Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
"В середине 90-х годов вместе с коллегами – психологами и социологами, я направлялась на одну из первых самостоятельных предвыборных кампаний в отдаленную российскую губернию. Лететь самолетом даже по российским меркам было долго, и сразу после взлета коллеги принялись обсуждать «мою» тему, а именно – протокол, этикет и вообще хорошие манеры, потому что стюардесса случайно разлила минеральную воду на нашу одежду.
Невоспитанная принцесса
«Как Вам нравится поведение принцессы Дианы?» – внезапно спросил очень опытный политический консультант, с которым мы раньше только здоровались в офисе, но еще ни разу не работали вместе, а теперь оказались в соседних креслах. «В каком смысле? – опешила я. - Принцесса относится к лицам королевской крови, а придворный этикет я предпочитаю не обсуждать хотя бы потому, что он мало применяется в светской жизни. Как, впрочем, и военный, и дипломатический, ведь нашим с вами клиентам необходимо усвоить только общегражданские хорошие манеры». «Нет, ну все же, - не унимался сосед. - Видите ли, последние двадцать лет своей жизни я работал корреспондентом агентства ТАСС в Лондоне, а потому имел честь собственными глазами лицезреть и свадьбу Дианы с наследным принцем Чарльзом Виндзором, и то, что потом произошло с принцессой».
«А что с ней произошло?» – изумленно обернулись к нам другие коллеги, мгновенно сосчитав, что «двадцать лет» – это эпохи и Брежнева, и Андропова, и Горбачева, и Ельцина. Замечу, что в то время еще никто не думал о разводе принцессы и вообще жизнь Дианы представлялась мировому светскому обществу как самая замечательная сказка на свете. «А вот я сейчас дам вводные характеристики на эту особу, а потом уж наш специалист по этикету прокомментирует ее поведение со своей точки зрения», - ответил элитарный журналист, ехидно мигнув в мою сторону.
Сразу скажу, что несколько лет спустя, когда принцесса Диана погибла в автомобильной катастрофе, я горько плакала вместе с остальными миллиардами женщин на нашей планете. Мне было очень жалко расставаться с остатками непрофессиональной, конечно, дамской мечты, о сказочных героях «принцессе» и «принце». Почему с остатками? Потому что мечта развеялась намного раньше, именно в том самолете, когда я по-настоящему впервые задумалась о поведении некоторых современных персон королевской крови с точки зрения науки «этикет». Для тех, кому это кажется кощунством, дальше лучше не читать, а принцесса – царство её небесное – меня простит, потому что ИМЕННО ОТСУТСТВИЕ ХОРОШИХ МАНЕР ПРИВЕЛО ЕЁ К ТРАГЕДИИ, и она об этом знала сама.
Четыре главных правила
Перечислю несколько основополагающих правил придворного этикета. Всё в жизни бывает, и каждый из нас может столкнуться с ситуацией, когда вас пригласили на королевский прием.
Итак:
- при встрече с лицами королевской крови дамы делают реверанс (уважительное коленопреклонение),
- королям никогда не задают вопросов, и «пресс-конференция королевской особы» – это нонсенс, бред и абсурд,
- ни при каких условиях нельзя прикасаться к лицам королевской крови, нельзя первым протягивать им руку для пожатия кроме тех случаев, когда они сами не подадут вам руки (дамы ее пожимают, одновременно делая второй реверанс, а мужчины пожимают руку в поклоне, но никогда не целуют даже самой красивой королеве),
- нельзя приближаться к королевским особам ближе чем на официальную дистанцию три метра, исключая случаи, когда вас персонально представляют и подают вам руку. Но после представления необходимо вновь удалиться не менее чем на три метра, а не стоять рядом и просить «сфотографироваться».
Королевский имидж: стиль «диско»?!
Впрочем, сегодня мы говорим прежде всего о правилах соблюдения придворного этикета самими королевскими особами. Именно принцесса Диана была, пожалуй, первым примером, КАК НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, хотя и до, и после принцессы придворный этикет нарушается сплошь и рядом теми же младшими Виндзорами или младшими Гримальди из княжества Монако. Правда, тьфу-тьфу, это пока не привело к новым трагедиям, если не считать до сих пор не раскрытой тайны смерти матери последних княгини Грэйс.
