Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Режиссер Сергей Урсуляк экранизирует роман Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съемки уже идут, телефильм будет готов к 110-летию Шолохова, которое празднуют в 2015-м. В сериале будет 10 серий.

В октябре 2012 года, отвечая на вопросы «Ленты.ру», Сергей Урсуляк заявлял, что если бы у него была свобода выбирать проект, с помощью которого можно было бы оздоровить российское общество и телевидение, он снял бы именно «Тихий Дон»: «Я считаю, что это по-настоящему великий роман двадцатого века».

Эпопею Шолохова экранизировали уже трижды: в 1931 году немой фильм сняли Ольга Преображенская и Иван Правов, в 1958 году вышла трехсерийная экранизация Сергея Герасимова. В начале 1990-х свою версию «Тихого Дона» снял Сергей Бондарчук; после смерти режиссера материал домонтировал его сын Федор, сериал вышел на экраны в 2006 году. Первый фильм вряд ли кто знает, второй – считается каноническим, третий демонстрировался по нашему ТВ, но был очень прохладно принят аудиторией, несмотря на имя режиссера.

Я прочитала «Тихий Дон» где-то на первом курсе, следуя списку обязательного чтения на лето. И роман произвел на меня неожиданно большое впечатление. Он довольно объемный, но читается легко, язык очень яркий и живой, героям быстро начинаешь сопереживать и – главное – действительно погружаешься в то смутное и страшное время, где все по-своему правы и виноваты.

Для меня по-настоящему не идеальна ни одна экранизация, т.к. книгу надо читать, в фильмы очень многое не попадает. Но герасимовская действительно ближе всего к книге именно за счет очень ярких главных героев – брутальный Петр Глебов (разве что в идеале он должен быть бы помоложе) и красавицы Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева – там все очень хороши!

Фильм Бондарчука я пыталась смотреть. Но сильное отторжение вызывал Мелехов в исполнении Руперта Эверетта, хотя в других ролях этот актер мне нравится. Он сам оценивает себя трезво: «Когда меня пригласили сниматься по роману Шолохова, я очень удивился: мне казалось, что я не очень подхожу на роль Григория Мелехова, русского казака. Я был ошеломлен. У нас нет ничего общего. Я был, вероятно, самым странным выбором для этой роли. Я понимаю, что эта роль — мечта для любого актёра, но это в то же время и кошмарная роль. Прочитав роман, причем не один раз, я все равно смог приблизиться к этой роли очень ограниченно». Плохо также обстоит дело с Аксиньей, хотя актриса Дельфин Форест очень привлекательная женщина, но она играет какую-то другую героиню, не Аксинью. На ее фоне немного лучше выглядит Наталья в исполнении Алены Бондарчук (хотя на мой взгляд Наталья должна быть моложе и красивее, сорри)  и особенно хороша Андрейченко в роли Дарьи (ей тоже надо быть помоложе, но ведь ее роль!)  Впрочем, с провальными главными героями  второстепенные персонажи картину спасти не могут.

И наконец нас ждет новая экранизация. Я на самом деле люблю режиссера Урсуляка, его фильм «Русский рэгтайм» пересматривала много раз, да и его работы в сериальном жанре мне тоже нравятся, он определенно не халтурщик и очень ответственно подходит к материалу. Но кастинг нового «Тихого Дона»  сразу вызывает вопросы. Не буду приводить полный список актеров, назову основных:
Евгений Ткачук - Григорий Мелехов
Полина Чернышова - Аксинья
Анастасия Веденская -  Дарья
Дарья Урсуляк – Наталья
Честно говоря, никого из этих актеров я не знаю совсем, поэтому полезла искать, почему Урсуляк сделал такой выбор, и нашла довольно свежее интервью изданию «Трибуна», отрывки из которого отвечают на многие мои вопросы.

