Прима-балерина Большого театра, 45-летняя Светлана Захарова, дала интервью Надежде Стрелец для её YouTube-шоу. "Любимая балерина Барышникова и Путина", как её называют в прессе, рассказала о травле в хореографическом училище, высокопоставленных покровителях и главной "страшилке" Большого театра. Spletnik собрал главные цитаты.

"В кордебалете я не танцевала ни одного дня"
Как талантливый ребёнок, я прошла все стадии роста. Мне только исполнилось 17 лет, когда я переступила порог Мариинского театра. Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва — для меня это были звёзды, я на них смотрела с восхищением. На мой просмотр в Мариинском театре сбежалось полтруппы — посмотреть, что сейчас будет. Я, наверное, неплохо станцевала вариацию, потому что, когда я её закончила, вся труппа зааплодировала. В кордебалете я не танцевала ни одного дня. Мне сразу начали давать сольные партии, сначала небольшие.
Захарова — солистка Мариинского театра в 1996—2003 годах, прима-балерина Большого театра (с 2003 года) и миланского театра "Ла Скала" (с 2008 года).
"Волочкова красивая балерина. Но не гениальная"
В интервью Надежда Стрелец показала популярные в сети разборы партии Жизели в исполнении Захаровой и Анастасии Волочковой, которая в 2003 году со скандалом покинула Большой театр. Администрация театра тогда утверждала, что физическая форма Волочковой перестала соответствовать необходимым стандартам.

Зрителям шоу также показали архивное интервью с Цискаридзе, в котором он лестно отзывался о Волочковой: "Она была вообще не плоха. Она была необыкновенно хороша и очень одарена. Но эта профессия чем страшна? Каждый день вы выходите заново на Олимпиаду. Настя — она действительно тогда была директором Вселенной. Ехал занавес — я вам клянусь — министр культуры с гендиректором бежали с цветами. И целовали руку и говорили, что никогда никому такого успеха... И эти же люди ровно через два месяца рассказывали небылицы".
"Понятное дело, что всем всё понятно. Но вопрос — так ли она была плоха, и действительно ли это был компрометирующий кейс? Вы же фактически пришли на смену Волочковой в 2003 году", — задала вопрос Захаровой Стрелец.
Я пришла в тот момент, когда меня пригласили. Так совпало со всеми этими скандалами. Мне трудно говорить — она моя бывшая коллега. Я вообще не очень люблю обсуждать. Хотя… со стороны я всё видела… Достаточно прилично танцевала. Красивая балерина. [Но] не гениальная.

"Николай Цискаридзе — плохой партнёр"
Николай [Цискаридзе] очень плохой партнёр. Потрясающий танцовщик, но как партнёр — плохой. Поднять балерину для него была целая задача. Его физика была женская. Никогда не подводил, но было страшно. Не могу сказать, что партнёрство с ним большое удовольствие доставляло — до того момента, пока он не получил травму. Его заразили в больнице во время операции. Был сложный период восстановления, он пошёл в зал качаться и стал совсем другим. У него сила появилась в руках, с ним стало не страшно выступать, он стал более спокойным, рациональным. У него поменялось отношение к балету, партнёршам и жизни.
В 2003 году Цискаридзе получил травму коленного сустава и перенёс операцию. Позже он рассказывал, что у него началось заражение — ему занесли золотистый стафилококк, грозила ампутация ноги. Однако Цискаридзе смог выздороветь и вернуться на сцену. Николай Цискаридзе и Светлана Захарова танцевали вместе несколько лет. Впервые они выступили вместе в Милане, на Galla Nureyev, исполнив па-де-де из балета "Жизель".
"Думала, кто-то пытается меня разыграть"
Михаил Барышников был на концертах в Версале, но я только потом об этом узнала — он не приходил за кулисы. Я тогда жила в общежитии, и раздался звонок с приглашением в Гранд-опера. Честно говоря, в тот момент я подумала, что кто-то пытается так меня разыграть.