Оказывается, единственные темы, на которые разговаривала Её Высочество принцесса Диана на приемах - это музыка в стиле «диско» и «что я надену завтра». Замечу, что одевалась Диана действительно великолепно, но это лишнее доказательство тому, что безупречный внешний вид – важное, но не главное обстоятельство в хороших манерах, всего лишь «одно из обязательных». Обе темы находятся вне рамок не только придворного, но даже лояльного светского этикета. Понятно, что для супруга Дианы, обожающего Оперу и Музеи, такой кругозор любимой жены был обременительным, возможно, толкнувшим принца в посторонние объятия, но это зона прайвеси, поэтому оставим.
Во-вторых, неуемное желание принцессы Дианы доказать королевскому двору свою персональную значимость заставило ее заниматься не королевскими (тут ведь ничего никому не надо доказывать!), а политическими делами: лично беспрестанно ездить по всем окраинным мировым деревням и собственноручно раздавать подарки. Разумеется, благотворительность – дело благое, но у любой принцессы есть свита. Которой и положено вручать презенты при личном присутствии Её Высочества либо просто от Её имени, ибо так предписывает придворный этикет.
А потом вообще стало всё плохо. Как в физике - цепная реакция: нарушила свой статус однажды, получила осуждение двора, обиделась, стала нарушать назло и регулярно, и в итоге вообще «потеряла лицо», публично рассказав журналистам о своих семейных неприятностях. Диана, я считаю, погибла не тогда, когда разбилась в парижском туннеле, а в тот день, когда Её Высочество подробно и весьма гадко расписала в прямом эфире «коммунальные дрязги» английского двора, где была главным действующим лицом.
Не развлекайте публику
Мне удивительно констатировать, что принцесса Диана для многих женщин по-прежнему является образцом и светским идеалом (Диана шокировала общественность признанием, что во время брака у нее уже был любовник – ее инструктор по верховой езде майор конной гвардии Джеймс Хьюитт, могучий самец, увлекавшийся поднятием тяжестей и борьбой).
Ведь этикет, не устану повторять миллион раз – это концентрация здравого смысла, и себе дороже его игнорировать. А он предписывает, что «ваши семейные неурядицы никогда не должны становиться публичными».
Война из-за талии
Другой пример, теперь из области дипломатического протокола, тоже, впрочем, стыкующегося с придворным этикетом. Кто помнит, что в 1992 году две большие страны – Австралия и Великобритания находились практически в состоянии дипломатического кризиса? Из-за нарушения этикета.
В ходе официального визита королевы Великобритании Елизаветы Второй в Австралию в феврале 92 года была допущена немыслимая протокольная вольность. Представляя гостей, а их было более 800 человек местной элиты, премьер-министр Австралии Пол Китинг зачем-то обнял английскую королеву за талию. Вдобавок супруга премьер-министра (голландка по происхождению) не исполнила реверанс.
Последствия инцидента были просто ужасными и вызвали бурю гнева на Британских островах. Дело в том, что Австралия – бывший доминион Англии, затем союзник, входящий в Содружество Наций, где почти всегда английский монарх считается главой государства. А поведение австралийского лидера, похоже, поставило этот факт под сомнение. Учитывая, что в тот момент отношения между странами были без того не простыми, случайная бестактность или осознанное игнорирование правил этикета сильно ухудшили межгосударственные отношения".
Елена Екатериничева. 2002 год.
Питер Сингер, профессор философии.
"ПРИНСТОН – спустя десять лет после своей смерти принцесса Диана все еще обладает звездным влиянием. СМИ наполнены новостями о ее прошлом и ретроспективами, и кажется, что во всем мире общество с жадностью ожидает этих новостей. Может, Диана стала своего рода новой святой, и если это так, о чем это говорит нам?
Я впервые столкнулся с культом Дианы в 2004 году, когда я был в Гайд-Парке на открытии королевой мемориального фонтана принцессы Дианы. Я оказался среди группы женщин средних лет в пиджаках и шляпах, покрытых значками. Они были похожи на футбольных фанатиков, разве что вместо лица Дэвида Бэкхема на значках было лицо Дианы.
Я завел с ними разговор и узнал, что их одежда, сумочки и туфли сделаны на подобии тех, что носила Диана. У некоторых в доме была «комната Дианы», наполненная вещами, напоминающими о принцессе. Их жизни, как казалось, вращались вокруг женщины, которая к тому времени была мертва уже семь лет.
Итальянский скульптор Луиджи Бьяджи предложил свое видение этого феномена в образе статуи Дианы в позе и одежде, как у Девы Марии. Знаменитости, как говорит нам его работа, заменили религиозных личностей. Маргарет Эванс, британский исследователь, изучив отзывы людей о Диане после ее смерти, обнаружила, что некоторые описывали ее как святую или ангела, а некоторые сравнивали ее с Иисусом.
