Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Много лет работник ЗАГСа Марина Петровна регистрировала счастливые браки.
Но однажды на пороге учреждения оказался не кто иной,
как ее собственный муж.
Увлекшись молодой женщиной, он решил изменить свою жизнь и уйти
из семьи. Однако Марина Петровна своего согласия на развод
не дала — и, как выяснилось, не зря…
По сути дела фильм о том, как гордая советская женщина с полным комплектом всех феминистических достоинств победила "милочку"))
Вспоминает Алла Сурикова:
С легкой руки Данелия
– Когда меня практически уволили со студии им. Довженко, я вновь поехала в
Москву к Данелия, который в то время был художественным руководителем
объединения комедийных и музыкальных фильмов. Георгий Николаевич предложил мне
снять фильм «Суета сует» по сценарию Эмиля Брагинского, который до этого
работал исключительно с Эльдаром Рязановым.
Это одновременно были и большая честь, и ответственность.
Первоначально на главные роли в картине пробовались Людмила Гурченко и Олег
Басилашвили. Хотя, что значит пробовались? Скорее, две мегазвезды пробовали
меня, молодого режиссера. Басилашвили на пробы опоздал на два часа, Гурченко
вся изнервничалась. Как позже выяснилось, параллельно он пробовался у Данелия
в «Осеннем марафоне» . Я поняла, что эта пара распадается, да и, если честно,
осознавала, что для первой серьезной работы мне нужны не звезды, а актеры, с
которыми я могла бы быть на дружественной ноге.
Так в картине появились Галина Польских и Фрунзик Мкртчян.
Брагинский поначалу был против Мрктчяна (говорил, что не может произнести пять
согласных подряд в его фамилии), но затем, увидев пробы, обмяк и даже
специально под Фрунзика внес некоторые правки в сценарий (в частности,
появился ставший крылатым диалог: «Сколько лет живешь в Москве, а не научился
правильно говорить по-русски» – «Русский язык такой богатый, а я человек
бедный»). С Польских и Мкртчяном на площадке мне было легко и комфортно, в
дальнейшем мы стали с ними добрыми друзьями.
Я счастлива, что фильм «Суета сует» открыл для зрителей талантливую актрису
Анну Варпаховскую (она сыграла роль Лизы-разлучницы). У Ани удивительная
судьба: она родилась на Колыме от любви двух заключенных – замечательного
театрального режиссера Леонида Варпаховского и дочери врага народа, певицы Иды
Зискинд. Аня такие истории рассказывала!
Цитаты:
Случайный собеседник: У меня пятеро детей. Шестой вот-вот. Я прихожу сюда,
смотрю на пароходики – отвлекаюсь...
Борис: Мы же всё-таки не чужие люди...
Марина: ...И здрасьте, мы не чужие. Ты меня еще в гости пригласи!
Борис: Мы же с Лизой об этом думали. Это было бы великолепно, это было бы
замечательно, если бы вы могли подружить...
Марина: Борис, уйди.
-Мужчины такая редкость. Мужчин надо беречь.
-Просто я думала, люди должны относиться друг к другу по-братск… по-сестрин, сестри… с пониманием проблем.
-Русский язык такой богатый, а я человек бедный.
-Товарищи! Сколько можно говорить: нас много, а ковер один. Сойдите с ковра.
-Я хочу! Простую! Человеческую! Котлету! За двенадцать копеек!
— Всё-таки, где мой фэрз?
— Если б еще знать, что это такое.
— Ну, каралэва…
-Я из Москвы приехал. Я нервный.
— Валетом, валетом… они что там в карты играют ?
— Знаешь, как она его называет?
— Как?
— Борюююся.
— Фууу. Кошачьей кличкой. Достукался.
— Он не может без Наташеньки, у него даже шея дергается. Тогда заберите его обратно.
— Обратно?! Я его вам взаймы не давала и назад не прошу!
Лиза: Я тебя полюбила за красоту. За красоту снаружи... А профиль? У тебя
же гордый профиль!
Борис: Ну, в профиль я себя не вижу. А может, он гордый?
Борис: Я кругом виноват...
Марина: Развода я тебе не дам!
Борис: Марина, это непорядочно!
Лиза: Ну, не хочет ребенок есть – не надо. Не надо его пичкать, Борюся.
Лиза: Вероятно, любой бы на вашем месте меня бы немножечко
ненавидел.
