Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Болливуд, по сути, ровесник Голливуда. В Лос-Анжелесе первый фильм был снят в 1910 году, а в Бомбее – в 1912-м. Стоит также сказать, что столица Индии стала единственным городом в Азии, где братья Люмьер демонстрировали свои фильмы. Премьера «прибытия поезда» состоялась спустя несколько дней после показа на Бульваре Капуцинов.
Название «Болливуд» включает две составляющие: Бомбей и Голливуд. Главное отличие Болливуда от других «фабрик звезд» – отсутствие четко ограниченной территории. Например, сеть павильонов «Фильм-Сити», используемая для съемок в помещениях, находится в северной части Мумбаи (столица Индии, бывшее название – Бомбей), а сами киностудии разбросаны по всему городу. Те, кто бывал в индийской столице, говорят, что Болливуд здесь «повсюду».
Болливуда как определенного места в Мумбаи не найти. Все разбросано, рассосредоточено и скрыто. Конечно, есть студии, например «Фильм-сити» или «Филмалая» - обнесенные заборами, огромные кварталы декораций. Но это все лишь точки киносъемок - места эпизодического оживления. Нет съемок, значит студии заперты, режиссеры и операторы в разъездах, а актеры спрятаны на виллах в элитном квартале. Даже костюмы актрис, шьются специально к съемкам и после них более не появляются нигде. Массовка собирается внезапно, как флэшмоб, и так же мгновенно распадается, когда эпизод отснят. Студента-иностранца перехватит агент, и наутро тот станет на время полковником в пробковом шлеме, но уже вечером будет заниматься своими обыденными делами. Болливуд, словно, сам состоит из снов, которые он производит. Яркий мираж и причудливая игра света и тени...
Вспышка индийского кинематографа произошла в 1930-е, когда Калькутта, Бомбей и Мадрас наполнились молодыми рабочими, приехавшими на заработки. Они оказались оторваны от прежнего унылого сельского досуга — и теперь, кроме хл:), им нужны были и зрелища. Они и стали основными потребителями комедий и мифологических постановок тех лет. Повсеместно для народных масс пролетариата строились кинотеатры.
К середине десятилетия кинематограф превратился в самое массовое и любимое времяпрепровождение миллионов индийцев и таковым остается во многом и по сей день. Джавахарлал Неру говорил: «В Индии влияние кино во много раз сильнее, чем влияние всех книг и всех газет, вместе взятых». И сейчас - в кинотеатры ходят целыми семьями; поход на фильм - это отличный способ семейного проведения досуга.
Индия одна из тех стран, современное искусство которой основано на народных традициях и следует принятым канонам. Кино этой страны вобрало в себя специфику и четкие правила постановки из индийского национального театра. В любом сюжете должны присутствовать: линия положительного героя, героини, персонажа олицетворяющего зло. Остальное, более-менее, вторично.
Особой и неотъемлемой частью является музыка, песни и танцы. Они несут в себе определенную национальную символику - так, чтобы сюжет был понятен всем зрительским слоям: от банкира до нищего. Более того, саму музыку индийского кино можно вполне считать самостоятельным видом искусства. Еще до того, как на экраны кинотеатров появляется фильм, песни из него идут в ротацию. Хит-парады песен еженедельно показываются по телевидению, и от того нравится песня зрителю или нет, зависит в дальнейшем посещаемость кинотеатров, когда фильм выйдет на экраны. Но бывает и так, что фильм проходит незамеченным, а песни из него надолго становятся хитами.
1950-е стали золотой эрой индийского кинематографа. Фильмы, которые представляет себе каждый житель России, услышав «индийское кино», восходят в основном именно к тому периоду. Уже появилась цветная пленка, которая смогла отразить буйство красок — главное качество индийских лент. Это кино снималось кустарно, спешно, почти стихийно — режиссеры и актеры, «снявшие кассу», немедленно вкладывали выручку в производство новых лент, основывали свои собственные студии, чтобы поспеть за зрительскими симпатиями. В Бомбее царила атмосфера Клондайка — все спешили занять свое собственное место под солнцем. Знаменитый Радж Капур и Гуру Датт первыми сосредоточили кинопроизводство в одних руках. На тех студиях все делалось своими силами — актер был сам себе и продюсером, и режиссером. В работу вовлекались дети, братья, родственники — возникал клан. Кинопроизводство Индии, стало слепком ее кастового общества.
Как уже говорилось выше, индийское кино подчиняется жестким жанровым законам. Эти каноны определились еще в 1930-е: трехчасовая мелодрама, с интервалом посредине и музыкальными танцевальными номерами примерно на треть хронометража, с простым сюжетом о любви и/или мести — это стало неизменным законом индийского кино на несколько десятилетий вперед.
Но к началу 1990-х вся болливудская киноиндустрия начала переживать кризис, связанный даже не с уже устаревшим видением кино, а с новым временем как таковым. Фильмы перестали собирать полные залы не потому, что стали хуже - просто не осталось тем, способных привлечь все слои населения. Общество осовременивалось и расслаивалось. В итоге, как и повсеместно в мире, кинотеатры, вместо огромных залов, пришли к мультиплексам с 7—10 мини-залами, где можно выбрать зрелище себе по вкусу.
