Продолжение рубрики книжных альтернатив, кому интересна первая часть, можно посмотреть здесь. В этот раз я не буду особо комментировать более «распространенные» книги, а сосредоточусь на альтернативах.

Книга о взрослении с магической подоплекой

Бестселлер: Джоан Роулинг «Гарри Поттер» (1997) - 7 566 296 оценок на Goodreads у первого романа

Альтернатива: Марина и Сергей Дяченко «Vita-Nostra» (2007) - 7 340 оценок на Goodreads

Надо сказать, Гарри Поттера я не читала, но, думаю, просмотр всех фильмов тоже считается. И пусть я не прониклась прекрасным языком от Роулинг (без шуток, ибо я обожаю ее детективы с Кормораном Страйком, так что уверена Гаррипопея бы меня не разочаровала), но, судя по сюжету, могу посоветовать прекрасную и не настолько известную (примерно в тысячу раз меньше) альтернативу. И, что примечательно, отечественного производства, чему я тоже очень рада, поскольку это становится все более редким явлением.

Украинский писательский дуэт Марина и Сергей Дяченко создали трилогию с названиями из первой строки латинского гимна студентов «Гаудеамус» (Vita nostra brevis est, Brevi finietur;. «Жизнь мы краткую живём, призрачны границы»):  Vita nostra – Brevis est – Brevi finietur, соответственно. Я хотела бы рассказать немного о первой книге.

Так вот, сюжет «Виты-Ностры» крутится вокруг девушки Саши, которая в отпуске с мамой встречает какого-то странного типа, странный тип - почти адвокат дьявола, и предлагает ей сделку, не буду спойлерить, что там Саша именно делает в результате этой сделки. Но, удачно пройдя все круги ада, она (тут надо сказать, девушка находится в поступательном возрасте) выбирает не самое очевидное высшее образовательное учреждение, чтобы эти круги ада продолжались и дальше. ВУЗ, непримечательный снаружи, тем не менее, очень даже интересен внутри…

Чтобы не быть капитаном очевидность, не буду рассказывать, чему там учат, ну Вы и так догадываетесь. Впрочем, правда это только отчасти, поскольку авторы действительно нетрадиционным образом подходят к фантастическому контенту и не наделяют героев волшебными способностями, вроде левитаций, передвижения предметов и чтения мыслей. Сюжетные повороты не просматриваются на сто шагов вперед, что тоже помогает держать читателя в определенном тонусе. Роман читается очень легко, а героям сопереживаешь, и в данном случае тема взросления идеально накладывается на фантастическо-гуманитарную канву.

Книга для любителей «женских романов» всея Англии

austen

Бестселлер: романы Джейн Остин (например, «Гордость и предубеждение» (1813) - 3 204 359 оценок на Goodreads)

Альтернатива: Джордж Эллиот «Миддлмарч: Исследование провинциальной жизни» (1871) - 140 229 оценок на Goodreads

Признаюсь, не смогла себе отказать в желании немного потроллить сторонников мнения, что Джейн Остин это почти Даниэла Стил английского разлива, ну, может, поприличнее немного, но все ж о том же, о женском, так сказать, счастье. Защищать Джейн Остин у меня в планах совсем нет, ибо я не считаю, что писатели с таким наследием, нуждались бы в моей или вообще какой-либо другой поддержке. 

Скорее, мне хотелось бы особенно порекомендовать нелюбителям подобного типа «женских романов» прочитать Джордж Эллиот (настоящее имя Мэри Энн Эванс) «Миддлмарч: Исследование провинциальной жизни». Эта книга вполне способна снять раз и навсегда вопросы о том, что «женские романы» 18-19 столетия это что-то для будуара, ну или так, вместо сериальчика почитать. Потому что эта книга, черт возьми, гениальна!

Поклонники «Миддлмарча» часто цитируют знаменитое высказывание Вирджинии Вульф, которая назвала этот роман «одним из немногих английских романов, написанных для взрослых людей». Можно много анализировать, что именно имела в виду известная писательница, но, думаю, это мнение стоит оставить на суд каждого читателя, ведь та же самая книга, прочитанная Вами и мной, это две разные книги.

