В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца "Непонятное искусство", цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж "Современное искусство в деталях", документальных фильмов BBC, и др. 

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ (1910 - 1917 примерно)

В предыдущем посте я рассказывала о европейском футуризме. Изобретение Маринетти ( идеолог футуризма, см.пред.пост) особенно живо было воспринято в творческой среде России. Однако, русский футуризм был не про политику, в отличие от итальянского, а больше про культуру. 

Вообще говоря, дать определение футуризму, как стилистическому направлению, довольно сложно, потому что это течение не обладало едиными стилистическими чертами. Скорее, это был образ жизни. Мне понравилось, как раскрыл этот термин искусствовед, специалист по русскому авангарду, Евгений Семенович Штейнер. Футуризм - это стратегия единого художественного поведения. Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие, иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов),  создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом.

Сразу скажу, что в этом посте будет не так много картинок (позже станет понятно почему). Я не буду углубляться во все исторические тонкости появления и развития футуризма в России, а напишу о том, что показалось мне наиболее интересным. 

Во-первых, в России некоторые футуристы называли себя будетляне ( отличный образец словотворчества). Придумал термин поэт Велимир Хлебников, который любил старославянские слова, умело ими жонглировал и создавал новые. Задумка очевидна - переложение понятие футуризм на русский манер ( будущее- будет - будетляне) Правда словечко, в итоге,  не прижилось. 

Велимир Хлебников

Во-вторых, русские футуристы не ассоциировали себя с итальянскими коллегами, наоборот, во многом они демонстративно противопоставляли себя сторонникам Маринетти, считая, что футуризм в России совершено самобытен. Кстати, во многом это было действительно так. Кроме того, что в русском футуризме, как я уже упоминала, почти отсутствует политическая составляющая, в нем нет и милитаризма, как у итальянцев, которые войну считали "гигиеной мира". В-третьих, русский футуризм наиболее ярко расцвел в литературе. Он зародился в поэтических кругах ( первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее) Они создавали разные группы и объединения.

Гилея (1910е)- московская группа ( Хлебников, Крученых, братья Бурлюки, Каменский, Маяковский, Елена Гуро)                                                                      Мезонин поэзии (1913) - питерская группа, представители эго-футуризма ( во главе Вадим Шершневич)                                                                                           Центрифуга (1914) - опять Москва (Николай Асеев, Борис Пастернак и др.)

Дальше, я буду говорить про участников первой группы - Гилея, так как мне кажется их деятельность наиболее ярко характеризует понятие русский футуризм. 

Итак, в живописи одним из основоположников нового движения стал художник Давид Бурлюк.

Давид Бурлюк, Женщины будущего, 1911

Давид Бурлюк, Украинцы, 1912

Вообще говоря, у Давида Бурлюка были несомненные способности к эпатажу. Например, он любил делать рисунки на лице ( что, кстати, стало фишкой некоторых футуристов). А его красная деревянная ложка, вставленная в петлицу, была даже запечатлена некоторыми художниками и являлась визитной карточкой Бурлюка.

Давид Бурлюк

Кроме прочего, у него было хорошее чутье на время и людей. Например, открытие Маяковского как поэта, во многом, заслуга Давида Бурлюка, так как изначально Маяковский учился в Строгановке и собирался заниматься художественной деятельностью. Владимир Владимирович успешно вписывается в канву нового течения и становится соавтором первого манифеста русских футуристов.

Пощечина общественному вкусу, 1913

Вот тут русские футуристы проявляли полную солидарность с итальянскими коллегами. В принципе, основной частью стратегии продвижения нового мировоззрения было то, чем так охотно и ловко пользовался Маринетти, а именно: шум, гам, скандал. Это был отчасти возврат к карнавальной культуре ( аналог карнавалов в России - святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным.                              Каждое выступление футуристов сопровождалось какими-либо провокационными выходками, будь то одежда, жесты или громкие заявления. Последние декларировались в многочисленных манифестах, наиболее известный из которых назывался "Пощечина общественному вкусу".

" Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности"

"Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!"

Вот такими заявлениями обозначили свой приход в мир искусства  группа поэтов-футуристов.                                                                                                                    И хотя все старое и отжившие,по мнению футуристов ,должно было быть сметено и забыто, сами они не брезговали аналогиями с образами древнерусских икон. 

Давид Бурлюк, портрет Василия Каменского, 1917

Наталья Гончарова, Святой Андрей, 1914

Наталья Гончарова, которую я упоминала в предыдущем посте, также писала и в жанре кубофутуризма ( а позже и супрематизма). Художница очень интересная и разносторонняя. Она глубоко изучала и народную живопись ( лубок), и религиозную. Вот, например, две работы, глядя на которые, с трудом вериться, что их писал один и тот же человек. 