– Как вы оцениваете фильм Сергея Герасимова «Тихий Дон»?
– Я смотрел его довольно давно и считаю замечательной картиной конца пятидесятых годов. То, что я называю время создания этой ленты, вовсе не минус, просто обозначение эстетики, представлений о том, как это должно быть, имея в виду сыгравших там актеров, расставленные режиссером акценты, сюжетные линии и так далее. Сегодняшние представления обо всем об этом, безусловно, другие.
– А какое впечатление произвел на вас фильм Сергея Бондарчука?
– На этот счет ничего сказать не могу, потому что я его не видел.
– Какие смыслы важны для вас в этом романе?
– Самое важное для меня в этой истории – это право человека на свободный выбор, на жизнь без вмешательства в нее даже с самыми благими намерениями. Людям надо дать возможность жить так, как они хотят. Не надо улучшать чужую жизнь. Не надо очаровываться ложными идеями и разрушать то, что сделано хорошо. Именно про это я и снимаю картину, потому что мне не интересна борьба красных с белыми, не интересна правота Николая II или генерала Каледина. Мне интересно посмотреть, как в 1912 году жило сообщество людей, которое было по-человечески счастливо или несчастливо, а через десять лет там оказалась пустошь, потому что пришли люди, которые решили улучшить их жизнь, – вот и все.
– Согласитесь, что на роль Григория Мелехова идеально подошел бы Владимир Машков, будь он моложе?
– Володя Машков действительно был бы замечательный вариант, если бы я снимал это хотя бы лет двадцать назад.
– Почему вы решили на эту роль взять Евгения Ткачука?
– Потому что, по моему мнению, он наиболее подходит к этой роли. И работая с Ткачуком, актером превосходного темперамента, я вижу очень много общего у него с Володей. Это та же самоотверженность, та же легкость в переходе от серьеза к юмору, то же погружение в роль. Ткачук – потрясающий артист, и, я считаю, если он будет правильно развиваться, то вырастет в выдающегося мастера. Я не говорю о том, что у нас получится, – я говорю о процессе. Конечно, неизбежно будут сравнивать: похож Ткачук или не похож на Григория Мелехова, хотя это не реальный человек, а литературный, то есть это все достаточно условно. Похож – это когда у артиста есть своя – природная – горбинка на носу. Но это глупо. Тогда надо снимать в Грузии или в Израиле. Горбинку можно приклеить. Ее приклеивали на нос Петру Глебову, то же происходит и у нас. Или взять красоту Аксиньи. Представления о красоте имеют особенность меняться, и в начале XIX века или в XX веке эти представления были одни, сейчас совсем другие. Мне кажется, что исполнители ролей в этом фильме должны быть, прежде всего: а) хорошими артистами, б) не испачканы участием в «желтом» гламуре и не нести за собой шлейф всеобщего сегодняшнего кошмара, в) хотеть это сыграть. А главное – в них должна быть глубина чувств. И я предпочту это качество отсутствию так называемого мастерства. Именно поэтому я позволил себе взять большое количество студентов и буквально вчерашних выпускников, не обремененных опытом актерского ремесла. Это, конечно, имеет свои проблемы, но они искренни и свою неумелость компенсируют отдачей, что, мне кажется, должно дать какой-то эффект. Понимаете, мы все знаем, какая должна быть Аксинья и как она должна любить Григория. Но когда ты подступаешь к этому, как говорится, предметно, тут возникает вопрос, потому что это особая вещь. Кстати сказать, это касается не только Аксиньи и Григория, но и Натальи, Петра, Кошевого – да всех персонажей, кого ни возьми.
– На роль Аксиньи вы взяли вначале студентку, а теперь выпускницу Щукинского театрального училища актрису Полину Чернышову. Чем она вас покорила?
– Полина хорошая актриса с редким нутром, очень глубоких чувств. Это будет ее дебют.
– Вам не кажется, что неплохо начинать свою актерскую карьеру с такой роли?
– Нет, на мой взгляд, это очень опасно, потому что все хотят увидеть Элину Быстрицкую, а в этой картине ее нет. Таких зрителей ждет разочарование, потому что Полина Чернышова в роли Аксиньи им никогда не понравится. А если попытаться поверить этой актрисе, тогда все будет хорошо. Мы же очень зашорены однажды увиденным, и нам непременно надо, чтобы опять были Глебов, Быстрицкая, Кириенко. Но я же не клонирую выдающихся артистов.
– Но сравнение ваших актеров с герасимовскими все же неизбежно. По крайней мере, обычный зритель, сидя у экрана, не станет думать о том, как изменилось представление о женской красоте и так далее.
– Вы знаете, меня не очень беспокоит, о чем зрители будут думать, глядя на наших актеров. Я уже сказал, что зрителю
только надо поверить в актеров, которые там играют.
– Вы наконец-то обратили внимание на свою младшую дочь Дарью Урсуляк, которая играет здесь Наталью, но почему до этого ни ее, ни старшую – Александру вы никогда не снимали?
Здесь я тоже не предполагал снимать ни Дашу, ни Сашу, потому что не считаю, что для них это было бы правильным – ведь как они ни сыграй, все равно скажут, что в этом заслуга отца-режиссера. На эту роль пробовалось много актрис, а однажды так случилось, что партнер пришел, а Наталья не пришла. Даша в это время пробовалась в соседней комнате у другого режиссера, и я попросил ее просто подыграть. И она подыграла неожиданно хорошо. И тогда у меня с ней состоялся серьезный разговор: я сказал, что готов назначить ее на эту роль, но все же не советую участвовать в фильме, и что это будет ее выбор, и она должна понимать, что ждет ее после этого: никто не оценит ее работу, даже если она будет хорошая. Но она сделала свой выбор и имеет право это играть, потому что я видел ее и в Театре имени Евгения Вахтангова, и в «Сатириконе» – весьма достойные роли... А как получится в итоге – посмотрим.

