Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Далеко не каждый преступник удостаивается чести быть воспетым в кино и песнях. Далеко не каждый, подобно мамаше Баркер и ее четырём сыновьям, а также Джесси Джеймсу, становится и прототипом мультяшного злодея. Не знаю, за какие такие заслуги, но на долю Йозефа Фритцля, австрийского бывшего бизнесмена и инженера-электрика со стажем, слава, хоть и дурная, но все же выпала. Держу пари, даже о "наших" Чикатило и Пичушкине столько не снимали и не писали, как о нем! Напомним, уголовное дело Йозефа Фритцля стало достоянием общественности в далёких 2008-2009-х годах, когда в больнице города Амштеттен вскрылась шокирующая правда - и 42-летнюю женщину, бледную и сгорбленную, рано постаревшую, с гнилыми зубами и волосами цвета пепла, лицом, изрезанным глубокими морщинами, и ее дочь - 19-летнего подростка с похожими симптомами и в крайне запущенном физическом состоянии почти четверть века - а конкретно, с августа 1984 года (и 1989 года тоже - в случае с подростком) держал в подвале многоквартирного доходного дома собственный отец!
Но тогда, 19 апреля, он привез тяжелобольную 19-летнюю девушку, а сам представился врачам ее "дедушкой", что было отчасти правдой. Увидев истощенного и бледного, как вампир, подростка, с гниющими зубами, местный врач Альберт Рейтер пришел в ужас. Его пациентка буквально находилась между жизнью и смертью, прокусанный до крови язык свидетельствовал о приступах эпилепсии. Позже 19-летней девушке были поставлены и другие диагнозы, которые стараниями СМИ стали известны всему миру - мало того, что она перенесла простуду, которой заразил ее младший брат, страдавший ранее от судорог, так еще и образовалась острая почечная недостаточность, приведшая к отказу внутренних органов. Дело не требовало отлагательств, и местный врач устроил "дедушке" Фритцлю настоящий допрос с пристрастием, но тот юлил, отвечал неохотно или резко, в духе: "Сделайте так, чтобы ей стало лучше, а об остальном я и сам позабочусь!". Врач заподозрил неладное. Ему нужно было предоставить медкарту, в которой была бы написана история болезни внучки, а также предъявить документы для установления личности пациентки. Всего этого у Йозефа Фритцля не оказалось. Он просто не догадался за столь долгое время обзавестись нужными бумагами.
Вместо этого Йозеф показал Рейтеру сопроводительную записку, заранее написанную почерком его дочери, которую тот назвал матерью своей внучки - давно пропавшую без вести блудню Элизабет. В нем женщина сообщила врачам, что дала 19-летней девушке лекарство от кашля и аспирин (в подвале это были единственные препараты, которые они могли себе позволить, а нормальную аптечку Йозеф не давал - то ли из жадности, то ли - из вредности, то ли из опасений, что его дочь отправится на тот свет заранее). Содержимое записки СМИ также обнародовали и разгласили реальное имя той больной девушки. Бумага гласила: «Пожалуйста, пожалуйста, помогите ей. Керстин действительно боится других людей. Она никогда не была в больнице! Керстин, пожалуйста, оставайся сильной, пока мы снова не увидимся!». Врач тут же потребовал присутствия матери, дабы прояснить ситуацию с Керстин, но Фритцль настаивал на обратном. Он сказал, что его дочь - типичная мать-кукушка, которая когда-то подкинула ему с женой троих детей, а теперь еще и притащила взрослую девицу и оставила ее у порога дома в бессознательном состоянии.
На вопрос, почему не вызвали скорую и не обратились к специалистам раньше, Фритцль отвечал в своей удобной манере - его дочь завербовали некие злые сектанты, от которых та и нагуляла детей одного за другим, ее били и обижали, но при этом, как ни странно, трижды (!) позволили незамеченной никем вернуться домой под покровом ночи и оставить родителям очередного младенца с запиской о помощи, но при этом, в крайнем случае, она могла и позвонить только для того, чтобы извесьтить о пополнении и тут же вернуться в ад обратной тропой и подвергаться дальше жестокому обращению, даже не удосужившись попросить прохожих о помощи! Содержимое писем, пачками приходящее в полицейский участок, описывало вышесказанные события, которые ничуть не смутили правоохранительные органы и ни разу (!) не поставили под сомнение столь нелогичный рассказ. Но Альберта Рейтера одурачить Фритцлю так и не удалось - врач лично созвал пресс-конференцию, запустил видеообращение в СМИ и через телевидение и вызвал полицию. Томящаяся в подвале дочь Фритцля увидела призыв и уговорила отца отпустить ее в больницу, где их допросили по отдельности в присутствии полиции.
Именно так и вскрылась та жуткая правда с подвалом и заточением. Для Австрии это был уже второй случай после нашумевшего побега Наташи Кампуш в 2006 году. Имиджу страны Альп и венских балов был нанесен поистине серьёзный урон. Под давлением общественности Фритцля приговорили к пожизненному сроку без права на условно-досрочное освобождение в 2009 году. Его жертв же навсегда увезли из Амштеттена, поместив под охрану и государственную защиту и опеку, сменив им также и громкую фамилию. Но в рамках этой статьи речь даже пойдет не о нём самом. Безусловно, дело Фритцля стало лакмусовой бумажкой для общества всего мира - и там, и здесь находились все новые отцы и отчимы, сношающие своих падчериц и дочерей и воспроизводивших многочисленное потомство (от семи до девяти детей) путём кровосмешения. Фамилия австрийского преступника по аналогии с Чикатило также стала и нарицательной - в частности, для отцов-педофилов, инцестников и даже тех, кто просто не брезговал кого-то запереть в доме или в подвале и садистски помучить. Попутно были раскрыты преступления в английском городе Шеффилде, в Великобритании, Колумбии и других странах мира. Благодаря делу Фритцля даже стала известна история француженки Лидии Гуардо, которую уже отчим Раймонд подвергал жестокому обращению, насиловал на чердаке и породил семерых детей - как и в истории Элизабет Фритцль. Но, в отличие от нее, женщина рожала не в подвале, а в роддоме, куда неоднократно отвозил ее отчим, и поэтому общество даже не считало Лидию истинной жертвой насилия! Во-первых, для людей жертвы - это стереотипные страдалицы, которые молчат, посыпают голову пеплом и лишний раз не рыпаются. За них их же историю от третьего лица во время общественного резонанса рассказывают другие - полицейские, врачи, психологи, хотя и не имеют на это никакого права. А вот Лидия Гуардо молчать не стала, еще и опубликовала книгу о пережитом!

Что греха таить, была в истории раскрытия преступления Йозефа Фритцля и обратная сторона медали. Как это всегда происходит во время общественного резонанса очередного громкого преступления (что мы со стороны неоднократно вынуждены с Вами наблюдать, к великому сожалению), вместо пользы и поиска решения выдвинутой на поверхность проблемы происходит один вред - всё сказанное и написанное в статьях и репортажах вскоре оборачивается против...самих участников криминальной истории! И да, зачастую удобной мишенью становится именно жертва, на которую, наряду с нежданной и совершенно ненужной славой обрушивается стигматизация и требования со стороны общества, дабы соответствовать стереотипному образу той, кого в лучшем случае хочется массово пожалеть, а в худшем - нагло воспользоваться и самоутвердиться за счет слабости и неумения постоять за себя.
Скажем прямо, что жертва любого похожего преступления в глазах общества - эдакая наивная дурочка, обязательно - сломленная и несчастная после неоднократных издевательств, изнасилований и побоев, не способная никого обматерить, обругать на чем свет стоит и даже подать в суд! Её мнение никогда не воспринимается всерьез и даже не учитывается, за неё всегда разруливают ситуацию и рассказывают ее же историю в третьем лице посторонние люди, порой даже те, кто рискует при этом нарушить врачебную тайну или тайну следствия. В своем критическом состоянии, из-за шока после освобождения из длительного плена жертва становится глупой марионеткой в чужих руках, обезличенной фигурой повествования. Она уже не управляет своей судьбой, не способна мыслить здраво и принимать решения. Вследствие чего общество диктует ей свои правила, от которых она теперь уже не в силах отступать. И тем самым жертву делают заложницей уже вторично. Если провести параллель с историей той же Наташи Кампуш, восемь лет проведшей в подвале у душевнобольного Вольфганга Приклопиля, то вышесказанное подтвердится с небывалой точностью! Как и Элизабет Фритцль, ее соотечественница в первые дни после освобождения скрывалась от общественности и проходила реабилитацию. А вот то, что произошло дальше, вызывает недоумение и праведный гнев.

