Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
«Он единственный кутюрье в прямом смысле слова, все остальные - дизайнеры».
Коко Шанель
В Испании в средневековой рыбацкой деревне Гетариа возник настоящий оазис моды – музей, посвященный иконе, знаменитому модельеру Кристобалю Баленсиаге.
Человеку, далекому от мира моды, привычней слышать имя всеми любимой Коко Шанель, современных Унгаро, Оскара де ла Рента, Юбера де Живанши.
… Но все эти имена ведут к этому загадочному и молчаливому мужчине огромной вселенной моды. Он не является далекой и холодной звездой – скорее, несущейся кометой, обозначившей своё пребывание ярким хвостом из вереницы нарядов. И она летит своим путем, а не по орбите всеобщей моды, тем самым не повинуясь общепризнанным тенденциям.
Музей потрясает своим масштабом, хотя сформировался он, в основном, пожертвованиями в 1987 году, когда баскское правительство купило коллекцию платьев Баленсиаги и учредило совместно с министерством культуры фонд его имени. В 2000 году президент-основатель фонда Юбер де Живанши, знаменитый кутюрье, ученик и последователь Баленсиаги, отдал часть платьев из личной коллекции.
Королевские особы также не остались равнодушными к созданию музея загадочного Баленсиаги: Фабиола Бельгийская передала музею свое легендарное подвенечное платье, королевский дом Монако подарил четыре наряда принцессы Грейс.
Не только короли одевались у гениального модельера, но и простые смертные - одно из платьев, созданных Кристобалем, было найдено на чердаке дома одной заказчицы.
Невозможно в полной мере ощутить всю прелесть представленного зрителю наряда, не зная, какие волшебные руки создавали этот шедевр. Переходя из зала в зал, от экспоната к экспонату, замечаешь, что каждый силуэт нашептывает историю его создателя. Замирая перед очередным твореньем, задаешься одним и тем же вопросом: Кто же ты такой, Кристобаль Баленсиага? Почему целый период из жизни моды назван «Эрой Баленсиага»?
МАЛЬЧИК С НОЖНИЧКАМИ
Север Испании. Крохотный городок Гетариа. 21 января 1895 года. Плач младенца разрезал провинциальный испанский воздух - это некий предвестник новой эры… эры в жизни моды.
Еще в детстве в голову маленького Кристобаля закладывали образы, идеи и мысли о красивой одежде. Мать мальчика была швеей. Многому будущий дизайнер научился у нее.
Когда Баленсиага был ребенком, в Испании еще существовал монархический строй. Многочисленные представители знати иногда заглядывали в бедные края, где жила семья Кристобаля. Мальчик с интересом и восхищением разглядывал их роскошные одежды и уже тогда он начал мечтать о том, чтобы и самому создавать подобные наряды.
Вскоре романтика образов красивых нарядов отошла на второй план. После смерти отца 12-летнему Кристобалю предстояло самому зарабатывать деньги и помогать близким. На тот момент он уже неплохо овладел мастерством шитья.
ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНАЯ МАРКИЗА?
Маркиза де Касас Торрес регулярно посещала церковь. Возвращаясь однажды из церкви домой, она встретила 13-летнего мальчишку, который смело заявил, что сшил бы наряд лучше, чем тот, что на ней - проблема лишь в отсутствии такого превосходного материала. Маленький Кристобаль шокировал маркизу верными и разумными суждениями о моде и манере одеваться. Это была судьбоносная встреча.
13 лет - мальчишки пускают кораблики по воде, играют в разбойников недалеко от дома, а Кристобаль получает свой первый в жизни судьбоносный заказ. Изумленная маркиза показала ему один из своих туалетов от-кутюр и сделала мальчику заказ на пошив наряда. Кристобаль сделал для нее костюм не хуже, чем именитые кутюрье. Его первое творение породило многолетнее сотрудничество и дружбу. Она верила в его талант всей душой.
Маркиза помогла будущему дизайнеру устроиться на службу к Калле де Хернани, известному в то время дамскому портному. Она стала покровительницей юного дарования и оплатила ему поездку на обучение в Париж.