Наташа: Ненависть сильное чувство. По отношению к вам я испытываю
отрицательные эмоции, не более того.
Лиза: А, угу, понятно... С одной стороны, Наташенька, вы конечно, немножко
правы. С другой стороны, вы тоже когда-нибудь влюбитесь и тогда совсем
пропадёте... Ну, а пропадая, вы же не станете спрашивать у предмета вашего
обожания, женат он, разведен или [кивок в сторону Борюси] вообще
неизвестно кто...
Вася: Если я не ошибаюсь, вы здесь и садились.
Наташа: У вас плохой глазомер. Я садилась на 10 шагов дальше.
Лиза: Кулебяки хочешь, Борюсик?
Борис: Нет, Марина. Ой, Лизок. Я ужасно сыт.
Лиза: Когда мужчины не хотят есть, это так противоестественно. Мне даже
кажется, что они больны.
Борис: Мне предлагают повышение. Как ты думаешь, пойти или нет?
Лиза: А? Иди на повышение.
Борис: Но там ответственность, заботы.... А?
Лиза: А? Не иди на повышение.
Борис: Но всё-таки заместитель, я об этом давно думал...
Лиза: А? Не иди на повышение. То есть, иди на повышение. Ну да – иди на
повышение. Мужчины вообще должны делать всё так, как они хотят, как им
взбредет в голову. И ни о чем не думать.
Сценарист Эмиль Брагинский:
Постановщик картины Алла Сурикова окончила Высшие режиссерские курсы, где
занималась в мастерской Георгия Данелия, и ее интерес к комедии, по-видимому,
не случаен. Уже на подготовительной стадии у нас возникло то, что принято
называть вежливым словом «взаимопонимание». Мы договорились о главном: фильм
«Суета сует» должен быть добрым, чуть смешным, порой печальным и, что особенно
важно, правдивым.
Замысел картины сложился в типичных житейских обстоятельствах. Однажды мне
пришлось присутствовать на свадебной церемонии в одном из столичных загсов. В
то время, как заведующая поздравляла новобрачных, они имели неосторожность
ступить на нарядный ковер машинной работы, занимавший бóльшую часть зала.
«Сойдите с ковра», — изменившимся голосом, без паузы сказала заведующая и
сразу же вернулась к поздравлениям…
Я подумал: а что, если рассказать о женщине, которая тысячи раз в году
произносит одни и те же фразы: «Дорогие молодожены! Сегодня у вас самый
счастливый день…»
Героиня сценария «Суета сует» Марина Петровна, годами великолепно
справлявшаяся с такой ролью, вдруг оказалась в ситуации, к которой она не была
подготовлена. Однажды в разгар рабочего дня, когда она находилась, что
называется, «при исполнении», вошел ее собственный муж и, с трудом подбирая
слова, объявил, что пришел просить развода…
Дома у Марины (Мариночки Петровны, как называют её почти все персонажи) –
чистота и порядок. У творческой натуры, пианистки Лизы (прелестная работа Анны
Варпаховской, актрисы в основном театральной) – кучи живописного хлама и
сопровождающий каждое движение звон колокольцев (Это модно…). Засушенные
цветы, колоски, аквариум, кошка… Завтрак в постель (фу, Борюся даже не
умылся!).
Кто -то даже сравнил нежную, женственную Лизу с такой же нежной Ренатой Литвиновой)))
Дерзкую дочку Наташу сыграла Светлана Петросьянц.
Вспоминает Светлана:
— Сейчас удивляюсь своей тогдашней самоуверенности,— говорит
Светлана.— Я почему-то ни секунды не сомневалась, что поступлю. Если учесть, что
я была очень стеснительная, «домашняя» девочка, в первый раз в жизни
оказавшаяся одна да еще перед строгими глазами приемной комиссии, то все
происшедшее перед тем, как я обнаружила свое имя в списках принятых в
Щукинское училище, можно считать просто везением. Никогда больше я не была
так счастлива—даже когда получила первую роль в кино и увидела себя на
экране.
