Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Многие-многие годы, многие-многие столетия Земля обрастала не только всевозможными государствами, но и символами этих самых государств. И по мере того, как укреплялись корни истории отдельно взятой страны, укреплялся и ее образ восприятия в мире. По-скольку я не на уроке русского языка и пространных вступлений для сочинения от меня не требуется, перейду сразу к делу.

США

Начну, пожалуй с наших закадычных "друзей" - Соединенных Штатов Америки и их всемирно известного символа-ассоциации Дядюшки Сэма.

Персонифицированный образ Соединенных Штатов Америки. Дядю Сэма зачастую изображают пожилым человеком с тонкими чертами лица, со старомодной бородкой, в цилиндре цветов американского флага, в синем фраке и полосатых панталонах. Этот стиль изображения стал популярен в середине XIX века благодаря работам художника Томаса Наста. А вот и сама история этого образа. Шла война 1812 г. в Америке. Но примерно с теми же результатами, что и в России. Столица США, Вашингтон, была взята и сожжена англичанами, однако в итоге победили всё-таки американцы. В их армию поставляли бочковую солонину, которая маркировалась двумя буквами: US. То есть United States, Соединённые Штаты. Но поскольку поставщика звали Сэмюэлем, то среди солдат утвердилось шутливое название консервов: «Дядя Сэм», или, если по-английски, Uncle Sam. Те самые US. Есть, конечно, и другие версии названия, но Конгресс США в 1961 г. велел считать приведённую версию канонической, равно как и изображение костлявого, но мощного старикана с козлиной бородкой - символ, по их мнению, аскетичности и силы.

КАНАДА

Джонни Канук - образ лучших друзей американцев, а именно Канады. И если у кого-то национальный символ призван олицетворять черты характера, то у канадцев - профессию.

Собственно, само слово canuck нынче ассоциируется с тем, кто работает в лесу. То есть, натурально, «канадский лесоруб» со всеми прилагающимися особенностями: борода, клетчатая рубашка или свитер, косая сажень в плечах, некоторая тормознутость. Однако поначалу кануками называли только немецких и французских канадцев. По какой причине - ломает голову уже не одно поколение местных историков. Вполне возможно, что так переиначили название «канадцы» на свой язык индейцы из племени алгонкинов.

ФРАНЦИЯ

Когда упоминают Францию, невольно вспоминаешь слово "лягушатники". Хотя лягушка далеко не самый главный символ пятой республики. Честь быть символами французов принадлежит Марианне и Галльскому петуху.

Марианна - национальный символ, а также прозвище Франции с 1792 года (времён Великой Французской революции).

Изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Она является олицетворением национального девиза Франции «Свобода, Равенство, Братство».

Галльский петух - одно из аллегорических названий Франции.

Галлами древние римляне называли кельтов, населявших Галлию — территорию современной Франции, Бельгии и Северной Италии. Латинское слово "gallus" означает не только "галл", но и "петух". Французский учёный Адольф Блок разъяснил, что римляне дали такое название кельтам потому, что они все были рыжеволосыми и огненно-рыжие хохолки их напоминали петушиные гребешки. И если для русских слово "петух" символ оскорбления, то для французов - символ бдительности.

КИТАЙ.

В древнем - предревнем Китае национальным символом особо почета являлась свинья. Сегодня же, Китай у всех ассоциируется либо с Пандой, либо Драконом. 

Начну, пожалуй, с Дракона. 

Это европейцы могут думать, что огнедышащий дракон – существо злобное и опасное (как у русских Змей Горыныч) . Китайцы создали  его добрым и могущественным защитником нации. И наделили щедрым «инструментарием» , взятым у целой плеяды зверей: лошадиной головой, рогами оленя, змеиной шеей, когтями орла, стопами тигра и рыбьей чешуей. Древние были уверены, что дракон может взмыть под облака и пригнать к ним на поля дождь, проникнуть под землю и сотрясать ее. Императорам очень понравилась выдумка сказочников, и они объявили дракона символом своей власти. Простому люду украшать свои жилища и вещи изображениями дракона запретили, но не тут то было. Народ не хотел отказываться хотя бы и от сказочного нереального защитника. Легко был найден компромисс: у императора на службе были золотые и желтые драконы (императорских цветов) , а беднякам достались «дракоши поплоше» , более скромных расцветок.

