Ли Миллер — модель, муза знаменитых творцов и настоящая роковая женщина. Однако всего этого ей было мало: девушке всегда хотелось самой оказаться по ту сторону объектива. Она вошла в историю мировой фотографии не только как автор модных съемок, портретов Чарли Чаплина и Сальвадора Дали, но — в первую очередь — как фотокорреспондентка, запечатлевшая ужасы войны. 

От детской травмы до обложки Vogue

Элизабет Миллер родилась в 1907 году в Покипси (штат Нью-Йорк) в семье медсестры и фотографа-любителя. В детстве с ней произошла чудовищная история, о которой она никогда не рассказывала публично — в возрасте семи лет она стала жертвой педофила.

Об этом стало известно уже после смерти Ли, когда ее сын Энтони Пенроуз взялся писать биографию матери и начал собирать сведения и общаться с ее близкими. О шокирующем эпизоде он узнал от ее братьев Эрика и Джона. Те рассказали, что в 7-летнем возрасте Ли стала жертвой изнасилования. Это случилось, когда девочку отправили пожить к родственникам в Бруклин во время болезни матери. Кто был насильником — точно так и не установили, известно лишь, что это был родственник или кто-то из друзей семьи. После случившегося у ребенка обнаружили венерическое заболевание. Никакого наказания насильник не понес — вероятно, семья Миллер даже не обратилась в полицию. Энтони предполагает, что родители девочки могли опасаться скандала. 

Ли Миллер с матерью, 1914 год
Ли Миллер с матерью, 1914 год/CORRIDORS
Ли Миллер в возрасте 8 лет в объективе своего отца Теодора Миллера, 1915 год
Ли Миллер в возрасте 8 лет в объективе своего отца Теодора Миллера, 1915 год/CORRIDORS

Последовало долгое сложное лечение болезни, а также приемы у психиатра — у Ли был стресс, ее мучило чувство вины. Поведение ее отца Теодора Миллера удивляет всех, кто знакомится с биографией Миллер: вскоре после произошедшего он начал фотографировать дочь обнаженной.

Первый подобный кадр был сделан за пару недель до восьмого дня рождения Ли: на фото она стоит на снегу в одних только тапочках и без одежды. Такой неоднозначный интерес 43-летнего фотографа к собственному ребенку, особенно только что пережившему насилие, безусловно, у многих вызывает подозрения. Но сын Миллер впоследствии отмечал: ему не удалось найти никаких свидетельств того, что Теодор совершал какие-либо развратные действия по отношению к дочери или же и вовсе являлся тем самым насильником. 

Флоренс и Теодор Миллеры с детьми: Эриком, Ли и Джоном, 1914 год/CORRIDORS
Флоренс и Теодор Миллеры с детьми: Эриком, Ли и Джоном, 1914 год/CORRIDORS

"То, как он ее фотографировал, явно было нарушением обычных границ между ребенком и родителем, — говорит сын Ли. — Но, хотя это не кажется нормальным, я не думаю, что это причиняло ей вред". Он предполагает, что Теодор таким спорным образом, наоборот, пытался поддержать дочь. "Возможно, он хотел этим сказать: "Мы знаем, что у тебя эта жуткая болезнь, но ты все так же прекрасна и чиста", — полагает Энтони. Что думала обо всем этом мать Ли — неизвестно.

Съемки продолжались и в подростковом возрасте, и тогда, когда Миллер было уже больше 20 лет. Даже те кадры, где девушка одета, сейчас многим кажутся излишне сексуализирующими юную модель, "очень сомнительными", как выразилась режиссер документального фильма о Ли Миллер Тереза Гриффитс. Сама Элизабет никогда не высказывалась о своих впечатлениях от этих съемок.

Есть информация о том, что она только однажды отказалась позировать отцу — когда тот предложил дочери-подростку привлечь к фотосессии еще и ее подружек. Тем не менее, повзрослев, Ли продолжала поддерживать теплые отношения с родителями, отец впоследствии приезжал к ней в Париж, где она уже жила со своим возлюбленным.  

