Особое место в творчестве художника занимают портреты декабристов и их жен,
последовавших в Сибирь за приговоренными к каторге мужьями. Написанные на
память близким людям, эти небольшие по формату изображения дали возможность
ссыльному декабристу Н. А. Бестужеву проникнуть в секреты акварельной техники
Соколова и самому в сибирской каторге и ссылке написать «в манере Соколова»
целую серию портретов своих товарищей по заключению и их жен, создав таким
образом уникальную галерею образов декабристов.
Акварельные портреты Соколова отличаются тонкостью характеристик, им
свойственна легкая, подвижная манера письма. Художник стремился избегать
детализации в рисунке, отказывался от многоцветия в колорите, умело подбирая
красочные полутона. Соколов писал акварелью, не прибегая к белилам и не нанося
предварительного карандашного контура. Прозрачность и чистота акварельных
красок, когда сквозь них просвечивает белая бумага, точность моделировки,
свобода и виртуозность красочного мазка делают портреты, созданные Соколовым,
живыми и естественными.
Портрет Волконского Сергея Григорьевича
(1788 — 1865) Конец 1816-начало 1817 г, бумага, итальянский карандаш, сангина
22.5 Х17.5 см
Государственный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург
Профессиональный военный, удостоенный многих орденов и медалей,
генерал-майор
в двадцать четыре года, один из руководителей Южного общества декабристов.
Принадлежа к богатой аристократической семье, на взлете головокружительной
карьеры, в 1819 году С.Г.Волконский стал членом «Союза благоденствия».
«С этого времени, — писал он позднее в своих «Записках», — началась для
меня
новая жизнь... Избранный мною путь привел меня в Верховный уголовный суд, в
Сибирь, в каторжную работу и к тридцатилетней жизни в ссылке... и тем не менее
ни от одного слова своего и сейчас не откажусь».
Портрет Волконской М.Н. с сыном Николаем(1805—1863)
1826г, бумага, графитный карандаш, акварель. 21Х17
Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Мария Николаевна Волконская (урожденная Раевская) была одной из самых
замечательных женщин своего времени.
Ее яркая индивидуальность, цельность натуры, живой и быстрый ум,обаяние
пленили Пушкина сразу же при знакомстве. Первое чувство поэта к ней, глубоко
скрытое, нашло свое воплощение в романтических образах южных поэм.
«Мария, идеал пушкинской Черкешенки (собственное выражение поэта),дурна собой,
но очень привлекательна остротою разговоров и нежностью обращения», — писал в
1824 году одесский приятель Пушкина поэт В. И. Туманский.
Портрет Никиты Михайловича Муравьева (1795-1843)
1824, бумага, акварель, тушь. 14 х 10 см
Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург.
Участник Отечественной войны 1812 года, капитан гвардейского Генерального
штаба,
член „Союза Спасения", "Союза Благоденствия" и Северного общества, один из
главных деятелей и идеологов движения декабристов, автор проекта
конституции.
После событий 14 декабря 1825 года был арестован и осужден «по
первому
разряду» — на каторжную работу вечно. Его, как и других, отправляют в
Сибирь.
Его жена, А.Г.Муравьева, оставила в доме свекрови троих малолетних детей и
последовала за мужем. Перед отъездом она заказала их портреты П.Ф.
Соколову.
Портрет Александры Григорьевны Муравьёвой (1804-1832)
1825г, бумага, акварель,17.5х13.5
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет Е.М.Хитрово (1783-1839) 1837г, бристольский картон, акварель, лак,
27.2 х 17.5 см
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Кутузова (1783–1839), дочь
М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном,
во
втором — за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции.
В 1827 году с Е.М.Хитрово познакомился Пушкин, ставший вскоре одним из
ее близких друзей.
Портет Д.Ф. Фикельмон. 1837г, бумага, акварель,
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Графиня Дарья Федоровна Фикельмон (1804-1863), урожденная графиня
Тизенгаузен, внучка фельдмаршала Кутузова и жена дипломата Карла Людвига
Фикельмона.
Портрет Е.А. Остерман-Толстой (1779-1835) 1830-ые
г.г,картон,акварель,24.5х19.5 см
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Графиня Елисавета Алексеевна Остерман-Толстая,в девичестве княжна Голицына -
родной сестре Марьи Алексеевны, супруги графа Петра Александровича Толстого,
бывшего послом во Франции при Наполеоне I.
Жена Александра Ивановича Остерман-Толстого, графиня постоянно болела и в
последние годы жизни время "страдала продолжительною водяною болезнию" .
Брак был бездетен.
Портрет С.П.Апраксиной
Софья Петровна Апраксина, урожденная графиня Толстая, родная племянница
графини Е.А. Остерман -Толстой (по матери).
Портрет Ю.П.Соколовой. Около 1827г, бумага, акварель,лак
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Юлия Павловна Соколова, урожденная Брюлло (около 1804–1877), сестра
К.П. и А.П. Брюлловых, с 1820 года жена П.Ф.Соколова. «Живая,
кокетливая, почти ребенок (она вышла замуж шестнадцати лет), она с
ним
никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в
нее
до обожания, по-видимому, вполне разделял ее вкусы», — вспоминала их
внучка А.А.Исакова. Этот один из самых проникновенных портретов был,
по
словам их младшего сына, возможно, создан «в один сеанс, в одно утро»
Портрет А.С.Глинки-Мавриной 1840-е гг, бумага, акварель
Александра Семеновна Глинка-Маврина (1825-1885)- жена Бориса Григорьевича
Глинки (ок.
