Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Тамара Макарова родилась 13 августа 1907г. в Санкт-Петербурге, умерла 20 января 1997г.
Народная артистка СССР, лауреат всевозможных премий, Герой Социалистического Труда и просто талантливая и красивая актриса.

Отец Тамары Макаровой был военным врачом. В связи с этим ее
детство протекало в романтической атмосфере русских военных традиций. Все
изменилось после революции. Октябрь 1917 года принес в их семью гибель отца
и тяжелое материальное положение. Тем не менее, Тамара и в этих условиях
продолжала учиться в школе и одновременно заниматься в балетной
студии.

В 14-летнем возрасте Тамара Макарова, увлеченная театром, создала
собственную труппу, собрав соседских ребят. Очень скоро дворовый театр уже
радовал окрестных жителей своими спектаклями, а чуть позже районный отдел
народного образования зарегистрировал их. Ребята даже стали получать за свои
выступления хлебный паек.

В 1924 году Тамара Макарова окончила трудовую школу и поступила в актерскую
мастерскую Форрегера – МАСТАФОР. Именно здесь она впервые встретилась с
Сергеем Герасимовым, будущим блестящим кинорежиссером и ее мужем. Герасимов
обратил внимание на начинающую актрису во время ее выступления – Макарова
танцевала чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтер». Тогда их
отношения ни во что серьезное не вылились.

Новая встреча Макаровой и Герасимова произошла в 1926 году на съемках фильма
«Чужой пиджак». А попала Тамара Макарова в эту картину случайно. Однажды она
проходила мимо «Ленфильма», и ее остановила ассистентка режиссеров Г.
Козинцева и Л. Трауберга с традиционным вопросом: «Не хотите ли сняться в
кино?» Тамара естественно согласилась.
В картине, ставшей для Макаровой дебютом в кино, она сыграла роль
машинистки. Ее героиня была настоящей женщиной-вамп, соблазняющей всех
вокруг. Сергей Герасимов же снялся в роли агента Скальковского. Именно тогда
между ними вспыхнула любовь, а спустя год Макарова и Герасимов сыграли
свадьбу.

В 1927 году Тамара Макарова по совету мужа поступила учиться на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, который вскоре был преобразован в институт. По окнчании института она снялась в драме Владимира Шмидтгофа «Счастливый Кент». Спустя некоторое время последовали ее работы в картинах «Дезертир» Всеволода Пудовкина и «Конвейер смерти» Ивана Пырьева.

К этому периоду относятся и первые режиссерские работы Сергея Герасимова. В
1930 году вышла его комедия «Двадцать два несчастья», затем
драма «Лес». А в 1933 году он впервые снял в своей картине Тамару
Макарову. Она сыграла главную роль в фильме «Люблю ли тебя?».

В 1935 году Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Семеро смелых»,
рассказывающем о стойкости и смелости молодых полярников, отправившихся на
Крайний Север на поиски олова. Сценаристом картины выступил молодой писатель
Юрий Герман, для которого это была первая работа в кино. На главные роли
Герасимов пригласил Олега Жакова, Петра Алейникова и Тамару Макарову.
Съемочная группа много ездила во время съемок в экспедиции, стремясь
воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий. Актеры поднимались
на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря среди непуганых птиц,
осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах.

Фильм вышел на экраны в 1936 году и имел оглушительный успех у зрителей.
Этому способствовали и блестящие актерские работы, и то, что Герасимову в
этой картине удалось соединить достижения немого кино с возможностями
звукового кино.
Тамаре Макаровой (как и Петру Алейникову с Олегом Жаковым) фильм «Семеро
смелых» принес сумасшедшую популярность. Воодушевленный успехом Герасимов
начинает снимать фильмы один за другим, и во всех главные роли исполняет
Тамара Макарова.
В 1938 году выходит оптимистическая драма «Комсомольск» (о строительстве на берегах Амура нового города), в 1939 году – киноповесть «Учитель».

Следующей совместной работой Тамары Макаровой и Сергея Герасимова была картина «Маскарад». Макаровой в ней естественно отводилась роль Нины, а Арбенина сыграл известный актер Николай Мордвинов.

Тамара Макарова вспоминала: «Эта картина оставила во мне глубокий след. Я и не подозревала, что способна играть трагедию. А потом и сам фильм сопровождался трагическими житейскими и социальными обстоятельствами. Что-то обязательно случалось вокруг премьерных показов "Маскарада" - на сцене и в кино. Мистика витает рядом с Лермонтовым».

