Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Когда-то давно я обещала сделать пост со своим мнений о творчестве Хаяо Миядзаки. И вот, наконец-то созрела.
И раз уж у меня появилась такая уважительная причина – в очередной раз пересмотрела всего его работы. Знаете, все же Миядзаки – лучшее, что когда-либо случалось с мировой анимацией и никто меня не переубедит. Но писать о нем сложно. Я искренне считаю все его работы шедеврами, какие-то люблю больше, какие-то меньше, но люблю все без исключения. (Забегая вперед скажу, что намеренно не пишу про «Рыбку Поньо», поскольку мне, по большому счету, сказать про этот фильм нечего.) Когда фильмы одного режиссера пересматриваешь один за другим, то в глаза часто бросается некие линии, идущие через все или почти все работы. Вот у Хаяо мне бросилось в глаза: 1. Женщины! Женщины у него рулят всегда и везде. Что главные героини везде (кроме Порко Россо, и то не факт) девочки – это еще ладно. Но, например, в Навсикае войсками Тальмекии командует женщина. В Лапуте пиратами верховодит их мама (мировая женщина вообще). В Мононоке и главная героиня и ее антагонист – женщины. Ну и т.д., какой фильм ни возьми. Наш герой явный сторонник матриархата. 2. Небо и полеты. Полет обязательно наличествует во всех работах Миядзаки, но это еще что – во многих мотив «человек и небо» один из основных. В Навсикае все летали. В Лапуте и остров летающий, и пираты и вообще все. В Кики и ведьмочка летает и дирижабль наличествует. Порко Россо вообще фильм о пилоте. 3. Взаимоотношения человека и природы. Этому полностью посвящены две его работы и эта тема так или иначе фигурирует и во многих остальных фильмах. И вот еще что: я очень хочу отметить композитора всех аниме Миядзаки – Дзе Хисаиси. Пожалуй, это лучший тандем режиссера и композитора в мировом кино вообще. Без Хисаиси нет Миядзаки. Именно этот Режиссер когда-то открыл для меня мир полнометражного аниме. Началось все, конечно, с «Унесенных призраками». Потом мне захотелось посмотреть другие работы этого автора. А уж потом – и другое полнометражное аниме вообще. Уже за одно это я ему очень обязана, ведь мир японской анимации – это совершенно особый и восхитительный мир. Теперь коротенечко о всех работах. Просто в порядке их создания. Kaze no tani no Naushika или Навсикая из Долины Ветров
Один из первых фильмов Миядзаки и сразу серьезный и на глобальную тему взаимоотношений человека и природы. В известном смысле предтеча Мононоке. Кратенько о сюжете. Пост-апокалипсис. Земля, точнее привычная ее среда, практически уничтожена людьми. Теперь люди маленькими поселениями ютятся на отдельных клочках земли, а большую ее часть покрывает огромный ядовитый лес с обитающими в нем странными животными, в том числе огромными жуками-омами. Народ Долины Ветров старается жить в мире с лесом и новой средой. Но не все народы столь благоразумны и Долина помимо своей воли оказывается втянута в очередную войну человека и природы. Вообще, тема пост-апокалипсиса совсем не нова, конечно. Но обычно она преподносится с точки зрения «человек может и должен что-то сделать и тогда все вернется на круги своя». А тут нет. Человек бессилен против природы. Ему кажется, что ядовитый лес его враг и, казалось бы очевидно, уничтожь его – и вся земля снова будет твоей. А вот Навсикая, княжна Долины Ветров, открыла, что все лесные растения безопасны, если растить их в чистой земле и поливать чистой водой. То есть не в лесе проблема – в земле, она отравлена. И человек уже никак не может это изменить. Он бессилен против природы. Точнее, так: ему удалось ее уничтожить, а вот восстанавливаться ей придется самой. Человеку нужно просто не мешать, а набраться терпения и ждать. Да, для восстановления природе пришлось создать ядовитый лес. Но не в наказание человеку, а для самоизлечения. И пришлось создать омов, которые в силах смести целые города с лица