Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

После поста о шансонистой певице, которую автор назвала хорошим музыкантом, мне захотелось рассказать, что такое действительно хорошее творчество. Начну с одного из любимейших музыкантов. Его можно понимать или нет, любить или ненавидеть, но нельзя отрицать ни его талант ни его стремление к развитию. Музыка Гэбриэла - не коммерческая, это как раз тот случай, когда человек стремится реализовать себя, а не заработать деньги в первую очередь. Питер Гэбриэл родился 13 Февраля 1950 года, в тот же день, что и Стиви Уандер, но, в отличие от последнего, гениальным в подростковом возрасте не считался. Ему нравился негритянский соул в исполнении Отиса Реддинга и Джеймса Брауна, и Питер часто пытался воспроизвести их песни на переменах в картезианской школе в Годейлминге. Со школьными приятелями организовал группу Genesis и с ними же вызрел в драматического исполнителя, мастера вокальной техники и образов, театральной атмосферы, масок, костюмов, текстовых ситуаций и характеров. В костюме с крыльями нетопыря, в белой маске старика, с головой, превращенной в диковинный цветок или лисью морду, он всегда чаровал идеями, напряжением и вкусом. На выступлении в лондонском театре "Друри Лейн" он изображал висельника, а в Париже поставил перед микрофоном своего двойника-куклу, но ни в одной маске не оставался слишком долго и не переступал порога меры. Анкетное первенство Genesis в 1974-5 годах в категории "живых" выступлений было прежде всего заслугой Гэбриэла.

Его уход в сентябре 1975 года после почти десятилетнего пребывания в Genesis большая часть поклонников не осмыслила даже после разъяснений Питера, как не было понято и прежнее его пожелание аудитории освистывать его на концертах. "Машина, которую мы поставили своим помощником, чтобы она служила нашим песням, стала нашим хозяином, а успехом, которого добивались, мы оказались замкнуты". Гэбриэл признался, что на публику и диски стал смотреть, как на деньги, а это отдалило его от людей. И все более поздние высказывания Гэбриэла могли бы послужить иллюстрацией к судьбе многих групп. "В группу было вложено столько людей и столько денег, что уже стало риском пытаться что-либо изменить". "У меня появилось ощущение, что я выстроил дом и сдаю его внаем. А для меня гораздо интереснее быть строителем, чем домовладельцем". "В Genesis все было подогнано к тому, чтобы оставаться так, как есть. Я хотел и потребовал перемен". Его позиция и отношение к проблеме отразились и в песнях. Кульминационный момент "Salisbury Hill" представляет нам орла в ветряной ночи, летящего над освещенным городом, раздумывающего, к чему пришла его жизнь, оценивающего "те связи, что мог бы разорвать. //Чувствовал себя составной частью той сцены//И аккуратно выпал из той машины. Напевная энергия "Salisbury Hill", как бы подтекстовая радость освобождения от "механики" помогли этой записи альбомного дебюта "Peter Gabriel" хорошо проявить себя и в качестве сингла. Вообще музыка всего альбома более, чем тексты, обнаруживала сходство с "Lamb Lies Down On Broadway", последней ролью Гэбриэла в Genesis, прежде всего агрессивным настроением, а также зрелой и многозначной образностью. (Ко всему заметим, что на "Агнце" Гэбриэл проявил себя больше, чем на любом другом диске группы).

Альбом "Peter Gabriel" записывался в Торонто с продюсером Бобом Эзрином, который делил успех с Элисом Купером и Лу Ридом. Гэбриэл Эзрином никогда не восхищался, впрочем, как и Эзрин был равнодушен к музыке Genesis. Студийные исполнители, которых привлек Эзрин, без разговоров делали свое дело, а звукорежиссер итальянского происхождения из Чикаго не переставал ворчать: это соло не так, здесь слишком затянуто, там совершенно ужасно и т. п. Гэбриэлу, в Genesis привыкшему к английскому способу записи, авторскому диктату, пришлось мириться с новыми обстоятельствами. В конце концов на радость Эзрину он сократил "Salisbury Hill" с семи частей, как сначала сочинил, до двух. Перед записью альбома планировалось снабдить тексты Гэбриэла музыкой Мартина Халла, но Питер, вклад которого в музыку Genesis был только частичным и не всегда значительным, тем не менее довел свою авторскую волю здесь почти до абсолюта. От исходного проекта осталось только сотрудничество Халла над песней "Excuse Me". Гэбриэл чередовал настроения, чтобы песни не звучали просто как упражнения в жанре: ни Брюс Спрингстин (Humdrum), ни Рэнди Ньюмен (Waiting for the Big One), на которых Гэбриэл в этих песнях пытался быть похожим и голосом, были для его песен, истекающих из духа обоих американских песенников, не более чем указателем к роковой прямолинейности.

