Профессия личного шоппера вызывает у многих противоречивые эмоции: с одной
стороны, кажется, что в таких услугах могут нуждаться только звезды, с другой,
у многих вызывает недоумение сам процесс: зачем платить деньги за то, с чем
вполне справишься и сам? Ведь ходить по магазинам могут и умеют все, а
некоторые так и вовсе обожают это занятие!
Впрочем, такая
самодеятельность порой заканчивается полным шкафом одежды и сакраментальным
возгласом "А надеть-то и нечего!". SPLETNIK.RU узнал, как устроено
сопровождение на шопинг и почему сегодня услугами личных стилистов пользуются
не только звезды.
Времена, когда личного стилиста могли себе позволить только селебрити, давно прошли. И дело не в том, что доходы среднестатистического модника сравнялись с гонорарами за голливудские блокбастеры — просто рынок услуг стилистов за последние годы сильно вырос. Составление идеального гардероба стало доступнее, впрочем, есть у ситуации и свои минусы. Пока этот сегмент бурно развивается: быть стилистом сейчас так же модно, как лет десять назад юристом, а школы с различными fashion-курсами растут как на дрожжах, что пока скорее усложняет поиск своего специалиста.
Нырять в пучины Instagram за профессионалами — все равно что нырять за жемчугом: вместо акул можно нарваться на завышенные цены или неквалифицированных любителей хайпануть. Впрочем, тем, кто хочет стать стилистом, тоже приходится нелегко: если на Западе уже существует немало специализированных программ fashion stylist — например, пройти обучение можно в London College of Arts или миланском Istituto Marangoni (у учебного заведения есть филиалы и в других европейских столицах, а также в Шанхае и Мумбаи), — то в России пока все сводится к десяткам, если не сотням, краткосрочных курсов и мастер-классов, где выбор правильного тоже сродни хождению по минному полю.
Из-за этого многие пока относятся к профессии личного шоппера с некоторым недоверием, хотя на самом деле этот человек может помочь решить множество проблем.
Ютта Кьюберман, 32 года, стилист и личный шоппер
Особенность нашего стилиста, если сравнивать с зарубежными, состоит в том, что нам надо достучаться, донести свою нужность нашим потенциальным клиентам. Возможно, поэтому люди хотят видеть не только look'и, но и читать какие-то разборы, хотя, может, это просто потому, что наши люди любят читать в принципе.
Стоит отметить, что на Западе большинство шопперов работают с какой-то узкой нишевой аудиторией или направлением: специализируются на стайлинге мужчин или женщин, подборе одежды или аксессуаров. Более того, сейчас развивается и сегмент персональных шопперов в области интерьера или бытовой техники. У нас же пока растет именно рынок fashion-шопперов, при этом все они, как правило, многостаночники.
При этом просто любовь к шопингу еще не значит профпригодность: работа над имиджем другого человека требует определенных знаний. Профессиональный шоппер должен не хуже стилиста разбираться в истории моды и видах материалов, знать этикет в одежде и особенности разных дресс-кодов, основы визуальной коррекции фигуры и построение правильных пропорций, и, конечно, быть в курсе всех трендов, актуальных коллекций, ассортимента магазинов и ценовых категорий различных марок.
Стоит учитывать, что нагрузка в работе также носит периодический характер: большинство клиентов хотят обновить именно сезонный гардероб, поэтому пиковый спрос приходится на сентябрь-декабрь и март-май.
Стоит помнить и о том, что для успешного развития шопперу нужно прокачивать не только креативные навыки, но и бизнес-хватку, не говоря уже о том, что интровертам придется в этой профессии непросто. Коммуникативные способности для шоппера очень важны, ведь умение заводить знакомства и понравиться здесь важны как никогда.
Мне всегда нравилось одеваться, ходить по магазинам, искать что-то интересное
и иногда помогать подругам с поиском стиля. Я долго не осознавала, что мое
хобби может стать профессией: я успешно училась в техническом вузе, работала
по специальности, но в декрете поняла, что надо что-то менять. Решение не
пришло сразу, пришлось подумать.
