В воскресенье на Первом канале стартует новое танцевальное шоу "Dance
Революция", в жюри которого будут
артист балета
Сергей Полунин, хореограф Алла Сигалова и певица
Вера Брежнева. Создатели шоу убеждают, что такого мы еще не видели, хотя удивить чем-то в
этом сегменте уже трудно, ведь формат танцевальных реалити довольно популярен
в последнее время.
Впрочем, чтобы по-настоящему оценить
отечественную хореографию, стоит не только включать телевизор, но и ходить на
современные постановки. В нашей сегодняшней подборке предлагаем вам
познакомиться с несколькими хореографами из России и СНГ, за которыми
интересно следить.
Владимир Варнава
Бесспорно, это один из самых известных современных российских хореографов. Искусством танца Варнава был очарован еще в детстве: в возрасте пяти лет он увидел выступление Майкла Джексона. Так как балетной школы в его родном Кургане не было, заниматься Варнава начал в детском театре современного танца. Тяга к искусству была так велика, что после окончания девятого класса Владимир отправился вслед за своими преподавателями в Ханты-Мансийск, где продолжил свое обучение.
У Варнавы вполне удачно могла сложиться и танцевальная карьера, о которой он, по собственному признанию, мечтал гораздо больше, но в какой-то момент художественный руководитель музыкального театра в Петрозаводске, где тогда работал Варнава, предложил ему попробовать себя и в роли балетмейстера.
Боевое крещение Владимир прошел в 2011 году, когда ему пришлось заменить финского хореографа, который должен был ставить в театре балет "Пульчинелла". Эта работа стала балетмейстерским дебютом Варнавы.
После этого он получил предложение поработать в Мариинском театре. В 2017 году постановка "Петрушка" принесла Владимиру победу на фестивале Дианы Вишневой Context, после чего он стажировался в труппе Каролин Карлсон во Франции. Сегодня Варнава много работает и в России, и за рубежом. Но его мечтой остается создание государственного театра современного танца в Санкт-Петербурге.
Я как хореограф сейчас ощущаю нехватку танцовщиков современного танца, в основном сталкиваюсь с недоученными балетными танцовщиками. Где-то учат на культурного деятеля, где-то на хореографа, где-то на народника, но мало где идет упор именно на современный танец,
— говорил Варнава в одном из интервью.
Хореография Варнавы всегда очень экспрессивна, очень графична, а движения выглядят порой резкими, рваными.
Владимир хорошо знаком и широкой публике: он сотрудничал с Чулпан Хаматовой и Театром наций (с Чулпан он сделал спектакль "УтроВечер", а в Театре наций отвечал за хореографию спектакля Максима Диденко "Цирк" с Ингеборгой Дапкунайте), дружит со скандально известным Сергеем Полуниным, был постановщиком балета "Айседора" для всемирно известной балерины Натальи Осиповой.
Но несмотря на явно большую, чем у других хореографов, публичность, главным в жизни Варнавы все-таки остается танец, а не светская жизнь.
Константин Кейхель
В 2010 году Константин Кейхель окончил Челябинский педагогический университет по специальности "педагог-хореограф" и в том же году стал лауреатом конкурса балетмейстеров "Вдохновение XXI века" в Калининграде и конкурса "Альтернатива" в Санкт-Петербурге.
После Кейхель окончил магистратуру Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, делал постановки со студентами, а также создал собственную компанию современного танца "Акведук". Сегодня Константин работает не только как постановщик, но и как педагог: преподает современный танец в Академии танца Бориса Эйфмана. Его хореография всегда размашиста, с большой амплитудой движения.
Танцами Константин занимался с детства — в студию в родном Нижнем Тагиле он пришел в шесть лет и там же получил весьма разностороннюю подготовку: танцевал и народные танцы, и эстраду, и джаз.
В начале своей хореографической деятельности Кейхель подумывал уехать танцевать в Европу, но в итоге остался в России. Не хотелось надолго расставаться с женой, а также перевесила все-таки тяга именно к созданию постановок, а не участию в них.
Танцевать хореографию как таковую я не очень люблю. Я могу это делать, но процесс постановки гораздо интереснее,
— признается Константин.
Постановка Abandoned House
В портфолио Кейхеля — работы в разных театрах России, в том числе в Театре балета им. Л. Якобсона, пермском театре балета Евгения Панфилова, Екатеринбургском театре оперы и балета. В московском театре "Новый балет" он создал спектакли "Зимняя роза" на музыку Антонио Вивальди и "Унесенные" на музыку Джованни Соллимы и Йозефа Гайдна в переложении Константина Чистякова. В Большом театре в рамках молодежной программы "Лица" представил постановки "Комната ожиданий" и "Остров". В Мариинском театре в 2018 году поставил одноактный балет "Времена года" на музыку Александра Глазунова.
