Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Не знаю, было ли здесь или где-либо, но видимо всё-таки не было на просторах бескрайнего. Поэтому сегодня у нас запоздалый дебют талантливого фигуриста и хореографа в качестве поэта. Запоздалый, потому что написано и опубликовано это довольно давно. Но обо всём по порядку.

Так сложилось, что я обладаю достаточно обширным архивом самых различных печатных изданий...

Есть среди них и раритет под названием "Покров" - альманах российских католиков. Но не дайте ввести себя в заблуждение! Это не всех российских католиков альманах, а определённой группы. Имя Ибрагим, то есть Марсель вам о чём-нибудь говорит? Прекрасное имя: Марсель Лефевр. Этот замечательный энергичный архиепископ очень хорошо потрудился для дела Святой Апостольской Римской Католической Церкви и заслужил у верующих почётное именование "апостол Африки": им была сформирована 21 новая епархия и апостольская префектура, 4 епископских конференции, открыто несколько семинарий, а также больницы и школы на 12 тысяч учеников; он развивал католическую прессу в Африке, устраивая современные для того периода типографии. При его участии был основан первый в Африке монастырь кармелиток (близ деревни Себикотане в 50 км от Дакара) и первая бенедиктинская обитель Солемской конгрегации (в Габоне). Но потом в его и жизни многих других верующих вторгся II Ватиканский собор и тогда траектория деятельности монсеньора Лефевра повернула в несколько иное, драматическое русло. Вчера у него как раз был День Рождения - 115 лет Его Преосвященству.

Архиепископ Марсель Лефевр в те благословенные времена, когда деревья и мессы были большими.

Результаты либерального Собора Лефевр не принял, хотя и подписал все его документы, включая Пастырскую конституцию о Церкви в современном мире Gaudium et spes, Декларацию о религиозной свободе Dignitatis humanae и дажеКонституцию о священной литургии Sacrosanctum Concilium. В пику новому курсу Святого престола, монсеньор Лефевр основал в 1970-ом Священническое братство св. Пия X.

Его Святейшество Папа Римский Пий X, в миру Джузеппе Мелькиоре Сарто

Для подготовки священников им же была основана семинария. Членами братства служилась месса только по старому чинопоследованию (Тридентская месса на латинском языке, ныне не использующаяся), действия руководства католической церкви подвергались жёсткой критике. Сначала семинария была в Риме, но, так как число обучающихся увеличилось, он стал искать новое место и в итоге выкупил опустевший монастырь в Швейцарии. В Риме эту новость, как ни странно, приняли нормально и направили туда для инспекции официальных визитаторов, которые крамолы не обнаружили.

Символ Священнического братства Св. Пия X

Сторонники Лефевра считают, что популярностью семинарии Лефевра якобы возмутились французские епископы, приверженные политике Ватикана и нажаловались Папе Иоанну Павлу II. На самом же деле причиной отлучения (а Папа отлучил Лефевра только в 1988-ом году, т.е. всего за 3 года до его смерти) стало самовольное рукоположение совместно с бразильским епископом Антониу ди Каштру Майером 4-х епископов. В изданном 2 июля 1988 году моту проприо Ecclesia Dei adflicta (Церковь Божия опечалена) Иоанн Павел II определяет действия Лефевра и Майера как схизму и отлучает и архиепископов, и новорукоположённых епископов Бернара Фелле, Бернара Тиссье де Маллере, Ричарда Уильямсона и Альфонсо де Галарета. И Лефевр, и епископы продолжили служить внутри своей организации, не признав отлучение (Бенедикт XVI снял в 2008 отлучение с этих четверых, но не с Лефевра) . До этого Престол пытался наладить отношения с лефевристами, несмотря на одиозность действий монсеньора Лефевра. Вместе с консервативными взглядами на богослужение он усвоил и остальной набор "правой руки": симпатизировал коллаборационистскому режиму Виши (отец Лефевра, католик и монархист Рене Лефевр был участником Сопротивления, арестован Гестапо и погиб в концлагере Зонненбург в 1944-ом) и совершал паломничества на могилу маршала Петена. Непонятно мне, почему нельзя быть одновременно и консерватором, и ненавидеть нацистов и коллаборационистов? "Мюнстерский лев" архиепископ Клеменс фон Гален мог, так называемые "традиционалисты" не могут. Но это вопрос риторический.

