В 90-е в стране, пожалуй, не было ни одного человека, который бы не знал Владислава Листьева. Его называли главной звездой отечественного телевидения, популярность просто зашкаливала, и вдруг на волне всенародной любви случилась трагедия: 1 марта 1995 года Листьев был застрелен в подъезде собственного дома. Ему было всего 38 лет.

За последние дни в связи с 25-й годовщиной гибели телезвезды вышло сразу несколько новых документальных фильмов о нем. Предлагаем узнать самое интересное о жизни знаменитого тележурналиста и о том, что на данный момент известно по поводу его убийства, так и оставшегося нераскрытым.

Много потерь

Листьев родился в Москве, вырос в простой семье: отец работал мастером на заводе "Динамо", мать там же трудилась копировщицей. Когда Владу было 17, его отец покончил с собой: выпил дихлорэтан — ядовитую жидкость. Мать, насколько известно прессе, и до, и после этого трагического события имела проблемы с алкоголем. После смерти супруга стала сильно пить вместе с новым мужем, который еще и увлекался наркотиками.

Влад Листьев


Влад Листьев

Влад Листьев

Влад Листьев с детства занимался спортом, был чемпионом СССР среди юниоров по бегу на 1 000 метров. Ушел в армию, а вернувшись, поступил в МГУ — на международное отделение факультета журналистики. В родительский дом уже не рвался из-за конфликта с отчимом.

Влад Листьев
Владислав Листьев (слева)


Владислав Листьев (слева)

Став студентом, Листьев первый раз женился — на Елене Есиной, с которой познакомился на спортивных сборах. Брак не продержался и трех лет. Говорят, супруги не смогли пережить общую трагедию: их новорожденный сын умер спустя несколько часов после родов. Пресса пишет, что Листьев тогда даже пытался покончить жизнь самоубийством, у его жены была сильная депрессия. В итоге Влад и Елена расстались — она, кстати, тогда была беременна во второй раз: в 1981 году на свет появилась их дочь Валерия. Листьев был уверен, что девочка не от него.

Валерия с отцом не общалась, поскольку ее мать этого не хотела, и долгое время даже не знала, кто ее папа. Выяснила это уже школьницей, когда увидела Листьева по телевизору:

Уже шла передача "Взгляд", мама тоже смотрела эту программу. На экране прозвучала фамилия Листьев. Я говорю маме, почему у этого дяди моя фамилия. Мама спокойно сказала, что это папа. 

Дочь Влада Листьева Валерия


Дочь Влада Листьева Валерия

Влад Листьев

К моменту появления дочери на свет Листьев уже был в других отношениях: во время московской Олимпиады 1980 года журналист познакомился с переводчицей Татьяной Лялиной. После развода с Еленой он на ней женился. И снова случилось горе: старший сын Влада и Татьяны в трехмесячном возрасте стал инвалидом — ослеп и оглох. Листьев всячески пытался спасти сына, возил его к лучшим докторам, копил деньги на операцию за границей, но через шесть лет мальчик скончался. По рассказам крестной Листьева, журналист тогда снова попытался свести счеты с жизнью — вскрыл вены, но его спасла скорая.

Влад Листьев с женой Татьяной и сыном


Влад Листьев с женой Татьяной и сыном

Младший сын Влада и Татьяны Александр пошел по стопам отца: с начала 2000-х работает на телевидении, в том числе занимался такими популярными проектами, как "Фабрика звезд" и "Последний герой".

Александр Листьев


Александр Листьев

Александр Листьев

"Веселый раздолбай"

Третьей женой Владислава стала Альбина Назимова — декоратор и реставратор. По мнению многих знакомых пары, Альбина благоприятно влияла на Листьева. Константин Эрнст, к примеру, говорит в интервью Ксении Собчак, что, не будь Назимовой, Влад, вероятно, так и остался бы "веселым раздолбаем" и не построил бы настолько головокружительную карьеру на ТВ.

Альбина Назимова и Влад Листьев


Альбина Назимова и Влад Листьев

Влад Листьев и Альбина Назимова


Влад Листьев и Альбина Назимова
Не секрет, что Альбина способствовала отказу Листьева от спиртного (а у него были проблемы с алкоголем, мешавшие работе). О том, что Влад мог загулять и даже не явиться на эфир, честно говорят его бывшие коллеги. Не раз журналист оказывался на грани увольнения.