Во время общественного резонанса преступления жителям Австрии хотелось узнать как можно более подробную информацию о похищении Наташи, также было желание и увидеть саму девушку, предоставить ей слово и публичные объяснения произошедшего. Согласно некоторым сообщениям из СМИ, Наташу долгое время выслеживали папарацци, которые чуть ли не штурмом брали клинику, а во время сопровождения жертвы похищения в суд и обратно полицейским Австрии приходилось применять меры по защите личности Кампуш от посторонних - 18-летнюю бывшую узницу вели под руки, накрыв одеялом с головы до ног. В конечном итоге, её вынудили дать первое эксклюзивное интервью австрийскому каналу ORF. Передачу вел звезда австрийских ток-шоу — Кристоф Ферштайн. И людям она не понравилась. Они хотели увидеть измождённую и заплаканную пленницу, а Наташа выглядела также, как и остальные девушки её возраста — с макияжем и волосами, убранными под сиреневый платок. Иногда во время рассказа о своей жизни Наташа даже улыбалась, однако и с трудом сдерживала слёзы, украдкой вытирая их. Вместо телестудии зрители видели коридор клиники, где Наташа лечилась после освобождения. Мнения людей разделились - одни считали, что публичное признание жертвы похищения только нанесет ей дополнительный и непоправимый урон по психике, другие же утверждали, что даже на таких грязных и деликатных вещах неплохо бы и заработать.
В итоге девушке, которая почти всю сознательную жизнь - с десяти до восемнадцати лет провела в плену, так и не успев ни окончить школу, ни выйти замуж и устроиться на работу, заплатили миллион евро в качестве компенсации. Но и этого оказалось явно недостаточно. Дальше последовала и череда мемуаров. Свои истории рассказали мать Натальи и отец - Людвиг Кох и Бригитта Сирни (каждый выпустил по книге). На них также обрушилась волна народного гнева и поток домыслов и сплетен, особенно на мать Наташи — её обвиняли в том, что она чуть ли не подстроила похищение собственной дочери! Наконец, в сентябре 2010 года, замученная бесконечными расспросами о произошедшем, девушка выпустила свою автобиографию под названием «3096 дней», которая в 2013-м была экранизирована. Но люди снова были недовольны. Главной претензией стало отсутствие упоминания о сексуальном насилии со стороны похитителя, сцену которого против воли пленницы включили в фильм. Появились и предположения, что Наташа и вовсе была беременна от Приклопиля, родила ребенка, чей клок волос якобы обнаружили в подвале, и вообще, что похищенная чуть ли не сожительствовала с ним, раз за долгое время не сумела сбежать! Потом девушку обвиняли в том, что она расплакалась, узнав о смерти похитителя, а после — выкупила дом, в подвале которого провела 8 лет. Люди говорили о стокгольмском синдроме, но сама Кампуш считала, что, навязывая ей диагнозы, общество тем самым глубоко оскорбляет её и не принимает во внимание сложнейший опыт, который ей пришлось пережить в очень юном возрасте. Через 6 лет Наташа выпустила вторую книгу — «10 лет свободы». И еще через 3 года — следующую, про травлю жертв насилия в интернете. Теперь Наташа Кампуш известна, как телеведущая и благотворитель, у нее есть страница в соцсети "Инстаграм", а также она - настоящий полиглот. Хорошо знает английский и немецкий языки.

Похожая ситуация произошла и с другими жертвами аналогичных преступлений. Так, в 2019 году сотрудники российской передачи "На самом деле" устроили сразу три очные ставки жертв Комина и его последователя - Виктора Мохова - и их сообщников. Так, Екатерину Мартынову и Елену Малахову посадили на полиграф напротив Елены Бадукиной, а Ирину Ганюшкину - напротив Александра Михеева. До этого момента этику также нарушили вдоль и поперёк - разгласили реальные имена потерпевших, жертв похищения, проведших в подвалах своих мучителей два и четыре года, сделали знаменитыми на всю страну и мир против воли и тоже брали у них интервью. В случае со скопинским маньяком Моховым СМИ незаконно распространили в сети оперативную съемку 4 мая 2004 года, запечатлевшую кадры освобождения узниц правоохранителями, откуда-то прознали номера телефонов и адреса проживания жертв. Так, Елену Самохину, которая трижды беременела от Мохова и дважды рожала в подвале двух детей от него, после освобождения преследовали и третировали папарацци, причём как в городе, карауля у подъезда, предлагая бешеные деньги, обещая вернуть ей детей обратно и обрывая телефоны, так и на даче, не давая толком отдохнуть. Из-за давления со стороны прессы девушка едва не угодила в психдиспансер! В конечном итоге, Елена Самохина снялась в четырёх документальных фильмах и дала интервью газете "Комсомольская Правда - Рязань" единственный раз, в 2018 году. Позже, в 2021 году, на YouTube опубликовали видео допроса Елены, ошибочно приняв за интервью, где девушка расплакалась в конце, вспоминая случившееся. А вот другая жертва - Екатерина Мартынова - неоднократно появлялась на публике, демонстрируя стойкость характера, засветилась в передачах "Битва экстрасенсов" и "Пусть говорят", дала интервью журналистам и даже написала книгу "Исповедь узницы подземелья"— по её словам, для того, чтобы избавиться от воспоминаний о тёмном прошлом.
История похищения Сабины Энн Рене Гислен Дарденн — жительницы Бельгии — поразительно похожа на плен американки Джейси Дьюгард/Дугард и Наташи Кампуш: во всех историях девочка то десяти, то двенадцати лет в одиночку направляется в школу, к ней подъезжает белый фургон, оттуда выскакивает мужчина и, схватив ребенка, скрывается с места преступления. На сей раз - 12-летняя Сабина ехала на велосипеде поутру в школу, а натолкнулась на очередного похитителя - серийного убийцу Марка Дютру, который, как и Приклопиль, действовал без сообщников. Сабина — не первая его жертва. Он уже убил пятерых девушек — двое из них умерли в подвале от голода, куда Дютру привез и Сабину. В отличие от предыдущих жертв похищения, Сабине "свезло" больше - ее плен растянулся на 80 дней, как в приключенческом французском романе Жюль Верна, но даже жалкие два месяца показались перепуганному подростку вечностью. "Монстр из Шарлеруа" Марк Дютру морил голодом, избивал и насиловал несчастную Сабину, уверял ее, что родным безразлична ее участь и судьба, рвал ее трогательные письма в клочья, или же прибегал к шантажу и требовал выкуп за пленницу у ее семьи. Но на самом деле это был блеф с его стороны, дабы сломить волю к сопротивлению 12-летней девочки. На 74-й день заточения девочка попросила похитителя привести ей «подружку», вероятно, имея в виду совсем другое - Сабина надеялась повидаться с кем-то из своих старых знакомых. Вскоре она горько пожалела о своем опрометчивом и аморальном поступке - Марк Дютру в просьбе не отказал, и уже на следующий день в подвале появилась новая жертва - 14-летняя Летиция Делез. Но во время этого похищения преступника заметили местные жители: они запомнили номер машины и уже через 6 дней девочек освободили. Книгу «Мне было 12 лет, я села на велосипед и поехала в школу» Сабина Дарденн написала лишь через 8 лет после освобождения. Правда, причиной публикации мемуаров стало не желание помочь другим жертвам справиться с пережитым. Девушка хотела раз и навсегда избавиться от навязанной славы. После освобождения навязчивые журналисты и общественность гонялись за Сабиной с просьбами дать интервью или автограф, не давали погулять с собакой, а некоторые вообще пытались обнять, когда встречали девушку на улице. Мемуары Сабины Дарденн стали способом раз и навсегда ответить на все интересующие общество вопросы и отстраниться от общественного внимания.

А уж во что общественность превратила уголовное дело Йозефа Фритцля, даже стыдно признаться. Признайтесь, если бы не трагическая часть биографии жертв похищения с пленом в подвале и рождением детей от насильника, вызвали ли бы выжившие девушки к себе искренний публичный интерес? Да и В ЧЕМ именно он заключался - в слепой жалости и пустом любопытстве?! Даже несмотря на то, что неэтично из подобной трагедии делать развлекательный контент, австрийский маньяк Йозеф Фритцль, чье имя и фотографии не сходили с первых полос газет и экранов того времени, стал довольно-таки значимой фигурой в массовой культуре. Но больше всего досталось его дочери, которая с самого начала, как и все жертвы похищений и заточений, старалась избегать публичности и огласки. Здоровье, реабилитация, честь и достоинство были для нее важнее монетизации собственной беды. Но и с ней повторилось тоже самое, как и в вышеописанных вопиющих случаях - после освобождения из плена на Элизу Фритцль буквально началась охота, несмотря на заявления ее адвокатов - Кристофа Хербста и Евы Плац о том, что все попытки выйти на связь с пострадавшей семьей являются нетерпимым вторжением в их частную жизнь. Против воли 42-летней женщины были разглашены имена и диагнозы детей, опубликованы снимки почти всех членов семьи Фритцль до седьмого колена, даже двух братьев и четырёх сестёр - и тех не пожалели! Журналисты таблоида "Daily Mail" противопоставили их, отдыхавших с отцом в Таиланде в 1998 году, самой Элизабет Фритцль, томящейся с тремя детьми в подвале, а о причастности к самому преступлению так и не рассказали! Зато выложили их фотографии, и репутацию невинным людям знатно попортили...
Затем СМИ выложили в сеть и дневниковые записи, которые Элиза Фритцль вела, находясь в заточении в течении 8642 дней ужаса. Она записала все: от того, как отец морил ее голодом и неоднократно насиловал, а отбиться от него не представлялось возможности, до того, как он избивал шестерых детей, которых его дочь родила в подвале от него же, и ничем, по сути, им помочь так и не смогла. В своем дневнике пленница обозначила дату и время каждой пощечины, угрозы или избиения, нанесенных ей и ее детям отцом. Также она описала, как держала на руках своего умирающего ребенка, одного из близнецов, прежде чем он посинел и скончался от проблем с дыханием. «По крайней мере, теперь он в лучшем мире», — прокомментировала Элизабет. Посмертно мальчика назвали Михаэлем, а отец и дед в одном лице сжег тело младенца в мусоросжигательной печи и развеял пепел в саду семейного дома в Амштеттене, за что уже в 2008 году был обвинен в непредумышленном убийстве. Также выяснилось и обстоятельство подкидывания одного из детей - младенец попросту зацепился за хлопчатобумажную нитку и заплакал. Разгневанный Фритцль испугался, что вопли ребенка могут привлечь внимание соседей (что ставит под сомнение россказни о звуконепроницаемости подвала), и отнес младенца наверх, чтобы успокоить его. Но к тому времени его жена Розмари уже вернулась домой, и было слишком поздно возвращать младенца обратно.