Эйфелева башня, Елисейские поля и, конечно же, великолепная Коко Шанель - у Кристобаля была редкая возможность наблюдать за её работой. Баленсиага многому у нее научился.
Шанель однажды сказала о Кристобале, что кроме него ни один модельер не может полностью сам разрабатывать, резать, кроить и шить одежду.
«Он единственный Кутюрье в прямом смысле слова, все остальные - дизайнеры».
Сейчас в доме маркизы и располагается нынешний музей. К отреставрированному летнему дому маркизы Каса Торрес было пристроено извивающееся отполированное металлическое крыло, где и разместилась основная часть коллекции.
ИСПАНИЯ, ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА
В отличие от всем известной притчи, в Испанию молодой кутюрье вернулся полным всевозможных идей с огромным багажом знаний. Для начала он стал переделывать парижские модели одежды под вкусы местных испанских красавиц. В работе Кристобаль учитывал особенности сложения испанок и их менталитет - переработки французских нарядов пришлись по душе его клиенткам и имели невероятный успех.
В возрасте 16 лет Кристобаль Баленсиага уже открыл свое собственное ателье в Сан-С:)стьяне, а через 4 года создал там же Дом моды, который назвал своим именем. В течение 5 лет его салоны уже были открыты в Барселоне и Мадриде.
Дорогие ткани, сложные фасоны – теперь Баленсиага шьет роскошную и очень дорогую одежду из элитных материалов. Высшая знать Испании одевается только у него, включая членов королевского двора и саму монаршую семью.
В их число входили герцогиня Елизавета Винздорская, испанская королева Виктория и бельгийская правительница Фабиола.
КТО НЕ РИСКУЕТ, ТОТ НЕ ПЬЕТ ШАМПАНСКОЕ
В 30-е годы на родине модельера началась Гражданская война, и Баленсиага переселяется в Париж - у него почти нет денег.
В 1937 году он открыл свой салон на последние сбережения на авеню Георга Пятого, 10. Мода хранит историю – адрес салона воплотится в названии знаменитого парфюма от Balenciaga, выпущенного в 1947 году – Le Dix (франц. «десять»).
Огромная куча долгов, а у Кристобаля полно сил для его первой парижской коллекции. Он прекрасно понимал в тот момент, что от успеха этого показа зависят его судьба и будущее. Риск огромен. Он поставил на карту все.
Мастер вложил в работу всего себя, его упорство было просто фанатичным. Итогом стал триумф. Коллекция «Инфанты» увидела свет в 1939 году и наградила дизайнера успехом и известностью. Кристобаль смог отблагодарить всех, кто помог ему финансово и морально.
Работая во Франции, Кристобаль, несмотря ни на что, сохранял в творчестве верность испанскому духу. Его творения были внешне величественными и невозмутимыми, как испанские королевы, но на самом деле очень пылкими и страстными.
Наряды, сделанные этим модельером, очень похожи были на полотна испанских художников, где в изобилии показаны дорогие ткани, шлейфы, воланы, драгоценная отделка, кружева. Коллекция «Инфанты» тому подтверждение. Вдохновение он находил в испанской живописи. Источниками идей для него были картины эпохи Средневековья, Возрождения, полотна XVIII века. Однако костюмы мастера не выглядели старомодно: несмотря ни на что, это было необычайно свежо и современно. Работа над историческими образами пригодилась дизайнеру и при создании костюмов для кино и театра.
«НЕСТАНДАРТ ДЛЯ МЕНЯ - СТАНДАРТ»
Никакой массовости – твердый принцип творений моды Баленсиаги. Уже на закате жизни в мире моды Кристобаль пробовал мириться со станками, штампующими одежду. Он говорил о необходимости ориентации на экспорт. Модельер разрешил американским производителям снимать копии с его одежды.
