Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Караваджо умер, конечно, не в Неаполе, но был близок к этому. Когда я слышу эту поговорку, всегда вспоминаю его...
Микеланджело Меризи из Караваджо жил в бурные времена Италии конца 16 - начала 17 веков. И нрав его был бурным, как море, омывающее берега его родины. Он нажил немало врагов и еще больше последователей, всю свою недолгую жизнь он скитался.
Почти все, что сейчас известно о художнике, было найдено в полицейских протоколах, которые хранятся в архивах Рима, Неаполя, Мальты, Сицилии.
Его родителей унесла эпидемия чумы, но он выжил. Поделив с братом наследство, двадцатилетний Микеланджело перебирается в Рим. Но там и без него хватает художников. И они защищают свою территорию не на жизнь, а насмерть. Дело не всегда ограничивалось кулаками: могли подпилить леса, чтобы конкурент упал и разбился, могли добавить в краски кислоту, чтобы через несколько дней на картине все синее и голубое вдруг позеленело!..
В Риме главное было найти заказчика; в то время папский Рим был центром всех искусств. Но его необычная живопись не находила отклика: необыкновенно натуралистичная, она совершенно не вписывалась в царствовавшие тогда маньеризм ( исполненный фальши и манерности, лишенный чувства) и, затем, барокко с его пышными излишествами. Караваджо вел разгульный образ жизни и рисовал с натуры пьяниц, нищих, проституток... И уж конечно его картин не заказывала Св. Церковь! Что могло быть кощунственнее, чем изображать в роли Мадонны известную всему Риму проститутку!..
В соборе Святого Петра нет ни одной работы Караваджо. Однако его дарование было так велико, что картины, отвергнутые церковью, стали покупать коллекционеры. Так несколько работ Караваджо попадают к знатоку живописи кардиналу Франческо дель Монте, в том числе знаменитая "Голова Медузы" (сейчас в Уффици). Некоторые работы приобрел Шипионе Боргезе, и мы можем их видеть сейчас в его вилле, ставшей музеем. Три работы сейчас находятся в римских церквях-- в темноте, в плохих условиях, почерневшие... Какое было бы счастье, если бы их перенесли в музей! Плохая практика-- похоже, работы великого Тициана и Тинторетто утонут вместе с Венецией, да и все эти годы болотные испарения не шли им на пользу.
Вернемся к Караваджо.
Человеком он был крайне вспыльчивым, не давал обидчикам ни малейшего шанса.
В итоге он убил на дуэли некоего Томассони-- то ли из ревности, то ли потому, что тот высказался относительно его картин... На него заведено уголовное дело, ему пришлось скрываться. Но в те времена поощрялась вендетта, и родственники жертвы могли сами осуществить возмездие, принеся потом голову убитого врага в Рим.
Караваджо скрывается в Неаполе. Тогда Рим, Венеция, Неаполь были самостоятельными городами-- государствами. В Неаполе традиционно скрывались преступники всех мастей, там было легко укрыться, но и пасть жертвой убийства тоже было легко. Узкие улочки старого города были смертельно опасны-- отсюда и поговорка: " Увидеть Неаполь и умереть". Часть старого борго сохранилась и поныне.
В Неаполе Караваджо провел только 9 месяцев. Не чувствуя себя в безопасности, он снова бежит, теперь на Мальту.
На Мальте работы Караваджо понравились великому магистру, и он использовал все имеющееся у него влияние, чтобы возвести художника в ранг рыцаря ордена Св Иоанна, несмотря на криминальное прошлое. Через год и один месяц произошло посвящение в рыцари.
Но через несколько месяцев он оказывается в тюрьме: в пьяной драке он убил человека...
В форте Св Ангела сохранилась камера, в которой он сидел, и откуда ему удалось бежать на ближайший к Мальте остров – Сицилию.
На Сицилии он пребывал в состоянии загнанного волка: спал одетым и держал шпагу под подушкой. Теперь по его следам шли не только Томассони, но и мальтийские рыцари. Однако и здесь он тоже работал.
Не находя нигде покоя, Караваджо возвращается в Неаполь и подает прошение папе о помиловании. Но враг, кто бы он ни был, уже в Неаполе. В одном из закоулков на художника напали и изрезали лицо ножом...
В конце концов, он решает плыть в Рим, рассчитывая на покровительство Боргезе. Но по приезде художник слег с лихорадкой и вечером умер. Его могила долго была неизвестной, сейчас ее нашли с помощью идентификации ДНК... Ему было всего 39 лет.
Смотрела как- то передачу о нем, где обсуждалась версия о хроническом отравлении мозга свинцом ( свинец входил в состав красок), а возможно, причиной его вспыльчивости был сифилис мозга. Последняя версия, недавняя--- его убил сепсис.
А в прошлом году сняли худ. фильм "Тень Караваджо", режиссер Микеле Плачидо с Изабель Юппер в роли маркизы Констанцы.