Наталья Гончарова, мотивы иконописи, 1912

Наталья Гончарова, Велосипедист, 1913

В жанре футуризма и кубофутуризма работали также Александра Экстер, Ольга Розанова, Николай Кульбин. 

Александра Экстер, Город ночью, 1917

Ольга Розанова, Писменный стол, 1914

Ольга Розанова, Червовый валет, 1915

Николай Кульбин, Портрет Давида Бурлюка, 1913

Однако, о наиболее известном художнике, активно участвовавшем в новом движении, стоит сказать отдельно. 

Казимир Малевич, Автопортрет, 1911

В 1913 году четверо товарищей-единомышленников: композитор Владимир Матюшин, поэты Алексей Крученных и Велимир Хлебников и художник Казимир Малевич, решаются на творческий эксперимент. Они ставят оперу, которая называется "Победа над солнцем".                                                              Конечно, в классическом понимании оперой это назвать нельзя. Собственно, от всей оперы в полном виде сохранился только текст. Именно этот текст, по мнению Евгения Штейнера, является самым важным документом русского футуризма. 

Победа над солнцем, афиша, 1913

Однако, идея создать оперу родилась не сразу. Сперва, они создали объединение "Союз молодежи". Вдохновение переменами, светлым будущим и новой эстетикой придало словам "юный/молодой" большой вес. Согласно логике футуризма, новый мир должен был стать делом рук молодых) правда понятие это оказалось весьма растяжимым. 

Слева направо: Павел Филонов, Михаил Матюшин, Алексей Крученых, Казимир Малевич, Иосиф Школьник, 1913 

И вот эти серьезные дяди при жилетках объявляют себя молодыми революционерами ( на секундочку, Матюшину уже под 50, он состоявшийся музыкант в придворном императорском оркестре), план минимум которых перевернуть все с ног на голову. И замахнулись они сразу на мировое светило.        " Победа над солнцем - есть победа над привычным понятием о солнце, как о красоте" - эти слова Матюшина, на мой взгляд, наиболее емко характеризуют весь смысл оперы. 

Победа над солнцем - похороны солнца, как символа всей предшествовавшей апполонической культуры, гуманистической культуры. Принципы, провозглашавшиеся футуризмом, не имели с ней ничего общего. Задача футуристов - разрушение всех существующих логических, причинно-следственных связей. В этой концепции солнце выступает,как та наиболее незыблемая истина, разрушив которую, мир погрузится в хаос, что и будет толчком к новой эстетике. 

Казимир Малевич, Эскиз костюма Неприятель, 1913

Эскизы костюмов и декорации писал Малевич. Все костюмы призваны максимально скрывать биологические формы человеческого тела. Вообще говоря, биологизм был не в чести у футуристов. Прекрасный мир машин должен был лишить человека тягот жизни, тем самым обеспечив ему наиболее комфортное существование.

Казимир Малевич, Эскиз костюма Будетлянский силач, 1913

Казимир Малевич, Эскиз костюма Внимательный рабочий, 1913

Существование оперы "Победа над солнцем" для многих будет открытием. Но, наверное, почти все знают произведение Малевича, изначально бывшее декорацией к этой опере. 

Казимир Малевич, Черный квадрат, 1915

В качестве декорации черный квадрат не сохранился. Сам Малевич называл квадрат царственным младенцем. Младенцем нового искусства. Характерно, что на выставке представителей русского авангарда "0,10" 1915 года, он разместил ее в красном углу - так называли место, где в избах на Руси вешали иконы. 

Таким образом, черный квадрат можно назвать иконой русского авангарда. Про него есть тысячи статей и толкований, которые нет смысла все писать. Однако, в контексте "Победы над солнцем", мне кажется интересным такое объяснение ( опять же слова Евгения Штейнера - очень интересного искусствоведа).

Черный квадрат - новое солнце? Есть понятие в алхимии "сол нигер"- черное солнце. Это один из этапов на пути превращения тел в золото, к чему ( если очень упростить) стремились алхимики средневековья. Так вот это этап развоплощения тел, когда все превращается в темную массу, чтобы затем воплотиться в новом виде. 

Знал ли об этом Малевич? Вполне возможно, учитывая что в то время огромной популярностью пользовались работы Елены Блаватской, которая занималась исследованием философских и мистических вопросов. Вот несколько картин, где встречается прообраз черного квадрата.