А между тем первое появление Светланы Петросьянц на экране не осталось
незамеченным. Говоря о фильме Аллы Суриковой «Суета сует», конечно же, в
первую очередь следует вспомнить о прекрасном дуэте «супружеской четы» —
Фрунзе Мкртчяна, добрейшего, нескладного, мучающегося тем, что он полюбил
другую женщину, и Галины Польских, непоколебимо-официальной ««хозяйки» Дворца
бракосочетаний, неожиданно оказавшейся в роли брошенной жены. И рядом с ними —
красивая, своенравная, очень современная их дочь Наташа, роль которой сыграла
студентка третьего курса Светлана Петросьянц. Ее героиня удивительно
гармонично слилась с дуэтом «родителей», все время, в каждом кадре оставаясь
собой — девочкой своенравной и доброй, бескопромиссной в любви к нескладному
пареньку, за которого самой все приходится решать, и снисходительной к
«предкам», которые никак не могут разобраться в своих непростых отношениях.
— Удивительно интересно было работать в фильме,— говорит
Светлана.— Мне сразу показалось, что Наташа очень похожа на меня и играть будет легко
и весело. А на поверку оказалось, что все не так-то просто. До начала съемок
режиссер Алла Сурикова полмесяца репетировала со мной —мне даже почудилось,
что она разочаровалась в моих способностях и раздумала снимать меня. Первый
свой съемочный день я запомню на всю жизнь. Это был небольшой эпизод, когда
моя Наташа разговаривает с постовым милиционером и вместо того, чтобы
ощутить трепет перед стражем закона, довольно нахально спрашивает, как его
зовут, а потом говорит: «Улыбнитесь, Вася!» Вот и все. Выехали на натуру,
познакомилась я с партнером (между прочим, это был самый настоящий
милиционер), и начали. Произношу я свою реплику, а он... не улыбается. И так
раз, второй, десятый — целый день! Я даже разревелась с досады, что не умею
растормошить человека...
Но зато какой радостью было общение на съемочной площадке с известными,
опытными актерами! С «мамой» — Галиной Польских — мы нашли общий язык с
первого момента. Она очень доброжелательный человек и не раз помогала
мне.
Дальше ролей у нее было совсем немного.
Жаль – такая красавица, в духе Кабо, пожалуй, даже краше. Нашла мерзковатую
историю в изложении новгородских журналистов:
…в новгородских эпизодах никакого актера Иванова не было и в помине! Всю его
работу от начала и до конца выполнил обыкновенный шофер нашего таксопарка Олег
Бобков.
…Особенно он сблизился с главной героиней Наташей, роль которой играла никому
не известная Светлана Петросьянц.
Она училась в Щукинском училище, и это была ее первая роль в кино. Едва в
процессе работы выпадала малейшая пауза, девушка забиралась в машину к Олегу,
и они вели долгие разговоры «по душам».
За всем этим ревниво наблюдал очень немолодой мужчина, входивший в состав
администрации киногруппы. Пару раз он даже вмешивался в их уединение и всеми
силами старался держать 19-летнюю Светлану подальше от такого же молодого
Олега. Бобков долго не понимал причин такой странной ревности и однажды
набрался храбрости прямо спросить девушку об этом:
— Наверное, это твой дедушка?
Света рассмеялась и поведала дублеру историю, которую он слово в слово помнит
до сих пор, настолько его восхитила целеустремленность такой молодой
девчушки:
— Понимаешь, — сказала Петросьянц, — вообще-то сначала эту роль предложили
моей подруге по курсу. Этот, как ты говоришь, «старик» увез ее на выходные к
себе на дачу, а потом вернул со словами, что она не подошла.
Потом он таким же образом «попробовал» еще одну девушку… И только тогда
заметил меня. Сейчас я живу с ним в одном гостиничном номере (и это в
пуританские 70-е годы!) и вынуждена его слушаться. Но ты не думай, такое не
навсегда. Мне очень важно удачно сыграть в этом фильме. Если все сложится как
надо, то меня вскоре пригласят на другие съемки. Там я познакомлюсь еще с
каким-нибудь нужным человеком. А потом… Потом у меня появятся большие деньги,
и я смогу сама выбирать себе режиссеров!
Программа-минимум Светланы Петросьянц, несмотря на целеустремленность
начинающей актрисы, так и не осуществилась. Она была замечена в нескольких
проходных ролях, а потом и вовсе исчезла с кино- и телеэкранов. Что стало с
ней и чем занимается она сегодня — неизвестно. В общем, главная роль — роль
«звезды» — ей явно не удалась. А жаль, красивая была девушка…
Я нашла, что она уехала в США.