Я считаю, что самое важное, что должно быть у человека, — любознательность. Понятно, что нельзя объять необъятное... Но ведь это прекрасно, когда, приходя на спектакль современной хореографии, ты видишь историю и понимаешь, что в ней есть часть тебя, твоего мира. Для меня самое главное — это когда на спектакле ты получаешь какое-то магическое ощущение действа, происходящего на сцене. Волшебство, или как угодно это можно назвать: когда не хочется ничего говорить, хочется просто вдохнуть, взлететь куда-то,
— говорит о своей работе Константин.
Эрнест Нургали
Эрнест Нургали — хореограф и руководитель танцевальной компании Nurgali Dance Company, а также педагог по современному танцу и хореограф Студии Дианы Вишневой Context Pro. В 2018 году он и сам участвовал в конкурсе фестиваля российской балерины, где стал финалистом образовательной программы Mind and Movement (победа тогда досталась Павлу Глухову).
Эрнест с отличием окончил Тюменский колледж искусств по специальности "артист драматического театра и кино", поэтому в творчестве ему близки и жанр перформанса, и работа в драматическом театре.
Есть у Нургали и диплом по специальности "режиссер балета", который он получил в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Он также много стажировался за границей.
Хореография Нургали часто очень "вязкая" — плавные движения танцоров погружают зрителя в почти гипнотическое состояние.
Среди недавних заметных премьер Нургали — балет "Лес" на музыку Глеба Колядина, премьера которого состоялась в рамках Студии Дианы Вишневой в декабре 2019 года, а также спектакль "Глитч".
Это мой личный дневник, о котором захотелось прокричать, прошептать. Историй в нем много. Они приходят из снов, страхов, моей безмерной любви, из гнева и отчаяния, дружбы, общения с людьми, из отчуждения. Красота в нем разная: и созерцательная, и пугающая, манящая и гипнотическая. Из всего этого мы сотворили что-то очень особенное, во что каждый из создателей спектакля вложил свою душу,
— представил свою новую работу публике Нургали.
Дмитрий Масленников
Дмитрий Масленников несколько отличается от вышеперечисленных хореографов. Профессиональную известность ему принесли не фестивали современной хореографии, а телевизионный проект "Танцы на ТНТ". С первых же конкурсных этапов Масленников обратил на себя внимание своей манерой танца, которую считают очень эмоциональной и интеллектуальной, — его творчество называют "умными танцами".
Начинал заниматься танцами Дмитрий еще на Украине (он родился в Донецкой области и вырос в Крыму), современный танец затем изучал в Киевском университете культуры. На Украине же Масленников впервые попробовал свои силы в телевизионном танцевальном шоу "Танцуют все": в двух сезонах он участвовал в качестве конкурсанта, а вот третий раз появился уже в качестве хореографа.
Этот талант в нем быстро рассмотрели и наставники шоу "Танцы на ТНТ". Ему даже выпал шанс станцевать сольный номер (обычно участники выступали парами), который он сам же и поставил. Впоследствии Масленников сам стал одним из педагогов-хореографов на шоу.
Танцы Масленникова — это всегда оголенный нерв: создается впечатление, что в нем задействована буквально каждая клеточка тела, а направление движения подчас меняется так резко, что, кажется, где-то тихонько покачиваются законы физики. При этом Дмитрий ловко миксует классические балетные прыжки с техникой модерна.
Сегодня он работает как балетмейстер, проводит мастер-классы для молодых танцовщиков, а также курирует собственные проекты DOM Dance Theatre и "Танцевальная лаборатория Димы Масленникова". Он также является хореографом мюзиклов "Летучий корабль", "Джумео" и "Чайка".
Максим Петров
Пока некоторые хореографы начинают свой путь с маленьких сцен, Максим Петров в 21 год уже получил в свое распоряжение сцену Мариинского театра. Петров получил классическое образование в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, но стремительная карьера танцовщика у него не задалась.
В первый рабочий день я пришел в театр, и все новые артисты труппы отправились разучивать роли, а меня послали сразу на сцену — стоять полтора часа с копьем во время оперного спектакля,
— вспоминал Максим в интервью изданию "Собака".
Максим Петров
Год он фактически проработал в мимансе, в свободное время разучивая репертуар театра и по случаю подменяя артистов кордебалета, пока не набрался смелости и не пошел говорить с руководителем балетной труппы. После этого Петрова перевели в кордебалет — сольных партий в его репертуаре не появилась, но инициативность молодого танцовщика окупилась другим образом.
