Это пост о книге, основанной на реальной истории жизни,  о героине этой истории,  а еще-- о знаменитом художнике, запечатлевшем ее на своих полотнах.

Книгу написала Кристина Бейкер Кляйн. Она  росла  неподалеку от Кушинга, тоже  на старой ферме. А вообще--то эта история давно ждала, чтобы ее описали...

 Героиня книги--- Кристина Ольсен--- всю жизнь прожила на старой ферме у побережья океана в штате Мэн.  Сначала все было хорошо, но еще в детстве у нее началась странная болезнь-- сильные боли в ногах, неуверенность при ходьбе. Она лежала и тихо плакала, вызывая  у родителей страдания, а еще, я думаю, прозаические мысли-- дочь на ферме не работница.

И они, скопив денег, решили везти ее в город, на лечение. Сейчас не трудно догадаться, что у девочки  было наследственное неврологическое заболевание-- прогрессирующий амиотрофический паралич. Это и сейчас не лечится,  а уж тогда... Но находились лекари, обещавшие улучшение и даже выздоровление,  за немалые деньги подвергая ребенка очень болезненным и бесполезным процедурам.

Кристина боялась боли и категорически отказывалась ехать, вплоть до истерики. В конце концов родители отстали от нее.

Интересно, когда я читала книгу, для меня было очевидно, что лечение ей было не нужно; а задумавшись, я поняла, что в него верили  и не могли простить ей отказ от него всю свою жизнь-- да и сама она, наверное, думала, что сама виновата в болезни. Это тяжкий груз...

В подростковом возрасте она еще могла ходить, спотыкаясь и падая, а к 26 годам ноги отказали полностью.

В книге описан быт на этой ферме:  рядом было озеро;  никаких удобств, все по старинке, летом натаскивают водоросли на вспаханные земли--- как удобрение, зимой, когда  озеро замерзает--- очистка и колка льда на продажу. Это тяжелая,  опасная мужская работа.  И это помимо множества обычных дел на ферме.

Возможно, книга---во многом художественный вымысел, но он максимально приближен к правде,  и история несчастливой любви здесь очень кстати:  Кристина переживает всю гамму чувств---от влюбленности и надежды жить, как все--- до отчаяния и ожесточенности, и это вполне понятно.

Она еще умудрялась делать кучу дел на ферме,  и шила, и готовила непослушными пальцами-- получая ожоги и порезы.

Когда ноги перестали ей подчиняться, она стала передвигаться на руках, волоча ноги за собой, и "проходила" так  огромные для нее расстояния-- по полям к соседям, к подруге.

Весь мир был ограничен старой фермой-- дом, поле. Единичные разы она бывала в небольшом городке Кушинге-- единственным в этой местности.

Она не принимала помощи, не собираясь зависеть от других-- инвалидная коляска была не для нее. Ее мир был невелик, но она была свободна.  Недуг не только причинял ей сильные боли и уродовал молодое тело, он лишил ее нормальной женской доли, а  обязанностей никто не отменял-- но она не сдавалась, с ожесточенным упрямством ежедневно борясь, преодолевая трудности.

  В книге подчеркнуто, что стойкость, живучесть , сила воли--- основные свойства американцев, не зря постоянно подчеркивается связь героини с первыми переселенцами--- сильными, жёсткими,  не сдающимися.

Кристина дожила до 74 лет.

 Эндрю Уайет был своеобразным художником: всю долгую жизнь он писал только два места-- Чеддс-Филд , где он родился и вырос, и Кушинг в  Мэне, где он жил в летние месяцы. Непрерывно совершенствуя реалистический  стиль письма,  он стал знаменитым, а его полотно "Мир Кристины"-- одно из самых известных полотен американских художников.

Уайет оказался соседом Ольсенов и впервые увидел Кристину из окна второго этажа, в поле. Она ползла. Его это так поразило, что он стал работать над картиной с этой сценой.

Позже они подружились. В ту пору его суровой соседке было уже за 50, но на полотне она-- молодая девушка.

 Мы видим худенькую девушку в старом,  вылинявшем на солнце платье, ее волосы  жесткие, как солома, по которой она ползет, с седыми нитями. Руки истощены, но серые от пыли кисти рук, пальцы-- крепкие, они цепляются, вгрызаются в землю, как сама она цеплялась за жизнь. 

А дом на холме-- который мы видим как бы ее  глазами, снизу вверх-- так далек!   Поле кажется бескрайним для этой хрупкой фигурки. 

   "Временами прибежище, а временами – тюрьма, это здание на холме всегда было мне домом. Всю жизнь я стремлюсь к нему, желаю удрать из него,  я  обездвижена его властью надо мной"-- это слова Кристины.

И правда, серый безмолвный дом на  холме вызывает гнетущее чувство, давлеет над пейзажем.

Краски на картине бледные-- небо серое, старый дом некрашеный, трава желтая, сухая, жесткая. Лишь на фигурку в розовом падают лучи солнца.

На одно только поле художник потратил 5 месяцев, прорисовывая каждую травинку!

Картина находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк. 1948 г.

 Уайет  легко видоизменял объект своей работы, убирая лишнее и привнося в нее свое восприятие-- и при этом оставался реалистом.

Еще Кристина.

Истрепанные временем занавески Маммеи.

 Вид  из  окна--- занавески Маммеи, любимой бабушки Кристины, развевающиеся на морском ветру. Они такие старые, истонченные-- как паутинка.

Вот и весь мир  Кристины,  ее "картина мира"-- есть сейчас такое понятие.

Тег: Блоги

Подпишитесь на наш
Блоги

Картина мира.

Книга К.Б.Кляйн, ставшая бестселлером, и художник Э. Уайет- классик американской живописи.

17:11, 22 марта 2023

Автор: Екатерина 76

Комменты 6

G

Автор, все, о чем Вы написали-открытие для меня. Очень интересно! Спасибо

Аватар

Спасибо! Очень интересно. Я с детства люблю Уайетта. Про Кристину я читала ещё ребёнком в Юном художнике, но, конечно, там подробностей не было минимум.

Подождите...