В один момент я решила, что лучше
начать, чем так и сидеть. Завела отдельный Instagram-аккаунт, делилась там
своими look'ами, но люди шли неактивно. Поэтому я пошла на курс о том, как
зарабатывать и развиваться стилисту в профессии, после него клиенты начали
приходить более активно,
— рассказывает Ютта о своем старте.
Развитие собственного аккаунта — одна из самых важных вещей на старте для стилиста: абсолютное большинство людей, которые воспользовались услугами личных шопперов, приняли решение о сотрудничестве после того, как им понравился стиль самого стилиста. Немаловажную роль играют и рекомендации.
Своего шоппера, Нину, я нашла по советам знакомых. Прежде всего, я изучила ее Instagram, потому что человек, который тебе будет что-то советовать, тебе должен быть приятен, тебе должно нравиться, как он сам одевается,
— рассказывает 43-летняя Ирина, которая с помощью личного шоппера полностью трансформировала свой гардероб.
Конечно же, люди идут, когда чувствуют что-то общее — взгляды, отношение к миру, любовь к искусству, архитектуре,
— вторит ей Ютта.
Сегодня личные ассистенты по покупкам есть и в различных крупных универмагах и аутлетах, да и консультанты бутиков уже знают предпочтения своих постоянных клиентов. Но если речь идет о первом обращении за подобной услугой, а в задачах не просто приобретение самых трендовых вещей сезона, но и полное переосмысление гардероба и поиск личного стиля, то обратиться за помощью лучше к независимому стилисту, который потратит на персональную работу с клиентом несколько дней.
Когда шоппер лично создает шоп-лист он обязательно учитывает, кем клиент работает, какую часть времени он проводит на работе, есть ли там дресс-код: все подбирается с учетом конкретного образа жизни.
В чем-то весь процесс работы с шоппером напоминает популярные телепередачи о смене имиджа: с той лишь разницей, что история ваших переодеваний не попадет в федеральный эфир.
Услуги личного шоппера делятся на несколько категорий. Так, тем, кто обращается к подобным услугам впервые и пока не готов вкладывать в обновление гардероба существенные суммы, может быть интересна онлайн-консультация. В среднем ее стоимость составляет две-три тысячи рублей: в рамках нее можно задать стилисту интересующие вопросы, а он в свою очередь поможет сориентироваться с подходящими фасонами и оттенками.
Следующим этапом может стать разбор гардероба — это неотъемлемая часть совместной работы стилиста и клиента перед тем, как отправляться на шопинг. Разбор сезонного гардероба у стилиста хорошего уровня стоит порядка десяти тысяч рублей. Главное правило здесь: минимум вещей — максимум сочетаний.
Прежде чем делать новые покупки, стилист поможет максимально избавиться от балласта и обязательно составит пригодные комплекты из уже имеющихся вещей. С остальными, как бы ни было жалко, придется попрощаться.
Мой гардероб ломился от вещей, а носить было нечего, мне ничего не нравилось,
все вещи между собой никак не соединялись, некоторые вещи я не носила годами.
Поэтому первый этап работы заключался в разборе гардероба. Без этого нельзя
обойтись, потому что должен быть человек, который придет и скажет: "На дворе
2019 год, а твои вещи как из 2003-го".
Психологически мы бываем
привязаны к вещам, которые мы покупали, когда были моложе: у меня были вещи
десятилетней давности, и я продолжала скупать такие же вещицы. В глубине души
я понимала, что что-то не то уже, но мне нужен был человек, который придет и
скажет "Выброси все!".
Конечно, что-то мы оставили, и из этого
шоппер составила мне готовые комплекты, а также написала так называемый
шоп-лист, что мне нужно купить по цвету, по фасону, по текстуре, что сейчас
модно и что будет модно хотя бы три сезона, это очень важно, потому что
человек тебе экономит деньги,
— делится Ирина.