В театре Максим поделился своим замыслом поставить балет Cinéma на музыку Эрика Сати, с которым он хотел участвовать в Творческой мастерской молодых хореографов. Танцовщику разрешили постановку.
Будучи сам классическим танцовщиком, в своих постановках Петров стремится соблюсти четкий рисунок танца и наполнить постановку эффектными групповыми номерами.
Если бы у меня не получилось начать заниматься хореографией здесь, в Мариинском театре, я все равно пытался бы пробовать себя в качестве постановщика, но путь мой был бы в десять раз более тернистым,
— признавался он.
Сегодня Петров — один из самых известных хореографов на российской сцене, в чьем портфолио довольно громкие проекты. Например, балет "Мечтатели", который он создал вместе с Владимиром Варнавой и Ильей Живым на музыку Daft Punk. Работает Максим и за рубежом — в 2018 году как хореограф дебютировал в Балете Атланты постановкой Сoncerto Armonico на музыку Александра Черепнина.
Лилия Бурдинская
"Лилия Бурдинская из поколения молодых хореографов, формирующих реальность российского современного танца", — так пишут о хореографе критики.
Лилия училась в школе классического балета им. Николая Легата и лондонской школе современного танца The Place, лауреат Гран-при фестиваля "Context. Диана Вишнева" за постановку Forest. У Бурдинской есть своя танцевальная компания, кроме того, она является основательницей Центра современного танца ByeBye Ballet.
Ее авторский почерк узнаваем: это и специфические движения, требующие от артистов особой физической подготовки, и синтез самых разных искусств на сцене. В постановках используются голос (тексты Бурдинская, кстати, часто пишет сама), музыка, видеопроекции.
Именно в современном танце я нашла тот отклик моего внутреннего мира. Я вот иногда говорю, что без танца, именно этого танца, я была бы глухонемая, потому что через него я действительно говорю. Там я развиваю свой язык, и я чувствую, что этот язык разделяется еще другими танцовщиками. Поэтому для меня современный танец — это собеседник и современник зрителя,
— говорит о своей работе Лилия.
Одной из нашумевших и впечатливших зрителя постановок стала "Офелия в бинтах", где хореограф постаралась раскрыть шекспировскую героиню с разных сторон. Еще одна заметная работа Бурдинской — спектакль "Распад атома" с участием Алисы Хазановой, который был показан в рамках Дягилевского фестиваля. А по личному приглашению Теодора Курентзиса она поставила одноактный балет с восемью певцами "Узел" на сцене Пермского театра оперы и балета.
Екатерина Решетникова
Екатерина Решетникова — имя, также хорошо знакомое тем, кто больше следит за танцевальным искусством по телевизору, а не на театральных площадках. Широкую известность она получила благодаря проекту "Танцы на ТНТ", где была одним из педагогов-хореографов в команде Мигеля.
Но свою карьеру в телепроектах Екатерина начала строить еще раньше: она участвовала в проекте "Звезда танцпола" на MTV (победа ей не досталась, зато она получила приглашение в коллектив Сергея Мандрика Street Jazz), а также являлась педагогом-репетитором на шоу "Фабрика звезд — 6".
Решетникова много работает с отечественными артистами, ставя танцы в клипах и для эстрадных номеров. Так, она была хореографом группы "Серебро", Бьянки, Елки, Елены Темниковой и других. Вместе с Гариком Рудником Решетникова также была режиссером-постановщиком шоу Ляйсан Утяшевой Bolero. Екатерина также активно преподает, в том числе и для детских групп.
Ее хореография близка к уличным стилям вроде хип-хопа с легким эстрадным глянцем, который придает выступлениям зрелищности.
Ольга Лабовкина
Ольга Лабовкина в 2002 году окончила Гродненский государственный колледж искусств по специальности "хореографическое искусство", а в 2013 году — магистратуру Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Свою танцевальную карьеру Ольга начинала в группе современной хореографии "Тад" при Гродненской областной филармонии.
В 2008 году Ольга создала театр танца Karakuli в Минске. Труппу приглашали на выступления в Швецию и Италию, кроме того, спектакли театра были показаны в рамках фестиваля "Золотая маска". В 2018 году группа распалась.
Я была выжата. Я занималась всем: и хореографией, и организацией, и танцем. В какой-то момент я поняла, что это перебор,
— рассказывала Ольга в интервью немецкой газете Giessener Allgemeine.
Стиль Лабовкиной похож на своеобразный эффект домино: последовательные движения танцоров, следующие друг за другом, "сцепляются" в единое полотно танца.
