Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Почему-то до сих пор принято считать, что ГОТЫ - это мрачные и депрессивные подростки с хэллоуинским макияжем, носящие ТОЛЬКО чёрное, которые чрезмерно зациклены на смерти, склоняют сверстников к суицидальным действиям, принимают наркотики, устраивают вандализм на кладбищах и спят в гробах, подобно Графу Дракуле. Так ли это на самом деле или данное утверждение всего лишь очередные общественные мифы и стереотипы, давайте разбираться! Субкультура готов, наверное, одной из первых появилась ещё в конце 1980-х в Советском Союзе, и настолько прочно укоренилась, что никого уже не удивят готические мальчики и девочки, одетые во всё чёрное. Однако, не смотря на долгую историю этой субкультуры не только у нас, но и в мире вообще, мало кто пытался проследить историю субкультуры и её основные принципы её мировоззрения. Начнём по порядку. Безусловно, современные готы не имеют ничего общего с одноимёнными древнегерманскими племенами в раннем Средневековье и стилем интерьера в европейской культуре начала XІI века и конца XVI столетия.
Как известно, у каждой субкультуры есть база, вокруг которой она выстраивается. У байкеров и кафе-рейсеров — это мотоцикл, у серферов и скейтеров — доска, у растаманов — религия, у тедди-бойз — одежда, а у панков — музыка. Мало кто знает, но сама современная готическая субкультура (англ. Goths, Goth subculture) ведёт своё начало с конца 1970-х годов и да, ничего общего с мистикой и смертью она не имела - образовалась именно на волне панка, который к тому моменту уже стал терять свои позиции среди молодёжи. Готической стали называть атмосферу на концертах таких постпанк-групп, как Siouxsie and the Banshees, Magazine и, конечно же, Joy Division. Помимо оригинального звучания и тематики текстов их выделял среди других постпанк-коллективов и необычный внешний вид, который тут же начал копироваться фанатами.
Тогдашние готы поддерживали протестные настроения панков, но были, если можно так выразиться, более воспитанными. Они отличались более изысканными одеяниями, которые смело носили с ирокезами, также главным украшением мужчин и женщин являлись так называемые рукава-сетки. Впоследствии ирокезы перестали быть частью имиджа готов, вместо них волосы выкладывали ровными прядями. Современные готы ирокезов также почти не носят, но охотно выбривают виски и затылок (эдакий привет из 1970-х), некоторые же просто обходятся растрепанными волосами. От панковского стиля готы взяли металлические цепи и прочую фурнитуру, пирсинг и татуировки, а также преобладание чёрного в одежде, за что поклонников готики в то время даже называли dark punks — темные панки.
Одновременно с появлением новой субкультуры начала развиваться и музыкальная среда. Принято считать, что сначала был музыкальный стиль, а потом появились готы, но некоторые представители субкультуры «со стажем» утверждают, что именно она породила музыку, а не наоборот. Может это и верно для каких то стран мира, но не для, например, Северной Америки. Распространению мифа способствовали некоторые известные музыкальные лейблы и печатные издания. Я не буду настаивать, и оставлю этот момент специалистам. Суть в другом: так называемый новый стиль - готик-рок - с тех пор начал активно развиваться. Первой командой, играющей непосредственно готик-рок, стала упомянутая мною Joy Division.
Далее были Bauhaus, Sex Gang Children, Southern Death Cult, Specimen, Virgin Prunes, Southern Death Cult, Ausgang, Killing Joke, Gloria Mundi и многие другие, породившие целое новое направление в роке и многочисленные течения внутри этого направления. Готическая музыка развивается и сейчас. Появляются новые стили, которые относят к готической сцене: dark folk, dark ambient, dark electro, darkwave, death-metal и так далее, хотя основные группы этих стилей начали формироваться ещё в 1980-е. Среди наиболее известных представителей готического металла можно назвать Lacrimosa, Paradise Lost, Theatre of Tragedy, Type O Negative, Tristania, Therion, Tiamat. Список можно продолжать довольно долго, из чего можно судить, что готическая субкультура внесла неоценимый вклад в развитие рок-музыки.
