Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Эрнест Эдуардович Бо, имя гениального парфюмера нельзя
не вспомнить. Духи Шанель №5 своим рождением обязаны именно ему.
Эрнест Бо родился в России в 1882 году. По происхождению француз, он рос и
воспитывался в России, которая стала для него Родиной. Так как его отец был
парфюмером, то будущее Эрнеста уже с рождения было определено – он будет
парфюмером, если в наследство получит, хороший «нос», в противном случае – он
будет управляющим парфюмерного дома. Отец с малых лет приучал его к семейному
делу. С самого детства Эрнест ощущал жизнь в дыхании ароматов, умел их
замечать, запоминать и оценить. В парфюмерном доме Альфонса Ралле (после
революции фабрика «Свобода») уже трудился его брат Эдуард, и маленький Эрнест
старался не отставать от него.

По окончании гимназии, когда ему исполнилось 16 лет, он отправляется во Францию, в город Грасс – в царство мирового парфюма, где должен был закрепить свои знания парфюмерного дела и пройти стажировку. Через четыре года Эрнест возвращается в Россию, чтобы начать свой трудовой путь. Здесь его учителем стал технический директор парфюмерного дома «Ралле» Лемерсье. Как говорил о нём сам Эрнест Бо: «С радостью воздаю я ему дань глубокого почитания за его артистизм и блестящие технические навыки. Все в нем было оригинально, начиная с его манеры жить и одеваться. Это был великий новатор, никогда не соглашавшийся следовать привычным меркам, и отчетливо предвидевший все новое…».

В 1907 году Эрнест Бо становится ведущим парфюмером дома «Ралле». Генетически заложенная в нём любовь к парфюмерному делу и усердие в труде сделали из него парфюмера высокого класса.

Но началась Первая мировая война – Эрнеста призывают в армию. Воспитанный в духе верности Отечеству, впитав русский дух, русскую удаль, он получает за храбрость несколько орденов, среди них орден Святого Владимира с мечами и бантом. В 1918 году приходят известия – в Россию не возвращайся, фабрика национализирована, жизнь в опасности.

Когда заглядываешь в историю России, именно в те годы – годы революции, хаоса и безумства, ощущаешь, как много потеряно, – тогда мало кто понимал, что рушат, а что строят… Многие с болью в сердце покидали Россию – навсегда. Уходили из Крыма среди дыма и огня. Когда отходили пароходы был слышен колокольный звон храмов, будто сама Россия прощается… По щекам у многих катились слёзы, был слышен шёпот – «…прощай, Россия».

Эрнест Эдуардович в свои 36 лет, молодой красавец, потерявший всё своё состояние, начинает жизнь с нуля. Он снова на заводе Ралле, но только уже не в России, а во Франции, в Грассе. Он продолжает любимое дело, изучает новые достижения в парфюмерии, а во Франции есть чему научиться, ведь Франция – это цитадель парфюмерного искусства. Эрнест обращает внимание на искусственные заменители дорогих масел. В дальнейшем, он следом за Франсуа Коти начал использовать альдегидные ароматы, которые в то время обрели популярность.

Ничто так отчетливо не вызывает в нас воспоминания давно прошедших событий,
как запахи, связанные с ними. И тогда, когда через многие годы вспоминается
прошлое, то воскресает в памяти веяние аромата!... Наверное воспоминания
юности, весеннего счастья в далёкой заснеженной России, помогли создать
Эрнесту Бо великий шедевр искусства парфюмерии.

Духи Шанель№5, созданные им для гениальной Коко, сделали и его знаменитым во всей парфюмерии. Этим духам суждено было стать самым выдающимся изобретением в парфюмерии ХХ-го века среди альдегидных ароматов. Как вспоминает русский парфюмер Константин Веригин, работавший совместно с Эрнестом Бо в эмиграции,– «…он работал с поразительным терпением, сотни раз повторяя пробы, даже если они были удачны с самого начала, постоянно стремясь к совершенству…».

