Луиза Казати однажды заявила, что хочет быть "ожившим произведением искусства". Ее считали эксцентричной, странной, загадочной, кто-то называл ее сумасшедшей, кто-то — ведьмой. Описать род ее деятельности сложно — светская львица, наследница состояния, муза художников и поэтов, законодательница моды, чей образ до сих пор вдохновляет дизайнеров. Казати прожила большую часть своей жизни в невероятной роскоши, а в свои последние годы оказалась в лондонской ночлежке. Spltnk рассказывает об этой удивительной женщине.

Луиза Казати/The Casati Archives
Луиза Казати/Адольф де Мейер/The Casati Archives

Богатая наследница

Луиза Адель Роза Мария Амман родилась в богатой и знатной миланской семье в 1881 году. Ее отец — Альберто Амман, текстильный магнат, получивший титул графа при короле Умберто I, мать — светская львица Люсия Бресси. Луиза и ее старшая сестра Франческа получали домашнее образование, как было принято в аристократических семьях в те годы. Сама Луиза такой формат учебы находила невероятно скучным, с ранних лет ее влекло искусство, проявлялись способности к рисованию. 

Сестры были еще подростками, когда их благополучная и спокойная жизнь прервалась трагедией: скончалась мать, а два года спустя ушел из жизни и отец. Опеку передали дяде и тете девочек. Сестры внезапно оказались наследницами головокружительного состояния — пресса предполагает, что они являлись в то время самыми богатыми жительницами Италии. 

Луиза Казати в детстве
Луиза Казати в детстве

В юности Луиза обычно оставалась в тени старшей сестры — та, по воспоминаниям современников, была более эффектной и грациозной. Однако Луиза, как пишут биографы, притягивала к себе внимание благодаря своему магнетическому взгляду. 

Девушку окружали поклонники, и в 19 лет она приняла предложение руки и сердца от маркиза Камилло Казати Стампа ди Сончино — представителя старинного аристократического рода — и стала маркизой Казати Стампа. Он был старше на четыре года и считался для нее выгодной партией: по своему социальному статусу семья жениха превосходила семью невесты. Спустя год у пары родилась дочь Кристина. Луиза уже тогда была свободолюбивой, ребенок в ее планы не входил: девочку вскоре отправили в пансион.

Луиза Казати с дочерью
Луиза Казати с дочерью

Муж и любовники

Тихая семейная жизнь вообще была явно не для Луизы: через три года после свадьбы она влюбилась в другого. Замужняя маркиза познакомилась на охоте с писателем Габриэле д'Аннунцио, ей было 22, ему 40. Он не мог похвастаться привлекательной внешностью, но перед его обаянием было сложно устоять. Как рассказывали очевидцы, лысый и низкорослый писатель мог очаровать любую женщину, едва заговорив с ней. Известный писатель, поэт, журналист, драматург, кинематографист, военный летчик имел славу покорителя женских сердец, его даже называли лучшим любовником Италии. Д'Аннунцио не раз сражался на дуэлях из-за женщин — будь то поединки на шпагах или пистолетах. Считалось, что реальные романы д'Аннунцио давали ему богатый материал для эротических сцен в его книгах. Для него Луиза была одной из многочисленных любовниц, но свою связь — сначала любовную, потом скорее дружескую — они поддерживали долгие годы.  

Луиза Казати
Луиза Казати
Габриэле д'Аннунцио/GettyImages.ru
Габриэле д'Аннунцио/GettyImages.ru

"Он стал ее главной любовью, — пишет The New Yorker. — Мужчина, вечно бежавший от кредиторов и, следовательно, вечно искавший щедрую любовницу. Ни он, ни Казати не были способны на верность, но она стала его музой, а он научил ее бежать от всего мирского — это качество потом сделало ее модной иконой и, вероятно, зародилось из ее неприязни к той мрачной и заурядной маленькой девочке, в чьем теле она когда-то чувствовала себя как в клетке".

Экстравагантный стиль

Модной иконой Луизу сделала ее экстравагантность. По тем временам она была кем-то вроде эпатажных звезд нашей эпохи — не зря пресса называет Казати "Леди Гагой 1920-х".

Если после свадьбы с графом она одевалась в довольно консервативные наряды, ничем особо не отличаясь от женщин своего круга, то в период романа с д'Аннунцио стала смело экспериментировать. Сделала короткую стрижку и покрасила волосы в ярко-рыжий, свои большие глаза выделяла густой черной подводкой и накладными ресницами, худобу не прятала, а, наоборот, подчеркивала темными и обтягивающими нарядами, бледность усиливала светлой пудрой, а высокий рост (более 180 см) — крупными головными узорами.