В то время как постгэбриэловский альбом Genesis "A Trick of the Tail" был в 1976 году в анкете Melody Maker признан лучшим, дебют Гэбриэла добился меньшего признания. И восторженные когда-то поклонники на время утратили энтузиазм... Только Гэбриэл оставался спокойным, одинаково чуждым имиджу "звезды" и позиции "антизвезды". Панк-рок ему не нравился, что Питер и не скрывал. "Вы должны принять к сведению, что на свете есть много жестокости и страха, и вы должны реагировать на них и противостоять им", - сказал он однажды и многократно подтверждал свою позицию. Фундаментом ее были не сетования на несправедливость, а аналитический подход к жизни. Восхищался Брайеном Ино, который "... имеет базу художественной школы, где его учили во всем сомневаться, а он все решил испытать сам". На мир западной цивилизации Питер смотрит теми же глазами, что и Talking Heads, Pink Floyd, Joy Division, Дэвид Боуи, Gang of Four или Kraftwerk, однако в его позиции были особенности. Вряд ли он стал бы ополчаться против системы английского просвещения, как это сделали Pink Floyd на The Wall, оно и так уже печально известно. Гэбриэл смотрит глубже. "Я хотел бы видеть общество, где люди начали бы испытывать структуры, которые им навязывает способ их жизни. Общество, где люди могли бы менять работу, не рискуя своей безопасностью, где имели бы возможность пойти разными путями". В песне "Mother of Violence" с альбома "Peter Gabriel (2)" под деликатное сопровождение акустических гитар и клавира Гэбриэл поет: Страх - это мать насилия. Вы тотчас понимаете, Что только одно осталось - самозащита. Становится трудно дышать, Становится так трудно верить, Верить во что бы то ни было. Хотя этот лонгплей не содержал ни одного хита типа "Salisbury Hill", с продюсером и гитаристом Робертом Фриппом Гэбриэл опять продвинулся по дороге полного самовыражения. И как же она извилиста! Собирался сделать надувной театр, где от самого входа ничего не было бы от реальной жизни. Хотел снять "Агнца". Хотел быть как Феллини. Отрекся от шоу в пользу слова. И следующие пятьдесят лет собирался посвятить учебе.

Оба первых альбома показали, что безудержная фантазия Гэбриэла лучше всего проявляется в ограниченных временем коротких песнях, где диктату совместных музыкально-текстовых образов подчинены все инструменты. И что ни песня, то другой стиль. Никакого звука Гэбриэла не существует. И как Гэбриэл не терпел в Genesis продолжительных симфонических композиций, так не взял он в свою новую сценическую жизнь ни одной из прежних масок и костюмов. Его концерты поры конца 70-х начинались музыкой Supertramp. При полном свете. Затем музыка приостанавливается, после минуты тишины начинается снова и свет понемногу гаснет. Осветители бродят с ручными фонарями по сцене. Лучи света выхватывают лица из толпы зрителей. Когда рефлекторы приближаются к краю сцены, они светят в лица тех, у кого они в руках. Это не осветители - но сами музыканты. Среди них Питер Гэбриэл. На маленькой сцене, среди флюоресцирующих ламп и стояков рефлекторов, он начинает петь. Гэбриэл острижен, без грима, в белых или черных, нормально пошитых брюках и куртке. Отношение публики к певцу задано уже его приходом, его можно коснуться, кивнуть ему. Его не обожествляют - просто принимают. А если кто-нибудь из аудитории обращается к нему, Питер не пропускает мимо ушей, отвечает без натужного юмора.

