Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Вот искала на днях в интернете информацию о любимой иностранной актрисе, и вдруг гугл совершенно неожиданно выдал эту давнюю статью о Меньшикове.
Итак, статья "Бесконечно загадочный Олег Меньшиков", издание "Оракул", 1996 год:
Oлeг Меньшиков в свои тридцать пять - лауреат самой громкой нашей премии - "Триумф" и самой почетной театральной награды Великобритании - преммм сэра Лоуренса Оливье... Он из тех артистов, что "наутро ПРОСНУЛИСЬ знаменитыми" после первых своих ролей, - его Костик из "Покровских ворот" обаял и пленил всех девушек страны, а крошечная эпизодическая роль в "Родне" заставила кинотеатральный мир ахнуть от уникальной способностм этого артиста, на КОРОТКОЙ дистанции умеющего сказать о герое все, причем сказать молча, сказать взглядом.. Меньшиков - человек бесконечно одаренный. Меньшиков - человек бесконечно загадочный. А загадочные люди провоцируют, подначивают на то, чтобы их самих заставить хоть что-то отгадывать. Вот и сейчас, здесь Олегу Евгеньевичу предлагается КРОССВОРД - или, как говорил любимый им Набоков, - крестословица. Всего из трех слов. Вернее - трех имен. Его друзей, а точнее - ПОДРУГ, наперебой отвечавших на множество наших вопросов о том, что же такое за явление - Олег Меньшиков. Кто эти трое? Кто что сказал? Пусть догадается сам артист...
-
Меньшиков - романтический герой? Характерный артист? Или "уникальный актер
интеллектуального плана" - как судачили о нем еще во время съемок
"Родни"?
- Он как Олег Даль может играть, что угодно: и шута в "Лире", и
Зилова...
- Возьми любую хорошую пьесу, и там окажется роль для Олега. Хочешь - Чацкого,
хочешь - Хлестакова.
- Это даже не индивидуальность такая, а такое амплуа: Меньшиков.
- Меня он поразил в спектакле "Спортивные сцены", где этот мальчик-супермен
вдруг сыграл ущербного болезненного, рефлексующего хлюпика. Кстати, в
спектакле по Набокову "Приглашение на казнь" он хотел играть Цинцинната, а не
Пьера. Характерную роль.
- В "Утомленных солнцем" он сыграл подлеца. И как!
- А правда, что инсценировку по Набокову он написал сам?
- Дело было так. Заказывали инсценировки трем маститым драматургам. Но что
такое - уловить загадочную театральность набоковской прозы? Здесь "новые формы
нужны", что еще Треплев у Чехова в "Чайке" провозглашает. Короче говоря: ни у
кого не получилось. И мы отчаялись, были на грани отказа от набоковского
спектакля. Но тут, мирно сидевший в углу дивана, Олег лениво спрашивает: а
сколько платят за инсценировку? - 800 рублей. Такая цена была. - Ну, давайте я
сделаю. На него едва не обиделись: не до шуток было. А он - сделал! То, что
нужно. Адекватное Набокову и очень театральное.
- Он, по-моему, в искусстве что угодно может сотворить.
- Это как: "что угодно"? Кому угодно?
- Ему.
- В Олеге "сидит" режиссер. Ведь знаменитый спектакль "Нижинский" после многих
попыток опытных режиссеров поставил он.
- А тебе известно, что Олег окончил музыкальную школу по классу скрипки? И на
фоно играет, отлично поет, фехтует и танцует...
- "ЧЕЛОВЕК-ТЕАТР"?
- Между прочим, да.
- А чего больше: человека или театра?
- Ну, знаешь. Это не вопрос. Как их разделишь?
- У него кончик носа мягкий: он всем дает потрогать - действительно, нет
хряща...
- Олег очень закрытый человек. Хотя внешне - душа нараспашку, кумир компаний.
Но чем известнее становится, тем закрытее.