Луиза Казати в костюме, символизирующем свет, на маскарадной вечеринке в Париже
Луиза Казати в костюме, символизирующем свет, на маскарадной вечеринке в Париже/GettyImages.ru

Секрет томного взгляда Луизы, как пишут биографы, был не только в макияже: для того чтобы расширить зрачки и придать глазам блеск, маркиза активно использовала экстракт белладонны. В Италии еще в Средние века девушки с этой целью капали сок ядовитого растения в глаза (даже название "белладонна" с итальянского переводится как "красивая женщина"). "В ее внешности не было ничего приглушенного, только яркие штрихи. Она значительно — даже по сегодняшним меркам — расширила рамки представлений о красоте", — пишет Vogue.

Портрет Луизы Казати/Огастес Джон
Портрет Луизы Казати/Огастес Джон
Портрет Луизы Казати/Огастес Джон
Портрет Луизы Казати/Огастес Джон

"Поэзия избытка"

Из-за своего экстравагантного поведения и внешности Казати в начале XX века прославилась на всю Европу и обрела в светском обществе звание "королевы декаданса". Экстравагантность эта проявлялась во всем, начиная от того самого бурного романа с Габриэле д'Аннунцио: отношения не были ни для кого тайной, так что вокруг имени маркизы создалась достаточно скандальная атмосфера. Муж Луизы, как выражается The New Yorker, "годами игнорировал" роман жены, занимался своими делами, разводил в своем поместье собак и лошадей. Впрочем, перестал обращать внимание он и на другие любовные увлечения супруги: помимо д'Аннунцио у нее были и другие мужчины. На протяжении всего брака супруги жили отдельно, окончательно расстались через 14 лет после свадьбы, а официально развелись только в 1924 году: Казати стала первой в истории католичкой, расторгнувшей брак. 

"В конце концов отношения [между Габриэле и Луизой] угасли и перешли в стадию дружбы между двумя этими очаровательными хищниками, которые практиковали черную магию и общались в основном зашифрованными посланиями", — пишет The New Yorker. Издание рассказывает, что д'Аннунцио привил любовнице тягу к "поэзии избытка": Казати тратила гигантские суммы на свои самые эксцентричные выдумки. По совету д'Аннунцио она поселилась в Венеции, в Палаццо Веньер деи Леони на Большом канале. Все в ее доме дышало роскошью: интерьеры были украшены редкими драгоценными камнями, дорогим кружевом, оранжерейными цветами и египетскими статуями. В этом дворце (как и в других особняках Луизы — в Риме и Париже) содержались также экзотические животные: гепарды, львы, пантеры, гориллы, павлины, совы и особо любимый хозяйкой говорящий попугай, выкрикивавший непристойности. Обустройство роскошного жилища увлекло маркизу больше, чем что-либо еще: она совсем перестала интересоваться и маркизом Казати Стампа ди Сончино — на тот момент формально ее мужем — и их девятилетней дочкой Кристиной.  

Луиза Казати
Луиза Казати

Пабло Пикассо рассказывал об эксцентричных вечеринках Луизы, на которых она могла появиться со змеей, выкрашенной золотой краской, на шее или в "ожерелье" из укусов своего очередного любовника. У нее дома гостили знаменитости — Айседора Дункан, Сергей Дягилев, звезда балета Вацлав Нижинский. По слухам, у нее бывали романы с известными мужчинами, в числе ее воздыхателей называют Жана Кокто, Робера де Монтескье. И не только с мужчинами: Казати признавалась, что бисексуальна.

Прогуливаться по берегу канала с собаками или экзотическими питомцами — например, с гепардом на поводке — маркиза выходила в шубе на голое тело, жемчугах и при полном макияже.

В опере она могла появиться в головном уборе из павлиньих перьев, побрызганных для особой эффектности кровью недавно зарезанной курицы. На одной из вечеринок на маркизе было платье, украшенное сотнями маленьких электрических лампочек: однако, когда что-то в этой конструкции вышло из строя, Луизу ударило током.

Обожавшая театральность во всем Луиза заказывала дизайн своих костюмов Льву Баксту, художнику дягилевских балетов. Он придумывал для нее тематические образы — например, вампирский или в восточном стиле. Парижские модельеры сами вызывались разрабатывать наряды для нее: дизайнер Поль Пуаре, например, сшил Луизе каскадное платье, усыпанное бриллиантами. 