В 1968 год Кристобаль Баленсиага совершил поездку в США, где посетил швейную фабрику Нью-Джерси и подробно изучил производство готовой одежды. Но мысль доверить свои изысканные туалеты машинам отравляла его сознанье. Таким образом, он твердо понял - никакой массовости! Только эксклюзив!
Баленсиага в работе ориентировался на желания конкретных клиентов. Особый интерес у Кристобаля вызывали женщины с нестандартной фигурой или недостатками во внешности. Он хотел сделать их красивыми и считал, что именно в этом заключается профессиональный долг кутюрье. Как ювелир, обработав неограненный бриллиант, он точно знал, как сделать любую женщину королевой.
Есть два типа великих кутюрье: первые делали из женщин цветы, деформируя женское тело, изменяя его пропорции, вторые же, как Баленсиага или Шанель, из женщин ничего не делали, охраняя и сохраняя их свободу.
Кристобаль Баленсиага творит все свои формы только с помощью ткани, отталкиваясь в дизайне от ее свойств. Швейцарский мануфактурщик Абрахам создает для него плотный шелк газар, который станет в его руках буквально пластической массой и основой самых выдающихся скульптурных платьев.
Марлен Дитрих говорила: «Первая примерка костюма от Баленсиаги смотрится точно так же, как третья от любого другого мастера».
ВОЙНА ВОЙНОЙ, А МОДА ПО РАСПИСАНИЮ
Творчеству Кристобаля Баленсиаги не помешала даже Вторая мировая война. В эти годы из оккупированного Парижа костюмы от Баленсиаги, вопреки всем опасностям и рискам, вывозились контрабандой.
Женщины и сами готовы были переходить линию фронта, только чтобы заполучить модный наряд от Баленсиаги. В захваченном фашистами городе модельер работал ничуть не меньше, чем прежде. Темпы производства, как ни странно, только росли. Кроме того, ему удалось возобновить работу ранее закрытого испанского ателье и успешно там торговать.
Когда закончилась война, творчество Кристобаля Баленсиаги заиграло новыми красками, и его талант раскрылся полностью. Мир просто требовал новой одежды и нового стиля. Тогда и свершилась так называемая «революция Баленсиаги». В этот период кутюрье создал большинство своих самых известных шедевров моды.
Одним из условий в нарядах в тот период были круглые линии во всем - пуговицы, вырезы, кромки кружев и т.д. Именно Баленсиага придумал закругленные воротники с открытой шеей.
ИЗ КРАЙНОСТИ В КРАЙНОСТЬ
Крайности эти шли только на пользу творениям Кристобаля. Будучи максимально сдержанным в дневных нарядах (они были весьма строгими), он полностью реабилитировался в вечерних, которые были максимально шикарными.
Принципом Баленсиаги всегда было отсечение лишнего — все, без чего действительно можно обойтись, удалялось. Конструкции вещей были очень просты, но выглядели эффектно.
Баленсиага создал рукав три четверти, широкие плечи в сочетании с узкой талией, платья-туники и трапеции, юбки-бочки, платья-мешки, узкие силуэты, пальто-карэ, огромные капюшоны. А также шляпы-коробочки, свободные пальто без воротников и застежек и многое другое.
Сдержанность была важным элементом стиля Баленсиаги. Модельер считал, что тело должно быть скрыто под одеждой. Женщина, которая не выставляет его напоказ, а только лишь намекает, по мнению Кристобаля, выглядит гораздо привлекательнее. Модельер не любил лишней отделки, единственным украшением нарядов могла быть изысканная вышивка. Таким образом, всегда свойственный ему минимализм превращался в пуризм.
Баленсиага предпочитал однотонные материалы, повышенное внимание уделял фактуре и любил играть на контрастах. Благодаря этому кутюрье модными стали тафта, бархат, рогожка, муар, жатые ткани, ратин, твид и букле для изготовления пальто. Тем не менее, материалы, которые использовал Кристобаль, были жесткими и плотными. Изготовленный из них наряд напоминал скульптуру. Рукава и воротники его костюмов сохраняли совершенство форм во время любых движений. Таким образом, они становились изделиями вне времени.
