Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Новый фантастический  роман-антиутопия Дмитрия Глуховского "Будущее" вошёл в топ-10 лучших книг 2013 года. Действие романа происходит в Европе будущего XXIV века , через триста лет после изобретения вакцины способной остановить процесс старения и все болезни. Изменения в ДНК и возможность вечной жизни создали новый способ мышления , полностью изменив современную культуру и психологию. Но счастливы ли люди в этом новом мире где можно оставаться вечно молодым?

Вот что сказал сам Глуховский: "На самом деле, человечество стоит на пороге бессмертия. Опыты генетиков на лабораторных животных уже сегодня дают удивительные результаты. Наше с вами поколение, думаю, будет последним, которому придется в обязательном порядке состариться и умереть. Разве не обидно? Все, что нам остается — попытаться вообразить себе тот мир, который мы так никогда и не увидим, попытаться представить себе, как изменится человек после главнейшего научного открытия за всю историю."

Но как и у всякой утопии в этом, казалось бы, счастливом будущем хватает  неприглядных сторон и будущий мир Глуховского напоминает любой классический роман из жанра социальной антиутопии.

В первой половине книге читатель постепенно знакомится с реалиями Европы будущего. Что же она собой представляет? Привычной нам картины нет. Вся Европа представляет собой скопление гигантских мегаполисов-башен, просто чудовищных по своим размерам, доходящих до километра в поперечном сечении и несколько километров в высоту. Вся старая Европа со своими улицами, площадями, готическими соборами, точнее то что от неё осталось, спрятана под платформами, огромными по площади, которые служат основаниями этих башен-монстров, являясь мрачным подвалом новой Европы. Башни стоят плотно друг к друг, люди в них передвигаются на высокоскоростных лифтах, а между башнями проложены рукава-магистрали по которым снуют прозрачные поезда-тубы со скоростью 400 км/ч.

Европа по-настоящему едина — всю ее можно проскочить через транспортные рукава и туннели, подвешенные на стоэтажной высоте. Но какой смысл в передвижении если вся Европа везде, в любом её конце абсолютно одинакова, везде бесконечные леса башен, всё сделано из безликого нестареющего композита, да и люди везде одинаковые, все вокруг 20-30-летние словно бы тоже отштампованные из композита.

Ведь с избавлением от старости пришла другая глобальная проблема – перенаселение. Население новой Европы составляет 120 миллиардов! Большинство европейцев живёт в тесных клетушках и даже в переполненных трущобах. Везде страшная толкотня и давка.

Лишь элита-небожители живут в роскошных апартаментах на крышах под стеклянными раздвигающимися куполами башен и под лучами настоящего солнца, словно на зелёных островках, парящих высоко в небе.

Остальная же часть довольствуется искусственным солнцем, искусственными растениями и искусственной пищей.

"И если небо в нашем городе еще видел хоть кто-то... То горизонт, я уверен - никто"

Люди больше не умирают от старости, а только изредка от несчастных случаев, но взамен рождаются всё новые и новые. Уже давно глобальная нехватка воды и других ресурсов. Правительством принято решение ограничить рождаемость посредством введения закона, который гласит – жизнь за жизнь! Если пара хочет ребенка, то кто-то из них должен пожертвовать ради этого своей жизнь. Добровольцу делают укол акселератора старости, который запускает процесс старения в ускоренном режиме и за 8-10 лет человек резко стареет и умирает. Но есть и нарушители, ведь люди хотят по-прежнему жить, любить, рожать детей не жертвуя собой. И такие люди вне закона. Организованы группы спецназа, которые ведут охоту за нарушителями и принудительно делают укол старости.

Незаконных детей отбирают и помещают в интернаты, что-то среднее между казармой и концлагерем, в которых старательно на протяжении многих лет из них вытравливают всё человеческое и  выращивают штурмовиков, наказывающих таких же нарушителей какими были их родители. Старики же, доживают свой век в специальных резервациях и им запрещено оттуда выходить дабы не оскорблять своим видом вечную юность.  А люди, которые живут вечно, чтобы не страдать от различных психозов  пичкают себя снотворным и различными "таблетками счастья".

Весь остальной мир, лежащий за пределами Европы показан мало и вскользь, через экран теленовостей. Америка(в книге Панамерика) выглядит примерно также, но многие другие страны представляют собой постапокалиптическое зрелище, в том числе и Россия. Почему так автор решил мне непонятно, он же для русских пишет. Та карикатура российского будущего, которую он нарисовал, ни в какие ворота не лезет. Да, весь остальной мир в этой книге не проработан до мелочей, в том числе и Европа и поэтому осталось много вопросов к тому как он устроен.
 

Вот в таком мире и  живет главный герой романа Глуховского, тридцатилетний штурмовик Ян Нахтигаль.  В начале романа, это человек который прошел через интернат для незаконных детей, в последствии становится членом команды спецназа по вылову нарушителей закона о рождаемости. Герой романа, как и его современники, брезгливо относится к старикам и абсолютно равнодушен к детям. Но цепь событий, происшедших с героем, нежданная и внезапная  любовь, полностью перевернувшая его мир, заставляют его  принять решение, которое изменит весь мир. В книге подняты довольно непростые злободневные вопросы и пропущены через призму мировосприятия главного героя, которого не назовешь однозначно положительным или отрицательным.

Можно также сказать что "Будущее" это и гротескное, карикатурное изображение нашего настоящего. Это роман и о нашей жизни, той которая сейчас есть, о людях которые живут сейчас как бессмертные, думая что никогда не постареют и вечно будут молодыми и ... теряют постепенно ту человечность которая и отличает нас от роботов. Это роман о жизни и ее смысле, без которого жизнь, даже вечная превращается скорее в имитацию жизни.

Поначалу книга читалась медленно и с трудом, но постепенно затягивала всё сильнее и сильнее, а ближе к кульминации от неё невозможно уже было оторваться, причём развязка оказалась весьма неожиданной. Динамичный сюжет романа очень гармонично сплетается с философскими рассуждениями, а уровень эмоций зашкаливает. И, вообще, если принимать роман близко к сердцу – очень больно. Наверное, не каждый сможет принять такую книгу, из-за обилия жестоких сцен позитивной её сложно назвать. Но, в целом, эта книга мне понравилась.
 

Блоги

"Будущее"

15:58, 2 марта 2014

Автор: aniase

Комменты 33

Аватар

я была в восторге от "Метро 2033", а этот роман меня неприятно удивил обилием сцен жестокости и насилия, порой неоправданного, причем над детьми и женщинами. кто знает, может человечество и правда со временем забудет такое понятие, как доброта. или просто Глуховский стал более жестким человеком и это отразилось на его творчестве.. выходит, есть над чем задуматься.

Аватар

По описанию такая же претензионная фигня как и Ребут, Дивергент, Уродина Скотта Вестерфильда. Такого добра завались. Если Глуховский написал что-то небанальное, возьму свои слова обратно. Но вряд ли. Он мне кажется очень неровным писателем, в метро начал за здравием, закончил за упокой.

Аватар

Первое его Метро мне очень понравилось. Слету начала читать второе - и с трудом продиралась. А Будущее лежит в стопочке непрочитанного - мама сказала, что обязательно к прочтению. Ну а уж после такой рецензии - буду читать точно.

Аватар

минусующие нулевые аккаунты, вам слабо под основными акками минусовать?

Аватар

оо! мо любимая тема! побежала качать! спасибо!

Подождите...