Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Сразу же оговорюсь - ни на какую новизну пост не претендует, исследование Дениса Абсентиса «Средневековая Европа. Штрихи к портрету» достаточно широко известно, войны на его счет давно отгремели. Я вообще никогда не была склонна идеализировать Средневековье, тем не менее многие факты из этого труда меня в свое время привели в изумление. Очень познавательно и отрезвляюще. Привожу только выдержки, и то неудобочитаемая простыня получилась (прошу прощения, решила все же не разбивать на два поста). Заинтересовавшиеся могут сходить по ссылке. Антисанитария, болезни и голод - вот лицо средневековой Европы. Даже знать не всегда могла есть досыта, из десяти детей выживало хорошо если двое-трое, при первых родах умирала треть женщин... Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями... Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу. Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник - дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. В Лувре не было ни одного туалета. Даже типа башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже во время мессы), вставали и непринужденно, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. …Кусты в парке служили придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты. Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, ибо на страже Традиции стояла… диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Лондон не сильно отличался от Парижа. У англичан в «приличных» домах содержимое ночных горшков выливалось в камины. Не возбранялось и попросту мочиться в пылающий огонь. Пованивало, конечно, но зато в огне погибали зловредные бациллы. Простые же люди, не владеющие каминами и «частными комнатами», также, как и по всей Европе, выливали продукты своей жизнедеятельности из окон. Разница была только в том, что власти, не полагаясь на сознательность граждан, не выпускали, как в Париже, заведомо неисполняемые указы, запрещающие выливать дерьмо на головы соседям, а учредили специальных городских сторожей. Одной из их главных забот было предупреждение ночных прохожих об опасности. Сторож был обязан следить за окнами второго этажа, и если оттуда показывалась рука с горшком, то страж порядка кричал, предупреждая… В общем, оказалось проще ввести ночного смотрителя, чем изменить мораль и построить закрытую канализацию. Изданный в 1270 году закон гласил, что «парижане не имеют права выливать помои и нечистоты из верхних окон домов, дабы не облить оным проходящих внизу людей». Не подчиняющимся следовало платить штраф. Однако этот закон вряд ли исполнялся – хотя бы потому, что через сто лет… как писалось в статье журнала «Консьержъ»: «В Париже был принят новый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!» Тех, кто оказывался внизу, спасали только парики». Эта фраза может вызвать два вопроса: точно ли именно парики спасали, и откуда и зачем эти самые парики взялись. Журналист здесь неточен: когда французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, парики еще были не в моде, прикрывались люди капюшонами. Только позже, когда капюшоны стали считаться уже плебейством и ушли к шутам, знать стала переходить на парики… Но явно дорогие и с трудом отстирываемые парики не были призваны служить защитой от льющихся сверху помой и фекалий. Наоборот, нужна была защита самих париков. …Широкополые шляпы стали носить роялисты в Великобритании и мушкетеры во Франции, то есть там, где дерьмо больше всего и выливали. Еще, к примеру, цилиндры с узкими полями — это изобретение сельских английских джентльменов. Им там на голову ничего не капало. А в ассоциируемых с образом лондонца котелках в начале XIX века красовались только английские лесники! Лишь к 1850-му году этот головной убор попал в город. …Но следующим выводом приятель смутил даже меня: — Тогда и возникновение реверанса понятно. — ??? — Что такое реверанс, помнишь? Я напрягся и припомнил, что в средневековье к исполнению реверансов и поклонов относились с особым вниманием и в придворном обществе был учитель танцев, он же преподаватель изящных манер, реверансам обучающий. Что реверанс, или поклон, сопровождался снятием головного убора. Далее, не полагаясь на свою память, я взял энциклопедию и голосом Левитана зачитал: «Реверанс — почтительный поклон. Его характер зависел от формы и покроя одежды. Особое внимание в поклоне