Клиент приходит с определенной задачей — гардероб на сезон, чемодан в отпуск, образ на мероприятие. У нас есть бюджет, сроки и магазины, в которых клиент предпочитает одеваться, поэтому выбор сегмента зависит от клиента напрямую.
Далее мы с клиентом обсуждаем, как бы он хотел выглядеть, обмениваемся
референсами, комментариями, далее я иду на предшопинг и подбираю подходящие
вещи в магазинах из нашего ценового сегмента. На следующий день или через день
мы встречаемся с клиентом и идем вместе примерять образы. Обычно шопинг длится
от трех до пяти часов, в зависимости от задачи.
Стоимость такого
сопровождения составляет от шести до десяти тысяч рублей в зависимости от
задачи и затраченного времени,
— продолжает Ютта.
Получив на руки шоп-лист, клиент также может обозначить сумму, которую готов потратить, и в случае необходимости помощник уже сам подкорректирует итоговый список с учетом финансовых возможностей и того, что необходимо приобрести в первую очередь.
Кроме того, поход по магазинам с личным стилистом получается гораздо более организованным, ведь все вещи уже заранее отложены, а образы составлены — клиенту остается только мерить готовые комплекты и высказывать свое окончательное решение.
Тут, впрочем, и поджидают некоторые трудности, ведь принимать новое не всегда бывает легко, когда привык к определенному "футляру".
Поначалу, конечно, немного ломало, но я осознанно начинала носить то, на чем
она настаивала, а у меня душа к этому не лежала, потому что иначе нельзя.
Иначе так и будешь все время покупать то, к чему привык и выглядеть
по-старому.
Например, я не очень хорошо относилась к клетке,
считала, что это не мое, но потом поменяла свое мнение. Я благодарна стилисту
за работу, потому что теперь у меня вообще голова не болит, что надеть: у меня
полный шкаф готовых комплектов,
— рассказывает Ирина.
Кстати, услугами личных шопперов активно пользуются и мужчины. Как ни странно, но самая большая категория это не мужчины в возрасте, желающие омолодиться (зрелые мужчины, наоборот, по признанию нескольких опрошенных стилистов, слишком консервативны и считают, что и сами разберутся, что им носить). Гораздо чаще к стилистам обращаются молодые люди в возрасте до 35 лет, у которых есть перспектива карьерного роста.
Большинство из них приходит к личным стилистам с подачи собственных жен и подруг — нередко обращаются к тем же специалистам, с которыми уже работали их любимые женщины, а вот от коллег и друзей использование таких модных услуг большинство все-таки предпочитает скрывать. При этом работа с личными шопперами для многих пар — это в первую очередь экономия времени и нервов: выходные, которые раньше тратились на блуждание по ТЦ в поисках обновок и бесконечные споры, теперь можно провести гораздо продуктивнее и интересней.
Я о таком вообще узнал от своей девушки — она попробовала, и ей очень
понравилось. Я тоже был доволен, потому что теперь мне не надо было ходить с
ней на шопинг. Я, как и большинство мужчин, этого не люблю, и в моде ничего не
понимаю. Она походила с девушкой-шоппером и потом предложила мне тоже
попробовать. Я работаю в архитектурном бюро, жесткого дресс-кода у нас нет, но
при этом надо выглядеть все-таки статусно, особенно на встречах с клиентами. Я
же привык, если честно, покупать больше то, что нравится мне, в итоге
пригодного для работы в шкафу было немного.
Стилист составила мне
такие наборы "неделька" — мы купили вещей десять, но с каждой она показала
несколько комбинаций: в основном это жакеты, рубашки, брюки, но не в стиле
топ-менеджера такого, а более креативные, с каким-то деталями, не все
банальных серых и синих цветов, а есть вещи более яркие. Несколько недель ушло
на привыкание, но коллеги в принципе оценили, и это приободрило, конечно.