«Миддлмарч», как понятно из названия, представляет собой очень детальное, искрометное и метафоричное исследование жизни жителей маленького провинциального городка N с его страстями, амбициями и желаниями, в большей степени неудачными женитьбами (тут немного повеяло «Анной Карениной») на фоне промышленного развития, политических и государственных изменений, коими было так богато 19-е столетие. Книга родилась из двух независимых проектов: один должен был повествовать о появлении в маленьком городке идеалистически-настроенного доктора с большими планами. А второй, с предварительным названием Мисс Брук, об ошибках, принятии и осознании идеалистически-настроенной молодой девушки своего места в мире под влиянием неудачного брака. Элиот вдохновилась идеей объединить две историю в одну, в результате родился роман «Миддлмарч», разделенный на 8 книг с тщательно подобранными названиями, которые печатались для первых читателей с интервалом в 2 месяца.

Очарование Элиот для меня таится, прежде всего, во внимательности к своим персонажам и их мыслям, она не убирает себя из повествования, а наоборот делится своими рассуждениями о характерах, открывая, порой с удивлением, их новые грани (как будто не она их, собственно, и придумала). При этом она абсолютно искренне и правдиво следует вместе с читателем развитие сюжета и иногда даже поправляет саму себя, если повествование начинает склоняться к одному или другому герою. Например, в главе 29, когда чета Касабонов возвращается из свадебного путешествия, во время которого мы почти возненавидели скучного, строгого и зашоренного во взглядах мистера Касабона, Элиот сама возвращает нас к реальности. Реальности, в которой несчастное замужество - дело рук обеих сторон.

«Однажды утром, несколько недель после возвращения в Ловик, Доротея – но почему всегда Доротея? Неужели ее точка зрения единственно возможная в отношении этого союза?»

Элиот способна подмечать интересные моменты человеческих взаимоотношений, предподносить их иронично и нетривиально (для современного читателя, по крайней мере), используя сравнения, взятые из викторианской экспериментальной науки – батареи, микроскопы, оптические эффекты. «Миддлмарч» в принципе эксплуатирует много исторических событий, свойственных для первой половины 19-го столетия: реформация Британской системы электората, эмансипация католической церкви, развитие железных дорог, применение новых научных знаний при лечении пациентов. Тем не менее, это все-таки роман социальный, поэтому все исторические нюансы лишь помогают лучше раскрыть социальное взаимодействие и характеры героев.

Книга для любителей классической саги с историческими нюансами

Бестселлер: Лев Толстой «Война и мир» (1869) - 276 684 оценок на Goodreads

Альтернатива: Томас Манн «Будденброки. История гибели одного семейства» (1901) - 23 101 оценок на Goodreads

Надо признать, что «Будденброкков» никак не назовешь альтернативой (в значении второго номера, менее удачливого произведения), ибо за историю жизни и упадка четырех поколений благополучной купеческой семьи из Любека Манн был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1929 году. Однако, «Война и Мир» для отечественного читателя все-таки больше на слуху, хотя бы из-за обязательного чтения школьной программы.

«Будденброкки» являются первым романом автора, во многом автобиографическим, и очень эпичным, с поднятием огромного пласта человеческих отношений, семейственности и традиций, на фоне истории развития государства и промышленной революции, переплетенной размышлениями о сущности бытия, разницы поколений и прочих философских материй.

Eсли сюжет «Войны и Мира» для меня представляет собой скорее «ямообразный» тренд с постепенным восстановлением равновесия после войны и почти хэппи-эндом в конце (или, по крайней мере, удовлетворительным завершением истории, когда не хочется переписать весь конец книги, чтобы спать по ночам). То «Будденброкки»  в этом плане не оставляют читателям шанса спокойно закрыть книгу, поскольку, как видно из названия, перед нами разворачивается история постепенного упадка известного семейства глазами трех ее представителей: братьев Томаса и Кристиана и их сестры Тони. Различий с произведением Толстого огромное количество, возможно, их даже больше, чем собственно сходства. Но главным скрепляющим моментом этих произведений для меня стал размах мысли обоих писателей и какая-то глобальность взгляда на литературное произведение, в принципе.

Кстати, судя по информации из писем и записей Томаса Манна, немецкий писатель не планировал «Будденброков» в том объеме, в котором мы его знаем сейчас. Его намерением было написать короткую новеллу о подростке на 250 страниц, а в результате получилась целая сага практически на тысячу!