Барышников заметил 20-летнюю Захарову на гастролях и посоветовал директору балетной труппы Гранд-опера обратить на неё внимание. Через полгода Захарова получила приглашение танцевать здесь "Баядерку".
"Приходилось изнурять себя голодовками"
Мне приходилось изнурять себя голодовками. Это не красиво — мы стоим в купальниках, и где-то там складка торчит или что-то нависает... Не для этого же мы танцуем, а чтобы человек приходил и наслаждался. Поэтому у нас такая нехватка кадров, потому что не все выдерживают эту эстетику. Это избранные люди. Я всю жизнь жёстко относилась к себе. Никогда меня невозможно увидеть перед спектаклем в каком-то расхлябанном состоянии, чтобы я стояла и хихикала, болтала. Выйти на сцену и заполнить собой пространство не каждый может.
Ранее в декабре о бодипозитиве в балете жёстко высказался Николай Цискаридзе. Он попросил "толстых и убогих" не подходить к нему и "не прикасаться" к его профессии.
"Не могу смотреть на балерину с корявыми ногами"
Один из моих друзей пришёл и говорит: "Ты сделала 30, а не 32 [оборота в фуэте]". Я вышла из положения, сказав, что начала с двойного и закончила двойным, чтобы человек не разочаровался, что я немножко подхалтурила. Мне всю жизнь казалось, что я не техничная балерина. Всю жизнь над этим работаю. Для меня чистота исполнения очень важна. Не могу смотреть на балерину с корявыми ногами. Я себе этого никогда не позволяла.

"Даже звери так не поступают"
Детский коллектив — самый жестокий. Когда с тобой в комнате (в хореографическом училище. — Прим. ред.) девочки могли неделями не просто не разговаривать, а игнорировать тебя. Даже звери так не поступают. Необязательно физически — морально друг друга убивают. Почему — тогда я не могла понять. Это была закалка. Мне нужно было через это пройти.
В 10 лет Захарова поступила в Киевское хореографическое училище. Спустя шесть лет учёбы получила приглашение перевестись в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой сразу на выпускной курс.
"В Большом у артистов всегда были покровители"
Зрители всё (протекцию. — Прим. ред.) видят. Тебя перестают уважать коллеги. Конечно, это всё есть во всех театрах — кто-то за кого-то попросил. В Большом театре у артистов всегда были покровители. Сильные мира сего хотели сделать что-то хорошее для своего любимчика. Сейчас это в меньшей степени. Я никогда не злоупотребляла своими знакомствами. Я знала, что они есть, и что если в какой-то момент мне понадобится помощь или защита, я могу к ним обратиться. И мне этого было достаточно.
Ходили слухи, что Анастасии Волочковой в Большом театре долгое время покровительствовал бизнесмен Сулейман Керимов. О нравах, царящих за кулисами площадки, не раз говорил и Николай Цискаридзе.
"Адский труд артиста должен хорошо оплачиваться"
Зарплата, которую получают артисты, достаточно мизерная. Мы танцуем за гонорары. Вспоминая советское время — это существенная разница. 500—600 рублей зарплата была [у балерин] при средней 100—120. А сейчас зарплата у артистов балета очень маленькая — только за счёт грантов, гонораров дополнительно. Даже у меня. Я об этом не стесняюсь говорить. И когда ко мне обращаются: "Мы можем вам заплатить столько-то", я говорю: "У вас что, благотворительный концерт?". Адский труд артиста должен хорошо оплачиваться.
"Сплетни рождаются в больших гримёрках"
Сплетни рождаются в больших гримёрках, я всё это миновала, всегда была в отдельной комнате. Вот уже много лет в гримёрной я одна. И меня этого устраивает. Хочется оградить себя от лишней информации.