Съемки фильма начались весной 1941 года и были закончены в рекордные сроки
– в ночь на 22 июня. А наутро создатели картины узнали о начале Великой
Отечественной войны…

С началом войны Макарова принимала активное участие в обороне города - работала инструктором в Политуправлении фронта, сандружинницей в одном из госпиталей, медсестрой.
В 1942 году Сергей Герасимов совместно с Михаилом Калатозовым сняли фильм о
защитниках Ленинграда - драму «Непобедимые». Тамара Макарова вновь сыграла
одну из главных ролей - инженера с Ижорского завода.
В 1943 году супруги эвакуировались в Ташкент, где в то время находился весь
цвет кинематографического искусства Советского Союза. Именно там в их семье
появился сын.
Правда, не родной (детей у Тамары Макаровой так и не было), а приемный. Дело в том, что родную сестру Макаровой репрессировали вслед за мужем, и их сын Артур остался один. Вот тогда Тамара Макарова с согласия мужа и решила его усыновить. Фамилию Артур взял от приемной мамы, а отчество - от приемного отца.

До конца войны Сергей Герасимов снял еще одну картину – драму «Большая земля», посвященную подвигу советских людей в глубоком тылу. Тамара Макарова сыграла в ней главную роль Анны Свиридовой - простой деревенской труженицы, вставшей к станку на заводе вместо мужа-фронтовика. По мнению большинства кинокритиков, это была одна из лучших ролей актрисы в 40-50-е годы. В этой картине вместе в ней снялись такие звезды отечественного кино, как Петр Алейников, Марк Бернес, Вера Алтайская и другие.

Первой послевоенной работой Тамары Макаровой стала роль Хозяйки Медной горы
в киносказке режиссера Александра Птушко «Каменный цветок». Главную мужскую
роль в фильме сыграл Владимир Дружников. В 1946 году эта картина заняла
первое место в прокате, собрав 23 миллиона зрителей.
В том же году «Каменный цветок» получил премию жюри на международном
кинофестивале в Каннах.


В составе нашей делегации была и Тамара Макарова. В Италии один из американских продюсеров, восхищенный игрой русской актрисы, предложил ей сыграть Анну Каренину в экранизации бессмертного произведения Льва Толстого. Однако в те годы для советских актеров путь на Запад был закрыт. С мечтой сыграть Анну Каренину пришлось распрощаться, о чем Тамара Федоровна впоследствии вспоминала с сожалением.
1946 год для Макаровой стал знаменателен и тем, что она получила свою вторую Сталинскую премию. Так высоко была оценена ее работа в откровенно пропагандистской пафосной драме «Клятва».

В 1947-48 годах Тамара Макарова снялась сразу в нескольких картинах: героической драме ее мужа Сергея Герасимова «Молодая гвардия», драме Сергея Юткевича, Всеволода Пудовкина и Александра Птушко «Три встречи», героической драме Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» и детской картине Ильи Фрэза «Первоклассница».
«Молодая гвардия»
О картине «Молодая гвардия», вышедшей на экраны в 1948 году стоит рассказать
отдельно. Дело в том, что с 1945 года Тамара Макарова занялась
преподавательской деятельностью во ВГИКе. На их совместном с Сергеем
Герасимовым курсе учились студенты, ставшие впоследствии замечательными
актерами. Вот их-то (а также других молодых ВГИКовцев) Герасимов и решил
определить на главные роли в свою будущую картину.

Прежде чем приступать к съемкам «Молодой гвардии» Герасимов поставил
спектакль на сцене Театра-студии киноактера, где и обкатал молодых актеров.
Сергей Гурзо появился в образе Сергея Тюленина, Инна Макарова сыграла Любовь
Шевцову, Людмила Шагалова - Валю Борц, Вячеслав Тихонов - Володю Осьмухина и
т.д. Тамаре Макаровой Герасимов отвел роль Елены Николаевны Кошевой, матери
знаменитого краснодонца Олега Кошевого.

Процесс создания фильма был нелегким - картина неоднократно подвергалась
переделкам. В 1948 году «Молодая гвардия» наконец вышла на экраны, где ее
ждал огромный зрительский успех. Фильм стал настоящим памятником юным героям
войны, а имена молодогвардейцев вошли в сознание поколений.

Не обошла вниманием картину и официальная власть. В 1949 году «Молодая
гвардия» была удостоена Сталинской премии. А через год Макарова и Герасимов
получили еще одну награду - звания народных артистов СССР.

В последующие годы Тамара Макарова снималась гораздо реже. В 50-е годы она
появлялась в главных ролях в оптимистической драме ее мужа Сергея Герасимова
«Сельский врач», драме Яна Фрида «Дорога правды» и героической киноповести
Татьяны Лиозновой «Память сердца». Однако эти картины большого успеха не
имели.

В 70-е – 80-е годы Макарова снималась преимущественно в фильмах своего
мужа. Стоит отметить ее роли в киноромане «Люди и звери», социальной
мелодраме «Журналист», мелодраме «Дочки-Матери» (отличное, кстати, кино),
исторических драмах «В начале славных дел» и «Юность Петра».