Смену стиля заметили, но я не говорил, что работал со стилистом, сказал, что
мы с девушкой вместе просто обновили гардероб. Мне кажется, что просто не
поняли бы и начались бы шутки всякие, а так люди спокойно отреагировали: ну
переоделся, и ладно,
— рассказывает 32-летний Игорь.
Во время похода с шоппером за обновками можно и самому научиться парочке важных лайфхаков, чтобы в будущем более осознанно подходить к процессу покупок новой одежды. Например, один из главных советов стилистов заключается в том, что надо отучиться делать спонтанные покупки.
Например, если понравилась какая-то вещь, прежде чем ее купить надо в голове составить минимум пять-шесть комплектов с уже имеющимися в гардеробе вещами. Если это не получается, то брать такую вещь не надо.
Еще одна опция личных шопперов: сопровождение за границей. Порядок цен тут уже, правда, другой: например, шопинг в Милане или Париже обойдется уже минимум в 250-400 евро, сопровождение от топовых специалистов может достигать и трех тысяч евро в час. Занимаются этим чаще всего русскоязычные стилисты, которые живут там постоянно, но многие организуют и специальные туры из России на распродажи.
А вы пользовались услугами личных шопперов?
Источники: Instagram
Личный опыт: как устроена работа персонального шоппера
22:00, 26 марта 2019
Комменты 36
я шикарно одеваюсь, в то, что мне нравится)))) пусть окружающие так не думают, но в принципе мне пофигу)))) так что мне точно не нужны рядом тетки, которые будут впихивать меня в то, что мне не нравится) но это мне с работой повезло, что нет дресс-кода) я бы не вынесла)
"Поэтому я пошла на курс о том, как зарабатывать и развиваться стилисту в профессии". Как из одной фразы сразу видны приоритеты специалиста) Что наиболее интересно, то и на первом месте.
Будете в Милане, не тратьте деньги на персонал шоппера. Я работаю в миланском бутике, тут в каждом магазине есть русскоязычный персонал. Мы знаем на изусть коллекцию, имеим опыт работы с разными типами фигуры, разрабатываем разные look - и. Когда приходит клиент со стилистом, который поверхностно знает коллекцию и что-то пытается из себя изображать, становится грустно. Радикально изменить стиль за один сезон невозможно. Человек просто не будет себя конфортно чувствовать. Можно только подкорректировать или добавить какие-то элементы/аксессуары. Сейчас консультанты продавцы люксовых брендов ответят на Ваши вопросы и по телефону. Я например часто высылаю фото новинок моим клиентам на ватцап, это удобно. Просто найдите "вашего" консультанта в любимом бренде ( или в двух/ трех) и доверьтесь ему.
Будете в Милане, не тратьте деньги на персонал шоппера. Я работаю в миланском бутике, тут в каждом магазине есть русскоязычный персонал. Мы знаем на изусть коллекцию, имеим опыт работы с разными типами фигуры, разрабатываем разные look - и. Когда приходит клиент со стилистом, который поверхностно знает коллекцию и что-то пытается из себя изображать, становится грустно. Радикально изменить стиль за один сезон невозможно. Человек просто не будет себя конфортно чувствовать. Можно только подкорректировать или добавить какие-то элементы/аксессуары. Сейчас консультанты продавцы люксовых брендов ответят на Ваши вопросы и по телефону. Я например часто высылаю фото новинок моим клиентам на ватцап, это удобно. Просто найдите "вашего" консультанта в любимом бренде ( или в двух/ трех) и доверьтесь им.
В рекомендациях в инсте постоянно вылезают посты "стилистов", это просто какой-то караул, у всех гуляет одна и та же информация, просто с разными картинками, хз что они там могут посоветовать в плане преображения, если сами выглядят стремно. Советы у них из серии "неважно идет вам это или не идет, но покупайте оверсайз с уродливыми кроссовками". Я офигеваю от них..