Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Как ни странно, на написание поста подтолкнул пост Тетрадь моей мамы блогера Ler
Рассказы о прошлой жизни. Про джинсы
Алексей Рамас (21/10/2004)
Вот ещё помню Леонид Ильич жив был, не тем будет помянут… И вот
тогда центром мироздания были Джинсы. Ну, как теперь - Сотовый
Телефон. Продвинутый Человек тонко разбирался в различиях
фирм и фасонов, какие Джинсы и как Трутся (в ходу были легенды
о Джинсах, на такни которых при протирании фантастическим
образом проступали знаки Доллара (вариант: лицо Рейгана –
несомненно, сублимированный образ симпатическими чернилами
написанного письма с Воли)); где и в каком количестве должны быть
заклёпки у Настоящей Фирмы; какого цвета и фасоны должны
были быть лейблы; и как легко отличить Самопал от Фирмы.
Самое главное свойство Фирменных Джинсов – они должны были Тереться.
То есть терять первозданный синий цвет и приобретать
бомжовый вид долго и небережно ношеных штанов (впоследствии
техника продвинулась настолько, что стали продавать Джинсы в уже
поношенном бомжовом виде, но мы про 70-е). Интересно, что в
СССР где-то в Узбекистане тоже выпускали джинсы, но эти
джинсы не Тёрлись. А настоящие джинсы должны были Тереться. При
покупке таковых джинсов (которые стоили около 220 рублей, при
средней месячной зарплате около 180) фарцовщики ритуальным
образом слегка подтирали ткань в невидном месте, чтобы
продемонстрировать, что Джинсы действительно Трутся.
Современникам тот факт, что Фирменные Джинсы Трутся (в отличии от
отечественных Самопалов) казался неким высшим достижением
Западных Технологий, вроде Кассетного Магнитофона. Теперь-то
понятно, что терлись они просто из-за традиционно низкого
качества окраски и материалов, что имманентно товару,
предназначенному для низших классов общества, а советские джинсы,
которые позорно «не тёрлись», отличались невиданным качеством,
как и продаваемые в Универмаге 40-рублёвые шерстяные костюмы,
на сегодняшнем реальном рынке стоящие десятка самых
«фирменных» Джинсов. Но в те годы всё виделось иначе – ведь Джинсы
Тёрлись не Просто Так, а как у хиппи, то есть являлись
носителем вожделенной Западной Культурной Традиции.
Впрочем, заметим, что, парадоксальным образом, Круто считалось
носить именно новые не тертые Джинсы, имеющие, тем не менее,
потенцию к тому чтобы «вытереться». Крутой чувак носил Джинсы,
пока они новые, а когда они начинали протираться – Продавал.
Таким образом он постоянно ходил в Крутых Штанах, впечатляя
лиц противоположного пола, как ныне Сотовый Телефон, а в
племени Мумбо-Юмбо - по-прежнему особым образом выполненное
кольцо в носу. Особо ценилось, чтобы Джинсы внешне выглядели
как новые советские штаны, но имели бы при этом потенцию к
проявлению Западной Культурной Традиции. Правда, как только эта
Культурная Традиция от долгого использования неизбежно
проявлялась, Джинсы по-крутому следовало Продать на Барахолке
(что, к слову сказать, можно было сделать на порядок
безопаснее, чем сейчас). Таким образом, по-видимому, канализировались
подспудные охранительные тенденции, или, говоря современным
языком, Совковый Менталитет.
Наши первые джинсы
Можно все что угодно говорить про советскую торговлю и могучую, но очень легкую промышленность. Но давайте вспомним историю с джинсами.. Так вот у наших детей не было, и я надеюсь не будет первых джинсов! Вряд ли кто-то из сегодняшнего поколения сможет понять, о чем идёт разговор. А вот каждый из тех, кто родился в 60-70-х, сразу поймет, о чём. Первые джинсы мы помним зачастую лучше первой женщины...
В нашу страну джинсы ворвались в 1957 году – тогда Всемирный фестиваль молодежи и студентов в СССР приоткрыл железный занавес. Именно в то время многочисленные заморские гости оставили в Москве не только младенцев самых разных цветов кожи, но и моду на джинсы.
Впрочем, до настоящего джинсового бума было еще далеко – достать вожделенные брюки могли лишь редкие счастливцы: актеры, дипломаты, спортсмены, а также моряки и стюардессы.
Ко всему прочему, импортный «деним» объявили идеологическим оружием загнивающего капитализма. Наравне с рок-н-роллом и «Голосом Америки»! Поэтому джинсы не продавались в обычных магазинах или на рынках. Купить их можно было только у фарцовщиков, мелких спекулянтов, которые перепродавали их по бешеным ценам. За что иногда получали на полную катушку.
Дело в том, что джинсы в СССР были не просто модными штанами, они обозначали ВСЁ. То есть всё остальное у тебя как раз вполне могло быть совершенно заурядным, но, если у тебя были джинсы (только обязательно «фирменные»), то ты уже был на пике моды. И девочки засматривались на тебя больше, чем на твоих друзей. Да и сам себя ты чувствовал и красивее, и удачливее, и даже умнее других.
