Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
15. Сонька – Золотая ручка:
Об этой женщине ходили легенды. Ее любили, ей поклонялись, перед ней заискивали. О ней писали книги, снимали кинофильмы. Перед ней раскрывали свои двери самые блистательные дома Европы… Так кто же она, Софья Ивановна Блювштейн, Сонька – Золотая ручка, королева воровского мира? Вся жизнь этой удивительной женщины была окружена тайнами и загадками, к возникновению которых была в значительной мере причастна и она сама. По одной из версий Сонька родилась в 1859 году в многодетной семье бедного еврея-цирюльника Штенделя в Бердичеве. После смерти матери, а позже отца, четырехлетнюю Соню отвезли в Одессу, где ее воспитывала нелюбимая мачеха. Сбежав от мачехи в возрасте двенадцати лет, смышленая и миловидная Соня попала в услужение к известной артистке Юлии Пастране. Блеск и роскошь, окружающие Юлию, породили в душе будущей мошенницы зависть и жажду обогащения, что и послужило толчком к началу головокружительной воровской карьеры… По другой версии криминальный талант Софьи проснулся после неудачного романа с юным греком – сыном известного в Одессе лавочника. Тогда молодые влюбленные сбежали из дому, прихватив из одной из лавок папаши-грека приличную сумму денег. Однако денег хватило ненадолго, а вместе с деньгами испарилась и любовь. Неудавшийся любовник вернулся к семейному очагу, а вот Сонька… Однако наиболее приближенной к действительности считается третья версия, составленная различными историками по сохранившимся метрикам, материалам уголовных дел и воспоминаниям очевидцев. Итак… Софья Ивановна Блювштейн, урожденная Шейндля Сура Лейбовна Соломониак, родилась в 1846 году в семье мелкого торговца в местечке Повонзки Варшавского уезда. Семья добропорядочностью не отличалась – приторговывали краденым, занимались контрабандой. Ну и как, скажите, из маленькой Шейндли (имя "Софья" девочка придумала себе сама) могла вырасти добродетельная, богобоязненная мещанка? И Сонька оттачивала свое мастерство, вращаясь в среде лучших местечковых воров. Родители же мечтали видеть свою девочку добропорядочной матерью семейства.Уговоры возымели действие, и в 1864 году восемнадцатилетняя Сонька вышла замуж за почтенного бакалейщика Исаака Розенбада. Поначалу она прилежно пыталась играть роль хорошей жены и даже родила Розенбаду дочь Суру-Ривку, но терпения хватило ненадолго: через полтора года семейной жизни Софья Розенбад, прихватив дочь и 500 рублей из бакалейной лавки мужа, исчезла в неизвестном направлении.
Впервые Соньку арестовали 14 апреля 1866 года в гостинице города Клин. Ее обвиняли в краже чемодана у юнкера Горожанского, с которым она познакомилась в поезде. Но осуждена Сонька не была, так как из зала суда была передана на поруки некому Липсону, владельцу гостиницы, которого она за свое короткое пребывание в Клину успела очаровать. После этого инцидента Сонька стала осторожна… Софья не была красивой женщиной. И тем не менее пользовалась невероятным успехом у мужчин. Она неоднократно выходила замуж, побывав и Софьей Рубинштейн, и Софьей Школьник, и Софьей Бренер, и Софьей Блювштейн… После Клинской неудачи Сонька перебралась в Петербург, где вместе с Михелем Бренером осуществила серию краж. Там же, в Петербурге, вместе с известным вором Левитом Сандановичем она попыталась создать свою преступную группу. Очевидно именно в этот период был изобретен новый метод гостиничных краж «Гутен морген». Метод был настолько же прост, насколько и гениален: элегантно одетая безупречная Сонька проникала в номер жертвы и начинала искать деньги и драгоценности. Если ее заставали «на горячем» она смущалась, извинялась, делала вид, что ошиблась номером. Сонька никогда не покидала номер без добычи, при необходимости могла даже переспать с жертвой и не видела в этом ничего зазорного. Этот метод был отработан ею до мелочей, и она практически не знала неудач. В семидесятых годах Сонька, поняв, что в Петербурге она несколько примелькалась (да и размах не тот!), она вместе с несколькими подельниками отправилась в Европу. Варшава, Вена, Париж, Лейпциг – география преступлений Соньки не знала границ. Несмотря на отсутствие образования, она обладала острым умом и сильной интуицией. Кроме того, за годы своей бурной деятельности