image

Большей частью при пении он стоит у микрофона, но его естественность и оригинальность проявляются и в пробежках, прыжках, позах. Каждую песню проживает на сцене. Как нет у него правил в аранжировке, так нет одной маски для исполнения медленной или быстрой песни. Те, кто видел его, утверждают, что в моменты исполнения песня становится понятнее. Альбом, который на счету Гэбриэла оказался третьим, хотел бы записать каждый, у кого нашлись бы отвага и талант для темы: этот мир и мое место в нем. Причем Гэбриэлу, одержимому деталями и всегда пытающемуся отработать несколько вариантов, это сделать гораздо тяжелее, чем любому другому сочинителю. Продюсер Стив Лиллиуайт в работе проявил высокую квалификацию и сделал со своей стороны все, чтобы альбом удался. Диск записывался сначала в Англии, в Лондоне и в домашней студии Гэбриэла. Среди гостей была Кейт Буш, среди гитаристов рядом с Робертом Фриппом - Пол Уэллер из группы Jam, среди ударников - Фил Коллинз. Трудно сказать, что этот альбом лучше двух предыдущих, хотя в этом настойчиво убеждали рецензии, анкеты и, главное, тиражи продажи. Дело в другом. Вкус, возбужденность, изобретательность и неутомимость Гэбриэла делали результат выдающимся в любом случае. Скорее, диск "Peter Gabriel (3)" просто был рассчитан на более широкого слушателя, и его музыка быстрее воспринималась современным, но внимательным дилетантом, чем правоверным поклонником рока: на альбоме в целом и в каждой его песне больше перемен, чем обычно в роковой музыке. Выпущенная синглом "Games Without Frontiers" стала после "Salisbury Hill" самой популярной на радио записью Гэбриэла, начинаясь как техничное рафинированное диско образца Дэвида Боуи и переходя сразу же - не только в тексте, но и в звучащем издевательски вокале - в саркастическое описание детских игр взрослых людей с определенным намеком на британское телевидение.

"Family Snapshot" - собственно момент смерти Джона Кеннеди, увиденный через прицел снайперского ружья. Она начинается простейшими аккордами клавишных и, хотя музыка крепнет и усиливается, голос продолжает ею управлять. В нижнем и среднем регистре Гэбриэл поет с напряжением, которого британские рокеры добиваются только в верхнем (в 1980 году, нарушив пятилетнюю гегемонию Роберта Планта и Джона Андерсона, в анкете Melody Maker он стал первым вокалистом). Сверкают интонационные оттенки; невозможно описать ту смесь отчаявшегося самоупоения и ничтожности, которыми наполнены последние строчки: "Теперь я прицелюсь и выстрелю в свет". Одна песня за другой заслуживают детального разбора, вплоть до заключительной "Biko", посвященной негритянскому вождю Стефену Бико, смерть которого от рук южноафриканской полиции уже вдохновляла Тома Пакстона и фильм с Сиднеем Портером. И до заключительных слов: "Можете потушить свечи, но не огонь" голос и музыка Гэбриэла звучат многим богаче, чем романтические признания. Траур песни происходит из печали погребальной церемонии, красота переплетается с состраданием. И это было выражением скромной, тревожной, ни в едином слоге не приукрашенной надежды Гэбриэла.

Этот альбом и следующее музыкальное развитие Питера обозначили все более укрепляющиеся контакты с минималистами. Выпущенные им замечательные альбомы, кроме исконно роковых корней, обнаружили множество иных влияний, главным образом из периферийной для классической и роковой культур областей. Богатую пищу для фантазии Гэбриэла дал фестиваль "Мир музыки и танца", который состоялся в июле 1981 года близ Бата. На нем рядом с коллективом барабанщиков из Бурунди и китайскими танцовщицами выступали роковые группы и исполнители - The Beat, Роберт Фрипп, Echo & the Bunnymen, Simple Minds и другие. Гэбриэл, один из организаторов фестиваля, выступил на нем со своими новыми произведениями. Вместе с его группой сопровождения на сцене были ударники из Ганы. Результат был приятным, но большого впечатления не произвел. А в октябре 1982 года состоялось его совместное с Genesis выступление, на котором собралось 60 тысяч зрителей. В составе Genesis были Бэнкс, Коллинз и Резерфорд вместе с обычно помогающими им на концертах ударником Честером Томпсоном и гитаристом Дэрилом Стермером. Гэбриэл выступал как в добрые старые времена, с масками и флейтой. В программе были старые вещи ("The Musical Box", "Lamb Lies Down on Broadway", "Selling England by the Pound"), а также "Salisbury Hill" Гэбриэла и "Turn It On Again" из позднего репертуара Genesis, во время исполнения которой произошла смена ролей - Питер сел за ударную установку, а Коллинз стал к микрофону вокалиста. Приятной неожиданностью оказалось появление на сцене в конце вечера Стива Хаккетта, который не играл с ансамблем с 1977 года. Впечатление было хорошим, свою роль сыграло видимое доброжелательное отношение между организаторами акции. В кулуарах говорили, что Genesis предлагали Гэбриэлу покрыть его долги от упомянутого фестиваля, но Питер отказался, и тогда его пригласили для участия в совместном концерте.

