Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
БИ: Ну, вот у вас, на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть?
ДЯДЯ ВОВА: Ну, это на глаз.
УЭФ: Дикари!
Прораб Владимир Николаевич Машков и не подозревал, что обычный путь до универсама за хлебом и макаронами обернется межгалактическими путешествиями. А все эта встреча со студентом в кроличьей шапке с большой сумкой и с каким-то маленьким устройством — «машинкой перемещения», как он ее сам называл. Короче, нажал на кнопку — и оказался вместе с молодым человеком в пустыне, и не в каких-нибудь Каракумах, а на планете-пустыне Плюк в тентуре, галактика Кин-дза-дза в спирали…
Думаю эту историю знают, все кто смотрел этот замечательный фильм. Вот и я увидев сегодня фото со съемок любимого фильма решила поделиться некоторыми фактами. Итак, а знаете ли вы что:
* Режиссёру Георгию Данелия очень нравилась актёрская игра Борислава Брондукова, поэтому, когда он писал сценарий к фильму «Кин-дза-дза», он придумал роль специально для этого артиста. Однако, когда начались съёмки фильма, Брондуков перенёс инсульт и не мог сниматься. В результате герой, которого должен был исполнять Брондуков, был вообще ликвидирован из сценария.

* Когда фильм был почти снят, к власти в СССР пришёл К. У. Черненко. Чтобы
фильм не запретили, Данелия и Габриадзе решили переозвучить слово «Ку»,
которое совпадало с инициалами генерального секретаря ЦК КПСС, на какое-нибудь
другое слово. Стали думать. Выдвигались варианты «Ка», «Ко», «Кы» и др. Пока
думали, Черненко не стало. Так слово «Ку» осталось в фильме.
* По сценарию Скрипач вёз не уксус, а чачу. Так, на Альфу вместо Земли герои в
сценарии попали из-за того, что перепились и промахнулись. Когда фильм уже был
снят, как раз развернулась антиалкогольная кампания и чачу заменили на уксус.

* В фильме чатланин с транклюкатором после фразы «Я скажу всем, до чего довёл
планету этот фигляр ПЖ! Пацаки чатланам на голову сели!» просто уходит по
пустыне вдаль. Вновь он появляется в фильме лишь в сцене, где герои открывают
эцих. В сценарии его роль более развёрнута. Там его звали Кырр и он,
разозлившись на наглых пацаков, из-за которых ему пришлось выстрелить в шар с
«последним выдохом» его собственного отца, ушёл из заброшенного катера в
город, чтобы транклюкировать доведшего до этого планету господина ПЖ. В городе
он взорвал шар с «последним выдохом господина ПЖ», устроил революцию и
захватил власть. После чего, его все стали называть «папа Кырр». В сцене с
«последним эцихом» герои встречаются уже не с Кырром, а с господином ПЖ,
которого посадили в железный ящик.
* Песня «Мама, мама, что мы будем делать» звучит в начале и в конце фильма из
телевизора в квартире дяди Вовы, по которому демонстрируется сцена из
художественного фильма «Котовский» (1942). В этой сцене белогвардейские
офицеры во время гражданской войны сидят в ресторане занятой ими Одессы и
смотрят зажигательное выступление певицы, исполняющей эстрадные куплеты о
весёлой и разгульной жизни одесситок («Одесситка — вот она какая, / Одесситка
— пылкая, живая! / Одесситка пляшет и поёт, / Поцелуи раздаёт / Тем, кто
весело живёт!»). В качестве припева к этим куплетам, мужской хор несколько раз
исполняет отрывок из фольклорной песни беспризорников («Мама, мама, что мы
будем делать, / Когда настанут зимни холода? / У тебя нет тёплого платочка, /
У меня нет зимнего пальта!»). Композитором фильма «Котовский», согласно
титрам, являлся Сергей Прокофьев. В ходе фильма дядя Вова играет на скрипке
другую, более простую мелодию, предположительно, взятую из «Колыбельной»
композитора И. Филиппа (Публиковалась в «Школе игры на фортепиано» под
редакцией А. Николаева).
* Cлово «ку» совпадает с португальским непристойным словом «cu», которое можно
перевести как «задница» (употребляется для обозначения неприятного человека
или события). Возможно, что именно благодаря этому комедия «Кин-дза-дза!» в
1987 году получила специальный приз «За изобразительную концепцию» на
фестивале в Рио-де-Жанейро.
На роль Абрадокса с планеты Альфа режиссёром был запланирован Норберт Кухинке,
исполнявший роль иностранца в фильме «Осенний марафон» (1979), но руководство
Мосфильма запретило снимать его из политических соображений. Поэтому эту роль
сыграл сам режиссёр Георгий Данелия.