В других дневниковых записях Элизабет рассказывает о том, как она ловила крыс голыми руками, и при этом НИ ОДНА чудом ее не укусила, и как ее дети приходили в восторг от повседневных предметов, таких как зеркало или напольные весы. Также имелась информация о том, что летом в подвале было невыносимо жарко, как в печке, а зимой как раз тепла и не хватало. О наличии батарей или банального обогревателя СМИ не сообщают. «Мы всегда становимся счастливее, когда лето заканчивается», — написала Элизабет. Представитель прокуратуры Герхард Седлачек подтвердил, что дневники Элизабет являются важной частью дела против ее отца. Дальше — больше: папарацци, маскируясь под садовников или медперсонал, окружали и осаждали больницу, пытались проникнуть в палату к жертвам и даже дрались с врачами и охраной, чтобы сделать сенсационные снимки женщины, стоимость которых возросла до 1 миллиона евро! Власти Австрии были вынуждены пойти на крайние меры по защите жертв Фритцля от преследований журналистов - приставить к семье охрану и вызвать полицию.
Было арестовано уже 22 репортёра австрийскими правоохранителями, среди которых один папарацци переоделся полицейским, другой замаскирован под уборщика, а третий вырыл яму в земле и наполнил ее провизией, а затем прикрылся укрытием наблюдателя за птицами в надежде сделать прибыльный снимок. Но вот усилия уберечь Элизабет от нездорового внимания были тщетны. Так, один за другим сыпались сообщения о том, что один фотограф пытался приземлиться на параплане на территории клиники Amstetten Mauer, другой попытался продать снимки пострадавшей женщины третьим лицам (фотографии в срочном порядке были изъяты и удалены, а руководство клиники предупредило СМИ о том, что будут юридические последствия и иск о возмещении ущерба, который «намного превысит любую прибыль, полученную от продажи таких фотографий»), четвёртый репортер снимал семью чрез щёлку в заборе клиники, и в какой-то момент гуляющую на территории больницы Элизабет Фрицль с шестью детьми пришлось срочно вернуть обратно, когда в небе заметили зависшего над ними щелкуна с вертолетом.

Не обошлось и без инцидентов - пострадал один из охранников, который получил серьезные ушибы и травмы после падения с балкона психиатрической клиники, пытаясь задержать фотографа, заглядывающего в окно палаты Элизабет Фритцль. Незадачливого репортера заметила медсестра и забила тревогу. Дошло до того, что местные власти австрийского города Амштеттен, уставшие от выходок папарацци, пытающихся сфотографировать семью Фритцль, грозились подать официальную жалобу в британский регулятор прессы, а Хайнц Ленце, высокопоставленный чиновник Амштеттена, сообщил, что он поручил полиции записать личные данные всех фотографов. Разглашение общественности приватной информации о потерпевших и реальных имен участников преступления, без которого было бы невозможно ни спасти жизнь 19-летней девочке в больнице, ни найти ее мать и докопаться до истины, стало фатальной ошибкой со стороны врачей и органов правопорядка. К сожалению, мы никогда уже не узнаем, зачем и кто первым слил информацию о нахождении женщины в плену в подвале, и был ли за это наказан или уволен с должности, что и вызвало небывалый ажиотаж в СМИ, но последствия той роковой ошибки имеют место быть и до сих пор.
Жертве Фритцля не давали не то, что нормально реабилитацию пройти после многолетних издевательств со стороны отца, но и элементарно сходить в душ, погулять на свежем воздухе и навестить по мере возможности свою дочь, находившуюся уже который день или месяц в бессознательном состоянии. В итоге, сотрудники элитного австрийского антитеррористического подразделения «Кобра» патрулировали территорию больницы, используя тепловизионные камеры для обнаружения фотографов в камуфляжной форме на деревьях, а также были размещены сторожевые собаки. В состав телохранителей семьи входили частные охранники, нанятые персоналом больницы, а также сотрудники пожарной команды клиники, которые заступили на дежурство в качестве сотрудников службы безопасности. Представитель больницы заявил: «Элизабет Фритцль очень переживает за свою дочь, но в данный момент она не может уйти к ней. Риск того, что ее заметят СМИ, очень высок, и она может получить «вторичную травму». Огромный интерес СМИ к делу и особенно к жертвам является одной из причин, по которой встреча Элизабет Фритцль и ее дочери Керстин на данный момент не запланирована». Папарацци преследовали Фритцлей буквально везде, где бы о них ни узнали - и в психиатрической клинике, и в больнице, где лежала в коме Керстин, и даже у входа в школу властям Австрии пришлось нанять дополнительную охрану, а одного из детей - отправить в лагерь на отдых инкогнито, под вымышленным именем. Элизабет Фритцль во избежание ненужных столкновений с прессой приходилось маскировать под медсестру или надевать парик с темными очками и тайно транспортировать в больницу к дочери Керстин. Британское издание Daily Mail зашло ещё дальше, опубликовав даже подлинный список препаратов, которые принимали жертвы Фритцля, чтобы прийти в норму спустя 23 года и 7 месяцев этого ада...Лишь в нынешнем году эту статью - таки додумались удалить и забанить ресурс, и то потому, что прошло много времени с момента публикации!

Затем в мае 2008 года по стране пронесся слух о грядущем интервью Элизабет Фритцль с телеведущим Кристофом Ферштайном, который ранее беседовал с Наташей Кампуш. Так, газета Standard писала, что пострадавшая и постаревшая, искалеченная физически и душевно 42-летняя жертва своего отца непременно обо всем публично расскажет одному телеканалу, сидя перед объективами камер в темных очках, а вот её дети в кадр не попадут. В число задаваемых вопросов входило и то, как она выжила после стольких лет в подвале и не потеряла рассудок, как ее первый раз изнасиловал ее отец, 73-летний Йозеф, и о том, как она в одиночку справлялась с многоплодными родами в подземелье, что Элизабет чувствовала после того, как один из ее мертворожденных детей был сожжен в печи ее отцом после его смерти; как она думала, что никогда больше не увидит солнечного света; и планировалось обсудить ее надежды на более нормальное будущее с детьми, которые ее обожают. Прямой эфир с интервью жертвы Йозефа Фритцля планировали провести 26 мая 2008 года.
Предполагалось, что видео будут транслировать более 300 телеканалов со всего мира за бешеные деньги, а сам Кристоф Фойрштайн, бравший интервью у Наташи Кампуш, получил приглашение на то, что обещает стать захватывающим телевизионным зрелищем. При этом читателям и искушенным зрителям было неясно, какая оплата была согласована за интервью, если таковая вообще была. «Ненависть Элизабет к отцу — бездонная яма», — сказал при этом один из источников ORF. - Это может быть нехорошо для процесса психологического исцеления, но сердце Элизабет источает для него (то есть - отца) только чистый яд». Но по понятным причинам и ко всеобщему разочарованию обещанное интервью так и не состоялось. Элизабет Фритцль ответила на все решительным и категорическим отказом. Хотя, о каком интервью могла вообще идти речь, если Элизабет даже НИ РАЗУ не присутствовала на судебном заседании против её развратного отца, которое - таки хватило ума сделать закрытым! Вместо присутствия пострадавшей женщины в суде транслировалась лишь видеозапись, где она прямо из психиатрической клиники вынуждена была дать показания следствию. Ей явно было морально тяжело после всего этого не то что говорить, но даже вспоминать о случившемся давалось ей с трудом!