В течение 1990-х и 2000-х годов субкультура подверглась расщеплению — от движения откололись несколько региональных направлений, зачастую противоположно ориентированных, произошло взаимопроникновение музыкальных жанров; в результате на сегодняшний день представления о «готике» могут очень сильно варьироваться. Это закономерно порождает споры и приводит к недоразумениям — так, например, в США (из-за некомпетентности журналистов) под «готическими» зачастую понимают сразу все направления, не относящиеся к мейнстриму, а немецкая «шварц-сцена», обычно ассоциирующаяся с субкультурой, на самом деле объединяет огромное количество разнородных музыкальных жанров — от электронной танцевальной музыки до блэк-метала.
К концу 1980-х популярность готического рока пошла на спад, но это не помешало субкультуре развиваться, а ее эстетике — становиться сложнее. В стилистике одежды наметился явный крен в сторону винтажной одежды в духе викторианской и елизаветинской эпох. У готов складывается свой набор символов: древнеегипетский анх, кресты, серебряные украшения (серебристый — цвет луны и ночи) и запрет на золотые украшения (золотой — цвет солнца и дня). Внешний вид и замкнутая модель поведения готов начинает восприниматься как пассивный протест и уход от общепринятых норм, а в 1990-е годы готическая субкультура окончательно вышла за рамки рока. Да и классические готы разделились на антикварных готов, киберготов, джипси-готов, стимпанк-готов и вампиров. За пределами западного мира готическая субкультура и вовсе начала мутировать.
Готическая субкультура с ее красивыми костюмами, атмосферой декаданса, обреченности и грусти пришлась ко двору в Японии. Её столица - Токио - стала одной из готических столиц, а сама субкультура тут же дала целый ряд местных ответвлений. Из смеси готического рока, глэм-рока, J-рока и металла родился удивительный стиль Visual kei. Его суть в том, что объектом творчества является не только музыка, но и внешний вид исполнителей. Одним из его ответвлений стал стиль «готическая Лолита», который иногда еще называют Gothic & Lolita в честь одноименного ежеквартального журнала. Особенности японского произношения превратили gothic Lolita в «госу Рорита» или просто «госу Рори» (в России чаще используется вариант написания «ГосуРори»).
Изначально стиль «Лолита» появился в качестве противопоставления субкультуре гяру (искаженное girl). Если гяру создавали образ гламурной сучки, вся жизнь которой посвящена брендовой одежде и сексу, то ГосуРори — эдакая неприступная дама байроновской эпохи. Все Лолиты, а у этой субкультуры в Японии существует множество ответвлений, одеваются в стиле европейских дам конца XVIII — начала XIX века, в раннем викторианском и стиле рококо. Готическая Лолита отличается от всех остальных тем, что ее платья черны, а макияж должен создавать впечатление болезненности. И если готическая Лолита так и осталась чисто японским явлением, то аристократические готы стали популярны и на Западе. Их иногда называют викторианскими готами, а их внешний вид не сильно отличается от последователей EGA-стиля: костюмы-тройки, цилиндры, трости, плащи и прочие элементы гардероба достопочтенного джентльмена середины XIX века. Стиль викторианских готесс, в отличие от готических Лолит, более взрослый: длинные кружевные платья с корсетами, вуали, шляпы.
В отличие от ГосуРори викторианские готессы отдают предпочтение бледной коже, как и представители других направлений субкультуры. Если известные бренды EGL и EGA тусуются в основном в токийском районе Харадзюку вместе с другими представителями японских субкультур, то аристократические готы стараются имитировать образ жизни XIX века с его пикниками, поэтическими вечерами и прогулками на природе. Столь большая роль эстетики для субкультуры готов привела к тому, что вокруг готической моды возникла целая индустрия. Одной из первых компаний, нацелившихся на готов, еще в 1977 году стал английский производитель украшений Alchemy Gothic. Так как в 1977 году ни о какой сформировавшейся субкультуре готов речи еще не шло, ориентировались они скорее на всех любителей постпанка.тА вот созданная в 1991 году в немецком Ульме компания X-tra-X с самого начала специализировалась на производстве одежды именно для готов. За ней последовали такие готические бренды, как Kambriel, Rose Mortem и Heavy Red. Есть у готов и свои производители косметики вроде Urban Decay, а в 2000 году появился готический глянцевый журнал Gothic Beauty. Но, конечно же, мимо готической темы не могли пройти и мейнстримовые бренды.