Вспоминает Алла Сурикова:
К тому времени, как начались съемки «Суеты сует», я была совершеннейшим
новичком в кино. Что сняла до этого? Пару короткометражек, какие-то детские
программы. Этому же фильму предстояло ввести меня в большой кинематограф. И я
рада, что такое важное событие произошло в Новгороде, который я до сих пор
считаю своей «альма-матер».
В фильме «Суета сует» улица, где живут родители таксиста Васи, называется
Зелёной. На самом деле это улица Красилова. А дом, «засветившийся» на всю
страну, стоит под номером 36. Я узнал его сразу. Нарядные наличники и игривая
резьба по всему фронтону. Не дом, а терем-теремок.
Рассказывает один из нынешних хозяев дома:
— В 1978 году меня в Новгороде не было. А когда приехал, то нашего дома не
узнал. Он был весь украшен узорными финтифлюшками, свежевыкрашен. Мать
рассказала, что это сделали киношники. Нам украшение дома понравилось, и мы
решили ничего не снимать.
Рискну не согласиться с классиком («Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»). По-моему, как раз наоборот.
Ситуация из этого фильма вполне может быть проиллюстрирована словами Надюхи из
«Любовь и голуби»: — Ну и пусть, что она была, разлучница.
Зато всё нам показала — как я тебя люблю, как ты меня любишь… Хотя герои
фильмов «из разных социальных слоёв», говоря словами Раисы Захаровны.
Супруги отдохнули друг от друга, посмотрели на себя со стороны, доказали –
себе и другим – что еще вполне могут нравиться. И вернули всё, как было:
Хорошо там, где мы есть.
— Фрунзик Мкртчян — вроде такое ярко выраженное лицо кавказской
национальности. Как он попал в фильм «Суета сует», который абсолютно о России,
об этой действительности? Там Галина Польских… Я думаю, что по этой картине
можно понять, как мы жили в те времена
Алла Сурикова: …когда не было вопроса, какой национальности твой муж или
твоя жена.
— Всегда были эти вопросы.
Алла Сурикова: Нет, они не стояли. Они были, но не стояли.
— По крайней мере, в прессе не обсуждались.
— В прессе намекалось всегда.
Алла Сурикова: На улице не останавливали.
— Всё равно это был поступок. Пригласить Вы могли бы Будрайтиса, например, а
пригласили Мкртчяна. Почему?
Алла Сурикова: Первая фраза в сценарии замечательного драматурга Эмиля
Вениаминовича Брагинского, (ныне покойного, к огромному сожалению), моего
«первоисточника» — я его так называла, потому что «Суета сует» была моя первая
картина. Первая фраза в сценарии была такая. Муж приходит к жене в ЗАГС и
говорит: «Марина, я пропал. Я, можно сказать, погиб, мне понравилась
посторонняя женщина».
И я мысленно перебирала мужчину, для которого эти слова были бы естественными.
Любой человек русский должен был бы встать на цыпочки, чтобы произнести, или
как бы комиковать. А для Фрунзика, который приходил, всовывал свой нос в дверь
и говорил, что он пропал, что ему понравилась посторонняя женщина, — было
искренним. И я его вычисляла и вычислила.
Там пробовались замечательные артисты. Это была моя первая картина, и там было
достаточно сложно с утверждением актеров. Перед этим он снялся, по-моему, это
было перед «Мимино» . Он снимался и у Ролана Быкова в картине «Айболит — 66″ .
То есть знала, кого я приглашаю. Он действительно замечательный комедийный
актер. Очень талантливый, умный, очень требовательный и очень знающий. И это
внешне казалось, он такой раблезианец, поесть и выпить.
— Но глаза грустные.
А. Сурикова: Да, во-первых, грустные глаза. Во-вторых, это человек,
который ставил в Армении «На дне» Горького, как режиссер. То есть в нем была
та глубина, то знание жизни и та требовательность к себе, которая давала право
ему играть кого угодно, в любой стране. К сожалению, его слишком любили. И
поэтому он рано умер, он не мог отказать. У него больная печень, хотя он не
был алкоголиком.
— А как складывался ансамбль с Польских?
Алла Сурикова: Замечательно. Они очень нежно относились друг к другу.