Дальше - хуже. Когда Элизабет Фритцль с трудом прошла курс лечения и реабилитации и спустя восемь месяцев уехала вместе с детьми и матерью из психиатрической клиники в местность, которую власти Австрии не стали разглашать, дабы дать жертвам возможность начать нормальную жизнь с чистого листа, британский таблоид "The Sun" пошел на подлость. Папарацци Скотт Хонбри каким-то образом обнаружил секретное место, раскрыл новые имена и опубликовал два первых снимка светловолосой Элизабет Фритцль и ее дочери, 19-летней Элизабет-младшей после освобождения (фото женщин размещены ниже). Женщины в тот день возвращались домой из магазина с покупками и не заметили сидевшего в засаде фотографа. Вскоре после этого папарацци и вовсе бесцеремонно ворвались в дом без приглашения, устроили переполох и, осыпав всех бестактными вопросами, начали фотографировать все подряд. По данным газеты Österreich, бывшая пленница, которая в тот момент была на кухне, от неожиданносьти и страха потеряла дар речи и перенесла тяжелый нервный срыв.
Так все усилия лучших австрийских психотерапевтов, психологов и психиатров в одночасье пошли прахом. Улетели на ветер и бешеные деньги на реабилитацию и лечение жертв, которые собирали всей страной. Известно, что после данного инцидента самой жертвой было высказано следующее: "Я не хочу никаких контактов с прессой! Агрессивные попытки отдельных представителей средств массовой информации, которые хотят войти в контакт как со мной, так и с моими детьми, представляют собой одновременно невыносимое и вредное влияние". Неизвестно, сама ли она это все высказала, или же персонал больницы позволил ей под диктовку что-то произнести, искренне надеясь на то, что от Элизабет и ее детей наконец-то все отстанут и все же позволят ей хоть немного адаптироваться после освобождения, жить спокойно в условии полной анонимности. Несмотря на то, что лицо жертвы было заретушировано, снимок просочился в сеть и существует в ней до сих пор. К счастью, людям так и не удалось узнать, как Элизабет выглядит на данный момент, а британская газета слишком хорошо подстраховалась от последствий своих действий. В тот день, когда фотографы опубликовали снимки жертв Фритцля, найти их копии в Австрии, Германии и Швейцарии было невозможно. В этих странах автоматически присудили жертвам Фритцля миллионную компенсацию за грубое нарушение неприкосновенности частной жизни.

В мире остро встал вопрос насчет соблюдения конфиденциальности в СМИ по отношению к пострадавшей стороне. Понимая, что во время резонанса журналисты и так позволили себе предоставить общественности слишком много совершенно ненужной, лишней, а главное - приватной и компрометирующей информации, что это едва не вылилось в параллельный судебный процесс. За несколько дней до того, как "виновник торжества" Фритцль вошел в зал суда 119 в городе Санкт-Пельтен, где и состоялось первое заседание в закрытом режиме, собравшиеся репортеры были взбудоражены новостью о том, что представители телевидения, газет и издательств, принадлежащих News Corp, совместно обратились к дочери Йозефа, Элизабет, с просьбой поведать миру о своих испытаниях. Она наотрез отказалась. Юридические консультанты жертвы Фритцля — два адвоката - Кристоф Хербст и Ева Плац, представляющих ее интересы — посоветовали ей не следовать «стратегии Наташи Кампуш», иначе защитить свою частную жизнь от вторжения станет невозможно. Кристоф Хербст, адвокат Элизабет, сообщил Guardian, что он рассматривает возможность подачи иска о вторжении в частную жизнь. Также рассматривалось предложение реформировать законы, согласно которым личность жертвы сексуального насилия, вне зависимости от возраста и половой принадлежности, никогда впредь не будет раскрыта общественности.
И, если снимки самой Элизабет и троих детей, живших в подвале, заполучить не удалось (жертв Фритцля пришлось увозить в секретное место, и их еле-еле уберегли от вторжения в частную жизнь на какое-то время), то снимки других ребят, живших этажами выше, таки просочились в сеть вместе с фотографиями всей семьи, самой Элизабет в юные годы, до заточения, и их бабушкой - Розмари Байер. Глядя на фотографии Моники, Алекса и Элизабет-младшей, читатель и зритель того времени увидит пред собой вполне нормальных детей без внешних признаков нарушения здоровья. К счастью, никаких "чернобыльских мутантов", сгорбленных дистрофиков с пятью пальцами, беззубых альбиносов и сиамских близнецов в деле Фритцля нет, и не могло быть. Последствиями инцеста были лишь внутренние заболевания вроде эпилепсии, порока сердца и т.д. Самого Фритцля давно сделали персонажем массовой культуры. Стараниями СМИ в Австрии и за её пределами из преступника был создан целый культ личности. Фамилия Йозефа стала нарицательной для обозначения педофилов-отцов и отчимов всех стран мира, сам Фритцль получил прозвища от "Амштеттенского чудовища" до "зверя-инцеста/инцест-монстра". Предприимчивые предприниматели пускались во все тяжкие, дабы вставить свои "пять копеек" в эту грязную историю. Так, в баре Австрии однажды предлагали блюдо шницель с торговой маркой, нареченной в честь Йозефа, а в Польше - назвали ресторан...

С "Фритцлем-шницлем" получилась глупая история - идею подкинул местный людоед, к которому в тюрьме подселили Йозефа, или самого людоеда "случайно" закинули к нему. Неважно. Фраза со стороны каннибала: "Слышь, Фритцль, я сделаю из тебя шницель!" рассмешила полицейских. Учинить расправу одного душегуба над другим они не дали, а вот историю ради шутки или сенсации публично рассказали! Разгорелся скандал, и "Фритцль-шницель", как позже поведал прежний государственный адвокат Йозефа - Рудольф Майер - так на стол и не попал. Акция от британской сети магазинов WHSmith, проходившая в 2009 году, также оказалась самой настоящей «чернухой». Ведь там, в качестве подарка ко Дню отца, рекламировали книгу о Йозефе Фритцле. Неудивительно, что за эту выходку сети пришлось очень долго извиняться.
Похоже, даже уважаемый местный театр присоединился к общенациональному волнению: люди не гнушались даже ставить пьесы и спектакли по мотивам дела Фритцля! Так, в 2009 году, на территории Австрии сначала состоялась премьера сценической адаптации романа Франца Набля 1917 года "Могила живых", исследования патриархальной власти, о мальчике, который заперт в двухкомнатном подвале семейного дома. Художественный руководитель Изабелла Суппанц поспешила указать, что спектакль не был попыткой нажиться на громком уголовном деле. Потом по Фритцлю продолжали ставить пьесы такие деятели, как австрийский режиссёр Хубси Крамар и Эльфрида Елинёк. Первый в 2009 году умудрился поставить сатирическую мыльную оперу под названием "Pension Fritzl", что в переводе с немецкого означает «Гостевой дом Фритцля». Хубси Крамар - это известный австрийский стендап-комик, который однажды попытался проникнуть в Венский оперный бал в костюме Адольфа Гитлера, чем и ошарашил публику. Причем сам Крамар оговорился, что его творение - это не "комедия об инцесте", а сатира на прессу, в которой освещались и смаковались пикантные подробности жуткого случая. Пьеса по этическим причинам, конечно, ни славы не снискала, ни успеха не приобрела, а в адрес незадачливого театрального мастера то и дело летели проклятия, оскорбления и угрозы.