земли. А что делать – должен же кто-то ее охранять и олицетворять гнев природы. А вот человека природа любит. Так, как любит мать своего самого непослушного, буйного и проблемного ребенка. Ну и как обычно бывает у Миядзаки – это целый отдельный мир, с хорошо прописанными правилами и законами существования, и своей неповторимой атмосферой. Главная героиня Навсикая – дочь князя Долины Ветров, очень мудрая и смелая девочка, обожающая природу и имеющая особый дар общения с животными. Она одна из немногих понимает, что происходит с природой и для чего ей нужен лес и, в меру своих сил, старается защищать все это и худо-бедно поддерживать баланс экосистемы. Кстати, у нее есть очаровательный спутник – белколис. Единственное, что меня в ней несколько раздражало – то и дело глаза на мокром месте. ))) Ну и второстепенные герои тоже колоритны. Особенно, конечно, учитель Юпа. Саундтрек как всегда на высоте. Заглавная тема, тема нашествия омов и пение маленькой Навсикаи – просто отлично. Вообще, финальная сцена, когда омы поднимают Навсикаю и дальше – это просто шедевр, не в последнюю очередь именно благодаря музыке. Tenkū no Shiro Rapyuta или Небесный замок Лапута
Я прочитала, что студия Дзибли создавалась именно для этого аниме. Ну, что сказать – студия, начавшаяся с таких шедевров, просто обречена была стать флагманом японской, а с моей точки зрения и мировой анимации. О сюжете. Лапута – это остров, парящий в небе. По легенде, когда-то его правители правили всем миром и был этот остров самой могущественной цивилизацией на планете. Но потом он почему-то опустел. Считается, что найти путь на Лапуту можно найти лишь с помощью летучего камня. И обладательницей этого камня, за которой разворачивается настоящая охота, как со стороны пиратов, жаждущих сокровищ, так и со стороны правительства. Это замечательная, чистая, светлая, добрая сказка. Видно, что это еще ранний Миядзаки – герои у него еще сравнительно однозначно делятся на хороший и плохих, и даже главный злодей наличествует. Но так ведь и должно быть в классической сказке, не правда ли? А Миядзаки действительно великий сказочник. А знаете, почему еще Миядзаки гений? Потому что только гений может перенести взрослого человека в мир детства. И Лапута яркий тому пример. Это фильм абсолютно для всех возрастов – от 5 до 85, как говорится. Вообще, мотив такой вот великой цивилизации, недосягаемой мечта – он вечен, начитая с Атлантиды. И Лапута – вариация на эту тему. И герои! Особенно, конечно, Дора, предводительница пиратов – ну просто мировая женщина! - Так у меня за спиной полвека женского опыта! Самое милое дело – притворится равнодушной для его блага. Ни дать, ни взять – я в молодости! - Подумаешь, корабль потеряли! Построим новый, еще лучше. Вот у Ситы горе – ей заново косы отращивать! Сюжет захватывающий, прорисовка и пейзажи потрясающие, а саундтрек! Матерь божья, какой саундтрек! Один из лучших у Хисаиси, а у него бывают только хорошие, блестящие и гениальные саунды. Когда дети прибывают на Лапуту, когда смотрят, как она улетает, финальные титры – пробирает насквозь? до слез. Tonari no Totoro или Мой сосед Тоторо
Япония, пятидесятые годы прошлого века. Переехав в деревню, две маленькие сестры Сацуки (старшая) и Мэй (младшая) глубоко внутри дерева обнаружили необыкновенный, чудесный мир, населённый Тоторо, очаровательными пушистыми созданиями, с которыми у девочек сразу же завязалась дружба. Одни из них большие, другие совсем крохотные, но у всех у них огромное, доброе сердце и магические способности совершать необыкновенные вещи, наподобие полётов над горами или взращивания огромного дерева за одну ночь! Но увидеть этих существ могут лишь дети, которые им приглянутся... Подружившись с сёстрами, Тоторо не только устраивают им воздушную экскурсию по своим владениям, но и помогают Мэй повидаться с лежащей в больнице мамой. Абсолютно культовый