Но я на дух не переношу спиртное, подобно собакам, кусающим пьяных, независимо от того, хорошие это люди или плохие. Отказ от алкоголя стал для Влада естественным продолжением жизни со мной,

— говорит Назимова.

Альбина Назимова


Альбина Назимова

Последний брак журналиста тоже не назовешь идеальным: по словам друзей, Влад и Альбина несколько раз собирались разводиться. Также говорили, что Листьев часто увлекался другими женщинами, хотя очень любил жену. После убийства Влада Назимова снова вышла замуж — за друга и коллегу мужа, режиссера Андрея Разбаша, которого сейчас уже тоже нет в живых.

Альбина Назимова


Альбина Назимова

Листьева Альбина называет очень жизнерадостным человеком, который искренне любил свое дело и получал от работы настоящее удовольствие.

Альбина Назимова и Влад Листьев


Альбина Назимова и Влад Листьев

 

Подобное впечатление осталось и у других близких телезвезды. Константин Эрнст рассказывает:

Влад всегда разительно отличался от своих коллег. Он звонил мне после каждого выпуска "Матадора" (авторская программа Эрнста. — Прим. ред.), который очень любил; и вообще, я от него не слышал заспинных гадостей про коллег. Хотя знаю людей, которых он не любил, и даже тех, кого не хотел видеть. Но он был звездой номер один, и его многочисленные телевизионные и человеческие таланты избавляли его от банальной зависти и недоброжелательства. Пожалуй, в этом качестве мне некого рядом с ним поставить.

Влад Листьев и Константин Эрнст


Влад Листьев и Константин Эрнст

Римма Шульгина, в 90-е продюсер телекомпании "ВИD", вспоминает:

Его обожали все. Хотя Влад мог быть очень резким и очень неприятным с теми же людьми. Но это касалось работы, не касалось личной жизни. Он многим помогал, кому-то покупал квартиры, давал деньги взаймы, понимая, что человек может не отдать. Но при этом мог очень зло и обидно при всех человека отбрить.

Владислав Листьев, Клара Новикова, Леонид Якубович


Владислав Листьев, Клара Новикова, Леонид Якубович

Почти "Битлз"

В 1987 году на экраны впервые вышла программа "Взгляд". Передачу делала Молодежная редакция Центрального телевидения, где тогда работал Листьев. Это была своеобразная революция: молодые, энергичные ведущие были совсем не похожи на строгих и выдержанных советских дикторов. И сам формат сильно отличался от всего, к чему привыкли зрители. Поначалу ведущих было четверо: Влад Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Олег Вакуловский. Позже состав менялся.

Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Влад Листьев и Олег Вакуловский


Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Влад Листьев и Олег Вакуловский

Создатели "Взгляда" вспоминают, как во время эфиров улицы буквально вымирали. Как сами они в одночасье стали звездами: даже гастролировали по городам и собирали огромные залы — при этом не делали на сцене ничего особенного, просто отвечали на вопросы аудитории и общались. Сейчас телевизионщики, заставшие пик популярности "Взгляда", сравнивают популярность ведущих программы с успехом "Битлз", не меньше. Несколько лет назад один из бывших ведущих передачи Евгений Додолев выпустил книгу, которая так и называлась: "Взгляд" — битлы перестройки".

Влад Листьев и Александр Любимов


Влад Листьев и Александр Любимов

По его словам, программа буквально "делала историю". Доходило до того, что выпуски "Взгляда" разбирали на заседаниях Политбюро, после эфиров принимались правительственные решения, появлялись новые законы. Программу не раз пытались закрыть, когда поднятые в ней темы оказывались слишком острыми и вызывали скандалы (так, "Взгляд" был запрещен после сюжета о дедовщине в армии).

Когда в 1990 году руководство Гостелерадио СССР запретило выход в эфир программы, в центре столицы прошла демонстрация в защиту свободы слова — поддержать журналистов вышло около 500 тысяч человек.

Александр Любимов, Влад Листьев и Дмитрий Захаров


Александр Любимов, Влад Листьев и Дмитрий Захаров

Несмотря на попытки закрытия, "Взгляд" существовал до начала 2000-х и вошел в число наиболее легендарных проектов отечественного телевидения.