Готическая мода может сближаться со стилями одежды других направлений — например, риветхедов или поклонников метал-музыки: готы тоже нередко носят кожаную одежду, цепи и металлические аксессуары. Иногда используются садомазохистские атрибуты, например, ошейники — эти элементы впервые появились ещё в образе Сьюзи Сью и были призваны подчеркнуть её образ «женщины-вамп». В 1990-х возникла своего рода «субкультура внутри субкультуры» — в отдельное стилевое направление выделились кибер-готы, чья мода представляет собой нечто среднее между готической и индустриальной. Представители этого стиля используют в одежде яркие «кислотные» цвета, предпочитают одежду из ненатуральных тканей, носят ботинки на высокой платформе, часто используют элементы эстетики киберпанка. Многие кибер-готы носят дредлоки.
Повальное увлечение готической эстетикой привело к появлению термина Haute Goth — «высокая готика». Его впервые использовала в 2002 году на страницах The New York Times писательница Синтра Уилсон. Готическое влияние на современную моду выражается в сочетании всегда актуального total-black с такими типичными для субкультуры материалами, как шелк, бархат и кожа, а также с классическим для готов макияжем и аксессуарами. Из-за привлекательной эстетики субкультуры в итоге готы разделились на тру-готов и позеров. Для первых главное в субкультуре — это музыка и идеология пассивного протеста. Для вторых — стиль. Последние, в свою очередь, ругают тех готов, которые покупают готовую одежду, а не шьют готические костюмы на заказ. В Англии даже сформировалось уничижительное определение mall goth — «гот из гипермаркета». Последним особенно часто грешат подростки, ведь, в отличие от других субкультур, готическая вышла за пределы молодого поколения.
Готическая эстетика привлекает и поколение 40-летних. Они готовы тратить на свой облик тысячи и тысячи долларов и евро, для них проводятся фестивали, куда «готам из супермаркета» вход закрыт. Существуют даже корпоративные готы, признавшие общество потребления и зарабатывающие на жизнь работой в офисе. Чтобы они могли подчеркнуть свою принадлежность к субкультуре даже на рабочем месте, существует великое множество готических аксессуаров: серьги, запонки, пряжки на ремнях и заколки. Такая вот ирония судьбы. Родившаяся из молодежного протеста против общества потребления субкультура постепенно стала частью этого общества — причем частью, это самое потребление стимулирующей. Однако, стоит заметить, что многие представители субкультуры не поддерживают образ постоянно, а одеваются в готическом стиле только тогда, когда отправляются на концерты или другие тематические мероприятия — их порой иронически называют «готами по вторникам» (англ. Tuesday Goths; по вторникам в некоторых ночных клубах проводятся готические вечеринки). Примерно с 2014—2015 годов наблюдается возрождение субкультуры, а с ним и новый виток развития готической моды. Среди готов стал популярен новый стиль одежды — Nu-goth. И нет, это не то, о чем вы подумали 🙂 “Nu” в данном случае — это сокращение от “New” — New goth. Этот стиль более адаптирован под casual и современную моду.