В 2013 году дело Йозефа Фритцля положило начало новому спектаклю - на сей раз свою драму в Мюнхене поставила Эльфрида Елинёк. Её пьеса "Фаустин и выход" переосмысливает оригинальную историю доктора Фауста, известного тем, что он продал душу Дьяволу, а точнее - Мефистофелю, который с легкой руки превратился в угнетателя женщин, запирающего в темницу неизвестно откуда взявшуюся у него дочь Гретхен. Сама героиня, жертва доктора Фауста, выглядит, как фарфоровая кукла - сломанная, молчаливая, безжизненная. Параллели между Гретхен и реальной Элизабет Фритцль становятся слишком очевидными для зрителей — обе находятся в заточении, обе были изнасилованы отцом и потеряли ребенка, и в обоих случаях воля мужчины была непреодолимой. Но обстановка указывает на то, что их судьба вечна. Вверху стены постановки также было написано «Путь Персефоны» — Персефона была богиней мертвых из греческой мифологии, подземного мира, весны и плодородия. Жуткая смесь. Плюс по мифам она также была беременна от своего отца - Зевса, что создатели пьесы нашли очень символичным. Сам же доктор Фауст (или персонаж, похожий на него) по сюжету пьесы подвергается искушению со стороны Мефистофеля и оправдывает свое влечение к дочери предполагаемым доминированием женщин. В его голосе чувствуется возмущение, подавленность, затем снова холодное доминирование, когда он слышит цитату Фауста «Имя — дым и зеркала» и сразу же переходит к ребенку, умершему сразу после рождения, чей труп он сжег (как и реальный Фритцль): «Ни имени, ни звука, только дым».
Не успели улечься грязные слухи, как в 2011 году во Франции поставили новый спектакль по мотивам дела Йозефа Фритцля. Пьеса называлась "Conte d'Amour" ("История Любви"). По её сюжету, персонаж, как и сам Фритцль, ведет двойную жизнь. Он запирает дочь в подвале, и та рожает от него двух сыновей. Режиссёр картины Маркус Эрн безошибочно утверждает: "случай Йозефа Фритцля (который ныне известен как Майрхофф (Мэйрхофф) - столь же чудовищный, сколь и гротескный симптом "романтической любви", на котором основана семейная модель. Он раскрывает темную неудачу, лежащую в его основе, это стремление к исключительному и абсолютному владению другим, которое может пойти так далеко, чтобы отрицать его как субъекта. Эта "любовная сказка" стремится не столько нас назидать, сколько разрешить эту омерзительную амбивалентность". На театральном фестивале «Импульс» 2011 года "Conte d'Amour" был назван лучшим внетеатральным спектаклем.
Еще один спектакль по Фритцлю состоялся в 2013 году в выставочном зале Hackney Showroom, на территории Великобритании. Эксцентричный драматург Аарон Хаббард тогда поставил пьесу под названием "Clap Hands" ("Хлопаем в ладоши"). Постановка фокусируется на испытаниях и невзгодах, которые переживают двое детей - брат и сестра по имени Гоголь и Ана, когда их мать запирает их в подвале своего дома, вдали от любопытных глаз их общины. Под огромным напряжением обожания и ненависти в равной степени, эти дети вскоре начинают планировать свой побег, а может быть, даже убийство. "Исследуя темы ответственности, соперничества братьев и сестер и темной стороны любви, она обещает стать по-настоящему сложной театральной постановкой" - говорится в анонсе шоу. Сам режиссер охарактеризовал своё детище, как "успокаивающий экзистенциальный ужас" и подчеркнул, что в пьесе есть место и для черного юмора тоже. "Это - пост-Фритцлевское повествование: его предмет — домашнее заключение. Юмор висельника — это механизм преодоления, который развился, чтобы помочь нам справиться с такими чудовищными поступками" - объяснил Хаббард. При этом о реакции общественности на спектакль не сообщается. Где люди увидели в заточении, избиениях, изнасилованиях и оплодотворении несчастной Элизабет её слетевшим с катушек отцом проблески любви, непонятно.

А вот для музыкальных коллективов австрийский маньяк вообще стал своеобразной Музой! Как же дело Йозефа Фритцля отразилось в их творчестве? Ещё задолго до того, как судебный процесс, решающий окончательную судьбу преступника, вообще состоялся в 2009 году, 15 мая того же года некая группа артистов из Данидина пыталась поставить рок-оперу под названием "Das Roq Opera", вдохновленную нашумевшими событиями. По ее сюжету героиня сбегает от своего тиранического отца с немецким акцентом, который всю жизнь держал ее в заточении в подвале, а создатели пьесы задаются вопросом: «Что происходит с человеком, когда он возвращается в мир после 20 лет изоляции от него?». Спектакль вызвал нехилый ажиотаж в южном городе из-за ассоциаций с Фритцлем. А писатель Генри Хэлтхем описал постановку как «разговор за обедом, который вышел из-под контроля». Первыми о деле Фритцля упомянули музыканты в песне "24 Jahre" немецкой метал-бэнд группы Grantig. В ней поётся о том, как лирическая героиня в течении четверти века прозябает во мраке, никогда не видя Солнца. Слабым утешением становится строка: "Может быть, твой Бог простит тебя"...
Другая- слэм-дет-метал группа "Cerebral Bore" посвятила инциденту свою песню "24 Year Party Dungeon", в которой пелось (в переводе на русский язык) от лица преступника: "В середине 80-х у мистера Фритцля был план: из кирпичей и раствора соорудить камеру, подходящую для его дочери. В отпуске он загорает в Восточной Азии. Он спокоен как черт, он знает, что крики и боль останутся неуслышанными. Она увидит его злобную пи-пи. В моем подвале ты ее не найдешь, она - моя дочь, я должен ее оседлать, оставив свое семя глубоко внутри нее, я не могу представить, как я могу быть добрее!". Затем в английском треке "24 Years" немецкой металкор группы Caliban содержатся такие слова - от лица уже жертвы преступления, которая сполна натерпелась надругательств над собой и теперь жаждет возмездия мучителю: "Скажи мне, как я когда-нибудь сумею забыть 24 года изоляции, тьмы, разлуки, невежества, ненависти?! Ты украл мою жизнь и мечты. Ты - мой самый темный страх! Я никогда не стану прежней! Ты привнес тьму в мою жизнь, ты научил меня плакать!". Также целых две песни посвятила делу Фритцля дэт-метал группа The Boy Will Drown. В тексте песни под названием "Josef Fritzl" поётся от лица преступника, желающего вновь испытать садистское наслаждение от занятия сексом с дочерью: "Смотри мне прямо в глаза, покуда я поднимаю твое платье и хватаю тебя за бедра! У тебя глаза твоей матери, запомни это хорошенько!". В песне под названием "Elisabeth Fritzl" в адрес измученной жертвы содержатся такие слова: "Свет смерти, зловоние, исцарапанные стены...Оплёванное достоинство, разбитое и сожженное... Прикосновение, которое сжигает ее кладбищенский цвет лица".

Исполнители треш-метал группы "Mortillery" точь-в-точь пересказывают сюжет уголовного дела Австрии в своей песне "Fritzl's Cellar". В тексте содержатся такие слова: "24 года содержалась под землей в австрийском пыточном хранилище. Бетонные стены отвратительно потеют от воспоминаний о том, почему они стоят. 8 дверей нужно пересечь, чтобы добраться до ужаса, который сокрыт внутри. В воздухе витает едкий запах инцеста и убийства. Страх быть отравленными газом перевешивает план побега. Над землей семьянин скрывает свою мастерскую от мира. Воспитывает троих своих детей из подвала как сирот, найденных за пределами дома. Избиения жестоки, сопротивление приводит их к тому, что воля Элизабет была сломлена, вся ее надежда была потеряна. Плененный раб. Призрак тьмы. Глаза, выращенные в неволе, горят от света". Последняя строка песни звучит, как горькая ирония над страшной действительностью: "А теперь постарайтесь собрать воедино то, чего никогда не было!". Следующим известным треком стал "Fritzl" дэт-метал/ гриндкор французской группы Benighted. Песня повествует о шизофренике, который питает свой бред и паранойю о том, что он видел по телевизору о жизни Йозефа Фрицля. При этом лирический герой даже сокрушается: "Meine Schuld frisst mich auf, mein Gewissen ist rein Konnte ich denn je ein solches Monster sein?" ("Моя вина съедает меня, моя совесть чиста. Мог ли я когда-нибудь быть таким монстром?!").
Музыкальная группа из Торонто "Die Model" написала песню под названием "Locking Elisabeth", вдохновленную историей девушки. Делу Фритцля также посвятили свои песни такие коллективы, как: "Father Grandpa" электроник -бэнд Modular 3000, . "Hard Knock Life" электро-хип-хопкомбо Tourette Talking, "When Daddy Comes to Play" трэш-метал-бэнд группы Tankard, швейцарская мелодичная дэт-метал-группа Dreamshade с песней "Elisabeth", Mestine - "Josef Fritzl", Huata - "Josef Fritzl Syndrom", Gloria Morti - "Josef Fritzl" (лирический герой этой песни отождествляет себя с Богом, способным властвовать над другими), Anal Impalement - "Joseph Fritzl" и, конечно же, Acie Cargill - "Basement Kids" (в этой песне поется от лица детей, живущих в подвале). Наконец, стоит упомянуть и про индастриал-метал группу Rammstein, в творчестве которой есть аж целых три песни (!), которые мы могли бы ассоциировать с Фритцлем. Символично, что первый трек - "Tier" из альбома "Sehnsucht" вышел в 1996 году, то есть за двенадцать лет до австрийских событий! Хотя, сюжет очень похожий - лирический герой сексуально одержим своей молодой и прекрасной дочерью, с которой "спаривается, как собака". В итоге героиня "окунает перо в его кровь и пишет себе письмо, состоящее из бездушных строк из детства", то есть, убивает развратника. Другими названиями этой песни были «Biest» и – «Sadist». Также два трека по Фритцлю были взяты из альбома Liebe ist für alle da (нем. «Любовь для всех»).