В 1990 году была создана телекомпания "ВИD" (что расшифровывалось как "Взгляд" и другие"). Листьев занял должность генерального продюсера.

Игры, ток-шоу и большие деньги

Коллеги Владислава говорят, что он никогда не горел желанием быть политическим журналистом. Если Александра Любимова, к примеру, всегда интересовала политика, то Листьеву было интересно развиваться в сторону развлекательного телевидения. Это он предложил запустить новое шоу "Поле чудес" — по мотивам похожих зарубежных программ. И сам стал ведущим телевизионной игры, которая сразу же обрела безумную популярность.

Влад Листьев


Влад Листьев

Еще одним детищем Листьева стало первое в стране ток-шоу "Тема", которое смотрели буквально все, затем программа "Час пик", где он общался с гостем в прямом эфире.

Еще один коллега Влада Владимир Мукусев говорил в интервью "Комсомольской правде", что именно развлекательные проекты раскрыли Листьева с новой стороны:

Журналистов телевизионных тогда было много! А ведущих передач нового поколения, в жанре ток-шоу, у нас не имелось. И Листьев стал блистательным шоуменом, ведущим пусть чужих передач — но адаптированных им так, будто те шли по нашим каналам всегда.

Также Владислав участвовал в запуске программ "Звездный час", "Серебряный шар", "Угадай мелодию".

Влад Листьев
Влад Листьев

В начале 1995 года его назначили гендиректором канала ОРТ. Первым делом на новой должности он попытался привести в порядок ситуацию с доходами от рекламы — а это, как говорят все тогдашние коллеги Влада, был бизнес, в котором достаточно беспорядочно крутились огромные деньги. Тогда совет директоров ОРТ предложил неожиданное решение: ввести временный мораторий на показ рекламы на канале. Это не было единоличным решением Листьева, но именно он утвердил его, что, как намекают многие герои последних документальных фильмов о журналисте, и могло стать причиной дальнейшей трагедии.

Коллеги-журналисты не поняли, что над всей этой дикой гонкой за бабками, которые в сумасшедшем количестве повалили на телевидение вместе с рекламой, к сожалению, находились фигуры, способные в том числе и нажать на курок,

— рассказывал в одном из интервью Владимир Мукусев.

Влад Листьев

Два выстрела

1 марта 1995 года Владислав провел эфир программы "Час пик", после чего отправился домой. Когда он вошел в свой подъезд, неизвестный дважды выстрелил в него сзади, второй выстрел оказался смертельным.

 

Новость тут же распространилась: дом Листьева окружили сотни репортеров и поклонников, снятые возле подъезда кадры транслировали все телеканалы. На следующий день на экране своих телевизоров зрители до самого вечера видели портрет журналиста с подписью "Владислав Листьев убит". Главные каналы убрали из сетки все программы в знак траура.

Влад Листьев

Сразу стало известно, что убийц не интересовали ни наличные деньги, ни ценности телезвезды, так что быстро появилась версия заказного убийства по профессиональным или личным мотивам. Подозревалось, что убийц было двое, оперативники смогли составить их фотороботы.

Говорят, Владислав в последние месяцы перед гибелью получал угрозы. Правда, Александр Любимов, к примеру, говорит, что никакой напряженной обстановки не чувствовалось и беды ничто не предвещало. Вдова Листьева Альбина Назимова, наоборот, не раз упоминала об ощущении опасности, которое стало очевидным к концу зимы 1995-го. В новом выпуске "Осторожно, Собчак!" Назимова выразила сожаление по поводу того, что не убедила мужа нанять охрану, хотя это могло спасти ему жизнь. По словам женщины, Листьев посмеивался над неким коллегой, нанявшим охранника, и не хотел ходить с телохранителем.

Влад Листьев и Альбина Назимова


Влад Листьев и Альбина Назимова

Расследования и версии

Убийство Влада Листьева остается одним из самых громких нераскрытых дел, о которых известно публике. На эту тему написано не меньше десятка книг, снято несколько десятков фильмов. За последнее время зрители увидели сразу несколько свежих телевизионных расследований гибели знаменитости. Наибольшее внимание привлекли к себе Ксения Собчак с фильмом "Влад Листьев: ТВ, которое убили" на канале "Осторожно, Собчак!", Алексей Пивоваров с расследованием "25 лет спустя: кто убил главную звезду нового русского ТВ".