Так как связались в нашей истории архиепископ Лефевр, поэзия и Илья Авербух? Весьма причудливым образом: в альманахе "Покров", издававшемся российским крылом братства св. Пия X, одухотворённые стихи Авербуха в начале 2000-х публиковались регулярно. Перейдём уже, пожалуй, к ним.

Я бросил камень вертикально вверх,

Надеясь, что он на меня не падёт.

Я не хочу убегать, я уже сделал свой ход.

Я не безволен, не трус, хотя

Кто может сказать кроме Бога: кто я?

И в этом вся суть!

Мы можем познать себя лишь через Бога.

Слепая волна меня понесла

И крутит, и швыряет жестоко.

В этом моя вина.

Я встретил её, отвергнув Бога.

(замечу, что данное стихотворение опубликовано перед стихотворением Ахматовой "Исповедь").

____________________________________________________________

Я болен душой, но счастлив вполне.

Я без седла, но на коне.

Я стал взрослей, познав любовь.

Я стал грубей, познавши плоть.

В этой дикой борьбе с самим собой

Я проиграл, но впереди ещё бой.

Я не сдаюсь, хоть и ранен уже.

На всё воля Божья на нашей земле.

(а это стихотворение - аккурат перед стихотворением Владимира Соловьёва "Ночь на Рождество")

_________________________________________________________

На каменном берегу засыпающего моря

Я один стою и смотрю вдаль.

Там вдали, где Небо сливается с морем,

Умирают мои тоска и печаль.

Я опять оживаю, очарованный миром

Теплоты и добра, красоты и любви.

Я весь наполняюсь Божественной силой,

Взятой из недр Земли.

О, какие счастливые эти минуты,

Когда я, человек, ощущаю себя

Частицей малой нашей природы,

И её дополняю, как она меня.

Никогда не забуду этих мгновений,

Ведь они в нашей жизни - увы! - так редки.

Я вернусь в шумный Город страшных сомнений,

Чтоб продолжить свой путь бесконечной борьбы.

____________________________________________________________

Мне страшно жить. К чему бы это?

Что убивает и гнетёт

Меня, простого человека,

который по жизни идёт?

И вроде можно не бояться,

И вроде сила есть в руках,

Но чувствую я в жилах страх,

Боязнь кому-то подчиняться.

Когда меня не понимают,

Когда мне просто морду бьют

За то лишь только, что я знаю,

Как люди людям нагло врут.

Когда мечтам моим не сбыться,

Когда пришёл надеждам крах,

Тогда испытываю чувство,

Которое зовётся страх.

А вдруг меня друзья забудут.

Останусь я совсем один

Не нужен буду я и людям.

И стану просто никаким.

Горит свеча и светит ярко,

Но лишь её я погашу,

Мне сразу станет очень страшно,

И я заснуть скорей спешу.

На противоположной странице появляется и стихотворение коллеги г-на Авербуха, Повиласа Ванагаса, лично переведённое им с литовского языка.

О сердце...

Твоё Имя я произношу в тишине

При горящей свече в сумерках зимы.

Я собираю как золото слова молитвы...

А пред глазами всё пробегают годы: полны трудов

И тоски, и беспокойства, и чаяний полны.

А как много было красивых надежд и снов.

Слышу, как дрожит голос совести близко совсем...

Как много лет боль читала мне стихи,

И сколько раз казалось, что нету больше сил, чтоб выжить.

Но эти горести мне подарили небесные буквы.

Из них сложил свою надежду я и остров утешенья.

Прости мне, Господи,

Что я спешу всё по дорогам сей земли

И очень редко повернусь лицом к просторам Неба.

Ведь очень часто силы черпает только моё тело,

А душа ищет, ищет, ищет мирного успокоения.

(надо признать, стихотворение Повиласа вполне в русле католической  духовной поэзии)

Следующее стихотворение, датируемое 1989-м годом юный Илья Авербух посвящает своему другу Повиласу.

Я тебе подарил полевые цветы,

Потому что они только жизнью полны,

Потому что без них наша земля

Не была б так прекрасна,

Не была б так сложна.

Сколько раз я дарил тюльпаны и розы -

Их взрастил человек безжизненной прозы.

И поэтому сейчас они отошли,

А остались одни полевые цветы.

