Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Мы докатились до предела
Голгофы тень побеждена:
Безумье миром овладело —
0, как смеется сатана!
Эти четыре строки — начало стихотворения, написанного в 1917 году Князем Владимиром Палеем.
За свою недолгую жизнь он успел издать два небольших сборника стихов: один — в 1916, второй — в 1918 году. Он подготовил к изданию и третий, но революционные события не позволили осуществить задуманное…
Родился Владимир Палей 28 декабря 1896 года: его родители — Великий Князь Павел Александрович (дядя Императора Николая II) и Ольга Валерьяновна Пистолькорс. Это был второй, морганатический брак Вел. Кн. Павла Александровича, заключенный вопреки воле императора, они были вынуждены выехать во Францию, где и родился сын Владимир, в 1903 г. — дочь Ирина, в 1905 — Наталья.
Князь Владимир Палей с отцом Великим Князем Павлом Александровичем (убит в 1919 г.), матерью Ольгой Валерьяновной (ур. Пистолькорс) и сестрами: Ириной и Натальей.
Это была удивительно счастливая семья. Любовь и радость сияли вокруг Владимира. Недаром в своих стихах он передает те чувства, которые царили в семье Великого князя. Любимый и любящий сын, находящийся со своими родителями в удивительной духовной близости; заботой и трогательной нежностью проникнуты все его письма в род ительский дом. Вот отрывок из письма от 12.09.1912 г.: «Вот таким образом мамочка, дорогая, и живу себе спокойно, окруженный общей лаской и вашим благо? словением. Но, Боже мой! Как меня по временам, особенно к вечеру, тянет к вам. Как мне хочется обнять тебя, мамочка, а папино чтение послушать; Как мне девочек по временам не хватает. Дай Бог, отпустят на денек раньше 17-го, и мне удастся целых две недели с вами побыть».
Великий Князь Павел Александрович,1914г?
Младший сын Александра II, великий князь Павел Александрович, в 1889 году по любви женится на девятнадцатилетней дочери греческого короля принцессе Александре, получившей при крещении имя Александра Георгиевна, но в 1891 году она умирает во время тяжелых родов. От нее остались дочь, великая княгиня Мария Павловна, и новорожденный, которого назвали Дмитрием. Павел Александрович, оставшийся вдовцом в тридцать один год, был безутешен: его детей взял на воспитание великий князь Сергей Александрович и его жена великая княгиня Елизавете Федоровна. Но... через два года Павел Александрович знакомится с Ольгой Валериановной Пистолькорс и его жизнь становится совсем иной.
Ольга Валериановна Пистолькорс с мужем Эриком Пистолькорсом.
Ольга Валериановна, урожденная Карнович, родилась в 1865 году, в девятнадцать лет вышла замуж за гвардейского офицера Эрика Пистолькорса, которому родила троих детей: Александра, Ольгу и Марианну. Благодаря своему обаянию и уму она быстро смогла добиться расположения командира полка – великого князя Владимира Александровича и его жены Марии Павловны. Ольгу Валериановну стали даже приглашать на приемы и балы. Там-то она и познакомилась с великим князем Павлом Александровичем. Великий князь долго кол:)ся – на могиле жены он поклялся хранить ей верность, – к тому же Ольга была замужем... но Ольга смогла убедить князя в том, что с мужем ее давно ничего не связывает и они стали любовниками.В декабре 1896 года у Ольги родился сын Владимир, что должно было ускорить развод с мужем. Романовы с этим смирились и не возражали против такой любовницы. Павел Александрович смог добиться для Ольги развода, пообещав при этом императору, что сам на ней никогда не женится. Развод был получен осенью 1901 года, а через год Павел и Ольга тайно обвенчались в Италии. Что вызвало гнев императора, и великому князю и его жене был запрещен въезд в Россию, а над его детьми была учреждена императорская опека.Во Франции, где поселились супруги, у них родился в 1903 году второй ребенок - дочь Ирина, а в 1905 году - Наталья. Ирина была больше похожа на отца – худенькая, задумчивая и впечатлительная, а Наталья – на мать: от нее младшая дочь унаследовала обаяние и красоту.
Ирина и Натали.
В 1914 году Первая мировая война примирила Романовых - Николай II простил дядю, но не признавал официально его брак. Это случилось лишь только через десять лет после свадьбы. Павлу были возвращены все звания, он был восстановлен на службе, а Ольге Валериановне было позволено вернуться в Россию в качестве его законной супруги.