На днях также вышел документальный фильм "Листьев. Новый взгляд" журналиста Родиона Чепеля. Автор изучил сотни документов и провел более 70 бесед с людьми, которые знали Листьева. И вдвое больше людей отказались от интервью — добавляет Чепель.

Влад Листьев, Альбина Назимова и Константин Эрнст


Влад Листьев, Альбина Назимова и Константин Эрнст

Героями фильмов стали коллеги и близкие Листьева — Леонид Парфенов, Александр Любимов, Александр Политковский, Эдуард Сагалаев, Леонид Якубович, Константин Эрнст и многие другие, а также вдова погибшего. Она, кстати, в беседе с Ксенией Собчак сделала несколько довольно неожиданных заявлений. Так, Назимова опровергла слова Александра Любимова, что он дружил с Владом, и сказала, что они никогда "не были даже хорошими приятелями".

Это пусть остается на Сашиной совести. Думаю, что его теплота сейчас абсолютно искренняя. Во всяком случае, ему больше ничего не мешает жить, и этого уже вполне достаточно, чтобы чувствовать благодарность по отношению к человеку. Считаю, что было бы нечестно сказать, что при жизни Влада Саша не то чтобы его любил или дружил, а хотя бы уважал,

— сказала Альбина.

Влад Листьев и Альбина Назимова


Влад Листьев и Альбина Назимова

 

Говоря о мотивах убийства, знакомые и коллеги Влада в основном сходятся во мнении, что их следует искать в коммерческой деятельности журналиста, который на тот момент занял высокую должность — возглавил ОРТ.

Прежде всего, Листьева убили совсем не как журналиста. Листьева убили как коммерсанта,

— говорит в интервью "Царьграду" Евгений Додолев.

Герои фильмов о Листьеве не скрывают, что в 90-е в телевизионной сфере, как и в других, было сильно влияние криминальных структур. Свои "крыши" существовали и у телевизионных студий. Огромные рекламные бюджеты делились между телевизионщиками, рекламными агентами и "крышей". Понятно, что Влад мог перейти кому-то дорогу, но кому именно?

Влад Листьев

Интересно уже упомянутое расследование Родиона Чепеля, в ходе которого он просил своих собеседников анонимно написать записку с именем того, кого они считают убийцей Листьева. В конце фильма коробка была вскрыта: в нескольких записках значилось имя Бориса Березовского, в других — Сергея Лисовского (в 90-е — организатор концертов, телепродюсер, ныне сенатор от Курганской области). Также в анонимном опросе фигурировали версии "Александр Любимов", "обманутый муж", "криминал за одним из рекламных агентств" и так далее.

Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Влад Листьев


Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Влад Листьев

Фамилия Лисовского не впервые звучит в связи с убийством Листьева. В 1995 году бизнесмен проходил одним из фигурантов по делу и часто упоминался в СМИ в связи с расследованием. Гораздо позднее, в 2013 году, в сети была опубликована расшифровка интервью Константина Эрнста, где говорилось, что при выключенном диктофоне герой назвал именно Лисовского заказчиком преступления.

Я знаю, кто убил Влада. У меня нет доказательств этого. И на данный момент их невозможно найти. Людей, которые исполняли, я не знаю. Я знаю, кто сделал... Да, этот человек жив,

— говорил Эрнст в том интервью 2008 года. Сам Константин опроверг данное заявление, назвав интервью пятилетней давности провокацией.

Альбина Назимова, Константин Эрнст и Влад Листьев


Альбина Назимова, Константин Эрнст и Влад Листьев

Пару лет назад бывший коллега Листьева по "Взгляду" Дмитрий Захаров назвал заказчиком его убийства покойного Бориса Березовского, а мотивом — отказ Влада размещать на ОРТ рекламу. Журналист Александр Политковский тогда опроверг версию вины Березовского:

Это расхожая теория. Она имела место быть. Но вы понимаете, он стал беглым, а на беглого человека всегда проще всего это дело списать... Решение не давать больше рекламу принимал не Листьев. Это было решение совета директоров, поэтому стрелять в Листьева — это все равно что стрелять в телевизор. Он не решал этих вопросов.