Пусть они не имеют правильных форм

И порою горьки на вкус,

Но они настоящие, я в них влюблён,

А в этом ведь есть вся суть.

Я молча отдам тебе свой букет,

Чтоб смог ты на миг забыть обо всех,

И грудью вдохнув жизни глоток,

Цвести и цвести как полевой цветок.

Ещё более раннее стихотворение, 1987.

О великий дворец, сотворённый

Руками простых мастеров,

Ты вознёс меня с земли непокорной

До великих, огромных высот.

Я закинул голову вверх

И увидел могучие своды,

Их прекрасный лучезарный свет

Освещал мне небо свободы.

Люди молятся, тихо кругом;

Каждый в мире своём, одиноком;

Разговор ведёт с самим собой;

Разговор ведёт с Богом.

Я не знаю молитвенных слов,

Я молюсь душою своею,

Я прошу у великих богов

Наставленья, прощенья грехов.

И когда преклоняю колена

Перед самым святым для меня,

Мне не станет ни чуточки стыдно

И не станет мне страшно, друзья.

И вновь посвящение Повиласу Ванагасу, 1989-ый.

Тебе уже девятнадцать лет -

Жаль, что меня с тобой нет,

Жаль, что всего лишь только пишу

И всего, что хотел, сказать не смогу.

Чем больше живу - тем ясней понимаю,

В каком безобразном мире мы живём,

Поэтому, друг мой, тебя я желаю (это не я, это наборщик "Покрова")

На всякое зло отвечать лишь добром.

Сейчас ты вдали от верного дома,

Вдали от верных друзей.

Желаю тебе доброго слова,

Домой возвратиться скорей.

Будь сильным и честным, всегда справедливым,

За правду борись до конца,

Как солнце взойди и своими лучами

Согрей людские сердца.

Что тебе ещё пожелать больше не знаю,

Поэтому просто я тебя поздравляю.

____________________________________________________________

Ну и напоследок 2 небольших стихотворения

Шаг за шагом мы приближаемся к цели,

Тем самым становимся сами мишенью

Для тех, кто идёт позади.

О как, о как я одинок.

Один бреду среди дорог,

Которых вовсе я не знаю.

Куда бреду, лишь знает Бог.

О как, о как я одинок!

Вопросы, связанные с этими публикациями, долгие годы не дают мне спокойно спать:

- каким образом Илья Авербух связан с братством Св. Пия X?

- если Авербух спонсировал их московский филиал, то зачем и по своей ли воле?

- почему в качестве арены для демонстрации столь трепетной грани своего таланта он выбрал именно этот альманах, где нежные его творения соседствуют не только со стихами Надсона, Соловьёва, Ахматовой и Ванагаса, но и с основным контентом издания: "Кардиналами Папы Льва XIII", "Великим октябрьским модернистическим святотатством", "Иоанном XXIII и тайной его нетленного тела" (ничего там хорошего про Иоанна XXIII в этой статье, отца II Ватиканского Собора сторонники лефевризма не любят), окружным посланием Папы Пия XII Mystici Corporis Christi и прочей суммой теологии.

- являлся/является ли Повилас Ванагас тайным членом братства св. Пия X, а главное - являлся/является ли тайным членом братства Св. Пия X Илья Авербух?

Такая вот, друзья, эпидерсия. У нас тут какую-только инфу не встретишь, может, кто-то в теме, что там у Ильи Изяславовича с братьями-лефевристами было в 2001-2002 (а может, всё началось гораздо раньше)?

P.S. хорошая песня, которая у меня сейчас играет. Тоже очень поэтично, даже созвучно немного :)

Подпишитесь на наш
Блоги

Духовные стихи Ильи Авербуха.

00:14, 1 декабря 2020

Автор: Josephin_Peladan

Комменты 83

O

И чтец, и жнец. и на дуде игрец!

Аватар

надо уметь писать в стол

Аватар

Повезло Галине Сергеевне :))))

H

А может он такое в школе писал? Уж больно незрело все. Тогда еще простительно. Только публиковать зачем?

H

Божечки... этот стон у нас песней зовется. Стихи! И ведь человек прям верит, что вот это вот- стихи. Сколько таких дамочек на графоманских сайтах самопубликуются с ‘любовь-кровь’.

Подождите...