Ей посвящал стихи Николай Гумилев, Пабло Пикассо писал ее портреты, а парфюмеры французского дома Guerlain выпустили в ее честь аромат, который впоследствии стал бестселлером. SPLETNIK.RU рассказывает о Садаякко — самой известной японской гейше, а также актрисе и танцовщице.
Америка научила меня тому, что естественность — это главное искусство, — сказала танцовщица, актриса и гейша Садаякко в интервью американскому изданию Dramatic Mirror в 1906 году.
Именно тогда она вернулась в свою родную Японию после трехлетнего путешествия
по Штатам и Европе.
В Японии мы рисуем наши лица как картинку: рисуем
маленькие тонкие брови, губы красим красным, сильно пудрим лицо. Американцы
говорили, что тем самым мы становимся похожи на мертвецов, а не на живых
женщин. В каком-то смысле они правы, — добавляла она.

Садаякко колесила по Японии около трех лет, но влияние, которое она оказала на
западные представления о красоте, танцах и косметике, было колоссальным.
Я в долгу перед Америкой. Эта поездка многому научила меня, — говорила
актриса.
Но Садаякко не только училась сама, но и учила других. С нее брали пример
ведущие американские и европейские актрисы и хореографы того времени: все, от
Сары Бернар до Эллен Терри и Айседоры Дункан, были в восторге от ее уникальной
красоты и умения преображаться с помощью макияжа.

Садаякко родилась в богатой семье. Она была двенадцатым ребенком в семье торговца, ее дед был известным помощником судьи. В четырехлетнем возрасте, когда ее семья разорилась из-за начавшейся в период Мэйдзи инфляции, девочку удочерила владелица дома гейш Хамата-я. Этот трагический поворот судьбы привел к тому, что Садаякко стала одной из самых знаменитых гейш в ее родной стране. Но об этом чуть позже.
Владелица дома гейш послала ее обучаться грамоте (что по тем временам было большой редкостью), она тайно посещала уроки дзюдо, верховой езды и игры в бильярд. В 1886 году ее выкупил тогдашний премьер-министр Ито Хиробуми. По слухам, именно ради него она хранила девственность до 15 лет (сегодняшние гейши больше не практикуют эту традицию, отчасти изменилось представление о гейшах как о "падших женщинах"). Примерно в то же время она стала исполнять свои первые роли в театре кабуки, что тоже было новаторским для того времени, ведь в театре тогда играли исключительно мужчины, женщинам же на одной с ними сцене находиться было запрещено.

Садаяяко. Автор — художник Руперт Банни
Амбициозная Садаякко была представительницей нового поколения японских женщин, которые получили образование, а также занимались верховой ездой, играли в бильярд (традиционно считавшийся "мужским" занятием) и выступали на сцене.

На рисунке Рамона Касаса, в европейском костюме
Садаякко стала в какой-то степени иконой в мире красоты и моды. Она выпустила свою собственную линию косметики, вдохновленную цветовой палитрой гейши. Микс из красного, белого и черного цветов до сих пор доминирует в рекламных кампаниях японских косметических брендов, таких, как Shiseido и SK-II. Французский дом Guerlain выпустил аромат Yacco в знак уважения к ней. А чтобы купить кимоно ее дизайна, представленные в бутике недалеко от Оперы Гарнье в Париже, люди записывались в очередь.
В 1899 году ее труппа стала первым японским театральным коллективом, выехавшим за пределы страны: первоначально актеры посетили Сан-Франциско, затем Чикаго и Нью-Йорк, в 1900 году выступали в Париже на Всемирной выставке.
Когда Садаякко появилась в 1900 году в Париже, то это было изумительным откровением для большинства парижан. Откровение было тем приятнее, что искусство Садаякко представляло великолепный контраст с безобразными глупыми зрелищами Всемирной выставки. Японская актриса превозносилась до небес, для нее переводили "Даму с камелиями", ее сравнивали с Дузе, и счастливая и обогащенная, она вернулась на свой цветущий архипелаг, — писал о ней тогда театральный критик Владимир Лачинов в "Очерке японского театра".

