Балерина Большого театра Анна Тихомирова к своему нынешнему успеху шла
долгие годы. Восемь лет учебы в хореографическом училище. Потом, после
приглашения в главный театр страны, - пять лет в кордебалете. Но сама она
считает, что трудности только закаляют.
Аня, ваша мама - певица, папа - артист балета. Сложно было выбрать, по чьим стопам идти?
Я с детства любила повторять за своей старшей сестрой. Она занималась балетом, а я вслед за ней учила все ее танцы. Это, конечно, смешно выглядело: у нас сохранились видеозаписи, где я, трехлетняя, танцую умирающего лебедя или Кармен! И, конечно, певицей я тоже хотела стать. Поскольку мама - исполнительница русских народных песен, то я знала (и пела!) весь фольклор и романсы! Однако все изменилось, когда в шесть лет я впервые вышла на сцену Кремлевского дворца съездов в "Щелкунчике". Наверное, после этого балета я и решила, что буду балериной. Но к пению, кстати, я так до сих пор и не охладела. Мы с моим любимым часто ходим в караоке - правда, он, скажу честно, поет лучше меня.
Еще учась в хореографическом училище, вы стали лауреатом на Международном конкурсе артистов балета и хореографов в Москве и получили приглашение в Большой театр. Но там почти пять лет танцевали в кордебалете. Не было обиды, разочарования?
На самом деле, хотя я уже много танцевала в Большом театре, учась в училище, у меня не было полной уверенности, что меня туда возьмут. Так совпало, что именно в тот год, когда я выпускалась (с красным дипломом, к слову), началась реконструкция исторического здания Большого театра. Вся труппа оставалась на новой, малой сцене. Поэтому не было гарантии, что в Большой будут кого-то распределять. Но мне повезло: на конкурсе меня заметили педагоги и директор театра. Ну а по поводу разочарований: нас сразу предупреждали, что первое время мы будем стоять в кордебалете, все через это проходят. И это очень правильная школа - и физическая, а главное - психологическая. Понятно, что даже в первые годы я танцевала уже сольные партии, участвовала много в современной хореографии и готовила балеты. Но параллельно танцевала в кордебалете. Поэтому все спектакли знаю. Знаю, как это сложно. И восхищаюсь девочками, которые посвящают этому всю свою жизнь. А про себя могу сказать, что в своей профессии прошла огонь, воду и медные трубы. И думаю, что стала из-за этого сильнее.
Вообще, балетный мир со стороны выглядит очень жестоким. Не бывает обидно: в шоу-бизнесе какие-то девочки попадают на очередную "Фабрику звезд" и уже через месяц становятся знаменитостями, а вам приходится годами стоять в кордебалете, не зная, будет ли какой-то результат?
А до этого еще - восемь лет учебы в хореографическом училище... Я считаю, что это огромный труд. Поэтому мне жалко людей, которые бросают профессию. Очень многие мои подруги ушли из балета сразу после выпуска, потому что у них не было работы. Действительно, ситуация такая, что тебя не ждут во всех театрах. Талантливых людей выпускается много, и здесь важно как-то проявить себя, показать. Мне повезло, что мой педагог Наталья Архипова подготовила меня на конкурс, и меня заметили. Это был сложнейший период в моей жизни - выпускные экзамены и сразу конкурс. Помню, весила тогда 45 килограммов! Конечно, помогала поддержка родителей, которые не отходили ни на шаг в трудные моменты. Я считаю, что в любом успехе заложено 90 процентов трудоголизма и 10 процентов удачи. И последняя составляющая очень важна.
Но как заставить себя спокойно ждать этого счастливого случая, когда на тебя обратят внимание?
Могу признаться: первые годы в Большом театре были сложными. Потому что ты каждый свой выход на сцену что-то доказываешь. Было много стрессов, слез. А потом в какой-то момент я поняла: не надо никому ничего доказывать, надо просто быть самой собой. Не следует стучаться в закрытые двери. А вот если "дверь" хотя бы немного приоткрыта, то надо смело входить. И ничего не бояться. Мне очень помог мой педагог в театре Надежда Грачева (она - народная артистка и прима Большого театра), которая лепила из меня балерину, и я старалась перенимать каждое ее движение и слово. И в какой-то момент, когда я перестала бороться, расслабилась, то все изменилось. Я считаю, что каждый день к тебе приходят шансы. Даже шаг из дома - это шанс. И главное - увидеть такой шанс и не бояться им воспользоваться. А для женщины, я считаю, очень важно - наслаждаться тем, чем ты занимаешься. Мне повезло: последние семь лет жизни рядом со мной любимый человек, который является для меня источником вдохновения. Это - мой муж Тема (Артем Овчаренко, премьер Большого театра. - прим. ред.). У нас как раз совсем недавно было 7 лет совместной жизни.
Вы ведь познакомились еще в училище и только позже приняли решение жить вместе...
