Сегодня, 5 ноября, исполнилось бы 85 лет Кире Муратовой. В фильмографии режиссера не так уж много фильмов — около 20, но среди них есть те, которые сейчас называют шедеврами и классикой отечественного кинематографа. Работы Муратовой всегда отличались от большинства фильмов ее коллег. Она не боялась экспериментировать, снимать неоднозначное, артхаусное кино, которое часто не вписывалось в привычные рамки. Тем не менее сниматься у нее считали удачей такие звезды, как Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Нина Русланова… До своего юбилея Муратова не дожила: в июне прошлого года ее не стало. Режиссер скончалась после долгой болезни в Одессе, где она жила и снимала кино еще с начала 1960-х годов. Вспоминаем самые яркие работы Киры Георгиевны.

Кира Муратова


Кира Муратова

"Короткие встречи"

Вышедший в 1967 году фильм с Владимиром Высоцким и Ниной Руслановой — первая самостоятельно снятая работа Муратовой. Речь в ней идет о любовном треугольнике с участием мужественного геолога в исполнении Высоцкого. Кстати, жену главного героя сыграла сама Муратова, которой на тот момент было 33 года, и это ее единственная большая актерская работа. Уже утвержденная на эту роль актриса не смогла сниматься из-за проблем со здоровьем, и режиссер решила заменить ее самостоятельно. В ленте появляются и непрофессиональные актеры, занятые в эпизодических ролях. Широкий показ фильма начался только через 20 лет после премьеры (поначалу фильм показывали лишь в киноклубах и маленьких кинозалах).

Кадр из фильма


Кадр из фильма "Короткие встречи"

"Астенический синдром"

"Шедевр пессимизма" — так называли вышедшую в конце 1980-х драму Муратовой "Астенический синдром". Лента шокировала публику звучащими с экрана нецензурными выражениями — такого в советском кино еще никогда не слышали. Кинокартина, состоявшая из двух частей — цветной и черно-белой, наполнена тяжелыми психологическими сценами в сумасшедшем доме, на живодерне и в прочих невеселых обстоятельствах. Муратова экспериментирует с формой: когда заканчивается первая, черно-белая часть картины, зрителя переносят в зал кинотеатра, и оказывается, что вся показанная история была всего лишь "фильмом в фильме". А далее начинается сюжет с участием одного из зрителей того самого кинотеатра — человека, страдающего астеническим синдромом, то есть засыпающего в самых неподходящих местах и ситуациях.

Фильм был выпущен в ограниченный прокат, но добился успеха: на Берлинском фестивале 1990 года заслужил "Серебряного медведя", в том же году получил "Нику" в номинации "Лучший игровой фильм".

Кадр из фильма


Кадр из фильма "Астенический синдром"

"Три истории"

Три новеллы, объединенные темой убийства, легли в основу фильма 1997 года "Три истории". Сценарий каждой истории Кира Муратова попросила написать своих друзей из мира кино: автором сценария одной из новелл — "Офелия" — стала Рената Литвинова. Она же сыграла в ней и главную роль — работницу роддома, убивающую женщину, которая отказалась от своего ребенка.

В "Трех историях" также снимались Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Иван Охлобыстин и другие. Надо сказать, что Литвинова была любимицей и хорошей подругой Муратовой. Рената снялась в шести лентах режиссера и называла Киру Георгиевну своим учителем и "главным человеком кино".

Кадр из фильма


Кадр из фильма "Три истории"

"Второстепенные люди"

Черный юмор в духе Киры Муратовой: главная героиня ее ленты 2001 года разгуливает по городу с чемоданом, в котором спрятан труп случайно убитого приятеля. Другие персонажи — такие же "второстепенные люди", которые ничего толком не умеют и все делают невпопад, но в этом-то и есть их прелесть.

В кадре творится что-то немыслимое: мертвые воскресают, герои то и дело начинают петь и танцевать. В этой ленте сыграли звезды комедийной программы "Маски-шоу" Наталья Бузько и Георгий Делиев, которых Муратова не раз снимала в своих фильмах.

Кадр из фильма


Кадр из фильма "Второстепенные люди"

"Настройщик"

В фильме 2004 года "Настройщик" центральную женскую роль Муратова снова доверила Ренате Литвиновой. Главного героя — настройщика роялей, возлюбленного героини Литвиновой — сыграл Георгий Делиев. Лента основана на мемуарах знаменитого сыщика царской эпохи Аркадия Кошко — лучшего следователя мира по версии конгресса криминалистов 1913 года. Герой Делиева ради того, чтобы обеспечить красивую жизнь своей избраннице, решается нарушить закон, а именно — продумывает ограбление двух своих пожилых приятельниц.

Интересно, что в "Настройщике" Муратова впервые показала сцену поцелуя. По словам режиссера, она ни разу не видела в кино поцелуя, который бы ей понравился, поэтому решила снять его сама.

Критики называли черно-белую криминальную ленту "самым уравновешенным и самым безупречным фильмом Муратовой после "Коротких встреч". Он был представлен во внеконкурсной программе 61-го Венецианского кинофестиваля. Сама создательница относила этот фильм к своим "салонным и абсолютно поверхностным" работам, которые в ее фильмографии чередовались с "шедеврами пессимизма".

Кадр из фильма


Кадр из фильма "Настройщик"

Источники: Gettyimages.ru/Кадры из фильмов

Подпишитесь на наш

Памяти Киры Муратовой: 5 самых ярких фильмов режиссера

22:00, 5 ноября 2019

Комменты 11

Комментарий был удален

Аватар

Настройщик...один из любимых фильмов

C

Один из самых любимых моих фильмов не у нее, а вообще - "Долгие проводы". А про Ренату Литвинову неплохо бы было упомянуть, что мы обязаны Кире Муратовой вообще ее появлением. Очень теплый фильм про нее вышел на днях на канале "Культура".

Аватар

Люблю ее Короткие встречи. Очень трогательный фильм. Надо пересмотреть

Аватар

Редакция, спасибо за статью о Кире Муратовой! Она прекрасна и гениальна, преклоняюсь! Какая тяжелая судьба у многих прекрасных режиссеров эпохи СССР...

Подождите...