Фильм Карена Шахназарова "Курьер" — один из знаковых в перестроечном
кинематографе. Для зрителей в 80-х (особенно молодых) он стал своеобразным
манифестом с близкими и понятными героями, для зрителей современных — это
настоящая энциклопедия моды в позднем СССР, а для некоторых дизайнеров лента
стала и источником вдохновения.
Если развесить кадры из фильма на
стене, получившаяся композиция вполне сойдет за мудборд в ателье Гоши
Рубчинского. SPLETNIK.RU предлагает вспомнить, чем фильм "Курьер" пленял в
80-х и почему актуален сегодня.
Афиша фильма "Курьер"
Повесть Карена Шахназарова "Курьер" была напечатана в 1982 году и явно слегка опережает свое время. Со смертью Брежнева заканчивается эпоха застоя, но до глобальных тектонических сдвигов еще далеко — секретарем ЦК КПСС становится экс-глава КГБ Юрий Андропов, идеология коммунизма еще связывает огромную страну невидимыми нитями, но по швам уже трещит.
Анастасия Немоляева и Федор Дунаевский в фильме "Курьер"
Главного героя повести Ивана посчитали персонажем совершенно далеким от социалистических ценностей и добро на экранизацию не дали, хотя желающих среди молодых режиссеров было немало. Впрочем, может, оно и к лучшему: "Курьер" дождался гораздо более актуального для себя времени, перестроечного 1986 года, когда у власти уже был Михаил Горбачев, а в режиссерское кресло в итоге сел сам автор — Карен Шахназаров.
Фильм примечателен не только вечной темой отцов и детей, но и тем, что одежда героев выступает здесь как драматургическая деталь, без слов дающая нам, пожалуй, лучшую характеристику героев. Глядя на гардероб персонажей, сразу можно разобраться, кто есть кто и из какого класса (и речь, конечно, не о школе).
Александр Панкратов-Черный и Светлана Крючкова
Студентка МГУ и профессорская дочка Катя в исполнении Анастасии Немоляевой — типичная представительница, как бы сейчас сказали, золотой молодежи. Престижный вуз, интеллигентная (читай, по советским меркам, элитная семья) и полная оторванность от "народной жизни", которая в итоге и не дает ей по-настоящему сойтись и подружиться с Иваном.
Один из ярких эпизодов в фильме — это появление Кати в фирменном спортивном костюме adidas, который в те времена не то что было просто не в состоянии себе позволить, но и для начала в принципе достать. Это потом "спортивки" перейдут в разряд униформы для криминальных элементов в суровые 90-е, переживут велюровое недоразумение в нулевых и вернутся к статусу must have в 2010-е вместе с трендом на спортшик.
Кадр из фильма "Курьер"
Заграничные вещи в СССР — показатель особого статуса. Глядя на такой наряд героини, можно сразу предположить, что вряд ли она в чем-то нуждается и уж тем более имеет представление о жизни от зарплаты до зарплаты и охоте за бананами и синей курицей, которую "выбросили" в продмаге за углом. В образе Кати с этой "фирмОй" и модными кроссовками, таким образом, воплощается и вся привилегированная верхушка советского общества.
Другой класс представляют герои из старшего поколения. И тут дело даже не в типичных костюмах и неприглядных платьях, а в одной яркой детали, которая объединяет все эти образы: на фоне серо-коричневых нарядов, как костры давно забытой революции, развеваются красные детали — блузка новой возлюбленной отца Ивана, его красный галстук, платье мамы в исполнении Инны Чуриковой, футболка отца Кати (эту роль сыграл Олег Басилашвили).
Андрей Вертоградов в роли отца Ивана и Федор Дунаевский в роли Ивана
Олег Басилашвили
Главный цвет коммунизма — красный, который обычно символизирует решимость и уверенность, здесь словно синоним растерянности, которую родители испытывают, глядя на своих детей.
Инна Чурикова и Федор Дунаевский
Примечательно, что красный присутствует и в молодежном гардеробе — например, брюки танцоров брейк-данса или скейт Базина, — но тут как раз и происходит столкновение поколений. Пока взрослые еще (в буквальном смысле) повязывают красный галстук, для подростков это уже просто яркий модный цвет, чтобы выделиться.