фильм. С него, пусть не формально, но фактически и началась студия Дзибли. Лично для меня этот мультик более всего показывает, какая безграничная у Миядзаки фантазия. Ведь своих Тоторо и Котобус он придумал сам, с нуля фактически. И не зря именно Тоторо изображен на логотипе этой уже легендарной студии. Я знаю, что многие находят в фильме «двойное дно», то бишь множественные скрытые смыслы, но для меня это в первую очередь потрясающе добрая и теплая детская сказка. Действительно, весь фильм буквально пропитан беззаботным духом детства. Начиная от того, как сестры скачут по полянке в начале и заканчивая тем, как болтают ногами на дереве в конце. И, черт возьми, это «Тонари но ТоторО, ТотОро» потом не можешь выкинуть из головы несколько дней! Majo no Takkyuubin или Ведьмина служба доставки
Маленькой ведьмочке Кики исполнилось 13 лет и по ведьминским законам она считается совершеннолетней. По традиции в это время ведьмы улетают (на метле, да) из дома на год и живут самостоятельно в другом городе. Так поступила и Кики – улетела к океану, прихватив своего товарища черного кота Дзидзи с собой. Вот только что она умеет и как ей самостоятельно выжить в совершенно незнакомом городе? Очень красивое аниме. Виды океана просто дух захватывают. Конечно же, это сказка. Хорошая приключенческая сказка. И что немаловажно, в этой сказочной оболочке нам показывают подростка и историю ее взросления. Потеря веры в себя, комплексы, перепады настроения – как это всем знакомо. Вобщем-то это, на мой взгляд, один из немногих полностью детских фильмов Миядзаки и этим завораживает. Porco Rosso или Порко Россо
Действие аниме происходит между первой и второй мировыми войнами где-то на Адриатике. Главный герой, пилот Марко Паготт — участник 1-й мировой войны. После её окончания Марко разочаровался в людях и в жизни до такой степени, что навлёк на себя проклятие: частично превратился в свинью. После прихода к власти фашистов в Италии он стал называть себя Порко Россо (Porco Rosso — «Алый свин») и начал работать на государство: охотиться на воздушных пиратов, грабивших торговые суда и богатые яхты. Не в силах победить крылатого свина, пиратская банда «Мамайюто» наняла другого аса — американского лётчика Кертисса, чтобы тот сразился с Порко и победил его. Я безмерно люблю это аниме. Оно замечательное, тонкое, пронзительное, лиричное. Вобщем-то я считаю это полноценным фильмом, просто нарисованным. С моей точки зрения это самый взрослый фильм Миядзаки. Да, дети оценят замечательные воздушные бои и потешных пиратов, на сама история Марко Пагота, однажды ставшего Порко Россо – она для взрослых. Начиная от того, как и почему он превратился в свинью и заканчивая тем, почему он был, есть и будет один. И фон, на котором это происходит – годы Депрессии и начало фашизма. Фашизма, под началом которого герой служить не хочет. И все это под соусом приключенческой комедийной мелодрамы. Забористая смесь. Но в итоге получился шедевр. - Говорят, новые законы вводят. - Законы свиней не касаются. - Верно. Они для ослов. Честно, я даже не знаю, что написать об этом фильме, просто поверьте – он прекрасен от и до. Mononoke-hime или Принцесса Мононоке
Юный принц Ашитака, убив вепря, навлек на себя смертельное проклятие. Старая знахарка предсказала ему, что только он сам способен изменить свою судьбу. И отважный воин отправился в опасное путешествие. Так он оказался в загадочной стране, где люди под предводительством злой госпожи Эбоши воевали с обитателями леса: духами, демонами и гигантскими существами, каких Ашитака раньше никогда не видел. И была с ними принцесса Мононоке — повелительница зверей и дочь волчицы. Теперь судьба всех зависит только от одного воина — принца Ашитаки… Это скуповатое описание, конечно, ничуть не отражает суть фильма. Это – философская притча. И рассказывает она о войне человека и природы и о том, что, по большому