Александр Васильев/Instagram*
Александр Васильев, осудивший спецоперацию и переставший быть ведущим шоу "Модный приговор", стал гостем шоу Мадонны Мур. В интервью историк моды рассказал о том, почему больше не работает в России, высказался об эмиграции, современных русских дизайнерах, Вячеславе Зайцеве и Валентине Юдашкине, о Ренате Литвиновой, критиках, негативных комментариях в сети и проблемах с финансами. Spltnk выбрал самые интересные цитаты.
Об эмиграции и отсутствии работы в России
Я не уехал из России, ничего подобного. Я живу на несколько стран. У меня есть квартира в Москве, я там часто бываю. Также у меня есть дом в Зеленоградске, это Калининградская область. Жить и работать — это разные вещи. Я не работаю в России. Но я часто живу там. Работа сейчас по внешним обстоятельствам заставляет меня быть в других местах. Я человек активный и хочу продолжать свою деятельность. У меня много выставок: одна идёт в Праге, другая в Латвии, три другие в Литве. Много выступлений в разных странах. Сейчас будет выступление в Тбилиси. Затем полечу в Париж, в Варшаву. Так что дел много, я при делах.
Думаю, что это [отсутствие работы в России] какой-то индивидуальный заказ. Потому что в некоторых городах России я очень даже приветствуюсь. Я там делаю рекламные баннеры и выступления. А в каких-то городах мне отказывают. Я уже провёл расследование, мне рассказали, что это какая-то женщина, отвергнутая мной, в верхах власти мстит мне.
О смерти Валентина Юдашкина и Вячеслава Зайцева
Это [мнение о том, что русская мода умерла после смерти Валентина Юдашкина и Вячеслава Зайцева] так. Дело в том, что это два русских дизайнера, которые добились хотя бы небольшого, но успеха на Западе. Многие обыватели уверены, что Париж им аплодировал стоя. Это всё, конечно, полная чушь. Ни Зайцеву, ни Юдашкину Париж стоя не аплодировал. Но они участвовали в показах, их имена были резонансными. Зайцева больше знали, чем Юдашкина, потому что у него во Франции продавались его духи Maroussia, которые в 90-е знала практически каждая француженка. Зайцев и Юдашкин были кутюрье, остальные [русские дизайнеры на Западе] — дизайнеры небольшого профиля.
О современных русских дизайнерах
Юлия Янина была наиболее яркая из всех, потому что она всё-таки одевала дам в Голливуде. Она регулярно участвовала в показах в Париже. Другое дело, что имя Юлии Яниной в России практически не известно. Также имя Ульяны Сергеенко широко не известно, хотя она была моей ученицей. Следующим главным дизайнером в России станет Игорь Гуляев. Думаю, это уже решили экономически подвластные структуры. Игорь Гуляев станет преемником русской моды. Также я думаю, что Дом Юдашкина будет стараться показывать что-то с помощью дочери. Но думаю, что там всё кончится просто продажей Дома.
О том, почему главным дизайнером в России должен быть мужчина
Россия такая страна: она не любит, когда женщины во власти, не любит, когда женщина — министр, когда женщина — директор. Хотя по факту Россия, конечно, женская страна, в которой женщин на 11 млн больше, чем мужчин. Есть женщины во власти, но существует определённая доза неравноправия. Посчитайте количество женщин в правительстве, в экономике, назовите мне хотя бы одну известную женщину-олигарха.
Почему мужчины-дизайнеры сильнее женщин-дизайнеров
Как правило, крупные дизайнеры — это мужчины. Но никто не отменял ни Коко Шанель, ни Эльзу Скиапарелли, ни Жанну Ланвен. Самая известная дизайнер-женщина — это Коко Шанель. Да и обороты у Chanel самые крупные. Но тем не менее крупные реформы в моде совершили мужчины. Это Чарльз Фредерик Уорт, Кристиан Диор, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран. Они совершили крупные реформы силуэта. Думаю, потому что женщины не могут так сильно абстрагироваться от женского начала, будучи женщинами. Потому что женщина учитывает всё, а мужчина — только внешнее. Женщина хочет удобства и комфорта для женщины, потому что она понимает, каково ей. Мужчина в этом смысле абсолютно беспощаден к женской фигуре. Ему совершенно всё равно. Если он скажет, как Кристиан Диор, что объём талии должен быть 47—52 сантиметра, он сделает по-своему. Женщина так никогда не поступит.