И да, одноимённая песня - Liebe ist für alle da - в изначальном варианте пелась именно про Йозефа, но группа позже изменила текст. Вторым треком стал "Wiener Blut" ("Венская кровь"), намекая на название вальса Штрауса. Тилль Линдеманн мастерски и без жалости выносил на поверхность непристойные фантазии, лежащие в основе среднеевропейской респектабельности. Неудивительно, что Rammstein на протяжении десятилетий является занозой в глазах мировых консерваторов. Текст песни, вышедшей в 2009 году, повествовал от лица преступника, заманивающего свою жертву в подвал: "Следуй за мной в мои владения! Веселье ждет там, в подземелье! Тише, тише нам надо быть, от времени миг освободить. Да, Рай внизу готов для нас. Закрылась дверь, и свет погас... Вы наготове? Так вы готовы? Прошу пройти во владенья тьмы! Никто нас здесь не потревожит! И услышать нас не сможет! Нет, нас не найдут здесь никогда. Мы сможем жизнь вкусить сполна. И если скучно тебе одной, Я одарю тебя сестрой. Юность тела, упругость форм. Дом наделён любви гнездом!". Далее Тилль Линдеманн сделал отсылку на библейскую цитату из 22 Псалма Давида: "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной".
В самой песне фраза несколько видоизменена и звучит так: "И ты блуждаешь в глубокой долине! И влачишь существование без света. Не бойся ни беды, ни мучений! Я с тобой и держу тебя! Держу во тьме!". Не обошла эта трагедия и киностудию. Так, в 2009 году, в одном из эпизодов сериала "Сверхъестественное" был намёк на дело Фритцля (конкретно - в 4 сезоне 11 серии). Когда Сэм и Дин Винчестеры расследовали появление призрака женщины в заброшенном доме, попутно вскрылось ужасающее преступление. Героиня сериала - Ребекка Гибсон - была изнасилована собственным отцом, Биллом Гибсоном, забеременела и повесилась, а ее дети стали убийцами и нападали на всех, кто ни попадется на глаза. Дин Винчестер называет ситуацию «историей, вырванной из заголовка австрийской газеты». А в телесериале "Criminal Minds" ( в русскоязычной версии - "От колыбели до могилы" имя Йозефа Фритцля упоминается наравне с именем американского маньяка, Гэри Майкла Хилтона. В австрийском сериале "Брауншлаг" по сюжету женщина держит своего мужа в подвале в течение 10 лет. В конце фильма проводится сравнение вымышленного города с Амштеттеном. Немецкая постановка студии «Tatort» под названием "Verzieht" 2012 года также поднимает эту тему (наравне с историей плена Наташи Кампуш ). В криминальном триллере с участием инспекторов Саарбрюккена трех молодых девушек похищают и годами держат в плену в подвале. Подземелье было создано самим преступником, и попасть в него можно было через секретный вход.

Хоть Элизабет Фритцль и не желала становиться героем бестселлера и была категорически против того, чтобы о ней упоминали в произведениях, тем не менее, по этой истории было написано несколько книг - как документальных, так и художественных. Одним из первых авторов, кто затронул историю Фритцля, был британский писатель и журналист Найджел Которн (Кауторн). Согласно официальным данным на его сайте, Найджел опубликовал около 150 своих работ и внёс свой вклад в английские газеты, такие как: "Гардиан", "Дейли Миррор", "Дейли Мейл" и "Нью-Йорк Трибюн". Его оригинальная книга, посвященная резонансному инциденту в Австрии, была опубликована 4 августа 2008 года и носила название "House of horrors. The horrific true story of Josef fritzl, the father from Hell" (Для тех, кто не знает английский язык - "Ужасная правдивая история Джозефа (Йозефа) Фритцля, отца из Преисподней"). В русскоязычном переводе, конечно, она известна как "Замурованная. 24 года в Аду":

Что я могу сказать об этой книге? Сложность прочтения в том, что некоторые события, описанные в начале, повторяются, причем неоднократно. И здесь не описывается, каким образом Йозеф заманил свою дочь в подвал. И автор просто собрал воедино готовые статьи, репортажи и интервью с участниками преступления, врачами и следователями, которых в то время было ну просто в изобилии. Сами же жертвы преступления ничего не писали и не говорили, наотрез отказались разглашать общественности какую-либо информацию о себе. Но никто не внял их мольбам - ни во время заточения, ни после освобождения... Но и здесь переводчики сумели "накосячить" - во время перевода одна из сестер Элизабет Фритцль, которую звали Габриэле Хельм, внезапно трансформировалась в Даниеля и сменила пол! Также из Великобритании был известен другой журналист, Аллан Холл. Его произведение о деле Йозефа Фритцля, опубликованное в том же, 2008 году, называется Monster: A Rapist Father, A Captive Daughter, A Secret Dungeon (Монстр: Отец-Насильник, Дочь-Пленница, Тайная Темница). У нас же эта книга стала известна как "Монстр. Дело Йозефа Фритцля":

Аллан Холл написал свою книгу, беря за основу 150 интервью с самим Фритцлем. его соседями, знакомыми, друзьями его детей, учителями, арендаторами,психологами и другими, косвенно причастными к преступлению людьми. Здесь публикуется официальная версия того, что 18-летняя Элизабет, дважды сбегавшая от тирании, избиений, домогательств и изнасилований со стороны отца, вдруг САМА ни с того ни с сего спустилась за ним в погреб устанавливать дверь, где он её и сцапал, одурманив полотенцем с хлороформом/эфиром. Лично я в это не верю. Элиза не такая уж была наивная дурочка, чтобы идти за спятившим отцом в сомнительные места, да и стокгольмского синдрома у неё явно не было...До заточения она дважды еле ноги унесла, умчавшись в Вену - столицу Австрии, и постоянно осторожничала. А вот того, что именно произошло в августе 1984 года никто доподлинно не знает. Также именно в этой книге нам сперва коротко повествуют о ранней жизни Йозефа Фритцля, почему он стал таким, и лишь где-то ближе к финалу упоминают о его жертвах - детях. Кстати, Аллан Холл уже издал ранее книгу про другую жертву похищения - Наташу Кампуш, но на журналиста вскоре подали в суд, так как сочли "произведение" крайне неуместным, спекулятивным и преждевременным.
Остальные документальные книги про дело Фритцля на русский язык не переводились. К ним относятся:
3. Книга "Secrets in the cellar: A true story of the austrian incest case that shocked the world" ("Секреты в подвале: правдивая история об австрийском случае инцеста, которое потрясло (шокировало) весь мир "), опубликованная 3 Марта 2009 года американским писателем- криминалистом Джоном Глаттом:

Данная книга в точности повторяет сюжет двух предыдущих, но с одной единственной разницей: Элизабет провела в подвале в плену у своего отца не 24 года (число округлили в СМИ), как принято считать, а целых 27 (!) лет! Как и Найджел Кауторн и Аллан Холл, Джон Глатт просто "выезжал" на компоновке уже существующего материала о Йозефе Фритцле, не сумев привнести и чего-то своего. Следующими, и последними авторами документальной литературы про Фритцля были британские журналисты Стефани Марш и Боян Панчевски. Примерно в тот же день, что и книга Джона Глатта, они выпустили своё расследование по австрийскому преступлению под названием "I'm no monster: the horrifying true story of Josef fritzl" ("Ужасающая правдивая история Йозефа Фритцля") с небольшим предисловием о том, что австрийский маньяк в течении почти 24 лет использовал свою дочь в качестве секс-рабыни:

Здесь освещались самые пикантные подробности и детства матери Йозефа Фритцля, названной Марией Неннинг (в других источниках - почему-то Розой; лично я назвала Розмари, как и его супругу по иронии судьбы), и самого австрийского маньяка в годы правления Гитлера, Второй Мировой Войны и вплоть до 28-29 августа 1984 года, ставшего роковым для его дочери Элизабет. Позже эта книга была переиздана 3 января 2010 года, но уже под другим названием - "Преступления Йозефа Фрицля: раскрытие истины" ("The Crimes of Josef Fritzl: Uncovering the Truth"):

Здесь журналисты утверждают, что стены подвала, где томилась Элизабет с детьми, и вовсе не были звуконепроницаемыми, как предполагалось ранее, и жильцы должны были услышать плач и крики, доносящиеся внизу. Также говорится, что Йозеф Фритцль незаконно хранил в мастерской пистолет, и его обнаружила Элизабет. И, видимо, опасаясь попасть за решетку, её отец и спрятал дочурку в бункере. В "Преступлениях Йозефа Фрицля" также утверждается, что Фритцль пишет свои мемуары в тюрьме и продолжает звонить своим взрослым детям – братьям и сестрам Элизабет – которые даже подали официальную жалобу на его поведение.
А теперь позвольте мне сообщить Вам о ХУДОЖЕСТВЕННЫХ произведениях, в которых упоминалось "Дело Фритцля". «Один человек заперт, все остальные заперты — вот идеологическое ядро романтической любви. Я хочу только тебя! — говорит любовь, — я хочу тебя для себя одного! — говорит любовь, — я хочу, чтобы ты принадлежала мне вечно! — говорит любовь. Тот, кто так говорит, думает только об одном: об обладании». (Райнер Юст в книге «Против любви — Поиски литературных следов дела Наташи Кампуш»). Именно в таком ключе и писались подобного рода книги. Ни для кого не секрет, что свой знаменитый роман "Комната" о пятилетнем Джеке, рожденном Ма в гараже (сарае) Старого Ника, похитившего девушку и державшего её взаперти, ирландская писательница Эмма Донохью написала два года спустя после резонансной австрийской трагедии, в 2010 году. Писательница честно призналась, что черпала вдохновение из истории о самом младшем из детей Элизабет Фритцль, Феликсе, которому, как и вымышленному Джеку, на момент освобождения было 5 лет.