Панда стала символом Китая скорее из-за среды своего обитания. В других странах найти панду можно только в зоопарке, причем панды не являются собственностью зоопарков, правительство Китая дает их в аренду сроком не более, чем на 10 лет и все детеныши, родившиеся в неволе, принадлежат Китаю.

АНГЛИЯ.

Сегодня, Великобритания больше ассоциируется с королевской семейкой Елизоветы II, нежели с каким-то определенным образом, но тем не менее в свое время Англия очень долго примеряла на себя образ Льва - символ могущества королевской короны. Постепенно лев уместился на гербе, да там и остался. А вот кто стал собирательным образом жителей туманного Альбиона, так это Джон Булль.

Персонаж произошёл от простоватого фермера, появившегося в памфлете английского публициста Джона Арбетнота «История Джона Булля». Стал более популярным после театральной пьесы Джона Колмена «Джон Булль, или Семейная жизнь англичанина». Иногда образ используется для отображения всей Великобритании, но он не был принят в Шотландии и Уэльсе, так как в нём больше Англии, чем Британии.

Джон Булль — краснолицый низкорослый толстяк с хитрой физиономией, с непременными бакенбардами, в красном сюртуке, белых брюках или лосинах и коротком цилиндре или шапокляке, иногда с подзорной трубой, через которую он в безопасности и комфорте рассматривает со своего острова через Ла-Манш происходящие на континенте события. В этом его отличие (противоположность внешнего вида) от своего «родственника» американского дяди Сэма, обычно изображавшегося худым, долговязым, бледным, с тонкими вытянутыми хищными чертами лица, с козлиной бородкой, дельцом в синей ливрее и высоком узком цилиндре.

ГЕРМАНИЯ.

Обычно, играя с коллегами на очередной гулянке в ассоциации, при упоминании Германии смело выкрикиваешь "Октоберфест!" и никто никогда не выкрикивает Германец Михель. 

Германец Михель - употребляемая самими немцами идиома, обозначающая простодушного, наивного, аполитичного обывателя. Персонификация немецкого народа, как Дядюшка Сэм – персонификация американца. Изображают его, как правило, в ночной рубашке и ночном же колпаке, что призвано показать покладистость характера и сугубо мирные обывательские черты. 

РОССИЯ.

Россия - это медведь! Медведь - это Россия, ее олицетворение и атрибут российского государства. Пожалуй, Россия единственная страна Земли, которую обыватели других стран мира прочно ассоциируют именно с этим зверем. Этот многовековой мем Россия не просто не утеряла, она крепко-накрепко привязала его к себе. Яркий пример - заголовки статей мировых СМИ о современной России: "Восточные европейцы боятся "русского медведя"( "Deutsche Welle", Германия), "Русского медведя никому не жаль"("Respekt", Чехия), "Медведь дает отпор"("The Express Tribune", Пакистан), "Русская загадка: медведь, поворачивает на восток?" ("Standpoint", Великобритания), "Российская экономика: бумажный медведь" ("American Thinker", США), "Русский медведь сердится неспроста" ("Rebelion",Испания).

Итак, почему же за нами закрепился столь буро-пушистый образ. 