«Я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной
кампании прошла в северных странах Европы, за Полярным кругом, во время
полуночного солнцестояния, когда озера и реки излучают особую свежесть. Этот
характерный запах я сохранил в своей памяти,…».

Габриэль Шанель – знаменитая кутерье Коко, её образ олицетворяют созданные Эрнестом Бо духи. Аромат Chanel No. 5, которым дышишь и не можешь надышаться. И в памяти встаёт женский облик, полный власти, шарма и обаяния – вечно молодой образ Шанель. Этими духами Эрнест Бо ещё более увековечил Коко Шанель. Но в этих духах есть и частица России.

После создания аромата Chanel No. 5, пришла слава и популярность. Эрнест Бо мог позволить себе жить в роскошной квартире. Но вместе с этим пошли и завистливые разговоры в адрес Эрнеста Бо и Шанель. Каких только версий не придумала «народная молва» для того, чтобы умалить славу Эрнеста Бо, не говоря уже и о Коко Шанель. А главная причина – это конкуренция модных домов. Помимо дома «Шанель», Эрнест Бо работал и для дома «Буржуа». Он создал такие ароматы как Chanel №22, Gardenia, Bois de Isle, Cuir de Russie. Его лучшие произведения искрятся радостью, окрыляют мечту, преображают нашу жизнь, они приносят счастье, унося от повседневной серости. К парфюмерии Эрнест Бо относился как к искусству и своих коллег он учил анализировать и раскладывать запах на составные части, запоминая все элементы, удерживать в памяти, составлять гамму, которой необходимо следовать при создании аромата.

После создания аромата Chanel No. 5 ещё более 30 лет трудился Эрнест Бо,
создавая счастье обладателям его духов. Но было немало тех, для которых он
становился помехой. Да, человеческая зависть может быть беспредельной, и
иногда она выплёскивается не жалея вокруг никого. В конце 1960 года его
уволили из домов «Шанель» и «Буржуа». Он был потрясён, он чувствовал, что ещё
многое мог бы сделать в парфюмерии, но его отстранили от того, что ему было
так дорого, без чего жизнь для него становилась невзрачной и пустой. Эрнест
Эдуардович не перенёс этого потрясения и, заболев, скончался 8 марта 1961
года.
Отпевание состоялось в его приходской церкви Notre Dame de Grâce de Passy, на
полу храма ковром лежали его любимые цветы – розы.

Эрнест Бо – француз и русский, в котором сочетались лучшие качества французской и русской культур, для которого и Франция и Россия были дороги. Он был необычайно красив, безукоризненно одет, умел радоваться жизни. У него был мужественный вид и великолепная осанка. Кроме любви к парфюмерии, у него было много и других интересов – он был собирателем антиквариата, знатоком шампанского.

Эрнест Бо интересовался искусством – собрал уникальную коллекцию картин, книг, мебели, ковров, серебра, икон, а также русского фарфора из знаменитых сервизов. Кроме этого, он коллекционировал лучшие вина Франции и был известен как chevalier du Tastevin (член Ордена рыцарей дегустации). В его подвалах хранилось более двух тысяч бутылок самых лучших марок. Ему нравилось радовать своих гостей, угощая лучшими винами, объяснять их достоинства.

Как истинный француз Эрнест Бо умел видеть в женщинах красоту, и был любим ими. Он был остроумный и галантный. Как истинный русский Эрнест Бо обладал и русской удалью, и русским великодушием, щедростью и гостеприимством, любил русскую природу, музыку, литературу. Эрнесту Бо нравилось в русском человеке его видение мира, умение передать его красоту. Он умел всегда найти возможность поддержать русских эмигрантов – иногда за антиквариат он давал специально завышенную цену, или же помогал устроиться на работу. От него исходила притягательная сила. Он был вежлив и внимателен со своим коллегами, относился с большим уважением к каждому, за что все его любили. В беседе он свободно высказывал своё мнение, с деликатностью и остроумием делал замечания. В нём чувствовалась высокая образованность и культура. Иногда он делился своими воспоминаниями о прошлом — у него был настоящий дар рассказчика. Кроме ордена святого Владимира, Эрнест Бо был награждён орденом Почётного легиона, английским Военным крестом.