image

Альбом "Peter Gabriel (4)" был выпущен после почти двухлетнего перерыва. Гэбриэл записал его в своей домашней студии близ Бата; в работе над диском принимали участие ударник Джерри Маротта, басист Тони Левин, гитарист Дэвид Роудз и на муге - Ларри Фест, большей частью исполнители, с которыми Питер сотрудничал с первого своего диска. Этот крайне сжатый и лаконичный лонгплей вызвал заметную растерянность среди рецензентов и обозревателей, которые в основном в самых общих словах в очередной раз подтвердили оригинальность Гэбриэла. Самой прямолинейной и самой действенной оказалась вступительная "Rhythm Of The Heat": красные скалы и красная пыль, земля, пропитанная солнцем и кровью, земля, где ритм являет собой универсальную движущую силу, удивительным образом влияет на певца и заставляет его порвать все связи с цивилизацией. Ритмическая сторона в этой песне проявилась двояко: легкое постукивание в начале песни создает иллюзию колеблющегося воздуха, тогда как в финале ганские бубны наполняют звучание непреодолимым напором. Этот финал давал понять, что в экзотических музыкальных культурах существуют силы, которые неизвестны в европейских традициях. Задним числом Гэбриэл в Melody Maker объяснял, что идея этой песни у него возникла после прочтения мемуаров известного швейцарского психолога Карла Янга. Тот описывал встречу с одним племенем в Судане, когда на ритуальных плясках вокруг огня в сопровождении бубнов он начал терять контроль, испугался и дал музыкантам денег, чтобы те закончили игру и шли по домам.

image

Экзотическая атмосфера веет из каждого такта лонгплея. В композиции "The Family and the Fishing Net" доминируют густые испарения природных страстей, где свадебный церемониал разворачивается с ужасающей чопорностью судебного процесса, причем в последней фразе слышен стук падающей гильотины. Непривычные гармонии обнаруживают здесь эфиопские влияния, а тема взята из ранних произведений Дилана Томаса. В "San Jacinto" слышен в циклических структурах звенящий металлом регистр синтезатора CMI, который напоминает индонезийский гамелан. Альбом вообще представлял собой образец выполненного со вкусом и мерой компьютерного подхода, где главный вес звучания приходится на синтезаторы. Вместе с широкодиапазонным "Firelight" CMI Гэбриэл использовал ударный компьютер Linn и полифонический Prophet. Но в целом диску "Peter Gabriel (4)" явно не хватало свежести предыдущих альбомов. Гораздо больше удовлетворил слушателей "живой" двойник "Plays Live", составленный из материала всех предыдущих пластинок - здесь стилистическое единство, звуковая чистота и компактность были просто захватывающими. Из предыдущих сингловых хитов здесь не хватало только песни "Games Without Frontiers" - зато были все остальные, включая семиминутную версию американского боевика "Shock the Monkey". Где-то в то же время Гэбриэл объявился как певец, музыкант, соавтор и сопродюсер диска "Mister Heartbreak" Лори Андерсон. Этот факт в карьере артиста оказался скорее случайностью - обычно он отвергает предложения о продюсировании дисков, отговариваясь тем, что "это дело требует от меня энергии, которой хватило бы на создание собственного альбома", и добавляет, что он "не Фил Коллинз, который способен быть продюсером у трех или четырех групп с перерывом на чашку кофе".

Следующего лонгплея Гэбриэла поклонники ждали без малого четыре года. (Разъясняя позже причину столь длительных перерывов в своей работе, он говорил: "Некоторые писатели работают над своими книгами по семь-восемь лет, другим хватает 7-8 дней. Все зависит от того, что вы собираетесь сделать и насколько детально. При быстрой работе всегда приходится чем-то поступаться". И в другой раз: "В роке я придерживаюсь черепашьей тактики. Нас таких несколько. Исполнители вроде Кейт Буш и меня верят в то, что звукозапись - дело, на которое не жалко времени, и на одну пластинку у нас часто уходит два-три года"). В промежутке вышел саундтрек "Birdy" к фильму Алана Паркера "Птаха". Очень рекомендую послушать тем, кто любит инструментальную музыку. Для Гэбриэла это занятие было непривычным, но дело облегчалось тем, что режиссер имел ясное представление о выборе музыкальных мотивов из старых записей артиста. В результате слушатели смогли познакомиться с новыми инструментальными версиями композиций "Not One of Us", "Family Snapshot", "Wallflower", "The Rhythm of the Heat" и "San Jacinto". Диск был интересен прежде всего тем, что представлял Гэбриэла с несколько иной стороны, высвечивал его способности композитора, создавал атмосферу чисто музыкального прогресса. Особенного интереса заслуживала игра Гэбриэла на флейте и бессловесная вокальная партия. Сам музыкант вполне уважительно отзывался об этом диске без его связи с фильмом.