Надо сказать, что медведь стал символом России во многом благодаря европейцам. Любой уважающий себя европеец-путешественник в своих записках о России обязательно упоминал медведя. Одни рассказывали забавные истории с участием мишек, другие описывали эффектные экипажи и сани, украшенные шикарными медвежьими шкурами. Английский поэт Джон Тербервилль, гостивший в Москве в 1568-1569 годах, писал о том, что в знак особого почета гостю вместо постели предлагали отдохнуть на медвежьей шкуре, подушку при этом заменяли седлом. «В России не бывает другого покрова», - так убежденно провозглашал англичанин. Не обошли вниманием и главную поп-культуру России – медвежьи потехи. По пресловутым русским дорогам странствовали ватаги с ручными медведями, способными танцевать, кувыркаться и даже попрошайничать. Так, Джильс Флетчер, британский поэт, дипломат и просто путешественник, много повидал на своем веку, но никогда не видел праздно шатающихся по столице полудиких зверей. По другим свидетельствам, в Москве Иоанн Грозного на 100 человек приходилось примерно по одному топтыгину. Бояре и богатые купцы, как правило, держали в своих палатах и теремах хотя бы одного медведя «для души». Зайдя в какой-нибудь людный кабак того времени, вы обязательно бы увидели косолапого. Причем, порой сидящего с громкой компанией и лакающего наливку.

Неудивительно, что русские медведи шли на экспорт в европейские страны преимущественно из России, превратившись в настоящий бренд. Например, в 1749 году газета «Кембриджская хроника» опубликовала рекламу, приглашающую европейцев собственными глазами увидеть травлю «великого московитского медведя». В труппе каждого кочующего цирка непременно был медведь, и даже если он был пойман не на российских просторах, зрителю неустанно повторяли, что это кровожадное и лохматое чудище – самый что ни на есть настоящий «московитский» медведь. Европейцы, кстати, активно муссировали слухи о том, что скоморохи с медведями, которых развелось огромное множество, шпионы московского великого князя.

С развитием печатного дела появилась мода на карты с анималистическими маркерами, на которых Россию предсказуемо изображали медведем. И если на начальном этапе это подчеркивало колоссальные размеры страны, ее военную мощь и жесткие нравы, то потом прижились и куда более негативные ассоциации. Медведь – зверь дикий, неуклюжий, не слишком умный, а в ранней христианской литературе и вовсе символизировал низменную – телесную, а значит, грешную природу человека (отсюда уничижительное «русские – это крещеные медведи»). Развитие искусства карикатуры окончательно закрепило этот образ, тем более что особенно активно печать развивалась в Британии – историческом сопернике России. Царственный британский лев против варварского русского медведя – типичный сюжет, до конца не отмерший и сегодня. У карикатур из других стран Европы были свои особенности: так, на французских рисунках русский медведь – это зачастую дикий зверь, который пытается пролезть в высший свет и корчит из себя европейца, а на нацистских животное отличает еще и огромный, как бы еврейский нос.

Однако, для народов нашей страны медведь всегда был синонимом силы и мощи, поэтому со временем Россия сама стала ассоциировать себя с медведем. Сейчас он – полноценный национальный символ как внутри страны, так и на экспорт. Можно сказать, что у россиян сегодня мишка является своеобразным священным животным, как корова у индусов.

Подпишитесь на наш
Блоги

Марианна, дядя Сэм и русский медведь.

19:01, 9 октября 2014

Автор: OldHollywood

Комменты 22

Аватар

у меня всегда был вопрос: почему английский флаг называют "Union Jack"? Кто-нибудь знает?

Аватар

у французов есть же даже такой бренд спортивной одежды Le Coq и петушок на логотипе. У меня спортивные кедики когда-то давным давно были

Аватар

Медведь должен быть с водкой и балалайкой.

Аватар

Некоторые из моих французских друзей говорят о себе так: даже стоя в *овне, петух будет кукарекать! Подразумевая под этим, что очень любят свою нацию и страну не смотря ни на что...И, правда, я встречала очень мало французов, уехавших куда-либо на пмж. Часто едут по работе на несколько лет, но! всегда возвращаются...Ну, из личного опыта.

Аватар

Медведь-животное опасное. При этом умильное. Хороший символ, чо.

Подождите...