Однако, это совсем другая история, которая схожа с реальной лишь разве что мотивом заточения, присутствием крыс да выпадением зубов у узников. И сама похищенная девушка Джой не состоит в родстве со Старым Ником, да и пленники живут не в подвале. Сюжет "Комнаты" повествует даже не столько о заточении, сколько о материнской любви самоотверженной девушки, которая придумала и реализовала план побега, тем самым спасая себя и сына. Роман Эммы Донохью стал бестселлером в свое время, был экранизирован только спустя пять лет после его публикации, в 2015 году, где роль Ма (она же - Джой) сыграла актриса Бри Ларсон, получившая Оскар:

А есть и другие книги, в точности повторяющие реальный сюжет. Так, уголовное дело Йозефа Фритцля легло в основу произведения француза Режиса Жоффри (Гоффре) - "Клаустрия":

Французский писатель пытается в своем романе, опубликованном в 2012 году, объяснить преступление Йозефа Фритцля с помощью античной философии Платона, так называемого "мифа о пещере". Он повествует о людях, проживших в самой глубине пещеры и никогда не видевших ни дневной свет, ничего, кроме собственных теней на каменных сводах. Название произведения состоит из двух слов - "клаустрос" - замкнутое пространство и "Австрия". Стиль самого повествования больше похож на модный среди молодежи фанфикшн (жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам оригинальных произведений с нелегальным использованием персонажей, чаще всего - в некоммерческих целях, прим.ред.), нежели на документальную хронику. Я однажды нашла эту книгу на оригинальном языке, но её позже удалили. Здесь Режис полностью изменил имена всех действующих лиц реальной трагедии, кроме самого Фритцля (так, Элизабет Фритцль в книге стала Анжеликой, её младший сын Феликс - Мартином и т.д.). Французский роман по понятным причинам был очень плохо принят в Австрии и заклеймлен критиками как "чистая грязь". Зато во Франции зашёл на "ура". Но писатель, защищая свое произведение, сказал изданию, что он своей книгой осуждает "недостатки полиции и судебной системы".
Режис утверждал, что сам лично бывал на том судебном процессе над Фритцлем и брал интервью у тех, кто контактировал с австрийским преступником: «Я присутствовал на суде и встретился с несколькими главными действующими лицами дела», - сказал Режис -Затем я попытался логично воссоздать то, чем могла быть в течение 24 лет жизнь « маленького народа погреба«, найти недостающие кусочки головоломки». Также в "Клаустрии" есть несколько фальшивых персонажей, в том числе адвокат, который более правдив, чем природа, осуждает соблазнительные маневры дочери Элизабет и рассуждает о законном отцовском авторитете в стране традиций... Есть и это погружение в тайну: цивилизация «»народа погреба", Вселенная площадью 55 квадратных метров «удобно устроена", но без дневного открытия и вентиляции. Ребенок, изнасилованный в возрасте 11 лет, беглый подросток, наркоман в ночь 1984 года, прикованный и заключенный в тюрьму в 18 лет, Элизабет в некотором роде смирилась со своей судьбой. Ее отец- насильник превратился в своего рода любовника, которого она под конец просит принять Виагру... "Когда 19-летняя старшая дочь серьезно заболела, Элизабет разрешают выйти из погреба. После чего она добровольно возвращается туда. Дети, которые никогда не знали внешнего мира, кроме как по телевизору, считают свою судьбу «нормальной". Они говорят по-немецки как на иностранном языке и имеют свой собственный языковой код. На выходе у них, кажется, «болезнь водолазов», рассыпчатые кости, дефицит витаминов, но никакой серьезной патологии. Чаще всего они передвигаются на четвереньках...» - сообщил Режис Жоффре.
7. Второй "товарищ", кто написал подобный фанфик, был итальянский писатель Паоло Сортино. Его произведение, опубликованное в 2011 году, называется "Элизабет":

Тревожный дебютный роман Паоло Сортино реконструирует один из самых яростных новостных событий последних лет, привнося в основу правдивой и неустойчивой истории способность рассказывать истории, которая с самых первых страниц становится нервной системой рассказа, лабиринтом обязательного пути. через которую можно исследовать каждый аспект этого домашнего ужаса, завуалированного сложной светотенью. Автор вторгается в новости (акты суда над «монстром Амштеттена» засекречены), заново изобретая некоторые эпизоды, а в другом месте он предпочитает сообщать о них так, как они произошли, благодаря рассказчику, который не высказывает суждений и не приписывает вину. Элизабет, которую держат в плену, как животное, которого кормят в жаре берлоги, является главным героем истории, которая захватывает читателя и тащит его в бункер, не позволяя ему уйти. Остается только история любви и безумия, ужаса и желания: но ценность простых слов, принадлежащих миру «наверху» - неспособных сами по себе расшифровать то, что на самом деле могло произойти в этом бункере - обречена на убыль...
В одной из итальянских статей проводится сравнение этих двух романов - "Клаустрии" и "Элизабет". Если время Клаустрии - циклическое время ритуала, структура Элизабет, как отмечает Уолтер Сити, демонстрирует «желание идти все дальше и дальше назад по каналам бытия к доисторическому человеку и парадоксальному Эдему». Если героиня Реджиса Жоффри, Анжелика - это образ человека, пойманного в ловушку своей судьбы, то Элизабет Паоло Сортино - это образ человека, который, несмотря ни на что, настаивает на своем желании продолжать жить. В своей лирической поэзии под названием "Monster Poems", выпущенной в 2013 году, Нора Гомрингер обрабатывает случай в поэме "Элизабет Фритцль". Девиз произведения: "Ад пуст, дьяволы здесь". "Никто среди молодых поэтов не пишет о человеческих пропастях и повседневных страхах так же остро, как Нора Гомрингер. Она вытащила жуткие формы своего шоу монстров из литературы, кино, поп-культуры, рекламы и современной истории и демонстрирует их содрогающейся аудитории, показывает их с непривычки. Нет, не Йозеф Фритцль, а его дочь Элизабет, которую он держал в плену и надругался в течение 24 лет, видна в странно разбитом зеркале. Разве осколки передают равнодушие до окаменения или неприкосновенное человеческое достоинство?" - говорится в анонсе.

Ну и, наконец, "вишенкой на торте" являются художественные фильмы, так или иначе затрагивающие сюжет дела Йозефа Фритцля. Это касается и "Комнаты" ирландки Эммы Донохью, опубликованной в 2010 году и экранизированной пять лет спустя с Бри Ларсон в главной роли, а также двух картин - "Девушки в подвале" и "Последнего кода", снятых в США в 2021 году. Последние два весьма посредственных фильма не просто основаны на деле Фритцля, а фактически вырывают реальную нашумевшую историю из контекста, конкретный трагичный кусок биографии пострадавших и переносят его на экран целиком! Львиная доля зарубежных репортажей СМИ (тот же Daily Mail или The Sun) еще до начала премьеры фильма "Девушка в подвале" красочно описывала мучения Элизабет Фритцль в подвале, однако НИ словом не обмолвились о том, а давала ли сама дочь Фритцля свое согласие на экранизацию жуткой части своей биографии (спойлер - нет!), которую явно перенесли на широкий экран наглым образом, лишь слегка поменяв имена персонажей и место действия - с реального Амштеттена на неназванный американский пригород!
Зато финал статей изобиловал хвалебными одами в адрес режиссера картины - Элизабет Рём, мол, какая она крутая и молодец, что решила осветить столь щепетильную и остросоциальную тему! Примечательно, что "Девушку в подвале" сняли ещё в марте, аккурат в тот момент, когда освободился скопинский маньяк Мохов, который, как и Фритцль, также держал девушек в подвале, насиловал и оплодотворял их, издевался, подкидывал детей (единственный хороший поступок с его стороны, но плюса к карме он не добавляет), и прославился на весь мир за счет этого преступления! Совпадение? Не думаю! В фильм "Последний код" в финальных титрах для напоминания зрителям и вовсе вставили реальные кадры с отдыха Йозефа в Таиланде в 1998 году. Есть и различия в плане направленности картин - если та же "Комната" изначально была показана как социальная драма, то авторы "Девушки в подвале" и "Последнего кода" горели желанием привлечь внимание общественности, показать какие вопиющие случаи имеют место в нашей жизни. К тому же, "Девушка в подвале" служила в качестве рекламы американского реабилитационного центра, чьи данные Вы могли увидеть лишь в финальных титрах. А посему счастливый конец киношной истории с идиллией главных героев после освобождения из плена - это призрачная надежда на то, что даже после 20-30 лет жизни в условиях издевательств еще не все потеряно, и человек ОБЯЗАН возродиться из пепла в моральном плане, как птица Феникс! На режиссеров этих фильмов Элизабет Фритцль спокойно могла бы подать в суд, начать рвать и метать. Но почему-то не сделала этого до сих пор. Возможно, это была одна из очередных провокаций со стороны СМИ, желающих поглазеть на старушку, как на неведому зверушку и разоблачить ее?