счету в этой войне нет первых и неправых, победителей и проигравших. Эта тема уже затрагивалась в Навсикае, но здесь она преподнесена жестче, шире и глубже. Интуитивно ты, конечно, встаешь на сторону Ашитаки и Сэн, но, подумав, понимаешь, что в словах госпожи Эбоши тоже есть резон и немалый. Фильм очень красивый и очень…ну, он весь пронизан японской мифологией, а значит совершенно особенными духом и атмосферой. Потрясающая музыка, особенно заглавная тема, сцена, когда ночью появляется Лесной Дух – дух захватывает, простите за тавтологию. Но это и наиболее кровавый фильм мастера. Руки и прочие конечности летят в разные стороны только так. Да, Миядзаки беспощаден в своем противопоставлении Человека и Природы, совсем беспощаден. - Почему люди не могут жить в мире с лесом? Почему нельзя прекратить эту войну? - Поздно… Действительно, фильм производит сильнейшее впечатление, просто захлестывает. Sen to Chihiro no kamikakushi или Унесенные Призраками
Маленькая Тихиро вместе с мамой и папой переезжают в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир. Родители с жадностью набрасываются на еду и к ужасу девочки превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы, властительницы таинственного мира древних богов и могущественных духов. Теперь, оказавшись одна среди магических существ и загадочных видений, отважная Тихиро должна придумать, как избавить своих родителей от чар коварной старухи и спастись из пугающего царства призраков… Ох. По признания абсолютно большинства – лучшее творения великого Миядзаки. Помимо зрительской любви (первое место в топе IMDB среди всех мультфильмов вообще!) отхватило всевозможные награды, включая заветный Оскар. Это второй обладатель награды в этой номинации, ее ввели за год до этого. И по сию пору фильм остается единственным не американским творением, завоевавшим высшую кинематографическую награду. Да, даже академики не смогли пройти мимо этого феномена и безоговорочно великого мультфильма. Да, черт возьми, это шедевр и совершенное со всех сторон творение. Уму непостижимо, как можно было это создать – идеальный и при этом весьма сложный сюжет с полностью продуманным миром, роскошная визуализация и невероятный саундтрек. Сцена в поезде многими признается лучшей сценой мировой анимации вообще. Сложно с этим не согласиться. В ней абсолютно ней действа, но смотря ее, забываешь дышать. Я действительно могу говорить о нем только в восторженных эпитетах. Название очень удачно – аниме действительно уносит в другой мир, полный призраков, который существует по своим законам. Считаю, что фильм нужно заносить в учебники по анимации и по нему учить, каким должен быть идеальный баланс отличного сюжета, прекрасного визуала, чудесного саундтрека, идеально проприсанных характеров и захватывающей атмосферы. Hauru no ugoku shiro или Ходячий Замок
Злая ведьма заточила 18-летнюю Софи в тело старухи. В поисках того, кто поможет ей вернуться к своему облику, Софи знакомится с могущественным волшебником Хаулом и его демоном Кальцифером. Кальцифер должен служить Хаулу по договору, условия которого он не может разглашать. Девушка и демон решают помочь друг другу избавиться от злых чар… Итак, встречайте, перед вами – мой любимый фильм Миядзаки. Да-да, именно он: не такой совершенный как «Унесенные призраками», не настолько наполненный смыслом как «Принцесса Мононоке» или и не такой поразительно светлый «Мой сосед Тоторо». Нет. Более того, я отчетливо вижу его недостатки – бреши в сюжете и вопиющую нелогичность, например. Собственно говоря, по моему мнению, именно с этого фильма началось то, что в дальнейшем обострилось в «Рыбке Поньо» - хуже проработанные миры и хуже написанные сценарии. О да, я все это понимаю, поверьте. И тем не менее, я люблю «Ходячий замок», люблю бесконечно. Он – особенный. Именно он впервые открыл мне, каково это – полностью погрузиться в фильм. И