Это пост читателя Сплетника,
начать писать на сайте можешь и ты
Каскадерами становятся «по зову сердца». Драйв, романтика и адреналин – вот
что в первую очередь привлекает в это профессии. Вспомните боевик или
приключенческий триллер. Крутые виражи, гонки на автомобилях, перестрелки,
пожары и прочие яркие впечатляющие трюки. Главные герои горят, падают,
подрываются в кадре. Вы видите их загримированные шрамами и кровоподтеками
лица. Но не лица тех смелых и решительных людей, проделавших все это по
сценарию. Отдельно хочется рассказать о женщинах, профессионально занимающихся
исполнением каскадерских трюков. Профессиональных каскадеров в России не
больше ста, а женщин среди них можно пересчитать по пальцам. Но в последнее
время каскадёрское ремесло перестало быть чисто мужским. Одна из первых
женщин-каскадёров в России – Варвара Никитина (09.08.1970),
на её счету множество фильмов. В прошлом Варвара – мастер спорта по
художественной гимнастике. В трюковом кино работает с 1990 г. (первый фильм –
«Зверобой»). В настоящее время она возглавляет собственную студию каскадёров —
одной из победительниц первого международного фестиваля каскадеров кино — и
является постановщиком трюков. На счету Варвары более 100 трюков. Это она
дублировала артисток в фильмах "Зверобой", "Завещание Сталина", "Пистолет с
глушителем", "Железный занавес", "Белое золото", "Марш Турецкого", "Львиная
доля", "Москва. Центральный округ", "Полицейская академия", "Тайный знак"...
— Говорят, вы первая в России профессиональная женщина-каскадер и
постановщик трюков. — До меня действительно не было женщин-каскадеров. Когда
мужчина не мог дублировать актрису, приглашали спортсменок. Но у этой
практики был минус. Распространенный пример — прыжок со скалы или с моста.
Когда человек падает, это так называемый неуправляемый полет. Но спортсмен
всегда в последний момент сгруппируется. Мне самой было сложно кувыркаться
неправильно после того, как меня десять лет с утра до вечера учили
кувыркаться, как положено.
— А так ли уж нужны женщины-каскадеры? — Когда за женщину мужчина выполняет
трюки, это видно. Вспомните фильм "Место встречи изменить нельзя". Там есть
эпизод, когда машина сбивает женщину-милиционера. Она сначала бежит — такая
хрупкая, и заметно, как потом вместо нее здоровый мужик по асфальту катится.
К тому же, прежде чем выполнить трюк, обычно требуется пробежать, передав
грацию актрисы. У мужчин это не получается. — Мечта мечтой, но вы такая
хрупкая, женственная — и вдруг каскадер. — В основном все девушки-каскадеры
худенькие. Среди нас нет мужеподобных, как многие представляют. Если бы
женщины-каскадеры были похожи на мужчин, надобности в них не возникало бы.
Рослых у нас тоже мало, поскольку многие приходят из спортивной гимнастики,
акробатики — из тех видов спорта, куда обычно берут невысоких. — Как мечта
стала профессией? — Когда я поступила в институт, совершенно случайно
увидела объявление о наборе в школу каскадеров. Это был 1989 год, когда
везде был хозрасчет. И некие люди, к которым у меня нет большого уважения,
просто решили на этом сделать бизнес, заработать денег. Когда шла на первое
собрание, я так к нему готовилась, думала: "Вот, это мое!" Но увидела, что
вместе со мной пришли еще 1200 человек. У меня тогда возникла мысль: "Куда
столько?!" Вот сейчас на "Мосфильме" снимается одновременно более ста
картин. А тогда снимали от силы две картины, и не факт, что они могли быть
трюковыми. И зачем нужна такая масса каскадеров, было совершенно непонятно.
Людей, честно говоря, попросту обманули — пообещали, что все они станут
каскадерами, будут сниматься в кино. Я тогда понимала, что это бред, но все
равно пошла — мне было интересно. Обучение на самом деле оказалось неплохим.
Единственное, что найти потом работу было нереально. Мне просто повезло. К
нам в группу пришел Андрей Ростоцкий, который тогда снимал свой первый фильм
"Зверобой" и отбирал для него дублеров. Ему нужны были всего две девушки —
дублировать «ирокезок» Елену Кондулайнен и Ольгу Машную. Меня выбрал,
наверное, по цвету глаз, волос: я походила на ирокезку. Нужно было играть
роль и делать трюки. Так я попала на съемочную площадку в группу Ростоцкого.
И с этого момента меня стали приглашать в кино.