Когда в финальной сцене Фрунзик возвращается к ней, и она ему пришивает
пуговицу, у него слезы текли из глаз, потому что он насколько искренне и
трогательно к ней относился, и проиграл эту ситуацию. По-моему, он был готов в
финальной сцене на ней жениться, забыв горы Армении и навсегда переехав в
Москву.
Эмиль сначала был против Фрунзика. Он не мог произнести его фамилию, пять
согласных подряд, «мкртч». Но когда он его увидел, он его полюбил, и
специально для него, понимая, что у него такой яркий армянский акцент, написал
такую фразу (этого не было в сценарии): Галя Польских говорит: «Сколько лет
живешь в Москве, а не научился правильно говорить по-русски». На что он
говорит: «Русский язык такой богатый, а я человек бедный». Вопрос об акценте
был снят.
Алла Сурикова: «Фрунзик не любил дубли. Мы же с оператором, стра:)сь,
снимали обязательно два-три дубля (советская пленка — самая ненадежная в мире
— могла в любом месте дать брак). Лишь в одной сцене Мкртчян был неутолим к
себе и требователен к нам — в сцене прихода его героя к новой молодой жене.
Сцена заканчивалась долгим поцелуем. Он, видите ли, искал «вариант» поцелуя.
На седьмом дубле запротестовала его партнерша Анна Варпаховская.
Вспоминает Анна Варпаховская:
Фильм «Суета сует» снимался легко и весело. Было много юмора. У меня ведь это
была первая картина, наверное, поэтому и осталось ощущение праздника!
Я была молоденькой, хорошенькой, всего 25 лет. Пришла однажды на съемку, а
режиссер и говорит: «Будем снимать сцену, где твоя героиня и Борюсик
целуются». Я смущалась жутко. Один дубль, второй, третий. Весь день меня
мучили, а Мкртчян всё недоволен, жалуется: «Да она целоваться по-настоящему не
умеет!» Эта сцена в фильм не вошла, и только потом я поняла: Фрунзик настаивал
потому, что ему очень понравилось целоваться.
Кстати, когда у меня только родился сын Леня, на экраны вышла «Суета сует». Я
лежала в родильном отделении, а женщины из всех палат прибегали посмотреть,
похож ли мой сын на Фрунзика Мкртчяна. Знаете, после премьеры молва нас сразу
поженила. Мне еще долгое время передавали для него приветы, спрашивали, как он
поживает, были уверены, что мы муж и жена.
Алла Сурикова: «Суета сует», можно сказать, дала мне путевку в жизнь. Я
получила за картину приз «За лучшую режиссуру» на той же «Молодости», много
поездила с ней по стране. Зрители ее оценили: 30 миллионов просмотров за
премьерную неделю – это дорогого стоит. Кстати, привозила фильм и в Киев.
Качанов подходит: «Вы, Аллочка, теперь со мной, наверное, даже чарочку не
выпьете». Да Бог вами, говорю. Если бы не вы, я бы никогда не уехала в Москву
и не сняла бы ни эту картину, ни, надеюсь, еще много других. В общем,
посмеялись над прошлым. Знаете, все горькое со временем, к счастью,
забывается, остается только хорошее и смешное.
Источник: liveinternet.ру, В. Желтова «Советский экран»
"Суета сует" - фильм о гордых женщинах Советского союза))
19:11, 15 января 2017
Автор: elena_dokuchaewa
Комменты 51
А моя любимая крылатая фраза из фильма: - Где.. моя.. Почетная грамота? - А была ли она у тебя?...
Автор спасибо за пост. Мне в этом фильме понравилась сцена, когда Фрунзик устал от постоянных изысков на столе своей новой возлюбленной и потом требует нормальной, простой пищи. Сразу вспоминаю новогодние праздники с праздничными столами от которых побыстрее хочется перейти к повседневной, незамысловатой пищи.
Автор, очень приятная у Вас рубрика. В Вашу копилку фильм " Не было печали", его редко показывают.
В этом фильме у меня две любимые сцены: та, что с фразой Фрунзика "я полюбил постороннюю женщину" и когда они с героиней Польских обсуждают его возможное повышение. Вот прямо образец жены - партнёра: обида забыта и полная убеждённость, что у её мужчины все получится и он этого достоин. :) Оказалось, что порой такая поддержка у определённых мужчин перевешивает "орлиный профиль" и "мужчина должен делать, что захочет"
Чудесный фильм, там еще родители парня прикольные ,папа- Иван Бровкин.