Авторы обеих картин позволили себе много вольностей: либо в центре внимания остались пострадавшая девушка и лишь одна сестра вместо четырёх реальных сестер и двух братьев впридачу, и её родители, либо - только властный проницательный тиран - лжец и его дочурка. Плюс изменился и срок заточения - вместо 23 лет и 7 месяцев реальной жизни Элизабет Фритцль, киношная героиня "Девушки в подвале" томилась в подвале лишь 20 лет, а вот похожий персонаж из фильма "Последний код" - всего 8082 полных ужаса, безысходности и безнадёги дня, а значит - где-то 22 года, один месяц и 16 дней. Также в фильме "Девушка в подвале" одна из детей отца-растлителя, проведших в подвале всю жизнь вместе с матерью, заболевает не полиорганной/почечной недостаточностью и припадками эпилепсии, как реальный прототип - Керстин - а астмой, благодаря которой дело и вскрывается. В "Последнем коде" персонажа-ребенка и вовсе убили - дочь пленницы попала в больницу из-за укуса крысы и потом таки скончалась в реанимации...
Но в целом. несмотря на существенные расхождения в сюжете (реальная Элизабет Фритцль и героиня "Последнего кода" производят на свет семерых детей, причем по второму фильму отец, в титрах названный "Бак", оставляет с пленницей не троих детей, а только одну (!) единственную дочь, у героини "Девушки в подвале" рождается четверо или пятеро детей - причём одного из младенцев, как и в реальной жизни, преступник закапывает под яблоней или кремирует), "Девушка в подвале" и "Последний код" очень похожи и явно копируют стиль экранизации "Комнаты" Эммы Донохью 2015 года. В обоих фильмах есть контраст, выделяемый последовательностью кадров - тусклая и унылая часть, связанная с монотонной рутиной времяпрепровождения узников в подвале, и яркая и динамичная, показывающая их освобождение и период реабилитации. Причем финал обоих фильмов несколько сжат и скомкан. События развиваются с неумолимой быстротой. Второе сходство заключается в имени героинь: в "Девушке в подвале" Сарой зовут саму пленницу, а в "Последнем коде" - уже одну из ее детей, рожденных от отца (в этой версии имя пленницы - Шэрон, а сам отец в титрах упомянут как Бак). Cоздaтели обоих фильмов пощaдили пcихикy зритeля и нe покaзали вcе тe ужасы, что претерпела реальная дочь Фритцля, да и финал истории в "Девушке в подвале" приторно-красивый и неправдоподобный: если в действительности пленница превратилась в измождённую дряхлую старуху и ее толком не показали общественности, да и своего возлюбленного она навеки потеряла, то в фильме время над Сарой практически не властно. И сам красавчик Крис оказался однолюбом, вместе с Эми - сестрой пропавшей без вести дамы заподозрил неладное, наносил частые визиты к Дону Коди - ворчливому главе семейства и таки дождался свою Сару, после реабилитации поселился с ней и ее детьми в неизвестном месте и катал на мотоцикле... И да, он тоже за 20 лет не постарел, навеки остался таким, каким и был! В фильме "Последний код" вместо молодой девушки пред нами с самого начала повествования предстает уже дородная женщина средних лет, страдающая депрессией, которую зовут Шэрон... Да и она на момент освобождения не сильно то изменилась внешне....

Также, мы доподлинно не знаем, были ли у реальной Элизабет Фритцль и ее детей хоть какие-то попытки побега из подвала за 25 лет плена. И выросли ли сами дети в экстремальных условиях эдакими "Маугли" с ментальными нарушениями и букетом болезней, как их описали в СМИ, или же в действительности всё иначе, просто из этических соображений нам не доложили? Фритцль часто угрожал дочери и детям, что пустит газ или наэлектризует дверь, в крайнем случае - отключит электричество и перестанет заносить в подвал еду, если те ослушаются. Также Элизабет никогда не говорила детям о том, что они - пленники, и попросту сидела в плену, сложа руки, ждала у моря погоды, непонятно чего ждала все эти годы, терпеливо переносила оскорбления и пинки со стороны отца. В обоих фильмах же и Шэрон, и Сара всё же проявляют смекалку и пытаются спастись, однако их усилия тщетны. Смирившаяся со своим положением Шэрон из "Последнего кода" уговаривает дочь Сару что-то сделать, чтобы выбраться наверх без неё, а вот Сара из "Девушки в подвале" роет подземный ход, а потом ее сообразительный не по годам сын устраивает бунт против отца и пытается подраться с ним за право выйти на улицу хоть раз в жизни...
А тем временем вышло целых два мультфильма по Фритцлю - один был в стиле "Луни Тюнз", где Йозеф пел "Under the floor" на мотив песни краба Себастьяна из диснеевской "Русалочки", а второй выпустили "Гриффины", где у Питера в подвале откуда-то взялась изможденная семья:


Прелюдия, описанная выше, привела к тому, что нынешнее общество Австрии (не всё, но большинство) понемногу и медленно, но верно, стало на сторону Йозефа Фритцля, нежели его пострадавшей дочки. Эти тонны репортажей о нем как в тюрьме, так и ранее за ее пределами, лишь подогревали интерес публики к подобного рода преступлениям. Однако, стоит сказать, что в основном, популяризация дела Фритцля принесла Австрии скорее больше вреда, чем пользы. Апогеем безумства стало то, что именно в 2024 году, да и сейчас тоже, остро встал вопрос об УСЛОВНО - ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ пожизненно заключенного, почти девяностолетнего деда из тюрьмы! Казалось бы, кто возьмётся за такое и кому это всё нужно?! Сам Йозеф Фритцль давно сменил фамилию на Майрхофф и обзавелся новым адвокатом - Астрид Вагнер, которая всерьез борется за его права и честь. Если изначально все разговоры о деменции (слабоумии) Йозефа женщина твердо отрицала и опровергала, то теперь намерена этим воспользоваться, дабы помочь пожизненно осужденному добиться желаемого. Астрид Вагнер сказала, что у ее клиента так много документов скопилось, что ему необходим дом с подвалом, чтоб все это где-то да хранить! Известно, что именно Астрид Вагнер в 2023 году опубликовала книгу под названием "Die Abgrunde des Josef F." ("Бездны Йозефа Ф."), раскрывающую абсурдный внутренний мир преступника, который буквально упивается жалостью к самому себе и словно ищет то, в чем, как он чувствует, в обществе и в тюрьме ему навеки отказано: сочувствия, эмпатии и, возможно, хотя он не говорит об этом прямо, даже прощения. Как ни странно, сие "произведение" таки опубликовали и выпустили в продажу!

Астрид Вагнер играет эдакую роль личного психотерапевта амштеттенского инцестника, а на возмущение общественности отвечает так: "Я опубликовала эту книгу, потому что каждый заслуживает того, чтобы его выслушали! Ему (Фритцлю, прим. ред.) нужна помощь с публикацией, а также юридическая помощь. Йозеф Фритцль - всего лишь человек, а не зверь. Он человек, который не справился со своими внутренними демонами. Он жил не только двойной жизнью, но в принципе - четверной жизнью. Фритцль — мастер подавления». Напомним, суд в Кремсе постановил, что стареющий преступник больше не представляет значительной опасности, основываясь на оценках психиатра Хайди Кастнер и стратегии защиты Астрид Вагнер, которая предложила перевести Фритцля в другие учреждения, например, в Зубен или Тульнербах, где он мог бы получать терапию по поводу деменции и наслаждаться прогулками под присмотром. «Его конечная цель — снова жить независимо. Он мечтает о доме в сельской местности», — сказала адвокат. Весной прошлого года его перевели из отделения больницы строгого режима для душевнобольных преступников в Штайне в обычную тюрьму. Хотя об удо речи не идет, Йозеф Фритцль будет отбывать десятилетний испытательный срок в обычной тюрьме, что означает, что его могут вернуть в исправительное учреждение более строгого режима. Театр абсурда!
Тег: Блоги
Дело Йозефа Фритцля в массовой культуре
16:57, 29 января 2025
Автор: Надежда Воронцова
Комменты 5
О боже. Это читать невозможно. Девушка, правда, это прям не ваше. Уже которая статья с таким результатом. Что про мультсериал (оч тяжело было читать, но не из-за сериала), что про маньяка предыдущего. Само по себе дело кошмар. Но вместе с текстом вашим это пытка
Читать не возможно, тягомотно. Гореть им всем в аду! Да не по одному разу!