"Индо-персидский танец", эскиз костюма для Луизы Казати/Лев Бакст
"Индо-персидский танец", эскиз костюма для Луизы Казати/Лев Бакст
Эскиз костюма для Луизы Казати/Эльза Скиапарелли
Эскиз костюма для Луизы Казати/Эльза Скиапарелли

Идея быть "ожившим произведением искусства" была не просто красивой фразой: Казати не жалела денег, выплачивая гонорары художникам, скульпторам, фотографам, создававшим ее многочисленные портреты. Луизу фотографировал Ман Рэй, ее изобразил в воске и в гипсе скульптор Паоло Трубецкой, она позировала художникам Огастесу Джону, Альберто Мартини, Джованни Больдини и многим другим. Более сотни изображений Казати украшали ее дворец в Париже. Также она заказала манекен в виде самой себя: точная копия хозяйки могла сидеть во время званых ужинов за столом с гостями. 

Луиза Казати/Ман Рэй
Луиза Казати/Ман Рэй
Луиза Казати/Ман Рэй
Луиза Казати/Ман Рэй
Луиза Казати/Ман Рэй
Луиза Казати/Ман Рэй

В 1919 году во время эпидемии испанки скончалась сестра Луизы Франческа, которой было всего 39 лет. Казати, на тот момент 38-летняя, тяжело переживала утрату. Чтобы отвлечься, она отправилась в кругосветное путешествие и из всех стран отправляла д'Аннунцио открытки. Некоторые точки маршрута особенно сильно повлияли на нее. Так, например, после посещения Индии она решилась на новые эксперименты с образом: маркиза якобы осознала, что в прошлой жизни была тигром, после чего шокировала парикмахера просьбой добавить в ее ярко-рыжие волосы черные полоски. Она даже имитировала походку пантеры, чтобы поддерживать свой новый имидж "хищницы". 

Завершилось кругосветное путешествие на острове Капри — в его красоту Луиза буквально влюбилась, как и обитавшие на нем многочисленные представители богемы. Французский писатель Роже Пейрефитт описывает ее прибытие так: "Хотя говорят, что каприйциев ничем не удивишь, такое зрелище даже им доводится видеть не каждый день. На маркизе была шляпа звездочета, с которой спускались длинные покрывала, окутывавшие всю ее фигуру. Лицо заштукатурено, как у паяца, в ушах колокольчики. Тушь от жары потекла черными бороздками до самых запыленных туфель". По его рассказу, в руках женщина держала хрустальный шар, а одна из служанок несла за ней "куст из кованого железа, усеянный выкрашенными в ярко-алый цвет гранатами и с ярлычком, извещающим всех, что это подарок д'Аннунцио". За дамой вели на поводках двух борзых, присыпанных розовой пудрой, и несли три клетки — с удавом, филином и попугаями. "Несметное количество чемоданов и баулов погрузили на целый кортеж телег", — описывает этот визит Пейрефитт.

Портрет Луизы Казати/Джованни Больдини
Портрет Луизы Казати/Джованни Больдини
Портрет Луизы Казати/Джованни Больдини
Портрет Луизы Казати/Джованни Больдини

На Капри Луиза вновь решила поменять внешность — она красила волосы то в зеленый, то в черный, носила черные платья и вуали. Однажды решила выкрасить золотой краской тело своего слуги — так, что тот потерял сознание от жары и едва не задохнулся. Разумеется, среди жителей острова о странной даме ходили самые разные слухи — говорили, что она занимается черной магией и спит в гробу. Всем мистическим Казати действительно интересовалась на протяжении всей жизни: среди ее близких друзей были люди, называвшие себя ясновидящими, гадалками и колдунами. Поговаривали даже о неких сатанинских обрядах, которые проводила Луиза. Правда, очевидцы утверждали, что это были скорее театрализованные перформансы — как и многое другое в жизни маркизы. К слову, эксцентричное и порой странное поведение Казати могло отчасти объясняться ее пристрастиями: как и многие ее богемные друзья, она не отказывала себе в абсенте, опиуме и кокаине.