Внимание, реклама!) Если Вы по какой-либо причине еще не читали ничего из Томаса Манна,  то настоятельно рекомендую начать))) Чтобы понять, Ваше это или нет, необязательно начинать сразу с 1000-страничных опусов (хотя они у него прекрасны, одна «Волшебная гора» чего стоит!): попробуйте «Смерть в Венеции» - на мой взгляд, это идеальная комбинация интересной истории, фирменного стиля автора и небольшого объема на тот случай, если книга не понравится.

Книга для любителей «криповатых» коротких рассказов

Бестселлер: cборник рассказов Эдгара Алана По (1846) - 231 441 оценок на Goodreads

Альтернатива: Mariana Enriquez «Things We Lost in the Fire» (2016) - 13 925 оценок на Goodreads

Признаюсь,  я читала всего несколько рассказов Эдгара Алана По, и подобного плана «страшилки» это не моя чашка чая, но уверена, есть огромное количество поклонников его творчества, кому будет интересно узнать, что среди современных авторов есть очень талантливые последователи его жанра. Одной из них является аргентинская писательница и журналистка Мариана Энрикез, которую часто называют «Эдгаром Аланом По в юбке». На ее счету несколько новелл и два сборника рассказов. Последний из них, о котором и пойдет речь, «Thing We Lost in The Fire», вышел в 2016 году.

Книга включает в себя 12 коротких рассказов, которые не пересекаются между собой сюжетно, но обладают в той или иной степени темной атмосферой происходящего: иногда это нависание непосредственной опасности, или предчувствие плохого, сверхъестественные события или просто страшные сны. Все истории проходят в Аргентине с ее неравенством, коррупцией, бедностью, но и оcлепительной красотой. Мариана пишет виртуозно, даже мне, любителю толстых романов, было легко проникнуться атмосферой и жизнью героев, тем обиднее, как иногда неожиданно обрывалась история, оставляя читателя в совершенном шоке и непонимании, что случилось и почему.

Не буду раскрывать сюжеты историй, назову лишь пару тех, которые меня впечатлили больше всего, настолько, что остались в памяти (а я тот человек, который иногда может забыть книгу практически напрочь спустя полгода после прочтения). Первая история, которая открывает книгу, повествует о девушке, которой достался богатый старый дом в заброшенном опасном районе Буэнос-Айреса, где ходить вечером не по «той» улице может означать, что второй раз по этой же улице (да и любой другой) ты вряд ли пройдешь, и ее взаимоотношениях с бездомной семьей, которая живет недалеко от ее дома. Еще одна называется «Дом Адель» и рассказывает о бесследном исчезновении девушки средь бела дня в стенах забытого дома, где слышны странные звуки. Здесь, надо сказать, у меня, без каких-либо особых нагнетаний со стороны автора, мороз шел по коже. Наконец, завершает сборник одноименный рассказ «То, что мы потеряли в огне», своеобразный феми-манифест, в котором женщины одного города, страдающие от абьюзивных отношений, пытаясь максимально обезличить себя и отгородить от нападков мужчин, начинают обезображивать в огне свои лица. Мне кажется, что-то подобное использовалось в других книгах или фильмах, но сюжет, тем не менее, шокирует и, конечно, в памяти эти обезличенные женщины остаются надолго.

Надеюсь, какие-то из перечисленных книг Вы решите прочитать, и они не разочаруют. Всем хороших книг!

Подпишитесь на наш
Блоги

Книжные альтернативы 2.0

21:10, 3 мая 2021

Автор: babare2

Комменты 33

Аватар

Я лучше ГП перечитаю в десятый раз, чем еще раз ознакомлюсь с мутным творчеством Дяченко. Читала у них "Мага дороги", книга не запомнилась вообще никак и ничем. "Мидлмарч" я не смогла осилить даже в экранном варианте (сериал "Ветер перемен"), о книге страшно даже подумать.

A

h ttp s://w ww.dro pbox.com/ s/ikefde nqfk9h12i/ ____.png?dl=0

Аватар

Последний рассказ есть нечто похожее у любимого мною Буковски - Самая красивая женщина в городе

Аватар

Вита Ностра прекрасна как и все другие книги Дяченко. Страшные сказки для взрослых.

Аватар

Спасибо, напомнили о Манне.

Подождите...