Федор Дунаевский и Владимир Смирнов
Ну и наконец сам Иван — в его клетчатых рубашках, растянутых свитерах и темных куртках. Его гардероб на протяжении всего фильма не отличается разнообразием и полностью отображает вид типичного советского человека, который далек и от магазина "Березка", и от толкучек спекулянтов.
Правдоподобию Шахназаров вообще уделил в фильме особое внимание: это касается и подбора актеров, и подбора вещей для съемок.
Так, танцоров брейк-данса и актера на роль Базина режиссер нашел в местном отделении милиции. Танцоров собрали среди местной шпаны, а Владимира Смирнова нашли среди задержанных за уличную драку.
В лучших традициях новой волны и неореализма Шахназаров активно задействовал непрофессиональных актеров и в главных ролях: Анастасия Немоляева была дочерью оператора и сначала иногда подавала реплики другим актерам во время проб, а Федор Дунаевский, сыгравший Ивана, был ее бывшим одноклассником.
Немало времени в фильме посвятили и субкультурам. В финальный монтаж вошли полноценные сцены с танцевальными баттлами во дворе спальных районов. Это во многом сказалось и на успехе картины в прокате (за год фильм посмотрело около 50 миллионов человек) — "Курьер" стал первым советским фильмом, в котором показали брейк-данс. Привлекала зрителей и звучащая в картине западная музыка.
Немало трудностей было, конечно, и с подбором модных вещей для главной героини. Так, красно-черное платье для свидания с Иваном взяли из гардероба супруги Карена Шахназарова, а коричневый свитер для съемок одолжила знакомая оператора, которая привезла его из Франции.
Поскольку мода циклична, то и образы из этого фильма в какой-то момент снова вернулись на подиум. Тут, конечно, стоит упомянуть коллекции Гоши Рубчинского, который всю стилистику своего бренда создал на дворовой культуре — студенты ПТУ с окраин из "Курьера" вполне могли бы стать лицом марки.
Модель на показе Гоши Рубчинского
И хотя в фильме главной модницей, конечно, является сама Катя, сегодня кое-какие идеи можно позаимствовать и у Ивана. Например, панамы сейчас — один из самых трендовых головных уборов, их носят все главные кумиры молодежи — от Дуа Липы до Билли Айлиш.
Источники: Кадры из фильма
КиноМода: стиль перестройки и субкультуры 80-х в фильме "Курьер"
12:00, 21 июля 2019
Комменты 71
Помню, серый свитер героини, в котором здесь на картинке она угощает Ивана на кухне, меня потряс! Это была хрустальная мечта моей юности, нереализованная))))) Валик на шее, какие-то аппликации с бусинками на груди и рукавах... умереть, не встать! Мне отец читал отрывки этой повести - вот это был праздник! Она очень смешная... много эпизодов в фильм не вошли. А заканчивается фильм, этого никто не помнит и этим он меня потряс, тем, что на дрыгание молодежи под ту техномузыку смотрит явно вернувшийся с Афгана боец.... И в его взгляде уже можно прочесть все, что ждало нашу страну после... жалко всех очень были дети неразумные, которым хотелось модной одежды и раскованных отношений, а не это вот все
Удивитесь, но я посмотрена этот фильм первый раз в прошлом году))) Реально о нем не знала, хотя в свое время фильмы той эпохи смотрела ("Плюмбум", "Авария", "Интердевочка" - ну, все, что показывали). Посмотрела на одном дыхании, потом пересматривала, вошел в список любимых. Но главный герой почему-то вызывает отвращение, наверное, потому, что была знакома с его копией по поведению. Остальные герои тоже там положительностью не блещут, но он жуть невоспитанный, хам, любые чувства в нем напрочь отбиты. Почему-то даже Руслан ("Плюмбум") вызывал больше симпатии, хотя родного отца сдавал ментам. Сыграно ими всеми гениально, безусловно, но вот такое впечатление осталось.
Этот коричневый свитер помню до сих пор. Актриса казалась какой-то безжизненной, теперь понятно, почему. А фильм, в общем, классный. Тогда был очень необычным, бомбовым. Как и Асса Соловьева чуть позже
интересная статья, спасибо. Фильм прошел мимо меня, наверное, или не помню. Буду смотреть!
Я каждый день смотрю телевизор и уверяю вас, что очень хорошо знаю нашу молодежь (с)