Семья Миллер, 1923 год/CORRIDORS
Семья Миллер, 1923 год/CORRIDORS

Семью Миллер не назовешь обычной и по другим причинам: съемки отцом обнаженной дочери — лишь один из неоднозначных моментов. Теодор и свою жену Флоренс еще до свадьбы убеждал позировать ему без одежды. В браке оба не стремились хранить друг другу верность, Флоренс даже планировала оставить мужа ради любовника. Также, по информации биографов, она совершала попытку самоубийства — обстоятельства этого неизвестны.

Еще одна пикантная подробность: старший брат Ли, авиатор Джон Миллер, в 1960-е оказался в центре скандала: выяснилось, что мужчина (уже два раза побывавший в браке) любит носить женскую одежду. К тому времени он уже завершил летную карьеру. Закончилось тем, что 59-летнего Миллера обвинили в бродяжничестве и публичном обнажении и приговорили к двум дням тюрьмы.

У юной Миллер к подростковому возрасту уже был опыт в качестве как модели, так и фотографа: собственный фотоаппарат она получила в подарок от отца еще ребенком. Также ее всегда интересовал театр: в 18 лет Ли отправилась в Париж проходить курс сценического дизайна, затем обучалась актерскому мастерству на курсах на Манхэттене и параллельно подрабатывала фотомоделью, позируя в нижнем белье. Сняться в кино ей впоследствии тоже удалось: в 1930-м Жан Кокто снял ее в авангардном фильме "Кровь поэта" в небольшой роли статуи греческой богини. 

В 1926 году, когда Ли было 19, ей чудесным образом на улице встретился Конде Наст — успешный издатель, основатель легендарного одноименного медиабренда. История знакомства звучит как в голливудском кино: как рассказывала Ли, она шла по Пятой авеню и чуть было не попала под машину. Человеком, который вовремя схватил ее за руку, и оказался медиамагнат, владелец журнала Vogue. Выглядела Миллер очень эффектно: стройная блондинка с ярко-красными губами и голубыми глазами тут же привлекла внимание издателя, и он разглядел в ней большой потенциал.

Ли Миллер, автопортрет, 1930 год/Salvador Dalí Museum
Ли Миллер, автопортрет, 1930 год/Salvador Dalí Museum

С этого знакомства началась ее модельная карьера. Спустя всего несколько месяцев портрет Ли появился на обложке Vogue: по задумке редакции этот рисунок должен был символизировать образ современной женщины. 

Обложка журнала Vogue с изображением Ли Миллер
Обложка журнала Vogue с изображением Ли Миллер

Ассистентка и муза 

Модель тут же стала своей в нью-йоркской светской тусовке, оказалась в компании знаменитостей и богачей. Она позировала модным фотографам для журналов, у нее появилось множество ухажеров, а один из производителей посуды даже создал бокал-креманку для шампанского по форме ее груди. Драгоценности, яхты, частные самолеты — все это стало для Ли частью повседневной жизни. 

И все же сама Миллер не была полностью довольна своей модельной карьерой и уже через пару лет после дебюта приняла решение покончить с ней. Ускорил это решение инцидент, расстроивший Миллер: бренд Kotex использовал ее фото для рекламы прокладок — впервые в подобной рекламе опубликовали снимок реального человека. По одним данным, это было сделано без разрешения модели, по другим — она сама согласилась рискнуть. Однако реклама вызвала скандал: общество было еще не готово видеть живых моделей в подобных кампаниях, Ли чувствовала себя опозоренной. 

Ли Миллер, 1932 год/George Hoyningen-Huene
Ли Миллер, 1932 год/George Hoyningen-Huene
Ли Миллер для Vogue
Ли Миллер для Vogue

Ли решила распрощаться с Нью-Йорком и изменить свою жизнь. Девушка отправилась в Париж, полная надежд покорить мир фотографии, а именно — устроиться ассистентом к Ман Рэю — фотографу, художнику-сюрреалисту и кинорежиссеру. Американец еврейского происхождения (настоящее имя — Эммануил Радницкий) был настоящим революционером фотографии, одним из крупнейших авторов, работавших в жанре сюрреализма и дадаизма. В движении дадаистов Ман Рэй являлся ведущей фигурой вместе с Марселем Дюшаном. Ему позировали культовые персоны, включая Сальвадора Дали, Фриду Кало, Джеймса Джойса, Эрнеста Хемингуэя и Коко Шанель. 

