Сегодня и завтра в Москве в рамках фестиваля искусств "Черешневый лес" пройдет премьера камерной оперной постановки "Вариации Джакомо", главные роли в которой исполняют Джон Малкович и Ингеборга Дапкунайте. Вчера они встретились с журналистами и рассказали о проекте и о том, как они, драматические актеры, попали в оперу.

Встреча с Малковичем и Дапкунайте, их партнерами по сцене, баритоном Андреем Бондаренко и сопрано Софи Клуссман, а также режиссером Михаэлем Штурмингером и Михаилом и Эдит Куснирович прошла в Демонстрационном зале ГУМа. Залитый солнцем просторный светлый зал украшали традиционные для фестиваля цветущие деревья, букеты душистых пионов и вазы с аппетитной черешней.

Герои вечера прибыли с небольшим опозданием, но компенсировали его, быстро расположившись в глубоких белых креслах и сразу приступив к делу, - к разговору о "Вариациях Джакомо".

Михаил Куснирович без ложной скромности признался, что это большой успех "Черешневого леса" - одним из первых в мире показать эту уникальную постановку. Премьера вызвала среди столичных театралов такой ажиотаж, что на вчерашний день оставалось лишь два свободных билета. Михаил Эрнестович извлек их из кармана и пообещал вручить авторам лучших вопроса и ответа.      


Михаил и Эдит Куснирович

"Вариации Джакомо", как поведал режиссер, были задуманы им с Джоном Малковичем несколько лет назад, причем сначала как просто экспериментальная постановка на стыке жанров с использованием барочной музыки. Постепенно в процессе разработки концепции пришли к фигуре Джакомо Казановы и в итоге решили рассказать о последних годах его жизни, проиллюстрировав рассказ сценами из опер Моцарта "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" и "Так поступают все".

Перед лицом наступающей смерти Казанова в исполнении Джона Малковича пытается понять, для чего живет, если не только лишь для того, чтобы быть страстно желаемым женщинами. Он работает библиотекарем в замке графа фон Вальдштейна. Чтобы произвести впечатление на прекрасную сестру своего хозяина, графиню Изабеллу (Ингеборга Дапкунайте), он рассказывает захватывающие истории из своей жизни. Повествование, направленное на обольщение графини, привлекает также сиделку, швею и кухарку (всех их также играет Дапкунайте). В ходе рассказа Казанова примеряет на себя роли других знаменитых персонажей: Дона Жуана, графа Альмавивы, Фигаро, а партнерша Джакомо в каждом новом рассказе предстает то Донной Эльвирой, то Сюзанной, то Розиной. Есть у героев и вокальные альтер-эго - классические оперные солисты, сопрано (Софи Клуссман) и баритон (Андрей Бондаренко). В некоторых эпизодах певцам приходится полагаться на вокальные данные актеров и даже членов оркестра. Такой нетрадиционный подход - смешение напряженной драмы с поданными в юмористическом ключе классическими ариями - делает постановку поистине уникальной. 

Джон Малкович, в четвертый раз приезжающий в Москву, признался, что Казанова никогда не будоражил его воображения:

Это была идея режиссера - сделать его героем нашего спектакля. Я знал о Казанове не больше, чем любой другой, сведения мои были скудными, неточными и полными стереотипов. Я не читал его дневников и мемуаров, эти несколько тысяч страниц. Поэтому мне пришлось изучать его биографию...

Был ли он счастлив? В целом, думаю, да - он прожил счастливую жизнь.

Ингеборга Дапкунайте давала более лаконичные ответы и предпочитала внимательно слушать именитого коллегу, с которым они знакомы более 20 лет:

Легко понять, в чем для женщин магнетизм и притягательность Казановы, когда его играет Джон. Как в него не влюбиться?


Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте и Михаил Куснирович

Комплименты партнерам делал и Малкович. Он похвалил игру Андрея Бондаренко и Софи Клуссман ("я хотел бы, чтоб они могли больше играть в рамках постановки - они отличные актеры; они нам с Ингой очень помогают, работать с ними - сплошное удовольствие") и рассказал, как распевается перед спектаклем:

Главное упражнение, которое я делаю, - стараюсь не курить. А вообще - у нас замечательные учителя. Все певцы (Андрей и Софи - не единственный оперный состав постановки - прим.) нам очень помогают. Честно, я никогда не думал, что так сложно петь. Причем ладно в опере - просто петь.


Джон Малкович


Андрей Бондаренко

При этом Малкович сказал, что его не очень-то волнует, кто что говорит - он не оглядывается на авторитеты и ни у кого не ищет одобрения:

Я делаю свою работу. Мне есть, чем заняться... Я вижу, что мои спектакли некоторым не нравятся, некоторые с них уходят. Значит, есть еще, к чему стремиться. Мы с Ингой репетируем каждый день. Стремление к идеалу - это, в какой-то мере, погоня за призраком, и пусть мы гоняемся за призраком - но не за чьим бы то ни было одобрением... А дать ценный совет, как улучшить нашу работу, может только человек, погруженный в нее, знающий все тонкости и нюансы пьесы.

Также Джон, начинавший актерскую карьеру именно в театре, признался, что до сих пор считает театр своим домом:

Пианисту могут сказать - эй, а ну-ка, сыграй-ка на саксофоне! И он сыграет. Но от этого не перестанет быть пианистом. Я такой вот пианист. Я получаю неописуемое удовольствие от игры на сцене, я обожаю сидеть в погруженном во тьму зале театра и наблюдать за выступлениями других артистов или музыкантов... Это так увлекательно - ходить на репетиции, предвкушая новые открытия. Представить сложно что-то более увлекательное.

Последовал логичный вопрос: что помимо работы делает господина Малковича счастливым? И что есть счастье?

Шарль де Голль как-то, отвечая на подобный вопрос, сказал: "Вы что, меня за идиота держите?". Не уверен, что знаю, что такое счастье... Мне всегда везло, я прожил замечательную жизнь. Пожалуй, я счастливый человек, но это не совсем то же самое, что быть счастливым... Я люблю чувствовать себя живым и люблю жизнь.

На этой жизнеутверждающей ноте общение подошло к концу. Михаил Куснирович презентовал один билет Ингеборге Дапкунайте, а другой - журналистке, "раскрывшей" Малковича и выудившей у него признание, что его не особо волнует чужое мнение.

Больше билетов на "Вариации Джакомо", если верить Михаилу Эрнестовичу, не найти.  


Ингеборга Дапкунайте, Софи Клуссман и Джон Малкович


Ингеборга Дапкунайте, Михаэль Штурмингер, Софи Клуссман и Джон Малкович


Софи Клуссман и Джон Малкович


Михаил Куснирович


Билет журналистки-победительницы

"Вариации Джакомо":

Источники: Арина Мостовщикова/Spletnik.ru

Подпишитесь на наш

Счастливый Казанова: Джон Малкович в Москве

15:12, 25 мая 2011

Комменты 14

M

Классный актер

Аватар

что-то Ингеборга совсем ссутулилась

Аватар

конечно, блин, не найти билетов. те же люди, что ходят на премьеру какого-нибудь "самый лучший фильм =154" пойдут и на этот спектакль. обидно. обожаю его. харизматичный и жутко умный! любой фильм, в котором он занят - уже показатель качества.

Аватар

оооо, Джон.... обожаю его

Аватар

Зачем Софи Клуссман напялила леггинсы? Без них образ был бы намного лучше.

Подождите...