В настоящее время готическая субкультура представлена преимущественно на Западе — в Великобритании, Соединённых Штатах, Франции, Германии и Скандинавии. Развитые готические сообщества существуют в Торонто (Канада), Брисбене и Мельбурне (Австралия). Существует она и в других странах, например, в государствах Карибского бассейна и в Латинской Америке, хотя там она менее распространена, так же, как и у нас, в Российской Федерации. Готик-рок в России менее популярен, чем готик-метал и подобные жанры. Говоря о музыкальном стиле готической субкультуры, хотелось бы мне кое-что добавить. Один из них - дарквэйв (англ. dark wave — «тёмная волна») — сочетает в себе мелодику и ритмику готик-рока с использованием электронных и иногда симфонических музыкальных инструментов. Возник он в середине-конце 1980-х, как результат экспериментов представителей новой волны (особенно готического рока и индустриальной музыки)и развивался в двух ключах — «каноническом» (готик-рок, постпанк) и «экспериментальном». Новый стиль как раз и стал олицетворением этой экспериментальной ветки.
Попросту, «дарквейвом» стали называть все готическое, что не попадало под определённые рамки. Для него всегда было свойственно смешение стилей и культур, как в плане текстов, выразительности, так и в плане музыки. Например, в творчестве одних исполнителей заметно сильное влияние синти-попа (Diary Of Dreams, Wolfsheim), у других — постиндустриальной и клубной культуры (In Strict Confidence, Die Form), у третьих — нео-фольклора, нео-классики (Sopor Aeternus, Deine Lakaien, Arcana и представители шведского постиндустриального лейбла Cold Meat Industry) и т. д. У истоков европейского дарквейва стояли такие коллективы, как Das Ich, Deine Lakaien, Lacrimosa, Goethes Erben, Clan of Xymox, The Cure, Dead Can Dance, Cocteau Twins, Attrition, Xmal Deutschland, Skinny Puppy, Laibach, Alien Sex Fiend, SPK. Почти все они в расцвете своего творчества играли дарквейв, многие потом поменяли или усложнили стиль. Дарквейв характеризуется мрачным, атмосферным, минорным, заполняющим звучанием. Структура произведений — преимущественно как в обычной поп-музыке (куплет-припев), но нередко используется литературная, повествовательная и театральная подача, и всевозможные эксперименты с формой композиций, инструментальные вставки.
Ритм замедленный или среднетемповый, реже быстрый, но с медленными гармоническими прогрессиями или вокальными партиями. Вокал очень экспрессивный, театральный, порой отстранённо-холодный. Характерно сочетание мужского и женского вокалов или использование разных манер пения, намеренное «раздвоение личности» вокалиста, игра на контрастах. Музыкальная составляющая базируется на европейской поп-рок-музыке (как и у всех последователей новой волны), а также на классике (Вагнер, Моцарт, Шостакович, Чайковский и т. д.). В России же этот жанр возник намного позже - в середине-конце 1990-х годов и, в отличие от готик-рока и постпанка, практически не имеет исторических корней. Среди известных исполнителей этого стиля считаются Roman Rain, Dvar (ранние альбомы), Stillife, Necro Stellar и мой любимый Otto Dix. Хотя, по поводу последнего возникают некоторые сомнения, так как некоторые мелодии в отдельных песнях приближают музыкальный ряд к Dark Ambient. В то же время, в отдельных песнях («Птицы», «Война», «Бог мёртв», «Железный прут», «Глина») можно услышать тяжёлые риффы, характерные для индастриал-метала, а сами исполнители позже видоизменили название стиля, обозначив его как «Электронный авангард».
Есть у них правда, одна "готическая" песня под названием "Гот", но она не играет решающей роли, а скорее высмеивает устоявшиеся стереотипы данной субкультуры. Львиную долю в творчестве Otto Dix занимает постапокалиптика («Атомная зима», «Город», «Зона теней») и механические машины (роботы) будущего, инопланетяне («Те, кто будут после», «Машина»), нередко затрагиваются философские («Старик», «Крысолов», «Болезнь», «F-63.9», «Милые кости», «Чудные дни»,), моральные («Немой крик», «Сон разума», "Белый Пепел") и религиозные темы («Огонь небесный», «Железный прут», «Возраст Христа», «Ave», «Фетишизм»,"благо", "Антихрист"). Кроме того, в некоторых песнях отражены BDSM-тематика («Любимый немец», «Раздетые», «Раб», «Зверь»), исторические события («1453») и темы, вдохновленные творчеством других деятелей искусства («Экспрессионизм» — художника Отто Дикса, в честь которого и назван коллектив, «Вечность» и «Сказочник» — Ханса Андерсена, «Милые Кости» — Элис Сиболд).