Да, так получилось, я была его первой партнершей в Москве. Когда он приехал из Днепропетровска к нам в Академию хореографии, нас сразу поставили в пару. И на выпускном отчетном концерте мы танцевали вместе. Тогда же Тема начал ухаживать за мной. Но поскольку тогда я была нацелена только на карьеру, то никак не отреагировала на его знаки внимания. А потом мы уже встретились в Большом театре... Словом, нам понадобился всего год, чтобы понять, что мы не можем друг без друга.
"Всего год"! За это время некоторые пары успевают начать жить вместе, развестись и завести новые семьи.
Это время необходимо было, чтобы понять: Артем - мой человек. Хотя мы постоянно общались, все это время у меня были свои увлечения. Помню, я "влюбилась" на два дня в одного актера (не будем называть имен, потому что сейчас он уже знаменит) и плакалась в жилетку Артему, а он меня выслушивал, бедный. Мне казалось, что мы просто дружим!
А когда стало понятно, что вы - не просто друзья?
Артем - очень терпеливый и терпимый человек. Но в какой-то момент он пошел на решительные шаги. Сразу же предупредил: "Я предлагаю тебе руку и сердце, хочу, чтобы это было на всю жизнь". Мне было непросто. Ведь это - первые мои серьезные отношения. Для меня было сложно перебороть себя и разрешить ему взять меня за руку на людях. Поэтому я первое время стеснялась, никому ничего не рассказывала.
Обычно в театральных балетных кругах не очень любят служебные романы, а супругов стараются не ставить в пару. Тем не менее, вы танцуете вместе...
Мы не так часто танцуем вместе, как хотелось бы. Я могу поблагодарить проект "Большой балет", который выходил на канале "Культура", который нас открыл как пару, и мы взяли Гран-при. Нас там неожиданно поставили вместе, и это был шок - мне казалось, что мы не успеем подготовить шесть абсолютно для нас новых постановок! Я поначалу даже не представляла, какой репертуар нам танцевать. Да еще и Тема тогда подвернул ногу, поэтому я ходила на репетиции одна, учила и за себя, и за него. Сложный был период. Но безумно интересный. Он дал понять, что человеческие возможности безграничны, можно не спать, ночами репетировать, справляться с болью и недомоганием, но результат в итоге говорит сам за себя. Но было непросто.
Не очень просто еще и в том плане, что вы могли ведь разругаться?
Но этот проект, наоборот, нас очень сблизил. Если раньше нам и в голову не приходило, что нам надо танцевать вместе - не хотелось смешивать сцену и личную жизнь, то здесь мы поняли: работать вместе можно и нужно!
А вы готовы ради семьи забыть о своей карьере? Или, как Плисецкая или Уланова, для вас важна, в первую очередь, именно сцена?
Нет, так я не готова. Для меня семья все-таки будет всегда на первом месте. С другой стороны, я смотрю, с какой легкостью сейчас возвращаются балерины из декретного отпуска, рожая и двоих, и троих детей. И они, наоборот, танцуют еще лучше - как-то спокойней, осознанней. Поэтому нет страха, что нужно делать такой серьезный выбор. А так, сейчас я - абсолютно счастливый человек с большими планами на будущее, но я не ставлю себе каких-то невероятных целей, а просто пытаюсь наслаждаться каждым моментом жизни, ведь она прекрасна, когда вокруг есть родные, друзья и просто добрые люди!
Источники: Ольга Сапрыкина, Роман Горчаков, Юка Вижгородская, Люсиль Руденко, Топ T-Skirt, юбка MANIA, босоножки Jimmy Choo, Платье Furfurza, туфли Jimmy Choo, Платье MANIA, босоножки Topshop, Боди KATYUSHA, юбка T-Skirt, пуанты – собственность Анны
Теги: интервью, спецпроекты
Анна Тихомирова: "В своей профессии я прошла огонь, воду и медные трубы"
14:25, 9 декабря 2015
Комменты 13
балерины это тяжелый труд! у меня родственницы есть балерины) а современное состояние в театрах так это удручает
Люблю читать балетные истории. Для меня загадка: как можно положить все детство и молодость на тренировки, когда нет гарантии, что станешь знаменитой, да и заканчиваешь танцевать максимум в 35 лет. Что дальше? Это ведь практически единственный полученный навык. И кто-нибудь в курсе, кто этот актер, в которого влюбилась Анна?
Комментарий был удален
Я в свое время мечтала стать балериной, мне щедро природа дала прекрасные данные, но моя маман категорически не пустила... от этого ревела и страдала годами... Вот теперь, в очередной раз, читаю исповедь страдалицы-балерины и начинаю думать, чтож они там все, в этой "высокой культуре" за сволочи такие, что надо пройти огонь, воду и медные трубы, чтоб както задержаться в театре и танцевать в спекталях? А может быть Господь был милостив ко мне и уберег мою нежную душу от всех балетных интриг, ударов ниже пояса, подлостей и т.п. "А"нтиллигентных артистов балета??
гуглим Анна Тихомирова и выходит куча интервью с нею. Почитала, но так и не поняла, чем она интересна. Обычный путь в балете ребенка танцора, обычный союз с коллегой. Обычные слова о карьере, любимых постановках...бла-бла-бла.