- Вот что остается от многократных встреч: обаятельно улыбающийся супермен,
либо в белом шарфе, либо в белом свитере, либо в белых носках... И постоянно
кого-то показывающий. А от его театральных или киноработ получаешь какой-то
творческий оргазм: запредельное, невероятное ощущение. С его появлением на
сцене случается праздник: играл ли он Калигулу - насильника, убийцу и тирана,
вызывающего почему-то в зале жалость и сострадание. Играл ли этого самого
Сережу в "Спортивных сценах" - едва ли не бесполого "слабака". Или вот -
Робеспьера! Почти призрака. Сухого, внеэмоционального. Ну, наконец, Ванесса-то
Редгрейв выбрала именно его.
- А как Ванесса Редгрейв выбрала на роль Есенина именно
Меньшикова?
- Она просматривала артистов, специально приезжавших на показ. Она ходила на
спектакли. И случайно забрела на "Калигулу"...
- Так просто?
- В судьбе Олега все кажется "так просто".
- Может быть, потому, что он - если при жизни называть вещи своими именами -
просто гений.
- Он мамонт, понимаешь?
- Честно говоря, не очень...
- У него до сих пор нет машины. И шоферы такси удивленно спрашивают: а твой
"Мерседес" что, в починке?
- Бессребреник. Абсолютный. Последний рубль отдаст.
- Он человек, не типичный для театральной среды: порядочный,
чистый...
- Один раз на день рождения приходит ко мне с мешком подарков. В буквальном
смысле - с мешком. Там было все, что я люблю: от джина с тоником до
украшений...
- Он любит и умеет устраивать праздники другим. Вот у нас в актерской среде
принято отмечать премьеры. А в Англии, где Олег с Ванессой Редгрейв играл
спектакль о Есенине, все сами по себе. Но и там Олег сумел пригласить людей,
устроить им праздник.
- Он тут по телевидению рассказывал, как ночевал в Англии в замке с
привидениями...
- Его в Англии обожают. Те, кто был на спектакле, а Ванесса играла на
английском, Олег - на русском, все понимали, все чувствовали и были в
восторге.
- Это не шуточки: стать первым русским артистом, награжденным премией
Оливье.
- А он не зазнался? Вот интервью, говорят, перестал давать. Может, это уже
снобизм?
- Какой снобизм? Да он хохмач, хулиган, они с Пашей Каплевичем махровые
советские песни распевают...
- Он так разыграет... Сам москвич, из семьи военного инженера и врача. Но в
детстве жил у бабушки в Тамбове. И вот мы год назад приехали в Тамбов, а там
Олег - национальный герой, шампанское в его честь распивали даже возле
детского сада, в который он ходил... Так он от всего этого
ухохатывался.
- Сноб, даже если он артист из массовки, ходит по улицам в темных очках. И
зимой, и летом. А Олег - с открытым лицом.
- У вас получается совместный портрет ангела без крылышек.
- Ну почему? С крылышками.
- Он может обидеться.
- Он постоянно влюбляется. И очень быстро разлюбливает.
- А как он с барышнями расстается?
- Красиво. И с большим трудом.
- Как любой порядочный человек.
- Если бы имел дачу, машину и бриллианты - все бы оставил им...
- Но при таком характере, как у Олега, их у него не будет.
- Барышень?
- Дачи, машины и бриллиантов.
- Он понимает, что является артистом "первого ряда"?
- Думаю, да.
- А почему он не работает в стационарном театре?
- Предпочитает выбирать роли и режиссеров. Олега зовут в разные театры, на
разные роли. Но он ждет своей...
- Он ждет режиссера Някрошюса. И Гамлета.
- А почему он отказался работать с самим Штайном, - европейской
знаменитостью?
- Интуиция. Он долго думал, прежде чем отказаться от роли Ореста...
- Спектакль в итоге-то получился не гениальный.
- Хотя Женя Миронов сыграл Ореста замечательно. Как и ту роль в фильме "Анкор,
еще анкор", которая тоже сначала предназначалась Олегу.
- Он не снимается даже за рубежом, если не нравится роль. Отказывается и от
денег, и от престижа.