Ольга Валериановна Пистолькорс.
В 1914 году семье было позволено вернуться в Россию, а в 1915 году Ольге Валерьяновне и её детям от брака с Великим Князем Павлом Александровичем было пожаловано княжеское достоинство и фамилия Палей. Владимир Палей поступает учиться в военное элитное учебное заведение в Пажеский Его Величества корпус. В«Записках кирасира» Владимир Трубецкой писал :«…Это кастовое военно-учебное заведение накладывало на своих питомцев совсем особую печать утонченного благоприятия и хорошего тона. В Пажеском корпусе специальным наукам отводилось должное место, и надо сознаться, что именно из пажей выходили, пожалуй, наиболее культурные офицеры русской армии.» В 1915 году Владимир был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Талант поэта перевешивает в нем, но военную службу оставить Владимир не помышляет, тем более, во время войны, он уходит на фронт.
Спите, солдатики, спите, соколики.
Вам здесь простор и покой
Благословил вас Господь наш Всевидящий.
Миротворящей рукой
Русь защищая, ребята бывалые.
Долго дрались вы с врагом
Спите, родимые, спите, усталые,
Под деревянным крестом.
1915 год Гусарский полк участвовал в оборонительных операциях Северо-Западного фронта и только после тяжелых потерь отошел в резерв. За участие в боевых операциях Владимир получил чин подпоручика и Анненское оружие за храбрость.
Владимир Палей,1910?
Князь Владимир Палей пишет много, пробует себя в различных жанрах. Он особенно сблизился со своим двоюродным дядей — Великим Князем Константином Константиновичем (поэтом К. Р.), влияние которого ощущается в поэзии племянника. В начале 1915 года он перевел на французский язык пьесу Великого Князя «Царь Иудейский» и прочитал ее автору, после чего тот обнял юношу со словами: «Володя, я чувствую, что больше писать не буду… Тебе я передаю свою лиру…» Не случись революционных потрясений, как знать, возможно, Россия обрела бы еще одного талантливого поэта. В 1916 году вышедший первый сборник В. Палея получил много отзывов. Автор одного — Федор Батюшков писал: «Трудно предугадать дальнейшее развитие таланта, которому пока еще чужды многие устремления духа и глубины души, но задатки есть, как свежие почки на молодой неокрепшей еще ветке. Они могут развернуться и окутать зеленью окрепший ствол». В. Палей был знаком с О. Мандельштамом и посещал Николая Гумилева.
Владимир Палей,1916г.
Князь Владимир Палей принадлежал к поколению «золотой молодежи» начала 20 века блестящий, обаятельный, образованный молодой человек с безукоризненными манерами. Судьба дала ему все: ум, красоту, талант, богатство и всеобщую любовь, но самый щедрый дар — трепетная душа поэта.
ГОСПОДЬ ВО ВСЕМ
Господь во всем, Господь везде:
Не только в ласковой звезде,
Не только в сладостных цветах,
Не только в радостных мечтах,
Но и во мраке нищеты,
В слепом испуге суеты,
Во всем, что больно и темно,
Что на страданье нам дано...
Господь в рыданьи наших мук,
В безмолвной горечи разлук,
В безверных поисках умом –
Господь в страдании самом.
Мы этой жизнию должны
Достичь неведомой страны,
Где алым следом от гвоздей
Христос коснется ран людей...
И оттого так бренна плоть,
И оттого во всем – Господь.
- Князь Владимир Палей.
Князь Владимир Палей с воспитателем А.Н. Фену.
С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года кровавый маховик был раскручен, и не только его отцу Великому Князю Павлу Александровичу не суждено было вернуться домой.
В 1917 году Владимир ведет дневник- бесценное свидетельство тех страшных дней, которое поражает зоркостью наблюдений и точностью предвидения. «Неужели наши потомки увидят в событиях 1917 года одну лишь удручающую картину? Одну лишь кучку людей, вырывающих друг у друга право на катание на моторах, и то время как страна голодает. а армия целуется с врагом. Неужели те, кто бескорыстно создал революцию, кто следовательно таил в душе блажен ные и светлые идеалы, надеясь на возможность осуществле — ния этих идеалов, неужели эти русские люди не чувствуют, сколько страшен и ужасен переживаемый Россией кризис? Творимое вырвалось из рук творителей… Всей России грозит позор и проклятие. Пора, пора опомниться, если мы не хотим дать миру плевать нам в лицо».