Софья Блювштейн в совершенстве овладела языками – немецким, французским, польским. Мошенница без труда выдавала себя за русскую аристократку, путешествующую за границей. Перед ней были открыты двери в лучшие дома высшего света… Волна преступлений, прокатившаяся по Европе, заставила говорить о Соньке весь мир. «Золотая ручка»(такое прозвище получила Сонька в воровских кругах) отличалась особой скрупулезностью. Она тщательно готовилась к каждому преступлению. В ее команде работали лучшие воры Европы, в ее арсенале было множество приспособлений, необходимых для работы: накладные ногти, куда мошенница прятала мелкие ювелирные камни, туфли со специальными каблуками, к которым «вовремя» прилипали ювелирные украшения, платье-мешок, куда Сонька прятала награбленое… Но главным в ее арсенале всевозможных уловок был несомненно актерский талант, который помогал ей выпутываться из любых ситуаций. Репутация Соньки в преступном мире росла с каждым днем. В 1872 году Софья Блювштейн получила предложение войти в самый крупный клуб российских мошенников «Червонный валет», а уже спустя несколько лет возглавила его. Деятельность клуба распространялась на всю территорию России. Попадалась Сонька несколько раз, но ей всегда удавалось избежать наказания. В 1871 году она попала в руки лейпцигской полиции, которая предпочла тут же избавиться от нее, передав под надзор России. Однако и Россия не захотела с ней связываться, и Сонька была выслана из страны… В 1876 году она «засыпалась» в Вене, но ей удается бежать из под стражи с помощью влюбленного в нее надзирателя… Попав в руки краковской полиции, Сонька умудряется обокрасть своего(!) адвоката, который, несмотря на это, не отказался ее защищать, и Сонька отделалась всего лишь двухнедельным сроком… Но вскоре удача отвернулась от нее. В 1880 году Московским судом после громкого процесса Софья Блювштейн была осуждена и выслана в Сибирь, но ей удалось бежать и оттуда. И снова вся Россия заговорила о Соньке. Она грабила ювелиров, банкиров, промышленников… В 1885 году удача снова изменила Соньке, на этот раз окончательно. После ограбления нескольких крупных ювелирных магазинов она была схвачена и, после долгого процесса, приговорена к каторге. В день отплытия каторжанок на набережной Карантинного мола яблоку негде было упасть. Это Одесса вышла прощаться с Сонькой – Золотой ручкой. Она трижды пыталась бежать с каторги – трижды неудачно. После третьей попытки Сонька умерла… В начале двадцатого века, уже после смерти Соньки, по Европе снова прокатилась волна преступлений, по почерку удивительно напоминавших знаменитую мошенницу. Каково же было удивление российской полиции, когда во всех газетах мира появилось сенсационное объявление, что полицией одной из стран была схвачена знаменитая Сонька – Золотая ручка. Она представлялась женой эрцгерцога, а в полиции назвалась Софьей Бек. Но выяснить так ничего и не удалось – мошенница сбежала из-под конвоя, очаровав одного из охранников… В Москве, на Ваганьковском кладбище, стоит привезенный из Италии памятник, изображающий прекрасную женщину под тремя пальмами. На могиле всегда живые цветы и россыпи монет. Говорят, под этим памятником лежит Сонька – Золотая Ручка. Говорят… 16. Матильда Кшесинская:
Имя балерины Матильды Кшесинской не без причин окружено атмосферой скандала. Любовница последнего русского царя в бытность его наследником и двух великих князей, эта женщина, несомненно, занимает место в ряду «роковых» героинь истории.
Подобно многим из них она отнюдь не была красавицей. Небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами, она смотрит с фотографий начала ХХ века живым и вызывающим взором, показывая в улыбке ровные белые зубы. 23 марта 1890 года состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал... мужчиной. После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу". о-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котром Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой. Но...их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь. Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.
И не чего нет удивительного что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился нарех не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его "Воспоминаниях".