Конец жизни

Стремление тратить огромные деньги на предметы роскоши в конце концов обернулось драмой: к 50-летнему возрасту Луиза накопила долгов на сумму 25 млн долларов. Выплачивать деньги кредиторам она не могла: слишком много было растрачено на дворцы, наряды, драгоценности, путешествия, вечеринки, портреты, созданные лучшими мастерами. Палаццо в Венеции пришлось продать: сейчас в нем находится музей современного искусства "Коллекция Пегги Гуггенхайм". Кроме того, Казати выставила на аукцион свой парижский особняк и все его содержимое: говорят, одной из покупательниц была Коко Шанель. Маркиза перебралась в Лондон и поселилась у дочери. Кристина ранее вышла замуж за виконта Гастингса (ставшего в дальнейшем графом), у них подрастала дочка — леди Мурея Гастингс. Впоследствии Кристина развелась с мужем и вышла замуж за политика Вогана Филиппса — единственного в истории коммуниста в британской Палате лордов. Общих детей у них не было. 

Луиза Казати/Адольф де Мейер
Луиза Казати/Адольф де Мейер

Луизу, вынужденную оставить привычный образ жизни, накрыла депрессия, хотя знакомые считали, что гораздо сильнее ее страшила мысль о старении, а не о нищете. В своем последнем письме Габриэле д'Аннунцио она просила бывшего возлюбленного прислать ей денег, но тот, согласно сведениям биографов, даже не ответил. 

Последние 30 лет Казати жила на оставшиеся деньги, вырученные от продажи всех атрибутов ее прежней блистательной жизни. Хватало на аренду однокомнатной квартиры в Лондоне, корм для любимых пекинесов и гадания на картах Таро. Когда каждая из собак умирала, Казати заказывала сделать из тела животного чучело. Счета от таксидермиста она отправляла своей внучке. Говорили о том, что маркиза много пьет, что ее видели, когда она искала в мусорном баке перья для своих шляп и кружево, что квартиру ей пришлось в конце концов сменить на дешевую ночлежку. В июне 1957 года 76-летняя Казати скончалась от сердечного приступа — прямо во время спиритического сеанса. Маркизу похоронили в Лондоне, в ее любимом кожаном пальто и с накладными ресницами, рядом положили чучело одной из ее собачек. На могильном камне маркизы по желанию ее внучки леди Муреи была высечена цитата из "Антония и Клеопатры" Шекспира: "Над ней не властны годы. Не прискучит ее разнообразие вовек".

Единственная внучка маркизы стала женой политика Вудроу Уайатта, после развода с ним вышла замуж за рекламного агента Бринсли Блэка, которого британский Vogue в 1960-е включал в список самых стильных мужчин страны. В двух браках Мурея родила двоих сыновей, но в роли матери себя не видела: еще когда была беременна первым ребенком, договорилась с родственницей мужа, что воспитывать сына будет именно та. Впоследствии Вудроу Уайатт подал на развод по причине неверности жены, и суд в итоге передал ему опеку над сыном. Мурея прожила долгую жизнь и умерла в 2011 году, ее сыновья занимаются бизнесом. 

Влияние

Образ Луизы Казати остается узнаваемым и цитируемым и после ее смерти. В частности, он служил вдохновением для коллекций Dries Van Noten, John Galliano. Считается, что в честь Казати назван бренд Marchesa (в переводе с английского — "маркиза"). А знаменитые вечерние прогулки Казати по венецианской набережной с гепардом в драгоценном ошейнике, если верить прессе, вдохновили ювелиров Cartier на создание коллекции украшений с пантерами. 

Карл Лагерфельд спустя почти полвека после ухода из жизни эксцентричной маркизы переосмыслил ее образ в фотопроекте с Карин Ройтфельд в главной роли.

Карин Ройтфельд/Карл Лагерфельд
Карин Ройтфельд/Карл Лагерфельд
Карин Ройтфельд/Карл Лагерфельд

Дизайнер считал, что Карин и Луиза похожи внешне, а также их объединяет "дико смелое чувство моды". "Карин исполняет роль современной Казати, но драматизм Казати ей даже не приходится имитировать", — комментировал Лагерфельд свой проект.

По материалам: The New Yorker, Visit Venezia, Vogue.

Подпишитесь на наш

Как Луиза Казати стала "королевой декаданса", тратила миллионы, шокировала всю Европу и умерла в нищете

20:00, 3 марта 2023

Комменты 17

М

На безумства !)

Аватар

Очередная бездарность того времени. Чем занималась?Проматывала деньги родителей. Справилась. Еще и эту горе мать-кукушку пришлось под старость привечать.

И

Негуманное отношение к людям и животным, тоже на совести новаторов моды.

И

Посту, лайк за нестандартное представление о внешней красоте. Её бисексуальность это уже отдельная тема.

И

Сначала красивая была женщина, где на фото с дочкой. А потом сошла с ума. Безнравственность - вот как можно описать её жизнь. И дальше по наследству эта черта передала ь.

Подождите...