Владимир с матерью Ольгой Палей.
Глава Петроградского ЧК М. С. Урицкий, проводя перепись членов дома Романовых, вызвал и князя Владимира Палея. Он предложил Владимиру подписать от речение от отца: так как Князь Палей носил титул и фамилию матери, он мог избежать черного списка. Владимир был возмущен и счел бесчестным такой поступок, хотя и понимал чем это грозит ему. Весной 1918 года Князь Владимир Палей. Великий князь Сергей Михайлович и три сына Великого Князя Константина Романова были высланы сначала в Вятку, потом к Екатеринбург и. наконец, в Алапаевск последнее место заточения. Из Екатеринбурга он писал: «Я весь дрожал, а когда после Крестного хода раздалось все более и более громкое „Христос воскресе!“ и я невольно вспоминал заутрени в Париже и в Царском, стало так тяжело, как-будто ангел, отваливший камень от Гроба Господня, свалил его на меня». А в Вятке из-под его пера появились трагические строки:
Немая ночь жутка. Мгновения ползут.
Не спится узнику… Душа полна страданья;
Далеких, милых прожитых минут
Нахлынули в нее воспоминанья.
Мысль узника в мольбе уносит высоко —
То, что растет кругом — так мрачно и так низко.
Родные, близкие так страшно далеко,
А недруги так жутко близко.
Известно, что в ссылке Князь — поэт много и плодотворно работал. По специальному разрешению комиссара юстиции Алапаевска, ему было разрешено посетить местную городскую библиотеку, он вел дневниковые записи, но на сегодняшний день произведения Алапаевского периода не известны.
Великий Князь Дмитрий Павлович (лежит на земле), сын вел. князя Павла Александровича князь В.П.Палей (на первом плане) и др. у землянки [в расположении 1-го гвардейского корпуса.]
Семья его жила еще в Царском Селе и ожидала его писем.В конце апреля ссыльные были перевезены в Екатеринбург, где находилась Царская Семья. Владимир Павлович описывал родителям, как он бродил вокруг Ипатьевского дома. Его высокий палисадник и окна, обклеенные газетами, не позволяли взглянуть на кого-либо из Семьи. В Екатеринбурге была к ним присоединена Вел. Княгиня Елизавета Феодоровна с двумя монахинями.
18 мая, в телеграмме, посланной его сестре Ирине, Владимир Палей сообщал, что
их всех перевозят в АЛАПАЕВСК, что окончательно привело семью в отчаяние.
Скоро им запретили выходить в сад, окружающий школу, и, несмотря на дикую
жару, они вынуждены были сидеть взаперти. У них отняли все одежды, оставив
лишь одну смену белья. Письма Владимира Павловича стали более редкими. Он
старался посылать их с оказиями. В одном из последних он писал матери:
«Все, что меня ральше увлекало: блестящие балеты, современные картины и
музыка, все это мне кажется теперь бесцветным и бесвкусным. Я жажду Истины,
лишь Истины, Света и Добра!».
Ночью с 17 на 18 июля 1918 года им велено было одеться и сказано, что их
перевозят в другую местность, но чтобы они оставили багаж. Они, конечно,
поняли, что их ожидает. Их посадили в коляски и увезли примерно на 12
километров в лес. Всю дорогу они читали молитвы и пели псалмы. Место
назначения оказалась угольная шахта, из которой уже давно ничего не добывали,
и куда их бросили живыми одного за другим, засыпав землей и камнями.
Князь Владимир Палей разделил судьбу других Романовых — алапаевских мучеников и погиб сброшенный в шахту 18 июля 1918 года. Тело Князя Палея было вывезено в Китай в апреле 1920 года упокоено в склепе при храме Святого Серафима Саровского в Пекине. Русская православная церковь за рубежом канонизировала Князя Палея 1 ноября 1981 года в сонме Новомучеников Российских.
Одно из стихотворений Князя Владимира Павловича Палей :
Мы все таим в душе свой мир необычайный,
Где сказка и любовь сплетаются в одно,
Где счастье не дивит нас, словно гость случайный,
Тот мир, где быть царем невольнику дано.
Все то, что попрано насмешкою людской,
В тот мир перенесли мы грустною рукой.
Как светел этот край, заветный наш алмаз!
Как этот уголок хорош в своей печали!