- Я знаю только двух людей, которые выбирают, что им играть в кино или театре,
и делают только то, что им нравится: это Марина Неелова и Олег.
- А из уже сыгранного, из тех, с кем уже свела судьба, Олег любит
кого-нибудь?
- Любит "Покровские ворота", "Дюба-Дюба"... Любит "Калигулу", хотя в какой-то
момент сам сказал: хватит...
- "Нижинского".
- Любит своих друзей - Таню Догилеву, Сашу Балуева, Башмета...
- Обожает Володю Ильина, они вместе снимались в фильме "Мой любимый клоун",
Сашу Феклистова.
- Что-то из ваших восторгов не складывается "типичный образ" Скорпиона.
Давайте я буду читать характеристику знака, а вы отвечайте: да -
нет...
- Идет.
- "Характер сильный, жизнь интересная"
- Да.
-
"Тип контрастный, темпераментный, очень привлекательный, но
жестокий".
- Да. Кроме жестокости.
- "Первая трудность для него - это жить".
-Да.
- "Из-за раздражительности у него много врагов".
- У него нет врагов!
- Есть завистники.
- Я одной актрисе сказала: ты же не смогла бы играть Есенина, это мужская
роль, почему ты так ему завидуешь?
- "Скорпион Свой яд направляет на себя".
- Конечно, он больше не доволен собой, чем другими. А когда не доволен, то
замыкается, уединяется.
- Он максималист.
- "Когда на него нападают, гнев его поистине страшен".
- Такого еще не было.
- На него пока не нападали.
- Тьфу-тьфу-тьфу.
- "Он проявляет железную волю".
- Воли ему не всегда хватает. Вот скорпионье упрямство наблюдается.
-
"В отношениях с людьми проявляет порядочность и честность, но редко
привязывается по-настоящему".
-Да.
- Пожалуй.
-
"Это индивидуалист, которому очень дорога его независимость".
-Да.
- "Он иногда кажется дьяволом, иногда - святым".
- Может быть.
- Нет.
- Смотря кого играет.
- "Любовь - жизненное горючее Скорпиона".
- О, да!
- "В нем есть авантюризм".
-Да.
- "Молчаливый и своевольный".
- Молчаливым его не назовешь.
- "Скорпион агрессивен".
-Нет.
- Хватит хора. Последний вопрос: ваше самое яркое впечатление, связанное с
Олегом Меньшиковым?
- Все впечатления яркие.
- Как в финале "Нижинского" он выпрыгивал в окно. Ведь это высота шестого
этажа! У меня в этот момент все внутри словно обрывалось. Понимаешь, он ведь
не цирковой артист, а драматический, но для спектакля, похоже, может стать кем
угодно и что угодно преодолеть...
Бесконечно загадочный Олег Меньшиков
17:16, 15 октября 2016
Автор: Snowden
Комменты 100
был прекрасен стал клоун
И эту статью помню и все другие про него - в 90-е годы каждую его роль ждали, обсуждали, было ожидание, что - вот-вот и он ТАКОЕ сыграет! Но-увы, как-будто что-то сломалось в человеке. В 90-е было чувство, что встретился с человеком умным, тонким, значительным (пусть и очень молодым) , а сейчас - вы уж извините - но это какой-то массовик-затейник из богатого провинциального санатория(( А по ролям - он словно всю жизнь Костика из "Покровских ворот" играл. Хорошо играл, но все время вариации одного образа. Только в "Восток-Запад" он был нормальный взрослый МУЖЧИНА, а не мальчик-очаровашка. Но тут режиссер был сильныйю
Статью эту прекрасно помню. Даже где-то хранится, вызванная дрожащей рукой из журнала) Как же я любила ТОГО Меньшикова. Без презрительного взгляда, без собачьих цепей на шее и диванной обивки костюмов, без вида вечной усталой обречённости. Каким он был! И куда всё ушло?
После фильма Сибирский Цирюльник была в него влюблена;)))Школьные годы...
В юности очень нравился. И правда был такой весь загадочный. А после темы его жены на космо-форуме оказалось, что садист домашний обыкновенный.