Наладить общение помогло рекомендательное письмо от фотографа Эдварда Стайхена — тот очень любил снимать Ли и посоветовал коллеге с ней сотрудничать. Сама модель потом рассказывала историю о том, что Рэя она застала в баре, и он как раз собирался в отпуск в Биарриц. "Я сказала: "Меня зовут Ли Миллер, я ваша новая студентка". Ман ответил, что у него нет никаких студентов и завтра он уезжает в отпуск. "Тогда я с вами", — сказала я", — вспоминала она.

Так или иначе, профессиональные отношения почти сразу трансформировались в бурный роман, 17-летняя разница в возрасте этому не помешала. 

Ман Рэй в объективе Ли Миллер,  1931 год/Lee Miller Archives
Ман Рэй в объективе Ли Миллер, 1931 год/Lee Miller Archives

Ман Рэй изначально был живописцем, а фотографией, по его признанию, занялся лишь для того, чтобы делать снимки собственных работ. Ли была для него моделью, музой, любовницей и ассистенткой в одном лице на протяжении примерно трех лет. Они работали вместе над самыми разными проектами, от съемок для рекламных буклетов до сюрреалистических портретов друг друга. 

Ли Миллер в объективе Ман Рэя, 1929 год/Christie's
Ли Миллер в объективе Ман Рэя, 1929 год/Christie's

Ман Рэй считается автором нескольких технических открытий в области фотографии, и Ли утверждала, что без ее участия не обошлось. Она рассказывала, как в 1929 году проявляла фотографии в крошечной темной комнатке в их квартире. Это была фотосессия певицы Сюзи Солидор — очень важная съемка. По рассказу Ли, по ее ноге в темноте пробежала мышь, она испугалась и случайно лишь на мгновение включила свет. И запаниковала, решив, что испортила фотографии. Но когда они с Рэем посмотрели на получившиеся кадры, увидели на них необычный эффект: очертания приобрели черные контуры. Пара стала экспериментировать с подобной техникой и добилась интересных результатов. Технологии они дали название "соляризация" — из-за эффекта "подсвечивания" и в честь Сюзи Солидор. 

Действительно ли именно Ли случайно сделала открытие, неясно до сих пор. Ман Рэй, описывая изобретение соляризации в своей автобиографии, не упоминает о заслугах девушки — и вообще довольно холодно пишет о ней. Их союз распался из-за измен Миллер, которая, как выражается автор книги "Жизнь муз" Франсин Проуз, "была неверна — по природе и из принципа".

Портрет Ли Миллер, соляризация, 1929 год/Ман Рэй
Портрет Ли Миллер, соляризация, 1929 год/Ман Рэй

Вероятно, последней каплей оказались отношения Ли с египетским дипломатом Азизом Элуи Беем, который тоже был гораздо старше ее, на 16 лет. Они встретились, когда Миллер фотографировала в парижской студии Ман Рэя первую жену египтянина Нимет Элуи Бей. Та была признанной красавицей из аристократической семьи, первой египтянкой, снявшейся для американского Vogue, но Азиз уже влюбился в Миллер.

Вскоре об этом узнала Нимет, последовал разрыв. Есть несколько версий того, что было дальше: согласно одной, жена Азиза покончила с собой через несколько недель после развода, приняв смертельную дозу алкоголя. По другой версии, Нимет безуспешно пробовала начать карьеру в кино, затем вышла замуж, а умерла гораздо позднее — в 1943-м — от неизвестной болезни. 

Ман Рэй тоже грозил Ли самоубийством: фотографировал себя в петле и с пистолетом в руке. В конце концов, запутавшись в этом любовном многоугольнике, Миллер ушла от него и вернулась в США. 

Эксперты считают, что после расставания Ман Рэй создал самые выдающиеся свои работы. Среди них — картина "Обсерватория времени: Любовники", где центральным образом стали губы Ли Миллер. Идея пришла к художнику во время одной из его одиноких прогулок по Парижу, когда он тяжело переживал разрыв.