Пришедшие с грязными пятками, позировали, как есть. Мадонна-- местная куртизанка. Караваджо всегда просил позировать знакомых нищих и шлюх, за что и преследовался и не принимался Римской церковью.

Караваджо изображал жителей улиц-- пропитые лица, истощенные старики, рабочий люд-- обычно можно видеть у людей на картинах красные, обветренные руки и лица, а тело-- белое; немало моделей с грязными ногами-- они ходили босиком. Когда я впервые увидела картины художника в музее, а было это давно и об итальянской живописи я еще почти ничего не знала-- грязные, все в земле пятки поклоняющегося Мадонне оказались прямо у меня перед носом!.. Вот такой натурализм. Я была потрясена его искусством!..
И еще--"Положение во гроб"-- вглядитесь в лицо мужчины, смотрящего прямо на зрителя: красное, все в мелких морщинах; он держит тело Христа, но смотрит не на него... Левее еще один поддерживает тело немытой рукой-- у него лицо вообще бессмысленное. О картине рассказывали следующее: художник достал настоящего умершего и заставлял натурщиков бегать с ним по студии, ища нужный ракурс.. Он всегда писал с натуры.
Кроме натурализма, здесь присутствует тенебризм. Тенебризм (итал. Il tenebrismo, от итал. tenebroso — мрачный, тёмный) — живописная манера, техника и течение в искусстве эпохи барокко, сложившееся в Риме в XVII веке под воздействием живописи Караваджо. В основе искусства тенебристов, как и представителей "живописи ночных сцен", лежит работа с эффектами света и тени ( Вики).
У караваджо было множество последователей, сначало в Италии, а потом и в других странах-- тенебристов было очень много.
Но его эмоциональный натурализм уникален.
Тег: пена дней
Гений Караваджо- натурализм и игра света. Не смотрите на на ночь!..
16 век--Маньеризм--придворное, жеманное искусство, 16-17 века--барокко, время
12:44, 4 марта 2023
Автор: Екатерина 76

Комменты 16
Ходил по лезвию бритвы, специально провоцировал и бунтовал, ещё долго прожил учитывая те времена и те нравы.
Спасибо за пост, автор! Вы луч света в темном царстве сплетника;)
про труп ребенка не написали, нарисованного ангелом
спасибо за пост, но вот эти черточки вместо дефиса очень режут глаз( не принимайте на личный счет, автор, вы молодец!
Обожаю Караваджо. Сильнее никто не писал. Любимая картина , где Мадонна Палафреньери наступает ногой на змею, спасая незаметно любимого сына. Плакала, смотря. Столько чувств с полотна из-под его гениальной кисти…. Бурный нрав гения всплескивался на полотна. Техника тени превращала в его гениальных руках образы в буквально эмоциональные фотографии. Фантастический, лучший на мой взгляд, художник. Его сильнейшие полотна просто захватывают дух. Спасибо большое Автору, что опять всколыхнули такие эмоции.