Долгожданный альбом "So" отличался от предыдущих уже тем, что имел свое название. Появились новые имена - уже на звуковой дорожке "Birdy" с Гэбриэлом сотрудничал молодой талантливый музыкант и продюсер Даниэль Лануа, проявивший себя отличной совместной с Брайеном Ино работой над альбомом "Unforgettable Fire группы" U2. Американский музыкальный журнал Billboard в рецензии на диск выказал мысль, что тот является таким же верстовым столбом в творчестве Гэбриэла, как альбом "Let's Dance" у Дэвида Боуи. Рецензент имел в виду и очевидную коммерциализацию, однако даже в этом плане чувство меры Питеpу не изменило. Настоящим боевиком стал сингл "Sledgehammer" с очевидным влиянием американского соул. В 1967 году Гэбриэл присутствовал на концерте Отиса Реддинга, который по сей день считает за самое лучшее "живое" выступление, которое видел. С Реддингом тогда выступал трубач Уэйн Джексом, который через 20 лет участвовал в записи "Sledgehammer" и других песен диска "So". Кроме него, на альбоме отметился целый ряд известных джазменов - басист Ларри Клейн, пианист Ричард Ти и скрипач Лакшминараньям Шанкар. Гэбриэл продолжил и свое сотрудничество с музыкантами третьего мира: на следующем сингловом хите "In Your Eyes" объявился сенегальский певец Юссу Н'дур, которого Питер оценил как "молодого Боба Марли". При записи песни "Mercy Street" Гэбриэл заезжал в Бразилию обратиться за помощью к перкуссионисту Джалму Корре для создания требуемого ритмического рисунка. О том, что творчество Гэбриэла приобрело новые измерения лиричности и интимности, свидетельствовала частично автобиографическая запись "Big Time (Success)", в которой автор целился в неуемное желание успеха и творческую некритичность. Одним из самых сильных моментов диска стал дуэт с Кейт Буш на "Don't Give Up" с сильным влиянием госпел и кантри. "Вклад Кейт огромен, - позже говорил Гэбриэл. - Я просто влюблен в ее голос и манеру петь. Мне кажется, что на этой песне она поет совершенно не так, как на собственных композициях, с большим вкусом". Темой песни являлась безработица и тот душевный стресс и дискомфорт, что она приносит - но есть и подтекст, говорящий о месте человека в общественной жизни. Альбом завершала песня "We Do What We're Told", которая под названием "Milgrim's 37" была написана еще в 1980 году, но звучала только в концертных программах.

То, что возвращение Гэбриэлу удалось, говорила читательская анкета Record Mirror за 1986 год. Среди самых лучших музыкантов он занял третье место, так же был оценен его сингл "Sledgehammer", который в своем видео-варианте попал на первое место. Альбом "So" был "только" шестым. Альбом "Passion" основан на саундтрековой записи к фильму Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа", но на классический саундтрек походит мало. "Когда фильм был уже сделан, оставалось еще несколько интересных идей, над которыми стоило поработать, так что альбом пришлось немного удлинить, - разъяснял музыкант. - Некоторые куски вообще для фильма не годились, и я решил, что альбом должен быть независимым. А в качестве названия я взял рабочее название ленты "Страсти Господни". Для создания этой музыки Гэбриэл объездил Африку и Дальний Восток и использовал в записи народные инструменты этих регионов, так что, даже искусно вплетая в музыкальную ткань современные гитары и синтезаторы, он лишь наносил штрихи актуальности на древнее полотно. В работе над альбомом участвовали и такие давние знакомые Питера, как ударники Ману Каче и Билли Кобэм, бразильский перкуссионист Джалма Корриа, гитарист Дэвид Роудс и снова Шанкар на скрипке и Юссу Н'Дур. Дэвид Санчес на двух песнях обеспечил прекрасный вокал сопровождения. Лучшими на двойнике, содержащем в основном медитативную инструментальную музыку, оказались титульная песня и "It Is Accomplished".