Картина "Обсерватория времени: Любовники", Ман Рэй, 1932—1934. Масло, холст
Картина "Обсерватория времени: Любовники", Ман Рэй, 1932—1934. Масло, холст

"Она из тех муз, расставание с которыми вдохновляет художников так же сильно или даже сильнее, чем их любовь и физическое присутствие", — пишет Франсин Проуз.

В Нью-Йорке 25-летняя Ли открыла собственную фотостудию. В рекламе она открыто указывала, что снимает "в стиле Ман Рэя". Но и ее собственное имя давно уже работало на нее: она считалась одной из самых известных светских персон Манхэттена. Так что с клиентами проблем не было: ей заказывали съемки Saks Fifth Avenue, Elizabeth Arden и другие громкие бренды. Также она снимала знаменитостей, в их числе был, например, Чарли Чаплин. Предположительно, их познакомил, еще в Париже, Азиз Элуи Бей. Актер тоже проникся симпатией к девушке, а она сделала серию его портретов. Говорили и о романтическом интересе Чаплина к Миллер, но слухи о романе ничем не подтверждены. Помимо его портретов, за свою карьеру фотографа Ли успела сделать портреты таких знаменитостей, как Марлен Дитрих, Сальвадор и Гала Дали. 

Чарли Чаплин в объективе Ли Миллер, 1931 год/Lee Miller Archives
Чарли Чаплин в объективе Ли Миллер, 1931 год/Lee Miller Archives
Марлен Дитрих в объективе Ли Миллер, 1944 год/Lee Miller Archives
Марлен Дитрих в объективе Ли Миллер, 1944 год/Lee Miller Archives
Сальвадор и Гала Дали в объективе Ли Миллер
Сальвадор и Гала Дали в объективе Ли Миллер/Lee Miller Archives

Спустя пару лет успешной работы в Нью-Йорке жизнь Ли снова кардинально поменялась: она вышла замуж за Азиза, последовавшего за ней в Америку, и переехала с ним в Каир. Ее фотостудия перестала существовать: Ли поручила своему брату, работавшему вместе с ней, закрыть бизнес.

Военный корреспондент 

Для свободолюбивой Миллер Египет, разумеется, оказался страной со слишком строгими нравами. Но в творческом плане там она переживала свой расцвет: отправлялась с фотоаппаратом в пустыню и делала завораживающие кадры. "Портрет космоса" — снимок 1937 года — считается одной из лучших ее работ.

"Портрет космоса", Ли Миллер, 1937 год
"Портрет космоса", Ли Миллер, 1937 год/Lee Miller Archives

Супруг не был против того, чтобы Ли время от времени ездила в Европу одна. Однажды в такой поездке в Париж, во время бала-маскарада, она познакомилась с художником-сюрреалистом, коллекционером и куратором выставок Роландом Пенроузом, который впоследствии стал ее вторым мужем. Пенроуз являлся выходцем из состоятельной творческой семьи, тоже старше Ли, но не намного — на семь лет. Интересно, что художник заинтересовался девушкой еще до личной встречи: увидел ее губы на той самой картине Ман Рэя. 

Ли расстается с мужем-египтянином и снова переезжает — в Лондон, на родину нового возлюбленного, где начинает снимать для британского Vogue. В этот период как раз начинается Вторая мировая война, и журнал не может дальше сохранять исключительно модную направленность — редакция решает публиковать материалы, соответствующие военному времени. 

Миллер по ее собственному желанию аккредитовали в качестве военного корреспондента, она стала единственной женщиной — военным фотографом в Европе. Изначально Vogue заказал ей фоторепортаж о работе американских медсестер в нормандских полевых госпиталях. Однако у Ли было собственное видение: она делала страшные, откровенные и исторически важные снимки. Портреты покончивших с собой членов семьи мэра Лейпцига, люди на руинах городов, истощенные узники Бухенвальда и Дахау — раньше невозможно было бы представить подобные фото на страницах глянца, но война диктовала свои правила.  

В апреле 1945-го Миллер побывала в освобожденных концлагерях, а в июне Vogue опубликовал ее репортаж с кратким комментарием: "Просто поверьте".