уделялось умению кавалера обращаться со своим головным убором. Он снимал шляпу перед поклоном и приветствовал даму». Статья словаря заканчивалась утверждением, что реверанс был «не только приветствием, но и танцевальными фигурами, которые придавали бальной хореографии черты торжественного величия». Я, все еще не понимая, взглянул на приятеля. Он продолжил: — Неужели непонятно, что изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы? Я был сражен такой простотой вывода, и перед моим внутренним взором предстал то самый первый скромняга-мушкетер (или кто он там был), который так поразил некую встретившуюся ему Даму, изогнувшись в танце-поклоне и ловко спрятав за спину свою шляпу, на которую только что вылил свою «ночную вазу» сонный бакалейщик со второго этажа. На вопрос удивленной Дамы наш Кавалер совершенно честно ответил: — «Это я из великого уважения к Вам!». Дама была поражена и рассказала о таком рыцарском отношении подругам. Те в свою очередь стали требовать аналогичного от своих кавалеров. Очень скоро уже мало кто понимал, зачем все это. Если же во время исполнения ритуала незадачливого кавалера совсем некстати кусали блохи, то па становились совсем замысловатыми, что и придавало реверансу те самые «черты бальной хореографии». Действие стало Традицией, и теперь мы на полном серьезе читаем о том, какой «величественностью и строгостью отличались реверансы и поклоны XV века». Комментарий Циника: Я бы не постулировал так однозначно, что «черты бальной хореографии» реверансу обязательно придавали блохи. Могли также быть и другие причины. Например, тот же упомянутый понос. Если не вовремя приспичит, то и не так станцуешь... Что же касается того, откуда вообще взялись парики, то тут додумывать уже почти ничего не приходится, это и так давно известно. Законодателем такой средневековой моды являлся сифилис. В Средневековье города косила не только чума, проказа и эрготизм но и сифилис, любимое заболевание католической церкви, справедливо теперь иногда называемый «чумой Средневековья». Оспа, цинга и проказа нанесли относительно меньший вред. В Средние века католической церковью были объявлены грехом все половые отношения, не направленные на рождение детей. Однако это не помогло верхушке церковной конфессии - сифилисом страдали три Римских Папы: Александр VI (1431-503), Юлий II (1443-1513), Лев Х (1475-1521). Сифилисом переболело в то время почти все население южной Европы, от святых отцов до уличных нищих. Успешное применение ртутных препаратов для лечения столь распространенного в то время сифилиса принесло особую славу Парацельсу. Немецкий историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер впервые обратил внимание на сифилис и другие болезни как основу коренного изменения в поведении людей - например на то, что сифилис ХVII-XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса (а в основном, как мы теперь знаем, его лечили ртутью) исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду. Те, кто был не болен, стали отращивать и показывать свои волосы — в эпоху позднего средневековья даже замужние женщины начинают открывать волосы, укладывая их соответствии с модой того времени. Те, у кого еще сохранились свои волосы, их, естественно, не моют, а посыпают мукой. Или пудрой. Представьте себе, что должно было делаться в давным-давно немытых волосах, если их постоянно посыпать мукой. А прусские косы, смазываемые салом?! Не удивительно, что при описанной выше средневековой гигиене, в громадных прическах средневековых благородных дам нередко обнаруживали мышиные гнезда — дама могла месяцами не мыть голову, пока мода на прическу держалась. Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», - утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Правда, иногда приходилось пользоваться ванной - но только в лечебных целях. Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Все гигиенические мероприятия сводились к легкому ополаскиванию рук и рта, но не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, - писали медики в ХVI веке, - поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год. Еще в XI веке папа Климент III издал указ, в силу которого было запрещено по воскресеньям купаться и даже мыть лицо. Но de facto к XI веку в христианской Европе и так уже мало кто мылся. Позже кроме религиозных причин возникнут и вполне объективные - в Западной Европе кончатся леса (на приготовление пищи дров уже не хватало - только на костры Святой Инквизиции), наступит похолодание (так называемый «малый ледниковый период», в Париже даже колокола от холода трескались) и мыться в холодной воде станет практически невозможно: Духи - важное европейское изобретение - появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами). Здесь надо отметить, что духами заглушали запах не столько из-за того, что он был неприятен, а потому что миазмы считались опасными, несущими смерть. Люди ничего не знали о микробах, но понимали, что болезни как-то передаются. Считалось - запахом. То есть вместо одной из причин болезней и эпидемий - антисанитарии - боролись с ее следствием. Благородное дело борьбы с вонью продолжил Людовик XIV, издав эдикт, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд. Король-Солнце сам не заметил, что законодательно объявил новую концепцию хорошего запаха, обозначив таким образом разность подходов, назовем их условно: Восточный и Западный метод. С давних времен люди боролись с запахом пота, прибегая для этого к различным ухищрениям. В Древнем Риме, например, с этой целью применяли эфирные масла и принимали ароматические ванны, а в период средневековья стали пытаться запах заглушить. То есть в Риме люди старались пахнуть хорошо, а в Европе — не пахнуть плохо. Мыться - по-прежнему не мылись, зато стали выливать на себя несметное количество разных ароматических снадобий. Духи, вопреки мнению романтиков, пахли не цветами - ароматы были в основном животного происхождения. Это и знаменитая чрезвычайной стойкостью бобровая струя (кастореум), и цибетин из желез цибетовой кошки, и мускус половых желез самца кабарги. Самый известный и основной компонент - отрыжка кашалота - амбра (отсюда и слово амбре). Это вещество - отходы пищеварения, образующееся в кишечнике кашалота. Оно и сегодня входит в состав духов (как, впрочем, и все другие вышеперечисленные ингредиенты), о чем множество современных дам и не подозревают. Классический пример — Poison от Кристиана Диора. Европейская средневековая медицина знала лишь несколько универсальных «лекарств» - клизмы, рвотное, кровопускание, прижигание, хлорид ртути и, конечно, молитва. Весь этот набор «лекарственных средств», как не трудно догадаться, больше вредил излечению больных, чем помогал. Кроме клизм и ртути основным универсальным методом являлось кровопускание. Что конкретно лечили - никто не понимал, но считалось, что убрать «дурную» кровь и освободить организм от токсинов или «мрачных настроений», - панацея от всех болезней. Кровь пускали всем - для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода - по календарю. Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения - если улучшение не наступало, вывод делался только один - крови выпустили слишком мало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал. Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно, жизней не менее, чем чума. В средние века существовали только такие курьезные методы обезболивания, как «метод общего обезболивания путем удара тяжелым предметом по голове», кровопускание, пережим сонной артерии, и охлаждение (до сих пор существует термин «заморозка», хотя сейчас под этим отнюдь не имеется ввиду охлаждение тканей как таковое). Позже возникла не менее затейливая идея ректального наркоза – табачные клизмы. Вполне можно представить себе стандартную хирургическую операцию средневековья. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой (термин был введен Гиппократом и означает «истечение крови»). В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит - получи огненный штырь в задницу - и свободен. Здоров. А вот если, допустим, у больного на ноге образовался нарыв, дело уже серьезней. Схема на этот случай отработана. Сначала - анестезия. То есть врач со всех сил дубасит больного деревянной киянкой по голове. Если врач опытен, то больному повезло - он вырубается с первого удара. Затем доктор берет грязный меч (вариант - просит о такой услуге любого проходящего мимо рыцаря) и отрубает пациенту ногу (хирургических пил еще нет - пилить слишком долго). После чего заливает культю горячим маслом (вариант - прижигает железом, заливает кипятком или погружает в чан с кипящей смолой; Амбруаз Парэ научится перевязывать артерии только в XV веке и будет за это назван «отцом хирургии», а турникет появится еще пару веков спустя). Если у