Болливуду пришлось адаптироваться и к новым запросам местного зрителя. В стране с бурно развивающимися компьютерными технологиями, фармацевтикой, химической, сталелитейной промышленностью растет средний класс, требовательный и прозападно ориентированный, который тоже хочет развлечений, но уже более «продвинутых».
В результате сейчас в Болливуде, в 1940—1950-х создававшем классические мелодрамы, а в 1970-х боевики про месть «рассерженного молодого человека», возникло два новых жанра. С одной стороны, фильмы-клоны — «переводы» западных блокбастеров на индийский киноязык, а с другой — чуть более «продвинутые» фильмы, ориентированные не только на внутренний, но и на западный рынок. Производство кино стало чаще смещаться за границу. Например, фильм Shakalaka Bum Bum — вольный перепев «Амадеуса» Милоша Формана, хит 2007 года, — снимался в ЮАР, а монтировался в США.
Старые студии никуда не делись, но используются больше для съемок малобюджетных кино- и телепроектов. На территории «Фильм-сити», огромной площадки на севере Мумбая, сравнимой по территории с московским ВВЦ, тысячные бригады плотников по-прежнему возводят целые кварталы тадж-махалов. Когда рабочий получает несколько долларов в день, куда выгоднее строить в натуре, чем рисовать на компьютере. И все же, это уже вчерашний день Болливуда.
Конечно, во многом традиционное кино по-прежнему остается традиционным. «Если в боевике висящее на стене ружье обязательно выстрелит, то в индийском фильме оно будет петь и плясать», — этот старый анекдот актуален для Болливуда и сегодня.
«Болливуд — это как шведский стол, — говорит Вайбхави Мерчент, хореограф — идешь вдоль стола и складываешь себе в тарелку все, чего хочется». Редкий фильм и сегодня обходится без танцев и песен. Но, теперь влюбленные появляются в живописной пустыне, в Альпах, среди немецких фахверков. И если изначально в их основу ложились народные танцы, то сейчас на экране вы увидите либо оригинальный сплав традиционного танца с современными западными стилями, либо чередование национальных индийских и западных номеров.
Болливуду принадлежит рекорд длительности кинокарьеры. П. Джайрадж, впервые снявшийся в 1929 году, вот уже 70 лет продолжает работать в кино. До настоящего времени он принял участие в трех сотнях фильмов.
В Индии был создан фильм, все 9 ролей в котором сыграл… один актер! Его зовут Сиваджи Ганесан. Речь идет о фильме «Nava-rathri» (1964), снятом режиссером А.П. Нагарайаном.
На роли бандитов и наркоторговцев в фильмах производства студий Болливуда нанимают обычно иностранцев - актеров-неудачников из-за рубежа или просто белых, живущих или задержавшихся в Индии и не имеющих других источников заработка. Их гонорары составляют огромные по обычным болливудским меркам десятки и сотни долларов за съемочный день.
Годовая прибыль от проката составляет 20 млрд долларов. Однако в отличие, скажем, от фильмов южноазиатских режиссеров, ни одна из болливудских лент не была удостоена крупных международных наград.
Айшвария Рай считается самой высокооплачиваемой актрисой Болливуда: за роль в фильме она получает два крора (крор=10 миллионам рупий, или 250 тысяч долларов). Что в несколько раз меньше, чем гонорары суперзвезд мужского пола: скажем, Шахрукх Кхан получает за фильм по 6—7 кроров за фильм (свыше полутора миллионов долларов).
Самой масштабной массовкой считается сцена похорон в фильме Ричарда Аттенборо «Ганди» (1982) — в ней участвовало более 300 000 человек. Съемки проводились в Индии.
Лишь в 2005 году был снят запрет на показ индийского кино в Пакистане.
Многие актеры попадают на экраны, окончив Национальную драматическую школу или другие институты, но большинство нынешних звезд, по существу, самоучки. Самый верный путь в Болливуд — родственная принадлежность к кинодинастии.
Одно из отличий от западного кино — привычка режиссеров и актеров работать сразу над несколькими фильмами, иногда даже десятками сюжетов.
Болливуд
15:22, 30 июня 2011
Автор: kisinger
Комменты 11
мама говорит, в 5 лет меня и брата не оторвать от телевизора было если индийский фильм шел и 1.5 часа был покой в доме)
Насчет гонораров - данные устарели. Айшвария Рай получает от 10 крор.
"Зита и Гита", "Родной ребенок", "Танцуй, танцуй!", "Жажда мести" и др. Да, раньше смотрели с боольшим интересом, да и сейчас не отказалась бы посмотреть, настроение поднимают и уносят в такое счастливое прошлое..
Моя мама одно время очень их любила. Все эти "Джимми, ача-ача!":))
я не люблю индийские фильмы, в детстве любила))