Все существующие версии пока остаются просто версиями, и неизвестно, будет ли когда-нибудь объявлено, кто же все-таки убил весной 1995 года кумира миллионов зрителей и почему.

Влад Листьев

 

Источники: ITAR-TASS/Instagram/кадры из телепередач

25 лет без Влада Листьева: блестящая карьера и загадочная гибель главной телезвезды 90-х

14:00, 1 марта 2020

Комменты 59

Аватар

Ну, в общем, поддержу версию М.Юденич -- что, "если бы я писала книгу об одном ярком ТВ-журналисте 90-х, то среди версий об его убийстве обратилась внимание на его личную жизнь" (с) -- точная цитата есть в Сети. Почему поддержу? Потому в 90-е я тоже работала в Останкино, и о беспорядочных увлечениях Листьева, скажу так, все знали. Там даже есть версия убийства -- "обманутый муж". И еще. Такой инсайд из 90-х. Могу полениться, поскольку много времени прошло, иных уж нет... Была я тогда как-то в теплой компании известных людей, среди которых был очень богатый человек (сейчас его нет в живых) и его друг Лисовский. Олигарх тогда много иронизировал на тем, что "Лисовский -- убийца". Лисовский очень злился. Типа, достали. Но это обсуждалось именно как УДОБНАЯ "официальная версия", не более. В ином случае -- Лисовский давно бы уже сидел. Насколько я поняла, там заказчики совсем иные были. Их имена никто до сих пор "не мусолит".

Аватар

Филлип в 1995 еще такой пришибленный)) скромный болгарский мальчуган.. Алла подняла его, конечно, выжал он из этой возможности все

Аватар

Насколько же важен выбор партнера! Тут и как сапер и везение! Кто-то в паре должен быть с железным стержнем и знать, чего хочет. Тот же Ростропович, были люди и талантливее... и если бы не Вишневская...

Аватар

Талантливый был телеведущий.А что касается Александра Любимова, то о нём многие не хорошо отзываются.Сначала он записался в друзья к Бодрову, но Светлана эту информацию опровергла.теперь к Листьеву.

Аватар

Очень хорошо помню и Листьева, и шок от этой трагедии. Он был одним из самых ярких светил тогдашнего ТВ, без него надолго всё стало серое, скучное.

Подождите...
T

Российский кинопродакшен всё больше выпускает проекты, где показывает нам альтернативную реальность — полную мистики, темных материй, магии, волшебства, всего того, что сложно объяснить и что пугает.


 В преддверии выхода на платформе онлайн-кинотеатра PREMIER мистического триллера "Сны Алисы" мы поговорили с актрисой Алиной Гвасалией, сыгравшей главную роль, о том, каково сниматься в таком жанре, почему не надо бояться тёмной стороны себя и чем сериал запомнился зрителям европейских кинофестивалей. 


Я из тех людей, кто вообще не смотрит мистические триллеры и ужастики, — я их боюсь. Мне хватает эмоций во время просмотра трейлеров! Но одно дело быть зрителем, а другое — находиться внутри этой истории. Каково было тебе? Это страшно?

Трейлер, кстати, страшнее, чем первая серия! Но я бы знаешь как ответила? Это было не просто страшно, это было страшно интересно! (Смеется. — Прим. ред.) Я суперэмпатичный, чувствительный и восприимчивый человек, поэтому, конечно, в моменте эта история влияла. А вообще, сериал для меня, в первую очередь, про людей, а не про мистицизм. 

Но проект точно не простой. Он же ещё какой-то своей жизнью живет. Его снимали четыре года! История, которую заложил сценарист, очень личная. А где история с большим личным подключением, там существует эгрегор. Если ты понимаешь, о чём я. И мы все под этим эгрегором работали. Там у людей дома трубы прорывало, у кого-то чего-то горело. Не с простой материей мы столкнулись. 

Тяжело ещё было держать внутреннее напряжение. Моя героиня всё время в этом состоянии. Помню, что во время съёмок в Карелии я очень плохо спала. Мне ничего не помогало: ни медитация, ни дыхательные практики. Знаешь, в какой-то момент мне даже показалось, что я вошла в изменённое состояние, где взаимодействовала с разными энергиями. И мне от неё было не очень хорошо. Потом я даже ездила на Алтай восстанавливаться. 