В нем все правдивое, за что отвергли нас,
В нем все прекрасное, о чем мы умолчали...
И там, над жертвами людей, плывете вы,
О, грезы — облака душевной синевы!
Так, угнетенная, душа светлей и чище
Становится подчас лишь для самой себя,
И каждый человек — незримое кладбище
Того, с чем он пришел, надеясь и любя.
Сентябрь 1916 г.
МОЛИТВА ВОИНА
Огради меня, Боже, от вражеской пули
И дай мне быть сильным душой...
В моем сердце порывы добра не заснули,
Я так молод еще, что хочу, не хочу ли,
Но всюду, во всем я с Тобой...
И спаси меня, Боже, от раны смертельной,
Как спас от житейского зла,
Чтобы шел я дорогой смиренной и дельной,
Чтоб пленялась душа красотой беспредельной
И творческой силой жила.
Но, коль Родины верным и преданным сыном
Паду я в жестоком бою —
Дай рабу Твоему умереть христианином,
И пускай, уже чуждый страстям и кручинам,
Прославит он волю Твою...
Действующая Армия
Сентябрь 1915 г.
***
Как на сердце вдруг стало тихо
Среди наскучившего дня…
Наверно кто-то помолился
Душою чистой за меня
Наверно кто-то незнакомый,
Далёкий, старый и простой,
Мой образ вспомнил промелькнувший
Своею тихою мечтой
(Князь Владимир Палей, 1915г.)
* * *
ПАПЕ И МАМЕ
Нам хорошо вдвоем...Минувшего невзгоды,
Как тени беглые, теперь нам нипочем:
Недаром грустные и радостные годы
Мы вместе прожили...Нам хорошо вдвоем!
Мы долго пристани искали безмятежной,
Скрывались от людей, томились суетой
И создали, любя очаг заботы нежной,
Гнездо, влекущее спокойной красотой...
Нам хорошо вдвоем, с правдивыми сердцами!
В руке, в тяжелый час, не дрогнула рука —
Мы счастие, воспетое певцами,
У непонятного для многих родника...
Среди опасностей извилистой дороги
Мы в Бога верили и помнили о Нем,
Пускай еще порой стучатся к нам тревоги —
Мы дружны и сильны...Нам хорошо вдвоем!
19 сентября 1916 г.
ОГОНЬКИ
В июньских сумерках однажды, на войне,
Я, помню, видел раз, как у лесной опушки,
Под яркою звездой, горевшей в вышине,
Зажегся слабый свет в окне простой избушки...
Маня к себе в простор, в страну крылатых грез,
Вечерняя звезда сияла горделиво,
А в дремлющем селе, внизу, среди берез,
Мерцал огонь земной неровно и пугливо;
Но голубой дымок всходил прямой чертой
От очага земли к звезде неугасимой,
И чудилось в душе, неясною мечтой,
Что огоньки горят в связи неуловимой...
Февраль 1917 г.
Сестры милосердия, ангелы земные,
Добрые и кроткие, грустные немного,
Вы, бальзам пролившие на сердца больные,
Вы, подруги светлые, данные от Бога.
Вам – благословение, сестры душ усталых,
Розаны расцветшие, там, на поле битвы,
И в крестов сиянии, ярко-ярко алых,
Тихо принимавшие раненых молитвы...
Июнь 1915
Крым
Куда вы стремитесь так жадно,
Вы все, что живете кругом?
Куда вы стремитесь бегом,
Куда вы стремитесь так жадно?
Зачем моей грезе отрадно
Глядеть на ваш пьяный содом?
Куда вы стремитесь так жадно,
Вы все, что живете кругом?
Владимир Палей - поэт из рода Романовых
12:26, 5 января 2014
Автор: vassa_j
Комменты 3
Почему не включить в школьную программу, такие замечательные стихи? История и литература могли бы раскрыть в школьной программе идеологическую подоплеку с кем и против чего боролся новоявленный пролетариат. Дело не только в фамильной принадлежности, а прежде всего к стяжательству духа!
Как непредсказуема судьба,казалось,одарен был всем-талантом,красотой,умом,благородством и так безжалостно все оборвалось . Меня восхитило то,что Владимир не отказался от отца и разделил его участь, заведомо зная что его ждет. Стихи удивительно чистые. Очень жаль,что от Романовых остался только "князь" Гоша.
Интересно ,но как то грустно стало после прочтения и просмотра видео((Красивый талантливый и так все трагически сложилось!