СВОИМИ РУКАМИ
Салон Balenciaga был описан в литературном произведении Ремарка «Жизнь взаймы». Героиня романа приходит в бутик и покупает там пять шикарных нарядов, истратив на них все свои сбережения. Это говорит о том, что Баленсиага в те годы был недосягаемой величиной моды.
Сам Баленсиага в каждой коллекции обязательно одну-две модели создавал полностью своими руками.
Черный цвет в коллекциях Баленсиага является доминирующим, дополняют его оттенки белого, темно-зеленого и коричневого. Изредка черный у него использовался в сочетании с ярко красным, иногда встречались розовый и желтый цвета. Шляпы имели большие поля, были украшены перьями или небольшими наколками. Также модельер любил крупные береты и капюшоны.
Любимой деталью Баленсиаги была крупная вечерняя накидка, сшитая из тафты. Под ней непременно должно было быть длинное узкое облегающее платье. Женщины мира до сих пор благодарят Баленсиагу за идею эффектного туалета, который спереди закрыт полностью, а сзади шокирует сильно декольтированной спиной.
ЗА ЗАНАВЕСОМ
Кристобаль был личностью невероятно замкнутой, всю жизнь он избегал публичности. Он был очень застенчив, говорил тишайшим голосом. Очень редко фотографировался и почти не давал интервью, ограничив свое общение узким кругом лиц. Однако в кругу близких ему людей Кристобаль преображался. Говорили, что он был совершенно раскованным, веселым, остроумным и даже язвительным человеком.
Процесс работы над коллекциями также был необычным - дизайнер почти не разговаривал, даже во время работы не делал никаких замечаний своим ассистентам, которые, впрочем, за годы сотрудничества с мастером научились виртуозно угадывать все его мысли и желания- лишь только движение руки и многоговорящий взгляд.
Большинство из его ассистентов впоследствии стали известными кутюрье. Самыми талантливыми помощниками Баленсиаги были Оскар де ла Рента, Эммануэль Унгаро, Юбер де Живанши.
Оскара де ла Рента спросили что-то банальное, вроде «Вы наблюдали творческий процесс гения, и что вы можете сказать…», на что тот ответил: «Мое участие в творческом процессе состояло в том, что я подбирал булавки с пола. Баленсиага работал с очень узким кругом приближенных. Он был очень закрытым человеком, даже подозрительным».
Во время показов одежды Кристобаль никогда сам не появлялся на сцене. Модельер предпочитал тихо наблюдать за всем, скрывшись за занавесом.
1957 год. Кристобаль закрыл вход журналистам на демонстрации своих коллекций, и это - беспрецедентное явление для мира моды. Баленсиага не хотел, чтобы пресса навязывала своё мнение покупателям. Только через два месяца кутюрье давал газетчикам возможность познакомиться с новой коллекцией.
В 1968 году он закрыл свой Дом моды, жил анахоретом и единственный раз появился на публике - в 1971 году во время похорон Коко Шанель, за год до собственной смерти.
КАК В СКАЗКЕ
Сегодня в коллекции музея 1200 предметов. Это величественное выдающееся собрание шедевров одежды - и по количеству, и по качеству.
Музей открывала королева София.
Сын швеи и рыбака, который был вынужден работать с 12 лет, а в 23 открыл собственное ателье. И вот сама королева на пороге его дома спустя полвека открывает музей, посвященный гениальным творениям в мире моды, тем самым увековечив имя Кристобаля Баленсиаги.
Автор: O’German.
КТО ЖЕ ТЫ ТАКОЙ, КРИСТОБАЛЬ БАЛЕНСИАГА?
12:57, 6 октября 2014
Автор: Ogerman
Комменты 14
Спасибо за авторский пост, почитала с удовольствием!
какая красота! как они могли в дом с такими традициями взять шефдизайнером уонга?!
в очках похож на Брежнева. Работы красивые, но все очень "диоровское" того времени
Какие же раньше были шикарные наряды...
Автор, спасибо. Как раз хотела почить про Кристобаля.