Тебя можно напугать? И если да, то чем?

У меня есть одна история. В прошлом году я ездила на випассану, где во время медитации столкнулась с таким явлением, как деперсонализация, — это когда ты вдруг отделяешься от своего "я" и начинаешь наблюдать за собой со стороны. Любой практик похвалил бы меня за то, что я круто поработала и смогла встать в метапозицию по отношению к своему "я". Но если честно, ощущение разделения со своей душой — это очень страшно. Когда ты понимаешь, что есть ты, а есть ещё кто-то, кто наблюдает за тобой, а за ним наблюдает кто-то третий. Я очень долго не могла заземлиться. Но после этого опыта и пережитой клинической депрессии мне уже ничего не страшно.



Как бороться со страхом?

Я думаю, что с ним не надо бороться. Если речь идет о борьбе, то это уже заведомо провал. Со страхом надо дружить. Самое главное — понять, что страх возникает от незнания: мозг боится того, чего он не знает. Если ты находишь в себе страх, нужно просто начать его исследовать. В страхе есть огромный ресурс. Как и в той же самой агрессии.



А если говорить про мистицизм? Ведь это вещи, которые мы часто не можем объяснить себе.

Безусловно. Ты знаешь, для меня мистицизм — неотъемлемая часть реальности, в которой мы все существуем. Понятно, что у него есть масса определений в разных культурах, но для меня это про изменённое состояние сознания. Глубокие переживания своего естества и воссоединения с высшим "я". Другой вопрос: как с этим обращаться, если ты боишься осознать себя за пределами своего тела и мозга? Идти в незнание, идти в себя — это очень большая работа. Это правда страшно. Поэтому многие люди, особенно с большим локусом контроля, предпочитают находиться в своих рамках, потому что это безопасно, комфортно.



Есть люди, которые любят смотреть триллеры, есть те, которые их производят. Как ты думаешь, почему люди погружают себя в условия этого жанра? 

Мы все живём из состояний и ощущений. И мы всё делаем ради определённых ощущений. Препараты, алкоголь, сигарета, вещества — всё это мы используем для того, чтобы испытывать либо заглушать какие-то ощущения. То же самое с любителями поострее и погорячее, адреналинщиками, фанатами триллеров. По себе могу сказать, что я адреналиновый наркоман. И в "Снах Алисы" я по полной программе испытала весь спектр эмоций! Другое дело, как ты будешь потом с этим справляться. 



Ты сказала, что сериал "Сны Алисы" для тебя про людей? Можешь объяснить, что именно ты имела в виду?

Да, верно, для меня он не про мистицизм, а про глубокую личную терапию. Во-первых, история взаимоотношений Алисы и ее мамы очень перекликается с моей историей. А во-вторых, в процессе длительных съемок и своего взросления я столкнулась с вопросом "А кто я есть?". Особенно после деперсонализации на випассане. Я видела отражение в зеркале, но не понимала, кто передо мной стоит. Как будто с меня сошла тысяча слоёв, которые я цепанула от своих родителей, социума. Собственно говоря, моя героиня проходит всё то же самое, только за более короткое время, чем я. Поэтому этот проект — очень глубокий, тонкий, сложный процесс движения к самому себе. 

Я точно уверена, что каждому человеку приходится сталкиваться с этим вопросом. И каждый обладает какой-то своей силой и даром. Просто мы боимся это признать. Боимся теневой стороны. Но осознав и приняв её, мы получаем доступ к огромному количеству ресурсов, энергии, и на самом деле мы способны стать творцами своей реальности, управлять энергией. Это всё может человек. 




Пока ты говорила, я подумала о том, как легко для меня сериал "Сны Алисы" перешёл из жанра мистического триллера, формы тёмной материи, во что-то более реалистичное. А всё потому, что мы, по сути, деконструировали страх.  

У меня последний вопрос. Картина участвовала во многих европейских фестивалях и получила хорошие отзывы и награды. Что её выделяло среди других работ, как думаешь?


Во-первых, проект нишевый, артхаусный, что является большим его преимуществом, на мой взгляд. Это медленное, с определенным цветкорром (цветокоррекцией. — Прим. ред.), скандинавское кино, над которым надо думать. И мне очень интересно, как он будет принят в России. 