В 1989 году Гэбриэл побывал в СССР, чтобы способствовать открытию местного отеделения Greenpeace. В начале 90-х некоторое время Гэбриэл выступал с Шинейд О'Коннор. Проблемы с женщинами - разрыв с женой, неудачные отношения с актрисой Аркетт - решал с помощью групповой психотерапии. Другим путем поиска психической стабильности стала новая коммуна ("Совсем без хиппи"), возникшая на базе студийной работы в Бате. Продюсерская деятельность в студии "Настоящий мир" (Real World) изрядно отвлекала его от работы над собственными дисками, но давала постоянную возможность контакта с азиатскими, африканскими или болгарскими музыкантами. Так постепенно копился материал для сольного альбома "Us", в записи которого приняли участие музыканты от Тель-Авива до Токио. На первый слух этот диск, пожалуй, самый интимный у певца, не обладал такой сингловой пробойностью, как "So", но специалист сразу отмечал великолепное сочетание простоты и рафинированности. Ведущим синглом и видеохитом стала гипнотическая песня "Digging in the Dirt", взывающая к помощи и пониманию. И на этом лонгплее музыкант не оставил своих попыток смешивать различные стили - на "Come Talk to Me" есть шотландские волынки, африканские барабаны, армянский дудук и даже участие российского ансамбля Дмитрия Покровского. Снова присутствие продюсера Даниэля Лануа, создавшего атмосферу, превосходно сочетающуюся с расстроенным внутренним миром певца. Хотя, по мнению многих критиков, диск этот по музыкальным достоинствам уступал альбому "So", выпуск превосходных сопутствующих видеоклипов обеспечил ему еще более теплый прием у широкой аудитории. В 1994 году вышел двойной концертник "Secret World Live", записанный во время одноименного мирового тура.

Сегодня Гэбриэл уделяет большее внимание деятельности Real World и организации интернациональных фестивалей WOMAD, а также работе над различными мультимедийными проектами (в их числе CD-R'ы - "Xplora1" и "Eve", комбинирующие возможности аудио и видео). Нужно отметить и спектакль "OVO: Millennium Show" (2000), приуроченный к наступлению нового тысячелетия и поставленный специально для культурно-выставочного центра The Millennium Dome (Лондон) с задействованием всех его ультрасовременных технических возможностей. К участию в спектакле (музыка к которому вышла отдельным компакт-диском) вновь были привлечены артисты самых разных национальностей, культур и музыкальных направлений: Элизабет Фрэйзер, Нена Черри, Иарла О'Лионард, Ричи Хэвенс и др.

©

Подпишитесь на наш
Блоги

Хорошая музыка: Peter Gabriel

17:30, 17 января 2011

Автор: lisenok

Комменты 36

A

Его песня "I grieve" - лучшая когда-либо созданная песня, она является саундтеком к фильму "Город Ангелов" с Николосом Кейдж и Меган Райан. У меня мурашки по коже каждый раз, когда слышу эту песню. Она обязательна в списке любого айпода.

K

А это он исполнил песню "In Your Eyes" из фильма с Кьюсаком "Скажи что-нибудь..."???

J

Лисенок, огромное спасибо за пост! Если бы могла - поставила бы Вам много-много плюсов. Гэбриэл, несомненно, - неординарный музыкант, но для меня - безумно интересный. Меня, честно, потрясла его музыка к "Страстям Христовым" - она для меня звучит как гимн воскресения. Я очень редко подобные сильные чувства при прослушивании современной музыки испытываю. Еще раз огроменное спасибо!!!

K

Я лично писаю кипятком от концерта Питера Габриелая Growing Up в Милане, смотрела миллион раз и все еще мурашки бегают. Очень полючиблась мне его версия the Book of Love, тоже до глубины души пробирает. И голос у него очень даже приятный, совсем не нужно иметь пять октав диапазона, чтобы быть хорошем исполнителем.

J

Ничего, слушать можно, но для меня обязателен хороший вокал, даже в роке, а у него голоса вообще нет, а безголосых и у нас полно просто не все такие хорошие продюсеры как он, вот это действительно талант. Все клипы посмотрела, абсолютно все "а-ля бред клиента психбольницы", когда была маленькая в 90-х это вроде модно было. Над вчерашней теткой хоть похохотать можно было а это вообще никак.

Подождите...

Главный врач клиники "Чайка Белые Сады", акушер-гинеколог Лейла Наджи/Фото: Арина Кириллова

Что такое "коучинг здоровья", как меняются глобальные медицинские тренды, что стоит за всеобщим культом молодости и почему психотерапия нужна всем — и доктору, и пациенту? Обо всём этом и не только Spltnk поговорил с главным врачом клиники "Чайка Белые Сады", акушером-гинекологом Лейлой Наджи.