Вокалист группы Otto Dix - Михаэль Драу - весьма неординарная творческая личность. Как правило, он не привык двигаться лишь в одном направлении. Он часто меняет свой имидж - то предстает перед зрителями в образе робота, исполняя трек "Раздетые", то размахивает плетью в такт песне "Чёрно-белое", посвященной картинам художника Отто Дикса (а не деяниям Адольфа Гитлера, как многие ошибочно думают, судя по тексту песни), то выступает с черепом в руках, подобно зловещему Некроманту из фэнтези мира, встает с ним в позу Гамлета и даже "помазывает" зрителей содержимым в нём. Надобно сказать, что порой творчество группы выходит далеко за рамки привычной нам готики. Так, Михаэль однажды сыграл роль Кая, лирического героя песни "Вечность", по мотивам сказки "Снежная Королева" Ганса Христиана Андерсена.
И, хоть сам вокалист в одном из интервью признался, что недолюбливает рэп, в 2020 году решил поэкспериментировать и с этим жанром. Так, совместно с солистом группы POR.NORAP - Павлом Павлючуком - Михаэль записал новый трек под названием "Благо", посвящённый извечной борьбе добра со злом с отсылками к христианству. Этот популярный мотив я уже лицезрела даже в экранизации "Лигейи" Эдгара Аллана По в 2022 году. По сюжету песни, Демон (роль которого сыграл солист в облачении священника) уговаривает Ангела, чтоб тот позволил ему обнулить землю путём очистки ее от человечества, так как оно погрязло в пороке. Ангел, хоть и признает несовершенство людей, однако пытается их спасти и с горечью отмечает, что те слишком ленивы и не прилагают усилий что-то изменить в этом мире, а ждут, когда за них магическим образом это сделают высшие силы. Ещё один пример коллаборации творчества Otto Dix с другими исполнителями являются треки "Лолита" 2016 года - со шведской готик-рок группой Stoneman и "Раны" - с metalcore группой RAVANNA из Санкт-Петербурга (2024 год).
Но вернёмся к субкультуре готов. Готический стиль находит свои отражения в литературе, кинематографе и изобразительном искусстве. «Готической» можно назвать почти всю хоррор-литературу, где широко используются мистические сюжеты и вампирская тематика. Готические романы мистического содержания появились ещё в XIX веке. Излюбленные авторы в готической среде – Брэм Стокер, Эдгар По, Мэри Шелли, Энн Райс. В кинематографе нет понятия «готическое кино», однако готы отдают предпочтение жанру «нуар», различным мистическим триллерам. Самое удивительное, что с ростом популярности субкультуры вокруг нее стало возникать все больше мифов и глупых стереотипов. Готов критиковали за популяризацию смерти и подстрекательство молодежи к суицидам, обвиняли в разрушении моральных устоев и нравственности, а порой и просто в жесткой форме требовали «пояснить за шмот». Кончилось все трагически — серией нападений хулиганов на готов, некоторые эпизоды привели к тяжелым травмам и даже смертям. Подобное отношение к представителям субкультуры проникло и в кинематограф — в подавляющем большинстве случаев персонажи, позиционируемые как готы, в современных фильмах выступают как отрицательные, их образы призваны вселить в зрителя страх или отторжение. Самым известным стало убийство Софи Ланкастер в 2007 году в английском городе Бакап. В честь девушки был организован фестиваль готической музыки, по всему миру появились мемориалы, ей посвятили несколько песен, а ее родители создали фонд S.O.P.H.I.E. (англ. Stamp Out Prejudice, Hatred And Intolerance Everywhere — «Избавимся от предубеждения, ненависти и нетерпимости повсеместно»). Увы, не обошла стороной эта охота и Россию: в Ижевске в 2008-м, в Омске и Краснодаре в 2010 году были убиты девушки-готессы. Все думают, что готы поклоняются смерти, а смерть настигает их всего лишь за любовь к оригинальной одежде.