врача имеется ассистент-ученик, то он может в это время для облегчения состояния пациента сделать ему «ректальный наркоз» при помощи табачной клизмы (нововведение века так с XVI, а в 1661 году датский врач Томас Бартолин будет рекомендовать клизмы не только из табачного сока, но и из табачного дыма). (Позже метод «творчески переосмыслится», и французский врач XVIII века Буко будет отстаивать применение «внутривагинального вдувания табачного дыма для лечения истерии»). Теперь, когда из задницы пациента клубится сизый дымок, самое время сделать кровопускание, чтобы больной избавился от «дурной крови» и «дьявольских настроений». Врач ланцетом (простым, пружинным, скарификатором) наносит пациенту многочисленные раны (если медик придерживается теории деривации, то режет ту же ногу, то есть то, что от нее осталось, если ревульсии - то режет руку). Если вдруг, по чистому везению, незадачливый пациент все же не умирает и даже приходит в себя, то после необходимых дополнительных кровопусканий (а с XVII века хирург еще мог попробовать перелить больному овечью кровь при помощи «хирургических клизм» из бычьих пузырей) врач назначает ему «лекарства», что бы уж «вылечить» наверняка. Например, препараты ртути и сурьмы (рвотный камень) или мышьяк из свинцовой кастрюли Если больной и после этого (неисповедимы пути твои, Господи!) подает признаки жизни, то можно его подвесить за ноги (прошу прощения - за одну оставшуюся), обсыпать землей с могилы и ждать, пока «яд болезни» выльется из ушей... Про эрготизм, инквизицию и отношение к смерти - может, в другой раз... Полностью прочитать можно здесь: http://lib.rus.ec/b/244225/read Обновлено 20/11/11 21:41: Вот что получается, когда бездумно ведешься на петушиный хвост. Не в свои сани не садись. Прошу прощения у всех тех, кого повела за собой. Лизбет - спасибо. Пост будет удален.
Прекрасное Средневековье - гигиена и прочее
22:54, 20 ноября 2011
Автор: K-Len

Комменты 37
Опять? Слушайте, специалисты по Средневековью уже давно от безграмотного "труда" Абсентиса камня на камне не оставили. Большая часть содержащейся в нем "информации" - слухи, анекдоты и сведения, полученные по принципу "одна бабка сказала". Ссылок же на достоверные источники там почти нет. Коротенечко о возмутительном. Знаменитый миф про "немывшегося" Людовика XIV. Никого не смущает наличие в штате королевской прислуги "хранителя ванны"? А так же то, что на прислуживавших королю цирюльников была возложена обязанность по "вытиранию суверена на выходе из ванны или парильни" (см. Bensongne L’Etat de la France, Paris, Loyson 1698, p.179). Кроме того, ритуал утреннего омовения короля был расписан по минутам и включал обязательное умывание лица (которое по словам неуча-Абсентиса было не приянто мыть) и полоскание рта. Также король обязательно обтирал все тело в течение дня после охоты или конной езды, об этом также масса задокументированных свидетельств. Миф второй. В Европе не было бань. Ну да, в Париже в 1292 году числилось общественных 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге - 9, Эрфурте - 10, Вене - 29, Вроцлаве - 12 и т.д. Снова соврамши? :( И так можно пройтись по каждому пункту, но лень. Народ, давайте сделаем над собой усилие и персетанем засорять головы, свои и чужие, невежественными малограмотными мифами. Я понимаю, что читать толстые исторические фолианты с цифрами и статистикой гораздо скучнее, чем такие вот истории в духе "желтой прессы". Но меня просто пугает, когда под набором бессвязных бездоказательных баек я вижу массу комментов на тему: "спасибо, как интересно" и "теперь мне все понятно". Это же все равно, что составлять представление о жизни в стране и мире по публикациям в газете "Жизнь" (или что там есть еще гаже?).
Судя по тому, что я читала о том времени, не так все плохо было, как сейчас любят малевать. У нас любят два вида рассказов- либо идеализированное средневековье, либо страшилки про то, что раньше все жили по уши в говне, а сейчас вот неплохо. На самом деле не было ни того, ни другого:)
Теперь мне понятно, почему раньше кладбища строили рядом с больницами... "применение «внутривагинального вдувания табачного дыма для лечения истерии» - ))))) Я БЬЮСЬ В ИСТЕРИИ!!!!
Тогдашняя жизнь очень хорошо описана в "Парфюмере"... БРРРРРР....
"Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни" начитаешься такого и с удовольствием вспомнишь наши русские бани))