от него, как принято говорить, удивительное послевкусие. Там такая…удивительная, щемящая, цепляющая за живое атмосфера – просто невероятно. Вот именно эта атмосфера – главное для меня в фильме. Хотя там еще и отличные персонажи (особенно Кальцифер!), трогательная история любви и еще довольно оригинальная тема – как меняется поведение человека, когда он вдруг превращается в старика. Да, фильм несовершенен – но абсолютно прекрасен даже в этом несовершенстве. Мне даже сейчас пришло в голову, что этот фильм просто таки гимн неидеальности. Неидеальная главная героиня (сначала довольно невзрачная молодая девушка, а потом ворчливая старушка), неидеальный главный герой (трусливый волшебник, превыше всего волнующийся за собственную внешность) – и вот, встретились эти два одиночества. :) А виды, матерь божья, какие виды! От прорисовки природы буквально дух захватывает. Про шедевральный скор я уже не говорю – это константа для всех фильмов мастера. Резюмируя, еще раз скажу, что по моим восторженным отзывам легко понять, что я действительно люблю все фильмы Хаяо Миядзаки. Если бы меня вдруг попросили составить свой топ-лист, он бы на сегодняшний момент выглядел так: 1. Ходчий замок 2. Унесенные призраками 3. Порко Россо 4. Принцесса Мононоке 5. Небесный замок Лапута 6. Мой сосед Тоторо 7. Навсикая из Долины Ветров 8. Служба доставки Кики Но это, как вы понимаете, очень условно. Во-первых, потому, что с возрастом и количеством пересмотров отношение может меняться. Например, изначально Лапута был у меня в конце списка. Но пересмотрев, я настолько прониклась героями, сюжетом и музыкой, что теперь он соперничает с Мононоке в моем сердце. Или же Порко Россо мне понравился изначально, но все же меньше буквально сразившей меня Принцессы Мононоке. Однако позже он уверено прошествовал вверх. Неизменными остаются только две позиции – «Ходячий замок» и «Унесенные призраками». Что неудивительно, ведь они – вершила творчества автора. А во-вторых, потому, что даже фильмы которые "в конце списка" для меня стоят намного, намного выше, чем 97% остальной анимации вообще. А какие фильмы мастера нравятся вам?
Этот великий Миядзаки
00:34, 30 января 2013
Автор: Chihiro
Комменты 65
Фильмы завораживают.Но. Для меня они все же очень "японские". Т.е. для меня как человека с европейским складом ума там есть непонятности и моментами отсутствие логики в поступках.Частно он мне кажутся надуманными или реакция на ситуацию чересчур бурная.... Но "мир" "Унесенных призраками" меня просто околдовал. Мне "там" не нравится.Мне тревожно, неуютно, мне почти плохо.Одиноко. Знаете, что напоминает по ощущениям? Нашу ( разумеется!) "Алису в стране чудес" и "Алису в зазеркалье". Та тоже-одиноко и странно.
один из величайших и самых удивительных художников (в самом широком смысле) в мире. был период, когда я просто им болела, сейчас все спокойнее, но пересматриваю регулярно. Плюс когда-то именно благодаря мультфильмам Миядзаки я узнала о существовании Хисаиши и его музыки.
«Унесенные призраками» просто сказочно прекрасен. Я с удовольствием пересматриваю это аниме. «Принцесса Мононоке» известна мне лишь по началу. В детстве я смотрела это аниме частично, но именно момент с принцем и несущимся вепрем впечатался в память. И все нет времени на просмотр, потому что смотреть и отвлекаться безумно не люблю: мне надо удобно устроиться, с чаем и в тишине и начать просмотр. Все очень красиво, восхитительные художественные миры.
классный пост! я смотрела не все но многие работы Миядзаки)обожаю Ходячий замок и Унесенные призраками это не передать словами!
Обожаю и пересматриваю Унесенных призраками. Очень тяжелый, но шедевральный - Навсекая. Ходячий замок тож хороший. Тоторо - мимими прям детский, такой классный. Рыбку Поньо недавно тоже пересматривала, посчастливилось смотреть в кино, когда только вышла. почему то порко россо не особо понравился.