"Я не стараюсь фотографировать ужасы, но не сомневайтесь, их можно увидеть в каждом городе, в каждом районе", — писала Ли своему редактору. Она уточняла, что теперь создает "документы, а не искусство". 

Ли Миллер, Нормандия, Франция, 1944 год/Lee Miller Archives
Ли Миллер, Нормандия, Франция, 1944 год/Lee Miller Archives
Американские военные корреспондентки: Мэри Уэлш (четвертая жена Эрнеста Хемингуэя), Дикси Тиг, Кэтлин Ланье Харриман, Хелен Киркпатрик, Ли Миллер, Таня Лонг, 1943 год/U.S. Army Official Photograph
Американские военные корреспондентки: Мэри Уэлш (четвертая жена Эрнеста Хемингуэя), Дикси Тиг, Кэтлин Ланье Харриман, Хелен Киркпатрик, Ли Миллер, Таня Лонг, 1943 год/U.S. Army Official Photograph

Самый известный снимок, на котором запечатлена сама Ли Миллер, — ее фото в ванной Гитлера. Когда в конце войны он сбежал из Мюнхена, Ли и ее близкий друг (по мнению биографов — любовник), корреспондент Дэвид Шерман, стали первыми представителями прессы, вошедшими в квартиру фюрера. Они распивали его коньяк и валялись на кровати, а также устроили фотосессию в ванной. Перед этим пара посетила концлагерь Дахау: на коврике перед Ли как раз стоят испачканные грязью сапоги.

Через несколько часов после того, как был сделан кадр, Гитлер и Ева Браун покончили с собой в берлинском бункере. 

Ли Миллер принимает ванну в апартаментах Гитлера в Мюнхене, 1945 год/Дэвид Шерман
Ли Миллер принимает ванну в апартаментах Гитлера в Мюнхене, 1945 год/Дэвид Шерман

Жизнь после войны 

Работая над военными репортажами, Ли будто бы обрела новое призвание — она стремилась честно показать публике все, что видела своими глазами. Это далось ей высокой ценой: воспоминания о войне в дальнейшем обернулись депрессией и посттравматическим стрессовым расстройством. Вернувшись в Англию, Миллер посещала психотерапевта, но творить хотелось все меньше — она стала много пить. 

Ей было почти 40, когда она узнала, что беременна. Только тогда Ли и Роланд Пенроуз поженились: все это время официально Миллер состояла в браке со своим первым мужем Азизом Элуи Беем. В 1947-м родился единственный сын Миллер Энтони Пенроуз. Он потом вспоминал о своем детстве, проведенном с родителями в загородном доме в Англии, где часто гостили люди искусства, включая Пабло Пикассо, с которым Ли связывала долгая дружба (а по информации Daily Mail, и роман). Пикассо тоже вдохновлялся ее красотой: в конце 30-х создал шесть ее портретов за одно лето.

Пабло Пикассо и Ли Миллер в  парижской студии художника/Lee Miller Archives
Пабло Пикассо и Ли Миллер в парижской студии художника/Lee Miller Archives

Энтони однажды шокировал одноклассников историей о том, как провел летние каникулы: "Я сказал между делом: "Мы ездили в гости к Пикассо". Я понятия не имел, что это нечто особенное, ведь мои родители говорили об этом с невероятной скромностью. Никогда я не слышал от них: "Посмотри, вот величайший в мире художник". Он был просто человеком, к которому они относились с огромным уважением".

Пабло Пикассо и Энтони Пенроуз/Lee Miller Archives
Пабло Пикассо и Энтони Пенроуз/Lee Miller Archives

По словам сына Ли Миллер, Пикассо высоко ценил талант и индивидуальность его матери: "Конечно, она была очень красива, но для него [Пикассо] имело значение то, что она также была очень интеллигентна и мастерски делала свое дело".

Роланд Пенроуз в послевоенные годы получил титул лорда за вклад в развитие британского искусства, так что Ли стала леди Пенроуз. К тому времени она почти перестала снимать, а более 60 тысяч негативов спрятала в коробках на чердаке. И даже не упоминала дома о своей деятельности военного корреспондента: ее сын узнал про эту сторону жизни матери уже в зрелом возрасте. 