Джинсы были настоящим эталоном моды. Причём нельзя сказать, что мода эта отличалась хоть каким-то разнообразием. Джинсы должны были отвечать нескольким требованиям: они должны были «стоять», влезть в них можно было только с мылом, цвет джинсов – исключительно синий.
Самое главное свойство фирменных джинсов тех лет – «они должны были тереться». Попросту говоря, отличительной чертой качественных джинсов, окрашенных в синий цвет с помощью красителя индиго, граждане СССР считали их способность к вытиранию. То есть, самые модные «ливайсы» и «монтаны» должны были непременно терять первозданный синий цвет и приобретать вид долго и небрежно ношеных штанов.
Между прочим, «вытираются» штаны или нет, проверялось при покупке очень просто – послюнявленной спичкой. Ею терли по джинсовой ткани. Посиневшая спичка означала, что со штанами “все о’кей”. Дело в том, что вместо настоящей «фирмы» нам старались подсунуть что-то непонятное: какие-то там болгарские штаны марки «Рила», польские, югославские, индийские…
Когда-то даже по специальному постановлению Совета Министров в Москве, на фабрике «рабочая одежда», начали производство собственных джинсов. Но, даже если иногда и покрой, и ткань таких штанов имели что-то общее с джинсами, то всё равно они не могли даже приблизительно подходить под то, что мы вкладывали в это понятие – они не тёрлись!
Краска на ткани замечательно держалась и не желала исчезать ни после опытов с «Белизной», ни даже после того, как некоторые отчаянные смельчаки пытались оттереть её красным (именно красным!) кирпичом.
Ходила байка, что для того чтобы выпускать советские джинсы не хватало только соответствующего ГОСТа. Якобы нельзя было выпускать брюки, которые покрашены сравнительно нестойким красителем, но поверить в это сложно.
А вот настоящим шиком считалось иметь «джины» (бывало, называли их и так) трёх фирм: «Levis», «Wrangler», «Lee». Причём, отличить их друг от друга можно было только если специально внимательно рассмотреть, что же за лейбл на заднем правом кармане счастливого обладателя таких модных штанов?
Но истинные ценители знали и цвет лейблов, и цвет ниток и где у какой марки клёпки. Фирменные штаны старили искусственно. Ждать, пока джинсы состарятся сами, времени не было, посему лишних годков накидывали прямо в домашних условиях. В ход шли кирпичи, пемза и деревянные бруски.
Конечно, были ещё с десяток фирм, которые достать было ещё сложнее, что-то вроде «Montana», «Waild Cat» или ещё чего-то даже более экзотического. Экзотикой они считались как раз из-за того, что были больше украшены, поэтому часто воспринимались больше как женские. А настоящий мужчина должен был достать себе непременно что-то из уже названной троицы.
Кстати, о «достать» — это не так-то просто было сделать. Прежде всего, на джинсы, особенно фирменные, нужны были деньги. А стоимость их доходила до 200 р., что даже побольше среднемесячной зарплаты.
Ради того, чтобы выпросить такие деньги у родителей, троечники обещали закончить год без троек, а отличники – музыкальную школу без четвёрок. Те, кто был по-сознательнее, или кому дома такие деньги никак не могли перепасть, работали летом на овоще-базах, уборке клубники и прочих несложных работах, к которым допускались школьники.
Конечно, стоимость разнилась в разных городах. Так в портовых городах у моряков можно было купить те же самые «Ли» и за сто двадцать. Но обычно всё перекупалось фарцовщиками-оптовиками на корню. А Дальше сами посчитайте – транспортные, реализация, риск и так далее. Поэтому и приходилось искать рублей 180-200.
Но даже если ты находил деньги, то после этого надо было найти сами джинсы! А это не так и просто. Это только в плохом кино фарцовщики сами чуть ли не толпой обступают потенциального покупателя. В действительности такой толпой могли обступить только для того, чтобы облапошить.
К примеру, после такой покупки дома могло выясниться, что купил ты почему-то только одну штанину, хоть рассматривал точно две (очень популярный был способ обмана). Поэтому, если сделка проходила между незнакомыми людьми, боялись оба.
Их было не только сложно купить, но и найти штаны своего размера. Потому хватали то, что было: если длинные – подшивали, маленькие – растягивали.
Слышал, что для того, чтобы влезть в джинсы на два размера меньше, девчонки творили чудеса. «Вооружившись» мылом и верными подругами, залазили в ванну, намыливались и ценой неимоверных усилий натягивали их на себя. Затем носили, не снимая, а через пару дней многострадальные брюки сидели, как влитые.
Да, дефицитом не перебирали – какие джинсы удавалось достать, в таких и ходили.
Но зато после того, как ты становился обладателем таких штанов, ты начинал себя ощущать самым крутым человеком в мире. Даже несмотря на то, что не было тогда такого понятия как «крутой». И даже если ты натягивал свои джинсы только при помощи двух друзей (бывало и такое), то всё равно и они сами, и ты в них были самыми лучшими на свете! Потому, что это были твои первые джинсы.