А во-вторых, исходя из того, каким был самый популярный вопрос журналистов, а он был о моих взаимоотношениях с мамой и социумом, видимо, сериал прошёлся по основным волнующим европейское сообщество темам: буллинг, самоосознание, эмоциональное состояние, позиция изгоя. Моя героиня Алиса действительно другая, она одиночка, не понимает свою мать, а мать не понимает её. И вот это всё им было очень интересно разобрать.  

Короче, нишевость и социальщина. 



 Сериал "Сны Алисы" стартует на платформе PREMIER 

7 декабря.

Реклама. ООО Премьер. Инн 9702011190..

{"width":1600,"column_width":92,"columns_n":12,"gutter":45,"line":20}
default
true
767
1600
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: SuisseIntl; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}
T

Российский кинопродакшен всё больше выпускает проекты, где показывает нам альтернативную реальность — полную мистики, тёмных материй, магии, волшебства, всего того, что сложно объяснить и что пугает. 


В преддверии выхода на платформе онлайн-кинотеатра PREMIER мистического триллера «Сны Алисы» мы поговорили с актрисой Алиной Гвасалией, сыгравшей главную роль, о том, каково сниматься в таком жанре, почему не надо бояться тёмной стороны себя и чем сериал запомнился зрителям европейских кинофестивалей.

Я из тех людей, кто вообще не смотрит мистические триллеры и ужастики: я их боюсь. Мне хватает эмоций во время просмотра трейлеров! Но одно дело быть зрителем, а другое — находиться внутри этой истории. Каково было тебе? Это страшно?




Трейлер, кстати, страшнее, чем первая серия! Но я бы знаешь как ответила? Это было не просто страшно, это было страшно интересно! (Смеётся. — Прим. ред.) Я суперэмпатичный, чувствительный и восприимчивый человек, поэтому, конечно, в моменте эта история влияла. А вообще, сериал для меня, в первую очередь, про людей, а не про мистицизм. 

Но проект точно не простой. Он же ещё какой-то своей жизнью живёт. Его снимали четыре года! История, которую заложил сценарист, очень личная. А где история с большим личным подключением, там существует эгрегор. Если ты понимаешь, о чём я. И мы все под этим эгрегором работали. Там у людей дома трубы прорывало, у кого-то чего-то горело. Не с простой материей мы столкнулись. 

Тяжело ещё было держать внутреннее напряжение. Моя героиня всё время в этом состоянии. Помню, что во время съёмок в Карелии я очень плохо спала. Мне ничего не помогало: ни медитация, ни дыхательные практики. Знаешь, в какой-то момент мне даже показалось, что я вошла в изменённое состояние, где взаимодействовала с разными энергиями. И мне от неё было не очень хорошо. Потом я даже ездила на Алтай восстанавливаться.




Тебя можно напугать? И если да, то чем?




У меня есть одна история. В прошлом году я ездила на випассану, где во время медитации столкнулась с таким явлением, как деперсонализация, — это когда ты вдруг отделяешься от своего "я" и начинаешь наблюдать за собой со стороны. Любой практик похвалил бы меня за то, что я круто поработала и смогла встать в метапозицию по отношению к своему "я". Но если честно, ощущение разделения со своей душой — это очень страшно. Когда ты понимаешь, что есть ты, а есть ещё кто-то, кто наблюдает за тобой, а за ним наблюдает кто-то третий. Я очень долго не могла заземлиться. Но после этого опыта и пережитой клинической депрессии мне уже ничего не страшно.

Как бороться со страхом?




Я думаю, что с ним не надо бороться. Если речь идет о борьбе, то это уже заведомо провал. Со страхом надо дружить. Самое главное — понять, что страх возникает от незнания: мозг боится того, чего он не знает. Если ты находишь в себе страх, нужно просто начать его исследовать. В страхе есть огромный ресурс. Как и в той же самой агрессии. 

А если говорить про мистицизм? Ведь это вещи, которые мы часто не можем объяснить себе.



Безусловно. Ты знаешь, для меня мистицизм — есть неотъемлемая часть реальности, в которой мы все существуем. Понятно, что у него есть масса определений в разных культурах, но для меня это про изменённое состояние сознания. Глубокие переживания своего естества и воссоединения с высшим "я". Другой вопрос: как с этим обращаться, если ты боишься осознать себя за пределами своего тела и мозга? Идти в незнание, идти в себя — это очень большая работа. Это, правда, страшно. Поэтому многие люди, особенно с большим локусом контроля, предпочитают находиться в своих рамках, потому что это безопасно, комфортно.