1810—13 -1895), Андреевского кавалера,генерал-адъютанта,
"которому, по женитьбе его на Александре Семеновне Мавриной,
Высочайше
дозволено в 1865 г. именоваться Глинка-Маврин (с снисходящими старшими в
роде)"
Портрет певицы Полины Виардо. 1830-ые г.г, бумага, акварель, 20.5 х16.2 см
Государственный Русский музей , Санкт-Петербург
Виардо (Viardot-Garcia), Полина - знаменитая певица и автор многих
музыкальных произведений, дочь певца Мануэля Гарсиа, сестра
знаменитой
Малибран. Родилась 6 июля 1821 г. в Париже, пению училась у своего отца,
фортепианной игре - у Листа, композиции - у Рейха.
Обладая великолепным меццо-сопрано чрезвычайно обширного диапазона и
большим
сценическим талантом, Виардо с 1837 г. стала выступать в концертах, а через
два года сразу завоевала себе выдающееся положение на лондонской и парижской
оперных сценах, отличаясь, главным образом, в репертуаре России.
В 1840г. она вышла замуж за Луи Виардо, а в следующие годы посетила Мадрид,
Вену, Берлин, Эдинбург, Дублин, Лондон, Москву, Петербург (1843), везде имея
блестящий успех. В Петербурге она познакомилась с Тургеневым, ставшим навсегда
ее другом и связавшим свою судьбу с жизнью Виардо и ее семьи.
Талантливая певица, композитор, пианистка, прекрасная
рисовальщица,увлекательная собеседница, превосходно владевшая несколькими
европейскими языками,трудолюбивая, многосторонняя, энергичная и бодрая, она
была достойной подругой Тургенева. Умерла Виардо в Париже в 1910 г. Три ее
дочери известны как
артистки-певицы, а сын ее, Поль, - как талантливый скрипач.
Портрет графини О.А.Орловой. 1829г, бумага, акварель, карандаш, перо
Коллекция галереи «Попов и Ко»
Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова.
В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова, с 1857 года князя.
В 1847 году была пожалована в статс-дамы
Портрет С.Ф.Толстой. До 1838г, бумага, акварель, 25.2 х 20.5
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Сарра Фёдоровна (1821-1838) - дочь графа Федора Ивановича Толстого
(«Американца)(1782—1846) и цыганки Авдотьи Максимовны, урожд. Тугаевой.
Граф,участник Отечественной войны, отставной гвардейский офицер,
авантюрист, бретер и карточный игрок, послуживший прототипом А. С.
Грибоедову («Горе от ума») и Л. Н. Толстому («Два гусара») , друг П.
А.
Вяземского, Д.В. Давыдова и К.Н. Батюшкова, путешествовал с И.Ф. Крузенштерном
и
был высажен на Алеутских островах, в связи с чем и получил свое прозвище.
Л.Н. Толстой, его двоюродный племянник, назвал его «необыкновенным, преступным
и привлекательным человеком».
Портрет А.С.Пушкина 1836, бумага, акварель, 20,5х 1 6,6
Всероссийский музей им. А.С.Пушкина, Москва
На обороте надпись карандашом: К-зь Мещерскiй
«Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо,тем более, что лицо у
Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти
каждого, кто его встречал, особенно же в тех, кто с известным благоговением
относился к поэту. Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу
сказал: „Это единственный настоящий Пушкин" ».
Портрет А.И.Тургеневa (1790 — 1827)
1816г, бумага, итал. карандаш, пастель, сангина, тушь, перо
Собрание В.В.Царенкова (Париж)
Александр Иванович Тургенев (1785–1846) — общественный деятель, археограф,
литератор, камергер. Широко образованный человек, А.И.Тургенев был другом и
единомышленником Н.М.Карамзина, П.А.Вяземского, В.А.Жуковского, многих
писателей, поэтов и художников.
Автор писем о европейской жизни (1827–1845), опубликованных под названием
«Хроника русского»
Портрет Н.В.Пальчикова 1847г. бумага, акварель, 9.3 х 7.5 см.
Музей-заповедник "Абрамцево", Московская область
Портрет М.А. Пальчиковой 1847 г, бумага, акварель, 26 х 21.3 см.
Музей-заповедник "Абрамцево", Московская область
Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем
1843 г, картон, акварель, белила, 18.5 х 13.7
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Портрет неизвестной в белом платье с рубиновой брошью
Конец 1830-ых г., бумага, акварель, 18х14.5 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Портрет неизвестной.Картон, акварель, белила,
Челябинская картинная галерея
Портрет неизвестной в красном берете
1830-ые гг, бумага, акварель,
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Портрет неизвестной 1830-ые гг, бумага, акварель,
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Портретная галерея современников А.С.Пушкина. Художник П.Ф.Соколов.
00:53, 8 декабря 2013
Автор: bar_paly
Комменты 5
а я о своем: какие прекрасные портреты, живые.
насчет того,что Волконская была дурна собой это странно,судя по портретам были и значительно страшнее дамы
так вы же продублировали портреты первого поста
очень интересно прочитать про изображенных. спасибо. люблю такие краткие исторические справки)