Появились странные теории о смерти Дианы, среди которых были версии об ее убийстве секретными службами Великобритании, так как она представляла угрозу для трона, и что она вовсе не мертва, а счастливо живет со своим любовником Доди Файедом, и что они все специально подстроили, чтобы избежать чрезмерного общественного внимания. После чего почти божественный смысл в ее смерти был описан в словах певца/сочинителя текстов Морриссея из альбома группы «Смитс» «Королева мертва».
С рациональной точки зрения идеализация Дианы абсурдна, как и любой культ. Она защищала больных и изолированных людей, а ее работа по запрещению использования противопехотных мин, хотя иногда и осмеивалась как наивная с политической точки зрения, но она привлекла внимание всего мира к этой проблеме. Невозможно предугадать, если бы не ее смерть, привела ли бы эта работа к подписанию договора в Оттаве о запрещении противопехотных мин. И даже сейчас многие страны, включая США, Россию, Китай, Израиль и Иран до сих пор еще не подписали этот договор.
Конечно, зачастую чувствовалось настораживающее несоответствие между вкладом Дианы в заботу о больных и бедных и тем экстравагантным образом жизни, который она вела. Но пороки Дианы были частью ее привлекательного образа. В противоположность сдержанным и замкнутым членам британской королевской семьи, она показала себя принцессой, которая в то же время была нормальным человеком, больше похожей на нас. И по мере того как развивался ее бракоразводный процесс, инициатором которого был ее непорядочный муж, это вызывало все больше понимания и сопереживания у миллионов женщин. В эпоху, когда еще не появились телевизионные реалити-шоу, жизнь Дианы уже была реальным телевидением.
Постоянное внимание СМИ позволило людям ощутить, что они знают ее, и, таким образом, они напряженно следили за ее удачами и неудачами, как если бы она была членом их семьи. Если в их собственных жизнях не хватало привлекательности, она восполняла этот недостаток.
Эта ремарка была горьким упреком СМИ, которые, как считал Спенсер, вместе с папарацци сыграли роль в смерти Дианы, но она не была лишена правды. Некоторые люди пользуются цинизмом, чтобы избежать моральной ответственности. Если можно убедить себя, что в действительности каждый заботится только о своей выгоде, тогда зачем пытаться стать лучше.
Человек с наивным, но искренним желанием делать добро угрожает этому защитному укрытию, и единственным способом притупить это чувство опасности – это высмеивать. Диане, наверное, было бы легче в США, где люди и СМИ не так циничны по отношению к добрым делам и более открыты к восприятию добрых намерений, как они есть.
Какое влияние оказали жизнь и смерть Дианы на миллионы людей, которые восхищались ей и любили ее? После ее смерти десятки миллионов горевали, и многие писали письма и посылали чеки в фонд памяти Дианы, принцессы Уэльса, у которого есть свой сайт www.theworkcontinues.org. Но если работа действительно продолжается, то она имеет более скромный размах, который лег в основу общественной благотворительной работы.
Возможно, это было неизбежно. Ведь когда человек способен вызывать у нас сильные эмоции, то такие чувства часто имеют временный характер и редко приводят к длительным изменениям в наших жизнях. Может, те, кто так сильно отождествляли себя с Дианой, каким-то образом представляли себе, что они являются частью ее добрых дел, и что им, поэтому, и не нужно делать что-то большее?"
1 сентября 2007 год
Еще несколько фоток разных годов:
Принцесса Уэльская - другой взгляд
23:54, 30 июля 2013
Автор: gauhar
Комменты 198
инфернальный бред. нет слов.
Из Википедии: "Сама Диана некоторое время была в близких отношениях со своим инструктором по верховой езде Джеймсом Хьюиттом, в чём призналась в 1995 году в телеинтервью (ГОДОМ РАНЕЕ Чарльз сделал аналогичное признание о связи с Камиллой)". Так ко не знал правил дворцового этикета? Диану не люблю и не оправдываю, просто интересно.
какая-то мелочность, но почитать было интересно
Статья про этикет так себе. А вот философ все по делу говорил.
"несоблюдение этикета стало причиной трагедии", пипец. если честно, я не понимаю ее феномена, и практически ничего о ней не знаю. иногда складывается впечатление, что только я, а все остальные ее любят, уважают и т.п. Почему именно ее?