Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Уже второй мой отзыв начинается со слов "Не очень понимаю творчество этого режиссера". Вряд ли это говорит в мою пользу, а может, стабильность-признак мастерства. Из всех отсмотренных фильмов Германа самое сильное (позитивное!) впечатление произвел только его первый фильм "Проверка на дорогах". Трудно быть Богом снимался долго и мучительно не только для всего творческого коллектива, от Германа до последнего светотехника, но и для потенциальных зрителей. Практически за время съемок выросли дети тех, кто ждал фильм с самого начала. Лично я верила в органичное сочетание Германа и Стругацких и очень хотела посмотреть на результат. Книга не то чтобы самая любимая (я больше люблю Жук в муравейнике и Волны гасят ветер), но представляет собой прекрасный повод лишний раз подумать над над тем, бытие ли определяет сознание, или наоборот. Зал был битком, мы по традиции сели с краю, поскольку хотя бы с одного боку это обеспечивает для меня иллюзию индивидуального просмотра.


До просмотра специально не читала ни одного отзыва, но из интервью членов съемочной группы поняла художественную задачу режиссера воссоздать ад на земле. Сказать, что Герман с этой задачей справился-это ничего не сказать. Мало кто решится на подробную экскурсию по аду, любопытствуя и разглядывая мучения других людей, которым не спастись. Я позорно сбежала часа через 2, потому что так и не смогла найти искусство в том, что увидела. Много грязи, и обычной, и человеческой, слишком много. В детали даже не хочется вдаваться. Все таки роман (повесть?) Стругацких произведение гораздо более светлое, с верой в лучшее в человеке. Художественные образы фильма, как мне показалось, очень явно почерпнуты из Питера Брейгеля сташего. После просмотра полезла в отзывы критиков и журналистов, и нашла до странности много абстрактных высказываний, от необходимости найти "внутренний камертон" до "великий фильм, не понятый ни современниками, ни их потомками". Было ощущение,что люди не знают, что говорить. Если бы в титрах стояло имя Уве Бола (только не пинайте меня все сразу, да, я бескультурный свинтус, посмела сравнить), фильм бы по праву ужаснул и отвратил всех. Но Герман- мощная творческая единица, "вещь в себе", и сразу отвергать увиденное человеку мыслящему наверное не стОит....наверное. Идею того, что изменения, происходящие в душе человека, гораздо страшнее, чем то что человека окружает, я уловила, но художественной формой захлебнулась. Вот честно скажу, смотрите на свой страх и риск, категорически не рекомендую беременным и впечатлительным. А остальным надо накрепко зафиксировать внутренний камертон, чтобы, не дай Бог, не войти в творческий резонанс.


От сюжета книги в фильме осталось не так много, разве что имена и общая канва. Актерскую игру не оценить вообще, она теряется в грязи. Ярмольнику и Цурило +5 за терпение. Фильм жестокий, причем это вам не жизнерадостный и натуралистичный Хостел, где задорно тянут кишки и об увиденном забываешь на выходе из кинотеатра, неприятное послевкусие обеспечено надолго.


Для восприятия любого художественного произведения нужен определенный культурный уровень. Я до рези в глазах могу смотреть на Черный квадрат Малевича, но ничего, кроме черного квадрата я не вижу. Однако позволю себе привести цитату, которая слегка приоткрыла мне глаза: "В 1913, или 1914, или 1915 году, в какой именно день – неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом. Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете – «Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие – одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования." Татьяна Толстая, рассказ "Квадрат" из сборника "День".
Пока читаешь Толстую, понимаешь-вот он, Смысл! Глаза отвел от текста на полотно-и снова нет смысла. Если мне кто-нибудь откроет глаза на фильм Алексея Германа Трудно быть Богом, буду очень благодарна. Теоретически.
Фото с Кинопоиска, репродукции картин Питера Брейгеля старшего.
Новый Черный квадрат
13:30, 27 февраля 2014
Автор: northern_pony

Комменты 158
это вы ада ещё не видели) недавно посмотрела "Сало, или 120 дней Содома", пожалела, страшнее и гаже не видела вообще ничего. при этом фильм не без смысла
мне нравится как Вы пишете редко обращаюсь к рецензиям перед просмотром фильмов. но здесь интуитивно чувствовала, что к такому пока не готова. так что повременю с просмотром
Рецензия прекрасна. Можно с ней не соглашаться, но написана она замечательно. Спасибо вам большое!
был такой псевдо - режиссер, бывший журналист, Невзоров, еще лошадьми увлекся на закате карьеры, так вот он снял несколько фильмов, один про Чечню, другой про лошадей (может еще что-то снял, я не в курсе). Про Чечню я просто не стала смотреть, было жутко от криков из динамика телевизора соседей, которые смотрели фильм за стенкой, а про лошадей посмотрела и укрепилась в своей мысли, что есть люди, которые снимают чернуху и грязь ради чернухи и грязи. Причем делают это не художественно, как Тарантино, у которого кровь фонтанами может в кадре хлестать, а не жутко, а как-то изощренно-натуралистично. Это уже не искусство. Не люблю такое и не смотрю.
Я фильм пока не смотрела, и не уверена, что вообще буду смотреть. Помнится, лет так 5-7 назад во времена постподросткового мазохизма, я любила позырить что-нибудь мучительное, трагическое, истерическое даже (но только не ужасы, этого я боюсь)) ), чтоб прям после фильма мучиться, переваривать, представлять себя на месте героев, снова мучиться. С возрастном сие пристрастие пропало. Сейчас я предпочитаю что-нибудь полегче. Наверно, мне сейчас хватает новостей, где многим людям плохо по-настоящему. И я вот честно не очень понимаю, для чего снимают такие фильмы, чтоб еще раз показать всю грязь человеческую. За все века ее накопилось и продолжает копиться столько, что фильмом все равно не исправишь уже ничего. Что касается Черного квадрата, по моему мнению, смысл его в том, что каждый сам для себя может решить, что это. У меня фантазия богатая, могу придумать, например, что это тоннель, переход куда-то.. путь, опять же. Но думаю, если бы черного квадрата не было, то мир бы это пережил.