Она фотографировала некоторых из величайших художников XX века — Густава Климта, Эгона Шиле, Пикассо — и таких знаковых модельеров, как Коко Шанель и Кристобаль Баленсиага. Ее называют первым модным фотографом в истории. Сегодня предлагаем вам узнать о жизни и творчестве мадам д'Оры.

Мадам д'Ора (урожденная Дора Каллмус) за свою карьеру, которая продлилась полвека, по некоторым подсчетам, сделала более 200 тысяч фотографий! Хотя она сотрудничала с такими изданиями, как Vogue Paris, Tatler и Vanity Fair, сегодня ее имя не так уж широко известно. А ведь именно мадам д'Ора внесла немалый вклад в то, чтобы превратить фотографию из любительской деятельности в коммерчески успешную и ориентированную на женщин профессию.

Портрет Доры Каллмус художника Оскара Штокера

Портрет Доры Каллмус художника Оскара Штокера

Она также была официальным фотографом L'Officiel и в то время каталогизировала модные коллекции из Парижа для покупателей и редакторов журналов. Она фотографировала все кутюрные наряды каждого модного дома, каждый сезон. Кристобаль Баленсиага всегда отправлял модели своего бренда в ее студию перед показами в Париже, чтобы запечатлеть наряды на фотографиях для страниц журналов и витрин универмагов, в том числе Macy's на Манхэттене. При этом широкой публике она не была известна, ведь в то время фотографы не упоминались поименно в журналах.

Портрет модели, ателье Madame d'Ora

Портрет модели, ателье Madame d'Ora

Но проявить себя Доре, рожденной в Австрии еврейке, пришлось не только в гламурном мире моды. Она была одной из последних иностранок, кто еще продолжал управлять своей студией во время нацистской оккупации в Париже. Но потом и ей все-таки пришлось покинуть столицу и скрываться на ферме в Ардеше на юге Франции. Ее сестра, оставшаяся в Париже, и ее семья были сосланы в концлагерь, где и погибли.

Архивы мадам д'Оры долгое время, можно сказать, пылились на полке. Так, все ее творческое наследие после ее смерти в 1963 году перешло к частным немецким коллекционерам. Лишь в 1980-х искусствовед Моника Фабер обнаружила архив, где было пять тысяч ее фотографий, и начала кропотливо собирать воедино историю выдающейся карьеры женщины-фотографа.

Портрет актрисы Элзи Альтманн-Лоос, 1922 год

Портрет актрисы Элзи Альтманн-Лоос, 1922 год

Для Доры фотография в свое время стала ключом к свободе. Она родилась в 1881 году в довольно богатой семье в Вене. Когда ей было 11 лет, в возрасте всего 39 лет умерла ее мать, с тех пор Дора и ее сестра Анна Мальвина находились на воспитании у бабушки по отцовской линии. В юности она хотела стать актрисой или модельером, но амбиции Доры не нашли понимания у ее отца, адвоката Филиппа Каллмуса. Как-то во время отпуска на Лазурном Берегу она купила свою первую камеру Kodak — и это стало началом новой жизни.

Я хотела погрузиться в мир, который, как мне казалось, мог бы стать моим,

— вспоминала позднее Дора.

Танцовщицы и актрисы сестры Долли

Танцовщицы и актрисы сестры Долли

Однако погрузиться в этот мир ей в то время было непросто — официально получить образование фотографа женщинам было практически невозможно. Но Дора не отказалась от своей мечты и настойчиво принялась набираться опыта.

Сначала она посещала студию фотографа Ханса Макарта, чтобы учиться у него азам, и вскоре стала первой женщиной, допущенной на теоретические курсы Венского научно-исследовательского института графики, но не на его практические семинары. Практику Доре снова пришлось искать самой: с 1906 года она брала уроки фотографии и ретуши у Николы Першайда в Берлине. Першайд признает ее незаурядный талант и описывает ее в выданной рекомендации как "лучшую ученицу за все время".

Выставка работ Мадам д'Оры в Leopold Mueum, Вена, 2018 год

Выставка работ Мадам д'Оры в Leopold Mueum, Вена, 2018 год

После этого она вернулась в Вену, и в 1907 году, получив лицензию, открыла свое первое ателье на Випплингерштрассе, 24, в первом районе Вены, вместе с Артуром Бендой. В то же время Дора придумала и свой творческий псевдоним — Madame d'Ora. Бенда, который был больше одарен технически, отвечал за печать фото, а также стоял за камерой, но за творческие решения отвечала Дора. Она была режиссером и, как сказали бы сегодня, креативным директором всех съемок, находила новые художественные решения и сценические идеи.

Портрет актрисы Греты Якобсон, 1917 год

Портрет актрисы Греты Якобсон, 1917 год

Она снимала и простых людей, но довольно быстро стала известна в художественных кругах Вены и занялась фотопортретами известных людей той эпохи: первым художником, которого она сфотографировала, был Густав Климт в 1908 году. Последним станет Пабло Пикассо в 1956 году.