Аромат Chanel No. 22. Духи имеют номер, обозначающий год создания – 1922г. Композиция из белой розы, ландыша, жасмина, лилии, иланг-иланг, туберозы в сочетании с альдегидами.

Cuir de Russie созданы в 1924 году. Композиция из табачной, дымной и сенной ноты в сочетании с цитрусовой цедрой и стираксом. Аромат сладкий, благодаря таким составляющим как роза, иланг-иланг и жасмин.

Gardenia - 1925 год — аромат был составлен из романтичной гардении в главной роли и фиалки в сочетании с ванилью и пудрой – неожиданное решение парфюмера.

Bois des Iles, «Островные леса» – 1926 год. Это был любимый аромат Эрнеста Бо. Он относится к древесным. Кроме альдегидов, довольно часто встречающихся в ароматах Эрнеста Бо, здесь присутствуют дамасская роза, майсорский сандал,иланг-иланг, кориандр, жасмин, ирисовая пудра. И что бы вы думали, о чём он напоминает? Многие ощущают лёгкий ветерок из леса летним утром, приятный запах древесины. Да, этот запах навевает воспоминания о России.

А вот и Франция. Духи Soir de Paris («Парижский вечер»), созданные в 1928 году. В прессе писали: «Это одни из первых духов, очень тонко передающих самый воздух эпохи. Это больше, чем духи — этот аромат воплощает дух и магию современного Парижа…».

Да и флакон соответствовал аромату. Он был темно-синего цвета — эмблема ночи, с серебряной пробочкой — символ электрической иллюминации». Основные компоненты аромата - лёгкое дыхание бергамота, затем жизнерадостный искрящийся жасмин, сладкий иланг-иланг, турецкая роза и ирис, финальные ноты – ваниль и пудра.

В 1936 году был создан Kobako, что в переводе с японского означает «шкатулка для церемониальных благовоний». В эти годы было большое увлечение Востоком, восточными благовониями. В Японии есть каньон Кобако. И японцы, и туристы восхищаются его грандиозными каскадными водопадами, в искрящихся брызгах которых в солнечные дни переливается радуга. Аромат наполнен сладковатыми, несколько тяжелыми нотами для истинных японских ароматов. Но в те годы Япония ассоциировалась именно с такими благовониями, которые больше присущи Индии.

Эрнест Бо всю свою жизнь учился, наблюдал, запоминал и совершенствовался, поэтому в душистых аккордах своих ароматов он смог передать все лучшее из пережитого им.

История о Chanel No.5
02:26, 10 января 2014
Автор: REDISKA

Комменты 22
Очень интересно, спасибо за пост. Люблю Шанель №5, мамины духи. Слышу их запах, и я снова маленькая, мама молодая, и вся жизнь впереди!
до этих духов надо дорасти они для меня мылом пахнут
У меня какая-то необъяснимая тоска по тем временам, хотя я конечно тогда еще не появилась на свет. Но мне кажется, что после 60-х годов XX века мир утратил свою красоту. Нет, конечно сохранились великие произведения искусства, архитектура, но вот этот шарм... Флаконы, шикарные рекламыи афишы, газеты, первые автомобили, эфимерные женщины и многое другое изчезло. Смотрю сейчас старые фильмы 30-х, 40-х, 50-х и тоскую. Мир сейчас совсем другой, никакой мистики.)
Очень интересно. Спасибо!
А мне они нравятся. НО! именно на мне, как раскрываются на коже, запах из бутылька меня не прельщает.