* Песня «на речке, на речке, на том бережочке», которую поёт Уэф, когда его
увозят в железном ящике на Плюке, звучит во всех фильмах Г. Данелии, где
снимался Е. Леонов, начиная с «Тридцать три» (1965).
* Эпизод, в котором герои в клетке поют «Мама, мама, что я буду делать»,
снимался под вращающейся сценой Театра Советской Армии.
* Известный скрипач Гидон Кремер попросил композитора Гия Канчели написать
пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки «Кин-дза-дза» и «Слёзы
капали» (1982), что тот и сделал. Вперве получившуюся музыкальную пьесу
исполнили в Германии под названием «Айне кляйне Данелиада» (Маленькая
Данелиада). Пьеса была написана так, что по музыке оркестранты во время
исполнения несколько раз должны пропеть «Ку», что они делают с большим
удовольствием. На эту музыку в Вене был поставлен балет. Там «Ку» уже поёт
женский хор.
* Слово «пепелац» (искажённое грузинское «пепела») означает «бабочка». Такое
название для летательного средства уже использовалось в фильме Г. Данелия
«Мимино» (1977), где герой Вахтанга Кикабидзе — грузинский вертолётчик Валико
Мизандари по прозвищу «Мимино» — так называл свой вертолёт (В ответ на просьбу
старухи перевезти корову на вертолёте, Мимино стучит по вертолёту и кричит:
«Пепела! Пепела!»).

* Эскиз пепелаца нарисовал Георгий Данелия, когда он в Тбилиси вместе с
Ревазом Габриадзе работал над написанием сценария к фильму. За несколько лет,
в течение которых писался сценарий, всё много раз менялось, но именно такой
пепелац появился позже в картине.
* В фильме использовалось несколько пепелацев разного размера.

* Пепелац, на котором летают герои фильма, делали Г. Данелия и
художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов был найден
самолёт Ту-104, от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем
поставили этот цилиндр в коллектор шестого павильона «Мосфильма», где Тэжик
покрыл его пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса
и крутящийся винт смастерил А. С. Батынков — умелец с «Мосфильма».
* Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком — это втулка несущего
винта вертолёта.
* Фильм должен был сниматься в пустыне Каракумы, однако произошла ошибка, и
груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По
накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы».
Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их
отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать КГБ. Пепелацы
были найдены лишь спустя полтора месяца во Владивостоке. Из-за этого
происшествия фильм вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался
там летом в самую жару.

* В первый же день, когда пепелац, наконец, привезли на съёмочную площадку и
собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик сказал, что пепелац надо
немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить… и
декорация загорелась. (Пенополиуретан является легковоспламеняющимся
материалом). Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок
прогорел. Лишь к ночи Тэжик и второй художник-постановщик А. Самулекин
раздобыли полиуретан у военных и залатали пепелац. Чтобы заплатки не были
видны, Тэжик его снова начал коптить. К счастью, в этот раз пепелац не
загорелся. Для съёмок пустыня должна была быть в абсолютно девственном виде,
без следов людей и машин. Но без людей и машин при съёмках обойтись
невозможно. Например, для транспортировки пепелаца использовался трактор и
платформа. Трактор при транспортировке грузов на съёмочную площадку всегда
ехал вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем перед камерой ставили
пепелац и он закрывал собой все следы.
* Один из актёров фильма — Леван Габриадзе (исполнитель роли скрипача) — после
окончания съёмок взял себе на память 40-сантиметровый макет пепелаца, который
до сих пор хранится у него дома.

* В одном из телеинтервью Г. Данелия рассказал такую историю. Однажды на одном
из кинофестивалей к нему подошёл один американский кинорежиссёр и сказал: — Я
видел вашу «Кин-дза-дзу!». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень
дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами? — Какие спецэффекты? У нас
там не было никаких спецэффектов. — изумился Данелия. — Ну, как же. У вас же
там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект? — Нет, конечно же.
Нам в министерстве обороны дали гравицаппу и поэтому пепелац у нас в фильме
летает. Напишите письмо в наше министерство — может они и вам дадут
гравицаппу.
* На роль Владимира Николаевича пробовался Валентин Гафт.

Про любимый фильм...
15:07, 23 апреля 2013
Автор: frau-malaeva
Комменты 13
Люблю этот фильм,вообще у Данелии такие фильмы, которые можно смотреть по-многу раз.
Фильм и мой любимый. Во многом, к сожалению, пророческий, хотя создавался как сатирический
Меня папа в далёком детстве два раза в кино на Кин-дза-дзу водил. Вот что он хотел этим сказать? :)) Ничего не понимала, но почему-то нравилось :) Потом уже в более сознательном возрасте смотрела, больше понимала и тоже нравилось.
А я этот фильм за шедевр не считаю... Смотреть его даже как то неприятно. Скудный сюжет и неприятный набор звуков и слов. Вот такое мое мнение
Кин-дза-дза и Собачье сердце - две моих любимых нетленки, пересматриваю их раз в год как минимум)