Все эти годы Тамара Федоровна преподавала во ВГИКе (в 1968 году она стала профессором).
Среди ее учеников такие известные актеры, как: Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Жанна Болотова, Наталья Бондарчук, Сергей Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Людмила Гурченко, Николай Еременко-мл., Дилором Камбарова, Зинаида Кириенко, Алла Ларионова, Марина Левтова, Клара Лучко, Наталья Фатеева, Лидия Федосеева-Шукшина и многие-многие другие.

Последняя работа Сергея Герасимова и Тамары Макаровой
В 1984 году Сергей Герасимов поставил биографический фильм «Лев Толстой»,
рассказывающий о последних днях жизни великого русского писателя. Роль гения
и бунтаря, писателя, философа, моралиста, «мужицкого графа» Льва Николаевича
Толстого сыграл сам Герасимов, а его жену, Софью Андреевну, - Тамара
Макарова. Замечательный фильм сопровождала музыка Листа, Шопена,
Рахманинова. В том же 1984 году картина была удостоена приза «Хрустальный
глобус» на международном кинофестивале в городе Карловы Вары.

Этот фильм оказался последней работой, как Сергея Герасимова, так и Тамары
Макаровой. 28 ноября 1985 года Сергей Аполлинариевич скончался. Тамара
Федоровна до конца своих дней больше в кино не снималась.
В последние годы своей жизни Макарова мало появлялась на публике. В мае
1995 года, к 90-летию Сергея Герасимова, она выпустила книгу воспоминаний
«Послесловие». Умерла Тамара Федоровна в 1997 году.

Приемный сын Герасимова и Макаровой Артур Макаров стал киносценаристом. По его сценариям были поставлены: знаменитый детский приключенческий фильм «Новые приключения Неуловимых» (совместно с Эдмондом Кеосаяном), детективы «Золотая мина» и «Колье Шарлотты», приключенческая лента «Пароль «Отель Регина» и другие картины.

На 64-м году жизни Артур Макаров погиб при загадочных обстоятельствах. Его нашли в собственной квартире связанным с кинжалом в груди. Виновников смерти следствие не установило…
ПС: текст найден давно и на каком сайте уже не могу вспомнить, увы. Так что это репост, по сути. А поскольку в сети почти везде именно эта инфа, найти откуда именно я её взяла уже не представляется возможным.
Тамара Макарова
22:57, 14 августа 2014
Автор: Skarletty

Комменты 25
Какая красивая женщина. Такие мудрые и теплые глаза.
Спасибо, как- то так случилось, что всю биографию макаровой я и не знала. И только сейчас поняла, что артур макаров , это тот макаров , о котором говорят в своих воспоминаниях высоцкий, шукшин, никоненко. Красавица , да. Очень мягкая, женственная , в отличии от орловой ( имхо) , с которой у них была негласная фронда. " дочки- матери" премилый , добрый фильм, согласна.
Очень люблю киноактрис 40-х. Но как-то так случилось, что только блондинок. А вот к Макаровой почему-то равнодушен. Читал много литературы о кино тех лет, в том числе, кое-какие мемуары. Вскользь там упоминались Макарова и Герасимов. Окуневская о ней писала как о плохой актрисе, и чисто по-человечески отзывалась без симпатии. Помню, как Вульф в Серебряном шаре о Марине Ладыниной рассказывал о своей первой встрече с ней в санатории для кинематографистов на юге. Это, наверное, были к 50-х - 60-е гг. Марина Алексеевна была уже без Пырьева, приехала одна, несла сама свои чемоданы, держалась очень скромно. А вся администрация с ног сбилась, встречая Макарову и Герасимова. "Хозяева жизни" приехали" - так описал эту сцену Вульф. Не знаю, но у меня почему-то эта кинопара интереса не вызывает.
Макарова родилась на самом деле в 1902 году-была старше Герасимова на 5 лет,поэтому дата ею же и скорректирована.Герасимов доставил ей как жене много обид и попил тонны крови,так как ни одной юбки не пропускал-а юбки во ВГИКе,само собой,были хороши и его походы были всем известны.Всю жизнь она вела себя как жена ,которая выше пересудов.Наконец,все таки дошло до скандала с одной юной особой,и светлый образ уже пожилого режиссера должен быть обсужден и осужден на парткоме.Тогда Макарова выступила,сказав-ребята,какие дела,о чем вы?-Сергей Аполлинарьевич-там давно полшестого,какие девушки?-чем и закончилось,жена ведь врать не будет..Когда праздновали ее 90-летие ,она сказала-еще бы столько,и обязательно опять с С.А,такие дела...
Потрясающей красоты женщины. Сохранила себе несколько ее портретов.