Это (стекло в пуантах. — Прим. ред.) возможно, особенно в кордебалетной комнате. Но я не встречала ни одного случая, только слышала об этом. Легенды ходят. Возможно, были такие случаи, но этих людей я не знаю. Зависть есть в каждой профессии. "Чёрный лебедь" — смешной фильм. Это сказка.
"Люблю, когда в театр наряжаются"
Я люблю, когда в театр наряжаются. Для меня было неожиданностью, когда я пришла на спектакль в Метрополитен (Метрополитен-опера в Нью-Йорке), и люди сидели в кроссовках и джинсах. Красиво выглядеть в театре — это уважение к артистам, прежде всего. Мы же тоже готовимся, не выходим в чём попало.
"Так я влюбилась"
Наверное, это судьба. Надо было что-то пережить, чтобы сделать шаги и принять решения. Вадим — первый человек, у которого я взяла автограф, под таким была впечатлением от его игры. Меня тогда без очереди к нему провели, а он меня никогда до этого не видел. Я ходила на его концерты. Вот так я влюбилась.
Светлана Захарова замужем за скрипачом Вадимом Репиным 15 лет. Из-за гастролей пара несколько лет встречалась с длительными перерывами, иногда не видя друг друга по году. Пара воспитывает 13-летнюю дочь Анну.
"Хочу, чтобы дочь чувствовала себя королевой"
Дочь занимается художественной гимнастикой, она в юниорской сборной. Я её, конечно, поддерживаю — есть возможность. Заказываю самые лучше костюмы. А почему нет — сейчас такой выбор. Можно, конечно, что-то дешевле купить, но зачем, если я хочу, чтобы моя дочь чувствовала себя королевой. Это хорошо. Но — она выступила, я её, конечно, похвалю, но спустя какое-то время: "Вот здесь ты недотянула, а здесь недостояла". Я очень хотела [чтобы дочь стала балериной]. Анюта пошла заниматься гимнастикой и так увлеклась. Сказала, что не хочет быть балериной. Даже поступать не стала.
В Мариинском театре Светлана Захарова исполняла партии Маши в "Щелкунчике", Жизели в одноимённом балете, принцессы Авроры в "Спящей красавице". На сцене Большого театра была Раймондой в одноимённом балете Александра Глазунова, Никией в "Баядерке", Кармен в балете "Кармен-сюита" и Золушкой в одноимённом балете Сергея Прокофьева. На протяжении карьеры Захарова также постоянно выступала в качестве приглашённой солистки в постановках ведущих балетных трупп мира в Лондоне, Вене, Милане, Нью-Йорке и других городах.
*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией
"Детский коллектив — самый жестокий. Даже звери так не поступают". Прима-балерина Светлана Захарова рассказала о работе в Большом театре, интригах и Волочковой
17:00, 9 декабря 2024
Комменты 39
3 мес
В целом, согласна с вами. Но все же Захарова не развивала тему, а дала очень лаконичную характеристику без акцентов особых. За эти годы по Волочковой кто только не прошёлся и довольно жёстко.
3 мес
мне кажется, со стороны интервьюера глупые вопросы про ту же Волочкову - вспомнила бабка, как девкой была, что называется. имя Волочковой в балетной среде с начала нулевых уже всерьез не обсуждается (после увольнения из БТ), разве что в связи со скандалами и прочим, что к искусству балета отношения не имеет. прошло 20 лет - в балете за это время было много артистов, кроме Волочковой, а так получается, права сама Настя, когда в своих интервью всякий раз говорит "да вот выйдите на улицу, попросите назвать имя русской балерины - назовут мое". вопросы ради хайпа интервьюеру чести не делают.
3 мес
Вот вроде бы ничего такого не сказала, но все равно отталкивает. Веет безмерным самолюбием и снобизмом
3 мес
В прошлом году, приезжала на наш провинциальный фестиваль. Билеты были бесплатные. Танцевала Лебедя. Это было восхитительно!!!
3 мес
Интервью было бы ещё интереснее, если бы Стрелец , как обычно, не забивала гостью своими нескончаемыми монологами