Портрет Пабло Пикассо

Портрет Пабло Пикассо

Позировали ей также балерина Анна Павлова, драматург Артур Шницлер, муза многих интеллектуалов Альма Малер-Верфель, модельер Эмилия Флеге и многие другие представители богемы.

Портрет Анны Павловой, 1913 год

Портрет Анны Павловой, 1913 год

За десятилетие она закрепила за собой место самого выдающегося портретиста в стране, и ей даже было дозволено заснять коронацию императора Карла I в 1916 году, а позже она сделала серию портретов всей императорской семьи.

Император Карл I с сыном Отто, 1916 год

Император Карл I с сыном Отто, 1916 год

В то время студийные портреты отличались довольно консервативным исполнением и были лишены обилия деталей в обстановке. Мадам д'Ора же полностью реформировала эту эстетику — свое ателье она обставила как дом и добавила интимности, стараясь раскрыть внутреннее состояние и характеры своих героев.

Она была очаровательной и забавной. Она ​​разговаривала с людьми и помогала им расслабиться,

— так описывали метод работы Доры.

Портрет актера Гарри Вальдена, 1916 год

Портрет актера Гарри Вальдена, 1916 год

Портрет женщины, 1915 год

Портрет женщины, 1915 год

А те, кому посчастливилось позировать ей, отмечали, что на фото мадам д'Оры они всегда получались красивее и элегантнее, чем они сами себе казались, — и эту красоту в себе им помогала увидеть именно Дора.

Сделайте меня красивым, мадам д'Ора,

— такое шутливое обращение клиентов потом послужило и названием одной из выставок, организованных уже в наши дни, ведь оно так точно отражает ее талант.

Портрет актрисы Хелены Ярмих

Портрет актрисы Хелены Ярмих

Портрет профессора Альфреда Роллера, 1909 год

Портрет профессора Альфреда Роллера, 1909 год

В 1927 году, передав венское ателье своему партнеру Бенде, она окончательно переехала в Париж, где двумя годами ранее также открыла свою студию.

Там мадам д'Ора тоже сразу оказалась в центре светской жизни. Она была постоянным фотографом актера и певца Мориса Шевалье, а также фотографировала Жозефину Бейкер, Тамару де Лемпицку, Марлен Дитрих и Коко Шанель.

Портрет Мориса Шевалье

Портрет Мориса Шевалье

После Второй мировой войны Дора вернулась к своей профессии, снова став светским фотографом, но теперь это был скорее способ заработка. В это время в ее творчестве появляется и другое направление. Невыразимые ужасы войны изменили ее фотографический стиль, и она впервые покидает студию.

В 1946 году она вернулась в Австрию и для Организации Объединенных Наций создала серию монументальных и эмоциональных фотографий перемещенных лиц и лагерей беженцев.

Фото беженцев, 1948 год

Фото беженцев в лагере, 1948 год

А с 1949 по 1958 год д'Ора работала над проектом, который сама называла своей большой заключительной работой. Известен он как серия на скотобойне. В эти годы фотограф посетила множество разных скотобоен и запечатлела привычные для этих мест сцены: эмбрионы лошадей в мусорном ведре, зарезанные кролики и освежеванные ягнята.

Фото со скотобойни

В 1959 году Дора попала в автокатастрофу, в результате которой потеряла память. Последние годы жизни она провела рядом с подругой своей погибшей сестры в небольшом городке Фронлейтен в Австрии. В 1963 году она умерла в возрасте 82 лет.

Портрет Колетт, 1954 год

Портрет Колетт, 1954 год

В 1958 году состоялась последняя ее прижизненная выставка работ, на которой Жан Кокто описал ее многогранный талант и ее замечательную способность запечатлеть как воплощение красоты, так и пафос смерти и страдания.

Мадам д'Ора, охваченная крылом гения, прогуливается по лабиринту, минотавр которого следует от сестер Долли в ужасный бестиарий скотобоен, где эта нестареющая женщина, обладающая более ясным умом, чем любой молодой человек, отталкивает убийц одним жестом и устанавливает на их место свою камеру перед ежедневным обрядом жертвоприношения нашего хищного культа,

— произнес тогда Кокто.

Источники: Архивы пресс-служб/albertina.at/Museum für Kunst und Gewerbe Hamburg

Подпишитесь на наш

От светских салонов до скотобоен: как невероятная мадам д'Ора стала первой успешной женщиной-фотографом

14:00, 21 февраля 2021

Комменты 5

Аватар

Спасибо, очень интересная Личность!

Аватар

Оч интересный пост и фотки

Аватар

Вот это личность, сильная женщина, не плыла по течению. Талантливые фотографии. Очень интересная статья. Спасибо.

Аватар

Спасибо!!!!!!

Аватар

Отличный выбор героя статьи, благодарности редакции. Интересная личность. Появилась мысль копнуть ее творчество и биографию глубже.

Подождите...