Во-первых, не нужно путать субкультуру готов с эмо! Во вторых, даже эмо далеко не все мечтают поскорее умереть. Да, нам нравится эстетика смерти и тьмы, но любовь к эстетике не означает желания уйти из жизни. Мне кажется, в субкультуре есть такая вещь, как готическое мировоззрение, состоящая из спокойного и философского отношения к смерти, интерес к её эстетике, некая романтизация страданий и несчастной любви (но не до фанатизма и без суицида), интерес к мистической тематике и тд. Я не специалист в понятиях, кто реальный гот, а кто нет, я всего лишь пишу свое мнение, не претендуя на всю эту достоверность, так что можете поправить, если я в чем-то ошибаюсь. Отличие готов от представителей других субкультур состоит в том, что готы стремятся к творчеству и интересуются искусством. По мнению большинства готов, настоящий гот просто обязан быть творцом – писать стихи, музыку, рисовать. Готы культивируют утончённость вкуса и образованность. Именно поэтому по статистике среди всех прочих представителей иных субкультур готы успешнее учатся, больше других стремятся к высшему образованию и осваивают творческие профессии.
Бытует утверждение, мол. все готы - сатанисты. Вовсе нет. Да и настоящие сатанисты - это вовсе не те психи, которые режут животных на кладбищах и едят детей. На самом деле это просто люди, которые отрицают существование Бога, как впрочем и Сатаны и живут по определённому свожу правил, в котором также ничего криминального нет. А готы могут быть христианами, буддистами, адептами макаронного монстра, да кем угодно. Второе заблуждение заключается в том, что истинные Готы НИКОГДА не смеются. Это очень претенциозное и пафосное заявление. Большинство готов на самом деле имеют весьма развитое и здоровое чувство юмора. Конечно, найдётся масса людей, которые будут утверждать, что готы не разделяют общечеловеческих эмоций, но здравый смысл подскажет вам, что это, как и прочие вещи не более чем поза. Конечно будут и такие, кто всем своим видом и манерами постарается доказать вам, что готы это социопаты с ублюдочными наклонностями, которые живут лишь для того, что бы смеяться над вашими неудачами и при этом будут оправдывать свою ущербность необходимостью соответствовать «кодексу готичности».
Но не торопитесь с выводами и дайте себе хорошенько подумать. Вы, скорее всего, придёте к выводу, что в сети люди вообще часто бывают, злы по отношению к друг-другу, по причине лёгкой возможности избежать связанных с этим неприятностей. Несомненно, готы имеют несколько другой взгляд на общество и его жизнь. Тогда представьте, что видите иностранца и он смеётся, а вы не понимаете о чём - это ведь ещё не значит, что он смеётся злонамеренно? Не так ли? Стереотипно также мнение о том, что готы - обязательно мрачные, депрессивные и меланхоличные создания с суицидальными наклонностями. Настоящий гот весьма жизнерадостен, просто видит окружающий мир под другим углом. В общем, «не так страшен гот, как его малюют».
Тег: новости
"Дети смерти": история готической субкультуры
22:00, 27 сентября 2024
Автор: Надежда Воронцова
Комменты 6
готы классная субкультура, у них высокий уровень интереса к историческому костюму, и, как следствие, к истории, к классической музыке, литературе. ну и творческая жилка, как пишет, автор, точно присутствует)
Все готы, с которыми мне довелось общаться, были абсолютно мирными людьми. У многих в школьном возрасте - это была защитная оболочка. Под "устрашающей" чернотой внешностью были легко ранимые дети.
Спасибо большое за интересный пост 🤍 Помню в Москве первый раз готов увидела, аж зависла) У нас в Сибири такого чуда не бывает)
ахаха))) и сейчас еще кто-то против квадроберов??
Спасибо!!! Вспомнила молодость=)