Садаякко. Автор — Пабло Пикассо
Впервые во Франции выступила японская театральная труппа, причем с таким триумфом. Одна из немногих оставшихся фотографий Садаякко была сделана Пабло Пикассо. Композитор Клод Дебюсси черпал вдохновение в образе Садаякко при написании музыки. Он не раз бывал на ее выступлениях в Милане. Во время японизма (направление в европейском искусстве XIX столетия) Садаякко была кумиром и музой для французских художников.

Работа Пабло Пикассо
Модные критики говорят, что именно щедро украшенные кимоно Садаякко
предзнаменовали тренд на французскую моду с японским акцентом, который
подхватили многие дизайнеры, среди них был и Кристиан Диор (вспомним его
коллекцию 1950-х годов, вдохновленную самураями). Впрочем, современные кутюрье
тоже нередко посвящают свои коллекции Японии. Так, круизная коллекция Louis
Vuitton 2018 года вызывает ассоциации с миром самураев, метафорическими
гравюрами, церемониальными одеяниями, униформой для занятия боевыми
искусствами, кинодрамами Куросавы и фильмами Такеши Китано. Николя Жескьер не
просто так провел показ в Киото.

Искусство макияжа
Садаякко можно назвать хамелеоном: она чувствовала себя комфортно как в
одеянии гейши, так и в нарядах своих героинь на сцене театра, например в
одеянии шекспировской Офелии, отвергнутой возлюбленной Гамлета, которая
утонула в плачущем ручье. Чтобы подчеркнуть трагичную судьбу своего персонажа,
она могла сделать минималистичный макияж: лишь накрасить глаза тушью.
Японское
искусство — перевоплотиться в куклу. На американской сцене мы должны показать
себя как живую женщину, — говорила она в интервью.
Идеальный тон лица она создавала с помощью рисовой пудры, нанося его толстым белым слоем вплоть до шеи. Тональный крем был нанесен поверх смеси базового слоя из воска и масла ромашки, которую разогревали руками и использовали для приглаживания пуховых волос на лице. Вместо подводки, карандаша для бровей и туши использовали обычный уголь.
Когда Садаякко вернулась в Японию в 1901 году, она стала звездой, которую ее современники считали примером современной свободной женщины (сейчас бы мы сказали — феминисткой). Семь лет спустя она открыла первую театральную школу для женщин. А история ее жизни была пересказана Лесли Даунером в книге "Мадам Садаякко: гейша, которая околдовала Запад".

Старость
В 1912 году, через год после смерти своего мужа, театрального актера и активиста движения за свободу и народные права Каваками Отодзиро, она стала любовницей Фукудзавы Момосукэ (он был официально женат). В сентябре 1917 года решила завершить карьеру на сцене и превратила свой дом в музей. В 1933 году у Садаякко обнаружили рак печени. Метастазы распространились на язык, поэтому она не могла есть и пить. До конца ее дней о ней заботилась ее приемная внучка.

Садаякко с мужем
Источники: Gettyimages.ru
Как самая известная гейша Японии околдовала Запад
16:00, 22 июня 2019
Комменты 29
6 л
Что-то новенькое) Статья не про всем известных героев, о которых пишут по пять раз на дню, а новая и действительно интересная история.
6 л
Если честно, то очень приятно видеть на этом сайте позитивные сдвиги. Это говорит о том, что редакторы действительно стараются расширять не только свой, но и наш кругозор тоже. Сайт становится не только чисто развлекательным, но и познавательным, что мне, как человеку любознательному, приятно вдвойне)
6 л
"Прекрасное" отношение к дочерям в Азии, нет ни одной истории чтобы разорившаяся семья продала сына.
6 л
Спасибо за статью, интересно было -я ни разу про неё не слышала.
6 л
Автору Елизавете Константиновой спасибо за пост.