— В чем специфика работы женщины-каскадера? — Наша работа ничем не
отличается от работы мужчин-каскадеров. Сейчас в кино много героинь а-ля
Никита, а значит, немало трюков. Часто дублерш подбирают по
антропометрическим данным, чтобы совпадали с данными актрисы — вплоть до
длины и цвета волос, типа лица. Вот я сейчас брюнетка, а раньше была рыжая.
Приехала на съемки, а постановщик трюков: "Боже, ты же рыжая была!" В таких
случаях приходится краситься смывающейся пенкой или парик надевать. — Вы
можете сделать любой мужской трюк? — Сделать-то могу, другое дело, что
некоторые трюки вроде падения на жесткую поверхность или силовые для
женского организма опаснее. — А мужчин приходилось дублировать? — Когда я в
клипе на песню "Нас не догонишь" дублировала одну из солисток "Тату" на
цистерне, мне пришлось дублировать и дорожного рабочего, которого сбивает
машина. Его играл продюсер Иван Шаповалов. Взяли потому, что я легкая. Меня
дергали тросом с крана, и я улетала перед грузовиком.
— На что в первую очередь обращаете внимание при наборе девушек? — На
координацию движений. Но учитываю и психологические данные. Бывает, что
девушка походит на актрису, а необходимый трюк еще делать не умеет, и мы ее,
скажем так, натаскиваем. Так мы работали в голливудской картине "Сеть-2",
где трюки ставил мэтр советского и российского кино Сергей Воробьев, а
главную роль исполняла Сандра Баллок. Американцам понадобились именно
российские каскадеры. Так вот, там было падение с крыши, а наша девочка еще
не падала с такой высоты. Мы ее натаскали на этот трюк. Американцы просто
стонали от восторга.
Сердюк Анастасия (30.12.1981) – воспитанница студии
каскадеров Варвары Никитиной, специализируется на акробатике, сценах движения,
высотных падениях, скалолазании, авто-трюках, водные трюках. Фильмография:
«Марш Турецкого», «Кавказская рулетка», «Москва. Центральный округ», «Всадник
по имени Смерть», «Лебединый рай», «Сеть –2» (американский).Шоу программы:
«Клинок-2002», «МК – 2003, 2004», «Фестиваль каскадеров в Бердянске»,
авто-родео в г. Уфе. Дополнительно: 4 кю – Айкидо, КМС по художественной
гимнастике, инструктор по сноуборду, I-ый разряд по скалолазанию, I-ый
взрослый по легкой атлетике, инструктор по плаванию.
Анна Флегонтова — другая яркая женщина-каскадер в
отечественном кино, а также пятикратная чемпионка страны по мотокроссу. На
съемочной площадке «Ночного Дозора-2» актеры исполняли нехитрые трюки сами. Но
на финальные сцены пригласили профессиональных каскадеров. Каскадер Анна
Флегонтова, невысокая блондинка, «сражалась» на стороне темных.
- Я всю нечисть переиграла! - хохочет Анна. - Особенно тяжко пришлось в той
сцене, где силы тьмы празднуют победу. Злыдни пируют, и вдруг под ними
проваливается пол! Потом падает потолок. А дальше невесть откуда лезут
светлые воины, и начинается бой. Немного про финальную сцену расскажу. Я там
выполняю трюки за всех женщин - и блондинок, и брюнеток, и толстых, и
высоких. В финальной сцене мне четырежды меняли вечерние платья. Два черных,
одно блестящее и еще одно - синее, длинное. Все наряды дорогие, от известных
дизайнеров. И все в процессе съемок пришлось испоганить. Платья рвали,
заливали кровью, заляпывали сажей, жгли.
В одном из эпизодов Ане пришлось гореть, так она дублировала ведьму Алису,
которую сыграла Жанна Фриске.
- Съемки в огне - самые сложные, поэтому, конечно, актрису пожалели. Она не
могла надеть защитный костюм - куда его спрячешь под тонкое вечернее платье?
Меня намазали огнеупорным гелем, а потом обдали пламенем... Вообще в этой
сцене были заняты более полусотни человек. И не менее трети - каскадеры, -
объяснила Анна. - Звезд в таких сценах не снимают принципиально:
непрофессионал может повредить себя или напарника...
Хрупкая девушка – член Лиги каскадеров Украины и цирковая артистка
(оригинальный жанр "Танец с мечом и огнём", "Каучук на стекле") –
Вероника Пшеничная (родилась в 1974 г.), имеет многолетний
стаж не только в профессии каскадера.
Как-то раз Вероника снималась в Иванкове под Чернобылем для фильма ”Отряд”.
— Меня со связанными руками бандиты сбрасывали со скалы, метров с пяти.