"Тот уровень медицины, который мы можем предложить, — это наше конкурентное преимущество"

История "Чайки" насчитывает уже 11 лет — первая клиника открылась весной 2013 года. Сейчас это уже шесть клиник в Москве и три за рубежом — в Тбилиси, Дубае и Ереване. За эти годы менялись глобальные медицинские тренды и локальные стратегии развития, но два фактора для "Чайки" оставались неизменными: стремление к торжеству доказательной медицины и партнёрские отношения с пациентом. "Чайка" начиналась как клиника, в основном ориентированная на тех, у кого есть добровольное медицинское страхование. Вот почему все московские клиники появились в бизнес-центрах — расчёт был на то, что как раз здесь работают люди с ДМС и им будет удобно приходить в клинику, которая находится тут же. Тем более что планку медицинских стандартов в "Чайке" сразу же решили брать высокую и предлагать пациентам передовые достижения медицинской науки. "Наша идея была в том, что хорошая медицина, во-первых, может быть доступна людям со средним достатком, а во-вторых, по своему уровню может конкурировать с самой дорогой медициной в Москве", — рассказывает Лейла Наджи.

В 2023 году сразу три клиники "Чайки" открылись за пределами РФ: в Тбилиси, в ОАЭ (партнёрская клиника Kandinsky Clinic) и в Ереване. Такая масштабная экспансия случилась спонтанно — когда стало понятно, что довольно большое количество пациентов "Чайки" оказалось в других странах. И оказалось не готово к тому, чтобы справляться с медицинскими проблемами в чужой стране в одиночку: "Медицина — это тоже часть культуры. И какая бы ни была прекрасная медицина за рубежом, выясняется, что мы все, в общем, довольно сложно интегрируемся в непривычную среду. Особенно когда нам плохо, когда мы болеем и не понимаем, как устроена медицина".

Помимо массы пациентов, уехавших из России, в других странах оказалось и несколько докторов "Чайки", которые, попробовав поработать в местных медицинских учреждениях, непрерывно сравнивали свою новую реальность с тем, что было в "Чайке".

Благодаря двум этим факторам (отъезду и врачей и пациентов) родился онлайн-проект Doctor On Call — справочная "Чайки" для "своих пациентов", оказавшихся в другой стране: где лучше сдать анализы, сделать МРТ, найти нужного врача — врачи "Чайки", как такие же релоканты, уже обладали этими знаниями и активно делились ими с пациентами. И вскоре стало понятно, что если в месте, куда попал пациент "Чайки", нет его привычной клиники, то она должна там появиться. Так "Чайка" открылась в Тбилиси, в Дубае и в Ереване.

Конечно, адаптация была непростой: нужно было принять, что в каждой стране есть свои особенности, и соответствовать им. Да, везде находились врачи, которые нередко ориентировались на доказательную медицину и отталкивались от мирового научного опыта, но вот навыки коммуникации в общении с пациентом были развиты далеко не у всех. Пациенты тоже отличались от московских, поскольку проявляли далеко не такую вовлечённость и заинтересованность в собственном здоровье, к каким привыкли доктора "Чайки".

Сейчас иностранная история "Чайки" только начинается, но планы у неё уже амбициозные: компания хочет работать и с местными жителями, и с русскоговорящей аудиторией, и с экспатами. "Тот уровень медицины, который мы можем предложить, — это наше конкурентное преимущество на рынке: сюда входят и IT-технологии, и постоянно повышающаяся квалификация врачей. У наших докторов есть некая медицинская надстройка: например, навыки коммуникации и курсы по психотерапии. Всё это сильно расширяет горизонты базовой медицины".

"Мы никогда не оставим нашего пациента один на один с его проблемами"

Одно из главных конкурентных преимуществ "Чайки" и стратегия развития, которую выбрала компания, — концепция личного доктора: сделать так, чтобы у каждого пациента клиники был свой доктор, с которым можно было бы советоваться по всем вопросам своего здоровья — от срочных медицинских до профилактических.

Изначально такой концепции не было: на заре создания за основу "Чайки" была взята модель типовой по устройству российской поликлиники, где есть несколько терапевтов, педиатров, гинекологов и много узких специалистов. Тогда всем казалось, что чем больше узких специалистов, тем круче сама клиника. Сейчас в "Чайке" верят в другое: в то, что высококвалифицированные врачи общего профиля — это та база, на которой держится клиника. Терапевты, педиатры, гинекологи — все они как минимум в 80, а то и в 90% случаев могут помочь решить любую медицинскую проблему, с которой приходит пациент, и правильно поставить диагноз, направив пациента к нужному специалисту, а если нужна помощь узкого специалиста, то организовать её — как в "Чайке", так и за её пределами.

