Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Пробный пост, из "запасов". Мой взгляд на историю искусства, сформированный соответствующими предметами в университете. Речь в основном о живописи, с лирическими отступлениями.

Мамонт далее выбран условно, как объект охоты

Самые первые рисунки нам оставили древние люди. Жизнь этих первобытных людей вряд ли можно было бы назвать лёгкой и полной свободного времени. Перефразируя анекдот: "Понедельник. Вы охотитесь на мамонта. Вторник. Вы охотитесь на мамонта. Среда. Вы охотитесь на мамонта. Четверг. Вы охотитесь на мамонта. Пятница. Вы охотитесь на мамонта. Ура!!! Суббота. Рано радуетесь, у пещерных людей не бывает выходных - вы охотитесь на мамонта. Воскресенье. Ну вы уже поняли, да? Вы охотитесь на мамонта."

Однако между всеми этими необходимыми для выживания делами человек находил время для рисования. Первые рисунки сделанные первыми людьми на стенах первых пещер отображают самое важное для вышеупомянутого выживания - сцены охоты. Иными словами, древние люди впервые открыли для себя визуализацию ( до сих пор, даже в 21 веке современные человеки делают себе карты желаний, вешая на стену фото пляжей, чтоб поехать туда в отпуск или Генри Кавилла, чтоб познакомиться с симпатичным мужчиной). Древним людям также пришла в голову столь простая мысль: чтоб поймать живого Кавилла, в смысле мамонта, нужно вначале "поймать" мамонта нарисованного.

И они с энтузиазмом принялись за дело. Однако, несмотря на художества, мамонт (бык, бизон, носорог и пр.) ловился далеко не каждый раз. Для нас такой результат не удивителен, мы создали теорию вероятности. А первобытный человек приуныл. И сделал, сложив все факты, самый логичный для его времени вывод: "видимо, духу мамонта* не нравится, как мы его изображаем, плохо получается, надо изображать лучше". Отсюда изящество линий и разнообразие красок, с которыми отрисованы петроглифы (выбитые или нанесенные краской изображения на камне) на стенах пещер. Художественных училищ люди тогда ещё не изобрели, но зато разделыванием туш животных, а соответственно, знанием анатомии и пропорций владели прекрасно. Сделанные несколько тысяч назад рисунки красивы и по современным меркам.

Наскальная живопись: бык, носорог

​​​​​​


*Дух мамонта. Нет сомнений, что рисуя мамонта (бизона, быка или любое другое животное) древние люди задабривали вечную душу животного, ту, что, по их представлениям, будет существовать после гибели тела, и которая "живёт" во всех животных сразу. Живого быка, я думаю, люди, даже древние, догадались бы задабривать травкой в лучшем случае, но никак не наскальными портретами)))


Но люди были бы не люди, если б всё было логично, правильно и ритуально. Ещё одним интересным видом первобытного искусства является настенная живопись в технике "макарон". Как выяснили современные учёные, эти рисунки оставлены детскими пальчиками, обладателям которых было от 3 до 7 лет. И им тоже хотелось приобщиться к прекрасному)), а также чуточку украсить мир вокруг.

Рисунок на стене пещеры

Время шло, человечество развивалось, создало первые цивилизации. Искусство по прежнему являлось частью культа. В случае древнего Египта - культа смерти. В жарком климате, при необходимости тяжким трудом добывать еду и комфорт, египтяне посчитали, что если здесь и сейчас плохо, то после смерти однозначно должно быть хорошо. И всю земную жизнь, а вместе с ней искусство, посвятили подготовке к жизни загробной. Поэтому, живопись древнего Египта в основном представлена фресками на стенах пирамид.

Сюжеты посвящены трудовым подвигам фараона при жизни, а также его героическому пути после смерти. Путь категорически необходимо было нарисовать "правильно", задобрить богов, чтоб дух фараона после захоронения тела смог покинуть пирамиду, пройти по загробному миру и обрести бессмертие. Вместе с фараоном и через него обретёт бессмертие и все загробные удовольствия его народ. Поэтому простые египтяне строили пирамиды не только подчиняясь приказу и от избытка свободного времени, но и так сказать, за идею.

С точки зрения царей была у изобразительного искусства ещё одна полезная сторона: фараоны осознавали, что пирамиды строятся десятилетия, а в саркофаг сыграть можно каждый день. И не факт, что пахающие за идею далёкого загробного счастья подданные нигде не накосячат и обеспечат бессмертие. Поэтому царственные мужи стремились как можно больше наследить в истории: приказывали строить многочисленные храмы: имени себя или своих любимых божеств, и везде требовали писать и вырезать иероглифы со своим именем, а также изготавливать статуи со своим лицом, чтоб закрепиться в истории и памяти. Как говорится, "жизнь коротка, искусство вечно, пойду оставлю царапины на рояле". Пока одни фараоны приказывали свои имена вырезать на колоннах, стенах и потолках храмов, их приемники велели эти имена отковыривать. Отомстить так сказать изображению/имени предшественника, раз уж не добраться до него самого. Так, в храме женщины-фараона Хатшепсут в Фивах ранее находилось около 200 её статуй, из которых 140 были сфинксами.

Хатшепсут в виде Сфинкса

Скульптуры храма представляли царицу в трех образах – фараон, Осирис и сфинкс. После прихода к власти Тутмоса III (сын брата-мужа Хатшепсут от наложницы), было приказано уничтожить все, что напоминало о царице, все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма (тысячелетия проходят, а памятники всё сносят и сносят).
Более того, египтяне так же, как древние люди, верили, что изображение чего-либо содержит душу изображаемого. А значит, повредив изображение человека можно повредить ему самому (привет, порча по фотографии). Например, чтоб обеспечить мистическую защиту от воздействия Нефертити, скульптор, делавший её прижизненный бюст, закрыл левый глаз, т.е. закрыл путь в душу царицы. Поэтому в наше время наиболее популярно фото этого бюста в профиль.

Хоть рисунки людей с первобытности к цивилизации "переехали" со стен пещер на стены гробниц, цель их осталась прежней: при помощи определенных манипуляций задобрить высшие сил и получить что-то взамен. Есть версия, что именно благодаря этому принципу мы традиционно празднуем новый год богатым застольем и большими материальными тратами.

Оказывается, и здесь наследили наши далёкие предки. Они устраивали праздник в честь богов перед очередным началом полевых работ, съедая все запасы. Таким образом люди как бы сообщали богам, что доверяют им и надеются, что все съеденное будет компенсировано грядущим урожаем. То есть когда вы в очередной раз не влезаете в джинсы после новогодних выходных - помните, ваши жерты не напрасны, всё во имя будущего благополучия.

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

Размышления об искусстве

12:43, 28 августа 2017

Автор: DNima

Комменты 18

Комментарий был удален

M

И того,и другого (в смысле и танка),если можно, пожалуйста.

M

И того,и другого (в смысле и танка),если можно, пожалуйста.

Аватар

Интересно, очень легко и понятно. Но можно было бы и побольше деталей и углубления в предмет (это не критика, пожелание), в Древнем Египте, насколько я помню, было много разных правил и верований и душ там было несколько у человека и мифов до фига, может это и не все имеет отношение к искусству, но хоть чуть-чуть зацепить, интересно же. Вообще, спасибо, всегда с удовольствием читаю такие посты, это большой труд.

Y

Автор, просим: Минимум - раз в неделю, возьмите на себя обязанность - писать такие посты. У Вас легкий слог и хороший вкус!

Подождите...