Повторяли трюк несколько раз. Вдруг какой-то дед из местных как закричит:
”Боже, вот такое здоровое быдло бросает такую маленькую! Та свяжите и
бросьте лучше того лобуряку”.
"Каскадеры, считаю, все вышли из спорта. Я когда-то занималась
художественной гимнастикой. Но поскольку я маленькая и коренастая, тренер
меня всегда сильно гоняла. И уже через три года меня перевели на спортивную
гимнастику. Потом работала в цирке воздушной гимнасткой, но мне всегда
нравилось, когда ребята дерутся, фехтуют. И вот я себя нашла в каскадерстве.
Это мое, и я уже никуда отсюда не уйду... Часто меня спрашивают: «Страшно ли
быть каскадером?» Я всегда отвечаю, что те, кто не чувствуют страха – это не
каскадеры, это – люди без «крыши»", – говорит она.
Заграницей, особенно в США, конечно, гораздо больше женщин-каскадеров и их
востребованность только возрастает каждый год со съемками бесконечного
количества боевиков, приключенческих фильмов и фэнтези.
Зои Белл (17.11.1978) – новозеландская актриса и каскадер
многим известна по фильмам «Доказательство смерти» и «Грайндхаус» и сериалу
«Остаться в живых». В качестве каскадера участвовала в картинах «Зена –
королева воинов», «Убить Билла» (обе части), «Женщина-кошка», «Шпионка»,
«Посейдон», «Планета страха», «Бесславные ублюдки» и других.
Дороти Дитрих (31.10.1969) – американка, «Первая леди магии»,
цирковая артистка, специализируется на трюках-фокусах, в т.ч. демонстрирующих
умение освобождаться от цепей. Первая женщина, выполнившая трюк по ловле пули
ртом (доподлинно известно, по меньшей мере, 6 каскадеров, погибших при
выполнении этого трюка), а также первая женщина, выпутавшаяся из смирительной
рубашки, будучи подвешенной на высоте более 30 метров на горящей веревке. В
общем, со времен Гудини она открыла женщинам дорогу в мир различного рода
трюков. Кстати, Дороти выступала в одном из шоу с группой Kiss.
Марыся Кэй (14.12.1975) – шотландская актриса, певица и
каскадер, специализирующаяся на боевых искусствах. Наиболее заметные работы
были в фильмах «Проклятый лес» (обе части), «Рождение надежды», «Еще одна из
рода Болейн», а также семь ролей в театре.
Патрисия Толмэн (04.09.1957) – американская актриса и
каскадер, получила степень бакалавра искусств на театральном курсе в
Университете Карнеги Мэллон. Фильмы с ее участием в качестве каскадера – «Ночь
живых мертвецов», «Зомби FM. Мертвый эфир», «Зловещие мертвецы» и другие.
Бони Янагисава(01.05.1971) – американская актриса, каскадер,
дублировала Халле Берри в фильме «Женщина-кошка», Ли Гонг в фильме «Мемуары
гейши», Деми Мур в «Кто вы, мистер Брукс?», а также выполняла каскадерские
трюки в фильмах «Мартовские Иды», «Ангелы Чарли», «Такси» и др.
Алиса Хенсли – американская актриса, каскадер, дублировала
Наташу Хенстридж в фильме «9 ярдов» и сериале «Шпионки», Николь Кидман в
«Переводчице», Шарлиз Терон в «Северной стране», «Эон Флакс» и сериале
«Замедленное развитие», Камерон Диаз во второй части «Ангелов Чарли», Фамке
Янсен в «Доме ночных призраков», и многих других звезд Голливуда.
Женский рекорд по фрифлаю - 41 участница
"Меня намазали огнеупорным гелем, а потом обдали пламенем... "
ААААААААААААААААААААААА
я б пошла в каскадерки) куда писАть, чтобы приняли?)
Никитина пишет про *Зверобоя* -Кондулайнен и Машная вообще то играли белых дочек *водяной крысы* . Особенно Кондулайнен уже блондинка дальше некуда
какие ирокезки?
Никитина наверное ошиблась
«Еще одна из рода Болейн»?Насколько помню там вроде трюков не было.
Комменты 7
"Меня намазали огнеупорным гелем, а потом обдали пламенем... " ААААААААААААААААААААААА
я б пошла в каскадерки) куда писАть, чтобы приняли?)
Никитина пишет про *Зверобоя* -Кондулайнен и Машная вообще то играли белых дочек *водяной крысы* . Особенно Кондулайнен уже блондинка дальше некуда какие ирокезки? Никитина наверное ошиблась
«Еще одна из рода Болейн»?Насколько помню там вроде трюков не было.