О Ренате Литвиновой
Самой стильной женщиной в России была, конечно, Рената Литвинова. Она икона стиля, без вопросов. Но так как она эмигрировала, и её тоже облили грязью, то, естественно, ей очень трудно. Она очень много публикует своих фотографий, но ни одна икона стиля не может существовать без своего социума. Её социумом была русская публика. В Париже она работает с Демной Гвасалией (грузинский дизайнер, креативный директор Balenciaga. — Прим. ред.). Она прекрасно участвует в его показах в качестве возрастной модели. Она делает свои прекрасные спектакли: "Кактус" очень популярный спектакль, она собирает большие залы. Я слежу за ней, потому что мы дружны. Но без поддержки СМИ — она же постоянно появлялась в русском Vogue — ей недостаточно поддержки в соцсетях.
Почему Александру Васильева не дают открыть музей моды в России
Музей моды идеологически вреден в России. Потому что он покажет, что в России до 1917 года одевались лучше, чем после. А это главная идеологическая установка. Надо было всех убедить, что люди жили в грязи, были одни крепостные и дальше — роскошный двор. Это совершенная ложь о России. Если городскую моду дореволюционной России повесить супротив советской городской моды, то качество тканей, вкусовые решения, техника пошива и отделка будут не в пользу социализма. Это им [властям] дико не нравилось. <...> Я не смог убедить Россию, мою родину, в том, что ей нужен музей моды. Не хотят. Мне сказали, что сейчас надо открывать музей СВО. Мне так официально сказали. Я спросил, что они там будут выставлять. Мне ответили: "Снаряды, форму, карты". Кто туда придёт на это смотреть? Нельзя ходить смотреть в музей на то, что вы видите на экране телевизора 20 часов в сутки.
О проблемах с финансами
К счастью, я обеспечен работой. Главный троллинг против меня был такой: "Сейчас Васильев с голоду помрёт". Посмотрите на меня, я похож на умирающего с голода? По-моему, я довольно упитанный. Я говорю хорошо на шести языках, у меня достаточно моего личного жилья за границей. И у меня хорошая репутация в моём деле. Перестройка была непростая. Перестав работать в России, я въехал в линейку других планов за границей. И занят стопроцентно, у меня денька свободного нет.
О будущем в России
Я выбираю жить, а не тужить. Поэтому я всегда буду искать возможность, а не говорить: "Я ничего не могу сделать, мне всё запрещено". Я буду всегда пытаться работать и делать моё дело. У меня даже есть хорошие предложения на выставки в России. Потому что люди хотят выставок, а таких коллекционеров, как я, больше нет. У меня действительно самая большая модная коллекция на русскую тему.
*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией
Александр Васильев о Зайцеве, Юдашкине и современных русских дизайнерах, Ренате Литвиновой и отсутствии работы в России
14:22, 13 октября 2023
Комменты 27
Да, дом Юдашкина долго не протянет.
Обиженные релокантики.
Чем Рената, интересно, икона стиля? Весь ее образ - понемногу от уже созданных ранее действительно иконичных образов. Ничего своего она не создала и не привнесла. Если бы по всему миру женщины подражали и копировали уникальный стиль Ренаты, я бы согласилась с Васильевым. Все остальное - дружеское подлизывание. И вообще, до нее сейчас есть дело кому-то? Уже целое поколение выросло, которое вообще не в курсе, кто такая Рената.
Поток сознание, обильно перемешанное с восхвалением себя любимого, но клушам нравиться))
Обожаю его несмотря на его недостатки!