Но купить "правильные" джинсы — это ещё не всё. Не знаю, как где, а у нас было принято пришивать по низу каждой штанины половинку медной "молнии". Получалась такая коротенькая медная бахрома снизу. Вот это считалось "завершающим штрихом" — и вроде бы предотвращало "обтрёпывание" штанин.
В 1980-х в моду вошли джинсы-«варенки». В магазинах о таких штанах даже не слышали. А вот советские граждане изобрели тысячу рецептов изготовления новинки.
Чтобы какие-нибудь индийские джинсы стали похожи на модную «варенку», их кипятили с отбеливателем, перетягивая резинками, для создания узора, или связывали узлом, отбивали белыми кирпичами, терли пемзой, варили с содой и хлоркой, после чего стирали в стиральной машине вместе с камнями.
А что же государство? Нельзя сказать, что оно совсем не замечало проблему. Замечало.
Фрагмент типовой статьи о молодёжном вещизме. Газета 'Неделя'. 1984 г.
И даже по-своему реагировало — боролось. Например, в школу не пускали учеников в джинсах. В государственных учреждениях отделы кадров, особенно «первые отделы», косо глядели на местных «ковбоев» — случалось, любовь к буржуазным штанам перечеркивала человеку дальнейшую карьеру.
А по радио каждую субботу известный украинский поэт воевал с джинсами как с проявлением чуждого образа жизни. Правда, злые языки поговаривали, что это вовсе не мешало ему привозить из Штатов своему горячо любимому отпрыску те самые ковбойские брюки, которыми он стращал других.
Нужно сказать, что сами джинсы, как вид удобных штанов, никогда не высмеивались в СССР. Наверное, потому что сами карикатуристы мечтали о них. Высмеивалась персонажи.
Когда борьба с модным и удобным видом одежды потерпела сокрушительное фиаско и стало ясно, что плотные брюки нравятся не только молодежи, но и людям среднего возраста, власть решила легализовать ситуацию, заодно лишив ее ненавистного проамериканского оттенка. Были закуплены большие партии болгарских джинсов «Рила» и индийских — неизвестной марки.
После Олимпиады 80, проходившей в Москве, джинсы стали производить и в СССР. Первые фабричные советские джинсы шились из индийской ткани и назывались “Тверь”. Но на джинсы эти штаны были похожи только цветом ткани. И хотя любители ностальгии вспоминают эти советские джинсы с теплотой, они все таки были жесткие, неудобные и не практичные.
И тем не менее некоторые умудрялись содрать с них этикетку и пуговицу с надписью “Тверь” и заменить их на “фирменный” лейбл. Таким образом можно было купить советские джинсы в магазине за 30 рублей и продать их на на рынке за 100 как фирменные.
В это же время появилось множество подпольных цехов, где партиями шились “фирменные” джинсы, которые внешне почти не отличались от привезенных из-за границы. Даже этикетки, лейблы и заклепки делались здесь же, в этих цехах, при помощи пресса. Цена таким джинсам была от 100 до 150 рублей. И некоторые покупали их сознательно, зная что это подделка, но поделка хорошая.
И не важно, что такие джинсы нельзя было часто стирать, а носить их надо было очень аккуратно. Ради того, чтобы быть модным и стильным, можно было пойти на такие жертвы и самообман.
Меня всегда интересовала история возникновения моды на фетиш моей юности. Как- то в телевизионном интервью киноактрисы Светланы Светличной услышал примерно такую фразу о знакомстве с её будущим мужем, знаменитым киноактёром Владимиром Ивашовым.- он был уже всемирно знаменит по роли русского солдата Алёши в кинофильме "Баллада о солдате". “Это был красавец в первом в Москве, джинсовом костюме...”
Вы представляете, - самая красивая пара в СССР, и он в невиданном джинсовом костюме?! Думаю лучше рекламы у фирм, производящих джинсы, не было никогда. Считаю, что эти фирмы просто обязаны установить, им памятник.
А вот, легендарный снимок, из журнала LIFE о том как Ивашов покупал в США свои первые джинсы: Вот так оно всё и начиналось еще в 1960 году!
Рассказы о прошлой жизни. Про джинсы
16:08, 27 октября 2013
Автор: Lite
Комменты 44
А мне еще папа рассказывал, что в штаны струну вшивали, чтоб они правильно "стояли"
ох, мне мама столько всего нарассказывала про манипуляции с покупкой джинсов в СССР в 70-е)) и до сих пор с особой теплотой вспоминает свои первые джинсы "супер ли")
Сейчас, в принципе, все тот же самый вещизм, даже еще хуже. Только фетиши поменялись. Сейчас детям нужен телефон последней модели и куртка какого-нибудь модного бренда. Выходит тоже в две, а то в три зарплаты.
Кстати, о происхождении слов джинсы и деним. Джинсы, ни что иное, как искаженное американцами название города Генуя (оттуда привозили ткань), а деним - дословно с французского "из Нима" (ткань доставляли и из французского городка Ним)...
да интересно, мои первые джинсы появились в 5 месяцев. о чем свидетельствует фото, подписанное - 5 месяцев. То был 1982 год.