И еще в тему – отрывок из свежего интервью Элины Быстрицкой:
- Сегодня Сергей Урсуляк снимает новую экранизацию романа Шолохова «Тихий Дон», в которой снимается ваш любимый партнер по сцене Малого театра Александр Потапов. Правда, Александр Сергеевич в одном интервью сказал о том, что «не понимает – зачем нужна еще одна экранизация, когда есть великая картина Сергея Герасимова?» Что думаете вы о попытке Сергее Урсуляка?
- Единственное, что я могу сказать об этом: Сергей Урсуляк взялся за очень трудное дело, и поэтому следует пожелать и режиссеру, и артистам много сил и таланта. Для меня роль Аксиньи была самой сложной в жизни.

А теперь давайте посмотрим на главного героя и героинь. Я привожу только четырех, хотя там персонажей намного больше, но – честно - для меня они основные.
На всякий случай уточняю – у каждого персонажа первая фото – фильм Герасимова, вторая – Бондарчука – третья – актер, который играет в версии Урсуляка.

Григорий Мелехов




 

Аксинья




 

Наталья



Дарья




 

Обновлено 16/09/14 22:12:

Спасибо Pinokalada, дополняю пост фото со съемок нового фильма.

Григорий

Аксинья

Наталья

Дарья

ИМХО - Наталья совсем плохо( Аксинья выглядит слишком современно.

Блоги

Тихий Дон: скоро выходит новая версия

23:33, 16 сентября 2014

Автор: Misa

Комменты 96

Аватар

щас заминусуют, но я рискну. Урсуляк умеет снимать. Анастасия Веденская неплохо играет (это она Дарья). Про Ткачука что говорить? Считаю его одним из самых многообещающих новых актеров. буду смотреть... хуже чем у Бондарчука сложно представить фильм

А

Я еще от "Служебного романа" не отошла ...

Аватар

Меня удивляют эти современные ремейки даже не своей убогостью, а тем что в них даже не пытаются воссоздать дух эпохи. Ну как например можно играть казачку, с такими бровями?) эти брови же кричат с экрана - на дворе 2014 и я самая модная форма бровей))) Или зори которые сегодня тоже обсуждали? Малахова с татуажем играет участницу войны, это как? И со стрижкой такой? Я уже молчу об их игре

Аватар

Я очень люблю "Ликвидацию" Урсулюка. Посмотрим... На мой взгляд, пока хуже кастинга новых "А зори здесь тихие" ничего нет.

Аватар

Аксинью Быстрицкой переиграть или хотя бы не выглядеть пародией будет архисложно.

Подождите...