Сегодня Лабовкина работает в качестве независимого хореографа с разными коллективами. В конце прошлого года в Германии состоялось сразу несколько премьер: Ольга выступила хореографом-постановщиком спектакля Jagen в Гиссене.
Ольга Васильева
Ольга Васильева училась на отделении хореографии Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, а также окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой по специальности "балетмейстер". Карьерным трамплином для нее также стал фестиваль современной хореографии Дианы Вишневой, где в 2016 году Ольга получила Гран-при.
Победа позволила ей пройти стажировку в Израиле в школе Maslool Professional Dance Program в Тель-Авиве. В качестве танцовщицы Ольга принимала участие в постановке Лилии Бурдинской Forest, а также танцевала дуэт с Владимиром Варнавой в фильме Анны Кучерявой "Сад".
Сегодня Васильева больше сосредоточена именно на работе постановщиком, хотя иногда подменяет танцовщиц в своих собственных постановках. Например, во время гастролей с балетом The Room в Голландии в 2017 году она исполнила партию, которую изначально исполняла Полина Митряшина.
В ее хореографии смешиваются самые разные виды движений: тут можно увидеть не только разученные па, но и спортивные прыжки, и какие-то по-бытовому неловкие жесты.
На мой взгляд, сложно соединять постановочную деятельность и исполнительскую. Преклоняюсь перед теми, кому удается,
— говорила она в интервью Harper's Bazaar.
В рамках творческих лабораторий молодых хореографов Мариинского театра Ольга создала постановки "Многословность" на музыку Нильса Фрама и Макса Рихтера, "Фламинго" на музыку П. И. Чайковского, а также поставила спектакль "Мы" для танцевальной труппы Воронежского Камерного театра.
Софья Гайдукова
Софья Гайдукова хорошо известна и как танцовщица, и как постановщик. 14 лет она была солисткой театра "Балет Москва". В отличие от многих артистов, чьи семьи совершенно не были связаны с миром искусства, Софья из балетной семьи — она внучка знаменитой балерины Софьи Николаевны Головкиной.
Гайдукова с отличием окончила Московскую государственную академию хореографии (училась она, кстати, в одном классе с Анастасией Винокур и Екатериной Крысановой). Директором в тот период была ее бабушка, но от любого шлейфа знаменитого родства и приставки "внучка Головкиной" Софья, кажется, стремилась избавиться, хотя и честно говорила, что без протекции бабушки не обошлось.
Видимо, меня взяли по блату. И медкомиссию я тоже не прошла, потому что пальцы на ногах у меня были не того размера. У меня второй, третий и четвертый — одинаковой длины. Это плоскостопие развивает, вроде так говорили. В общем, каким-то образом, не знаю (хотя, конечно, знаю) я попала в училище,
— вспоминала Софья свое поступление в интервью сайту No fixed points.
В итоге можно сказать, что ей, в общем-то, удалось доказать то, что она в мире балета — самостоятельная единица. В 2017 году Гайдукова ушла из "Балета Москвы" — точнее, с ней просто не продлили контракт. Зато у танцовщицы появилось время вплотную заняться современным танцем, которым она увлеклась.
Как постановщик она стала работать в паре с Константином Матулевским — их спектакль был номинирован на "Золотую маску". Вместе ставить они начали еще на сцене театра "Балет Москва" и продолжают вместе работать сегодня. В прошлом году они поставили "ИшТаб" — танцевальный спектакль с куклами.
Хореография Гайдуковой и Матулевского всегда довольно интенсивна, а задействованы оказываются все плоскости: танцуют не только стоя на ногах, но и лежа на сцене.
С 2011 года Софья также преподает современный и сценический танец на балетмейстерском, режиссерском и актерском факультетах ГИТИСа.
А вам интересна современная хореография?
Источники: Instagram
Теги: новости, развлечения
Негрустный дэнс: 10 классных современных хореографов
14:00, 9 февраля 2020
Комменты 10
А Брежнева хореограф или балерина или у неё танцевальное прошлое. Сидит только рот открывает и все. Она в жюри каким боком. Ведущая просто ужас, с таким говором, где же её откопали. Им обеим нужен педагог по технике речи как героине из фильма Карнавал.
Комментарий был удален
Не в обиду, но искусством я считаю только балет. Со стороны эти современные танцы похоже, что спиной нерв защемило или бесов изгоняет.
После просмотра видео поняла что современные танцы вообще не моё.
Не в обиду этим юным дарованиям, но... такую хореографию я видела у Альберто Алонсо ещё в тысяча девятьсот лохматом году.