Есть люди, которые любят смотреть триллеры, есть те, которые их производят. Как ты думаешь, почему люди погружают себя в условия этого жанра?



Мы все живём из состояний и ощущений. И мы всё делаем ради определённых ощущений. Препараты, алкоголь, сигарета, вещества — всё это мы используем для того, чтобы испытывать либо заглушать какие-то ощущения. То же самое с любителями поострее и погорячее, адреналинщиками, фанатами триллеров. По себе могу сказать, что я адреналиновый наркоман. И в "Снах Алисы" я по полной программе испытала весь спектр эмоций! Другое дело, как ты будешь потом с этим справляться.

Ты сказала, что сериал "Сны Алисы" для тебя про людей? Можешь объяснить, что именно ты имела в виду?



Да, верно, для меня он не про мистицизм, а про глубокую личную терапию. Во-первых, история взаимоотношений Алисы и её мамы очень перекликается с моей историей. А во-вторых, в процессе длительных съемок и своего взросления я столкнулась с вопросом "А кто я есть?". Особенно после деперсонализации на випассане. Я видела отражение в зеркале, но не понимала, кто передо мной стоит. Как будто с меня сошла тысяча слоев, которые я цепанула от своих родителей, социума. Собственно говоря, моя героиня проходит всё то же самое, только за более короткое время, чем я. Поэтому этот проект — очень глубокий, тонкий, сложный процесс движения к самому себе. 

Я точно уверена, что каждому человеку приходится сталкиваться с этим вопросом. И каждый обладает какой-то своей силой и даром. Просто мы боимся это признать. Боимся теневой стороны. Но осознав и приняв её, мы получаем доступ к огромному количеству ресурсов, энергии, и на самом деле мы способны стать творцами своей реальности, управлять энергией. Это всё может человек.


Пока ты говорила, я подумала о том, как легко для меня сериал "Сны Алисы" перешёл из жанра мистического триллера, формы темной материи, во что-то более реалистичное. А всё потому, что мы, по сути, деконструировали страх.  

У меня последний вопрос. Картина участвовала во многих европейских фестивалях и получила хорошие отзывы и награды. Что её выделяло среди других работ, как думаешь?


Во-первых, проект нишевый, артхаусный, что является большим его преимуществом, на мой взгляд. Это медленное, с определенным цветкорром (цветокоррекцией. — Прим. ред.), скандинавское кино, над которым надо думать. И мне очень интересно, как он будет принят в России. 

А во-вторых, исходя из того, каким был самый популярный вопрос журналистов, а он был о моих взаимоотношениях с мамой и социумом, видимо, сериал прошёлся по основным волнующим европейское сообщество темам: буллинг, самоосознание, эмоциональное состояние, позиция изгоя. Моя героиня Алиса действительно другая, она одиночка, не понимает свою мать, а мать не понимает её. И вот это всё им было очень интересно разобрать.  

Короче, нишевость и социальщина.



Сериал "Сны Алисы" стартует на платформе PREMIER 7 декабря.


Реклама. ООО Премьер. Инн 9702011190. 

{"width":391,"column_width":-2,"columns_n":10,"gutter":45,"line":20}
default
true
375
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: SuisseIntl; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}
Спецпроект

"Со страхом надо дружить". Алина Гвасалия о мистицизме, "Снах Алисы" и опыте съёмок в жанре триллера

erid:4CQwVszH9pWuKKXHiUq

16:46, 24 ноября 2023

Комменты 7

Аватар

Женщина, срочно выходите из роли, Вы меня пугаете.

M

Богомолов заинтригован (но все равно говорит жене, что он самый-самый умный мужчина в ее жизни)

Аватар

Очень интересно и доступно рассказала она и о своём опыте, и о сериале. Захотелось посмотреть. Тем более, картинки вообще огонь. Я сама такое во снах вижу.

Комментарий был удален

Аватар

Со страхом дружить, в нем ресурс? Ну то, что в нем ресурс, бесспорно, но со знаком минус !

Подождите...