Пабло Пикассо и Роланд Пенроуз в объективе Ли Миллер/Lee Miller Archives
Пабло Пикассо и Роланд Пенроуз в объективе Ли Миллер/Lee Miller Archives

Комнатка, где Ли раньше проявляла снимки, была переоборудована в кухню: она увлеклась приготовлением блюд — по большей части в терапевтических целях, чтобы отвлечься от преследовавших ее воспоминаний. На 50-й день рождения муж оплатил ей шестинедельные кулинарные курсы в Париже. Ли стала собирать рецепты со всего мира и придумывать свои, путешествовала и потом делилась гастрономическими впечатлениями, устраивая ужины для гурманов. Новая страсть полностью захватила ее и принесла успех: Миллер даже выиграла несколько международных конкурсов кулинаров. 

Психологическое состояние тоже улучшалось: с депрессией и алкогольной зависимостью с годами удалось справиться. Энтони Пенроуз потом рассказывал о своих тяжелых детских воспоминаниях, связанных с пристрастием Миллер к выпивке: по его словам, когда она пила, становилась жесткой и грубой. В целом ребенком Энтони больше времени проводил с няней, чем с родителями. О матери он говорит, что она часто отсутствовала, потому что любила путешествовать, и просто "все время была занята чем-то другим". "Не скажу, что она не была доброй и заботливой, просто ее всегда что-то отвлекало", — рассказывает мужчина. Сейчас ему уже 75, он тоже фотограф. 

Ли Миллер/Lilium's Compendium
Ли Миллер/Lilium's Compendium

Ли скончалась от рака в 70-летнем возрасте, ее прах был развеян над садом в семейном загородном поместье. Муж пережил ее на семь лет. Сын Миллер после смерти матери сделал все, чтобы показать публике ее работы и увековечить их. Сама она при жизни не желала больше рекламировать себя как фотографа и корреспондента, ей хотелось одного — забыть время, когда были сделаны военные снимки. "Я даже не мог поверить, что эти кадры сняла она", — говорит Энтони Пенроуз о фотографиях времен Второй мировой, найденных им на чердаке.

Он создал архив фотографий матери, дом родителей со временем превратил в музей, где хранятся работы Миллер и Пенроуза, их письма, дневники, личные вещи и любимые произведения искусства. Периодически наследие Миллер представляют публике в разных выставочных пространствах, среди самых известных экспозиций — выставка "Искусство Ли Миллер", прошедшая в 2007 году в лондонском Музее Виктории и Альберта. 

В середине 80-х Энтони Пенроуз выпустил биографию матери, по которой уже в 2000-х поставили мюзикл "Шесть фото Ли Миллер" на музыку композитора Джейсона Карра. С тех пор вышло немало биографических книг о жизни фотографа, а также роман "Эпоха света" Уитни Шарер, основанный на истории Миллер. 

Обложка книги Энтони Пенроуза
Обложка книги Энтони Пенроуза

В 2022 году начались съемки фильма "Ли" режиссера Эллен Керас, известной как оператор лент "Вечное сияние чистого разума" и "Кокаин". Главную роль в байопике исполняет Кейт Уинслет, мужа Ли Роланда Пенроуза играет Джуд Лоу. В проекте заняты также Марион Котийяр, Александр Скарсгард, Энди Сэмберг и другие. Композитор — семикратный номинант на "Оскар" Александр Деспла, автор саундтреков самых разных фильмов, от "Гарри Поттера" до "Девушки с жемчужной сережкой" и "Король говорит!". Дата премьеры байопика пока не объявлена. 

По материалам: сайт Ли Миллер, Tatler, The Guardian, The New Yorker

Подпишитесь на наш

Как Ли Миллер блистала на обложках Vogue, снимала репортажи в концлагерях и стала музой Пикассо

20:30, 9 декабря 2022

Комменты 3

I

Выдающаяся женщина. Но такие трагедии пережила. Нести это в себе тяжело

M

Не знала про эту талантливую женщину, очень интересно.. Детские фото ,по понятным причинам ,не открылись.

Подождите...