Историк Широкорад А.Б., цитата из книги "Падение Порт-Артура" "...Возникает вопрос: как нищая танцовщица Матильда Кшесинская стала одной из богатейших женщин России? Жалованье солистки Мариинского театра? Да она больше на наряды тратила! Связь в 1890-1894 гг. с наследником престола цесаревичем Николаем? Там тоже были гроши. В конце 1890-х гг. Кшесинская покупает загородный дворец в Стрельне. Балерина капитально отремонтировала его и даже построила собственную электростанцию. «Многие мне завидовали, так как даже во дворце [Зимнем. — А. III.] не было электричества», — с гордостью отмечала Кшесинская. В Стрельненском дворце Кшесинской накрывались столы на тысячу с лишним персон. В день рождения Матильды даже менялось железнодорожное расписание поездов, проходивших через Стрельню. Весной 1906 г. Кшесинская покупает участок земли на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы и заказывает проект дворца архитектору Александру фон Гогену. К концу 1906 г. двухэтажный дворец закончен. Его длина 50, а ширина 33 м. О дворце писали — все было построено и обставлено по желанию и вкусу Кшесинской: зал — в стиле русский ампир, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Стильную мебель поставил известный французский фабрикант Мельцер. Люстры, бра, канделябры и все прочее, вплоть до шпингалетов, было выписано из Парижа. Дом с прилегающим садом — маленький шедевр фантазии Матильды Кшесинской. Вышколенные горничные, французский повар, старший дворник — георгиевский кавалер, винный погреб, экипажи, автомобили и даже коровник с коровой и женщиной-коровницей. Любила Матильда попить молочка. Был, разумеется, и большой зимний сад. Откуда все это? Нетрудно догадаться, что источником благосостояния Матильды... был огромный военный бюджет Тот самый бюджет, к которому имели доступ Великие князья и в частности Сергей Михайлович. Во всех своих ролях она "блистала": выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Ее облуживал сам Фаберже и делал многие вещи по заказу Великих князей. Да, она танцует все это время, но балет для нее не работа, а всего лишь развлечение, хотя, надо отдать должное, она талантлива и все делает для того, чтобы быть в форме. И все, для того, чтобы убрать конкурентов и конкуренток! 3 февраля 1900 года театральный Петербург отмечал десятилетие творческой жизни Кшесинской на Императорской сцене. На обед после юбилейного спектакля были приглашены сыновья Великого князя Владимира Александровича - Кирилл, Борис и Андрей. С последним у балерины и начался бурный роман. Она была старше Великого князя Андрея Владимировича на шесть лет. При этом Матильда официально жтла с Великим князем Сергеем Михайловичем. В июне 1902 года у Матильды Феликсовны родился сын. Мальчика назвали Владимиром в честь отца великого князя Андрея. Только вот, от кого из Романовых родился этот ребенок, неизвестно до сих пор. Великий князь Сергей Михайлович до конца жизни считал его своим сыном. Из дневника Владимира Теляковского (В.А. Теляковский. "Дневники директора императорских театров. 1901-1903", Санкт-Петербург. Издательство "Артист. Режиссер. Театр"', 2002) "Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата. Лаппа сообщил мне, что Кшесинская сама рассказывает, что она беременна; желая продолжать все же танцевать, она некоторые части балета переделала, чтобы избежать рискованных движений. Кому будет приписан ребенок, еще неизвестно. Кто говорит – Великому Князю Сергею Михайловичу, а кто Великому Князю Андрею Владимировичу, другие говорят о балетном Козлове." В 1904 году она уходит со сцены, но сохраняет за собой право на роли в спектаклях и не разрешает их никому другому танцевать. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте! И при этом заводит тут же роман со своим партнером Петром Владимировым, который моложе ее на 21 год, что заканчивается дуэлью в лесу под Парижем между последним и Великим князем Андреем Владимировичем. Она умерла в возрасте 99 лет в 1971 году и нашла упокоение на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа во Франции. Кем же все же она была: куртизанкой или великим талантом? Гетерой или же умной приспособленкой? Наверное все вместе, но одно ясно ее роль в искусстве русского театра и "искусстве" русской жизни была далеко не последней... но такова Россия.
Роковые женщины (часть 4)
02:20, 5 мая 2011
Автор: Bimbaa
Комменты 6
ну вот пройдет лет 200 и будут так же мило писать о Волочковой,мол ах роковая,ох смелая была,бросила вызов ханжам,выложила голые фото,бросила вызов власти,сводила с ума и бла бла бла.Ну еще у нее был "оригинальный" стиль в одежде.И никто не будет смеятся,как сейчас.
старасть к балеринам на Руси никогда не иссякнет)
о, матильда! та еще штучка была ...
сериал был "Сонька золотая ручка" с Анастасией Микульчиной. чудесный сериал. пересмотрю на досуге.