ожесточенным упрямством ежедневно борясь, преодолевая трудности.
В книге подчеркнуто, что стойкость, живучесть , сила воли--- основные свойства американцев, не зря постоянно подчеркивается связь героини с первыми переселенцами--- сильными, жёсткими, не сдающимися.
Кристина дожила до 74 лет.
Эндрю Уайет был своеобразным художником: всю долгую жизнь он писал только два места-- Чеддс-Филд , где он родился и вырос, и Кушинг в Мэне, где он жил в летние месяцы. Непрерывно совершенствуя реалистический стиль письма, он стал знаменитым, а его полотно "Мир Кристины"-- одно из самых известных полотен американских художников.
Уайет оказался соседом Ольсенов и впервые увидел Кристину из окна второго этажа, в поле. Она ползла. Его это так поразило, что он стал работать над картиной с этой сценой.
Позже они подружились. В ту пору его суровой соседке было уже за 50, но на полотне она-- молодая девушка.
Мы видим худенькую девушку в старом, вылинявшем на солнце платье, ее волосы жесткие, как солома, по которой она ползет, с седыми нитями. Руки истощены, но серые от пыли кисти рук, пальцы-- крепкие, они цепляются, вгрызаются в землю, как сама она цеплялась за жизнь.
А дом на холме-- который мы видим как бы ее глазами, снизу вверх-- так далек! Поле кажется бескрайним для этой хрупкой фигурки.
"Временами прибежище, а временами – тюрьма, это здание на холме всегда было мне домом. Всю жизнь я стремлюсь к нему, желаю удрать из него, я обездвижена его властью надо мной"-- это слова Кристины.
И правда, серый безмолвный дом на холме вызывает гнетущее чувство, давлеет над пейзажем.
Краски на картине бледные-- небо серое, старый дом некрашеный, трава желтая, сухая, жесткая. Лишь на фигурку в розовом падают лучи солнца.
На одно только поле художник потратил 5 месяцев, прорисовывая каждую травинку!
Картина находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк. 1948 г.
Уайет легко видоизменял объект своей работы, убирая лишнее и привнося в нее свое восприятие-- и при этом оставался реалистом.
Еще Кристина.
Вид из окна--- занавески Маммеи, любимой бабушки Кристины, развевающиеся на морском ветру. Они такие старые, истонченные-- как паутинка.
Вот и весь мир Кристины, ее "картина мира"-- есть сейчас такое понятие.
Тег: Блоги
Картина мира.
Книга К.Б.Кляйн, ставшая бестселлером, и художник Э. Уайет- классик американской живописи.
17:11, 22 марта 2023
Автор: Екатерина 76
Комменты 6
Автор, все, о чем Вы написали-открытие для меня. Очень интересно! Спасибо
Спасибо! Очень интересно. Я с детства люблю Уайетта. Про Кристину я читала ещё ребёнком в Юном художнике, но, конечно, там подробностей не было минимум.