Казимир Малевич, Эскиз Похоронщик, 1913

Казимир Малевич, Англичанин в Москве, 1914

Казимир Малевич, Частичное затмение с Моной Лизой, 1914

Кстати, здесь опять-таки не обходится без христианской символики, которую, как я уже говорила, весьма жаловали футуристы. Например, на картине "Англичанин в Москве": рыба- символ Христа, пила - символ Иосифа Плотника, лестница - духовное восхождение, свеча - символ истины. Кстати, есть версия, что это портрет Давида Бурлюка - красная ложка в верней части картины дает такую отсылку. Обе картины перекликаются и надписями: Затмение Частичное. 

Что за частичное затмение? Скорее всего, это рефлексии Малевича на "солнечную" тему. Кроме того, в 1912 году действительно произошло солнечное затмение, которое вызвало большое любопытство общества. В Петербурге строились даже специальные обсерватории для наблюдения затмения. 

Затмение 1912 года

Футуризм был ступенью для многих художников и поэтов в их дальнейших поисках. Малевич, как известно, благодаря футуристической школе, пришел к супрематизму ( об этом отдельно), а супрематизм, в свою очередь, захватил потом многих. Само направление себя изжило к 17-20 годам. При советской власти уцелевшие футуристы-авангардисты ушли в подполье, некоторые эмигрировали (Давид Бурлюк, Александра Экстер, Игорь Северянин), умерли или покончили с собой...

Давид Бурлюк, Революция, 1917

Сценарий событий начала XX века отчасти напоминал тот,  к которому стремились футуристы ( по крайней мере, на словах). Да, они действительно призывали к слому системы и социальным изменениям, какие, собственно, и последовали в 1917  году. 

Можно ли возложить на них ответственность за это? Скорее нет. Все-таки представители русского футуризма, это, в первую очередь, чуткие к социальным изменениям художники и поэты, которые больше уловили настроения, царившие в стране в то время.  По словам Штейнера, социальная революция в России - вторая ступень революционных преобразований. Первая - революция в искусстве. 

Но, все-таки, это не футуристы научили всему коммунистов-)

P.S. 

К сожалению моему огромному, опять не получилось выложить пост пораньше. Однако, как оказалось, это даже к лучшему, потому что его можно дополнить свежей информацией. На прошлой неделе мир искусства потрясла новость: под картиной Малевича "Черный квадрат", в ходе экспертизы, проведенной в Третьяковке, были обнаружены две другие супрематические композиции. Но это полбеды, о том, что под квадратом есть другие изображения уже было известно, да и практика рисунка поверх рисунка не нова. Но там была обнаружена и надпись автора, следующего содержания: "Битва негров в темной пещере". 
Каламбур и бессмыслица? Стеб? Все оказалось интересней.
В 19 веке во Франции был такой персонаж - Альфонс Алле - журналист, писатель, эксцентрик, любитель черного юмора и эпатажа. Так вот он пробует себя в роли художника и создает вот такое произведение в 1893. 

Альфонс Алле, Битва негров в темной пещере поздно ночью, 1893

Теперь, когда надпись под черным квадратом настолько явно отсылает нас к произведению Алле, встает вопрос: так что же сделал Малевич? 
Искусствоведы ( из тех, чье мнение я читала), разделились условно на 2 лагеря: одни говорят - вот вам икона авангарда! Плагиат и сплошной прикол над всеми вами - ценителями современного искусства. Другие считают, что это лишь показывает несколько ступеней творческих исканий, которые завершились квадратом. По большому счету, ничего не изменилось, Малевич цели достиг, сведя всю живопись к нулю, к черной массе. 
Я склоняюсь к тому, что Малевич действительно талантливый человек и художник, который своим квадратом просто перевернул мир искусства с ног на голову. В конце концов, это и была, как мне кажется, главная цель. 
В связи с этим - маленький опрос) 

Продолжение следует)

Подпишитесь на наш
Блоги

Современное искусство по кусочку, Русский футуризм.

10:13, 1 сентября 2016

Автор: Bbridgitt

Комменты 8

D

Спасибо за посты. Ничто не берется ниоткуда. Но только гении способны переработать предыдущие идеи и превратить их в шедевры. Вряд ли Малевич думал, что его квадрат перевернет мир. Да и от его желания это не зависело. Получилось то, что получилось. Просто он был гений.

Аватар

А почему в опросе нету "свой вариант"?:) мне что-то ни один не подходит)

Аватар

Очень люблю Малевича. Побольше бы таких неземных людей

Аватар

щорт пытаюсь найти самый впечатливший меня стих хлебникова, что-то про книгу, не могу и все( футуристы конечно были впереди планеты всей, пароход современности все дела, у нас вообще столько талантов новаторов было вдохновенных, а потом гражданская, коммунизм и всех не шагающих в строй старательно выводили из генофонда( мы бы щас может задавали тон

Аватар

Я тоже ваша постоянная поклонница. Пишите дальше!

Подождите...