"К сожалению, у многих есть представление, что терапевт — это такой доктор, который в районной поликлинике сидит раздаёт талончики к другим врачам-специалистам с позиции "как бы так лучше пациента к специалисту не пустить". Такое представление не соответствует современным подходам и практикам, ведь врач общей практики в "Чайке" — это специалист, который "собирает" человека целиком и может интерпретировать практически любой симптом. Это первичное звено медицинской помощи, врачи, максимально понимающие, как устроен человек и его здоровье. Например, у пациента болит ухо, он идет к лору, тот отправляет его к неврологу, тот — к стоматологу. Можно долго обследоваться у специалистов, а можно сократить этот путь с помощью врача общей практики: хороший терапевт, проанализировав всю историю болезни, скорее всего, сам сможет разобраться или направит пациента к нужному врачу и сэкономит ему и время, и деньги.

"Конечно, не все проблемы можно решить амбулаторно и только в одной клинике. Но это не значит, что мы бросим пациента и ему придётся бродить по сети в поисках правильного места для лечения. Нет, если мы не можем помочь ему сами, то устроим ему консультацию в другой клинике, будем сопровождать его в другую больницу, присутствовать на другом обследовании, консультировать дистанционно и так далее. Личный доктор, которого пациент выбрал своим врачом, всё равно будет с ним на связи и будет держать руку на пульсе: если не в прямом смысле, то образно — точно".

Клиника "Чайка"/Фото: личный архив
Клиника "Чайка"/Фото: личный архив

"Применить самые актуальные научные знания для укрепления здоровья пациента" 

Концепция личного доктора и желание пациента оставаться на связи с врачом после приёма привели к тому, что потребовался новый экономический формат взаимодействия доктора и пациента, помимо обычной разовой консультации. Так появилась подписка "Чайки" — услуга, в рамках которой ты можешь выбрать доктора и заключить контракт на сопровождение, чтобы быть на связи со своим личным врачом в любое время и при любой медицинской проблеме. 

"В современной медицине совсем не всё происходит в кабинете у доктора. Очень много чего потом должно ещё произойти до приёма у доктора или после. Если мы взяли анализы, назначили исследование или лечение, нам важно понимать, что дальше происходит с пациентом, а у пациента должна быть возможность узнать, что значат его обследования, и обсуждать появляющиеся вопросы с врачом".

Есть два варианта такой подписки. Первый — "Чаты". Это годовая подписка по цене, сопоставимой со стоимостью одной консультации доктора (на сегодня это от 6500 руб. в год), которая дает возможность быть на связи со своим доктором в специальном чате и предоставляет 8-процентную скидку на консультации и обследования по направлению этого доктора.

Эта подписка даёт возможность консультироваться со своим врачом: задавать вопросы и делиться результатами лечения. Например, проконсультироваться о том, в каком случае надо приходить на приём и к кому и нужно ли предварительно сделать какие-то обследования. Также можно получить напоминание о запланированных исследованиях или встречах и прочее.

В рамках этой подписки в ваш чат можно пригласить и других докторов, которые занимаются решением конкретных проблем. Каждый доктор расскажет пациенту, в каком режиме он может отвечать на вопросы, а в случае если не получается сделать это быстро, то на подхвате ИИ и ассистенты. Этот формат удобен не только для пациента, но и для его родственников, которые — с согласия пациента — могут следить за состоянием здоровья близкого человека.

Promo Block

Заботиться о здоровье проще с подпиской на Чайку. Будьте на связи с докторами и получайте скидки на услуги

Подробнее

"Главная идея чатов в том, чтобы пациент всегда имел возможность задать вопрос, касающийся его здоровья или здоровья его близких, именно тому доктору, которого он выбрал в качестве своего доверенного лица. Чтобы человек не растерялся и не оказался в ситуации, что он не понимает, как ему быть, и у него нет возможности спросить, что ему дальше делать, у того врача, которому он доверил своё здоровье".

Второй вариант — это "Премиум подписка". Она включает в себя ту же связь с выбранным доктором в чате, но, помимо этого, позволяет пациенту более точно спрогнозировать масштаб затрат, потому что имеет фиксированную годовую стоимость (на сегодня от 65 тыс. руб. в год) и предоставляет 80-процентную скидку на обслуживание в "Чайке" (подробности можно узнать на сайте), т.е. подразумевает 20-процентный соплатеж. По сути, это похоже на принцип страховки.

Отличие "Премиум-подписки", которую предлагает "Чайка", от тех страховых продуктов, что предлагают страховые компании, заключается в следующем: "Действующие правила страховых компаний довольно ретроградны, они не могут идти в ногу с наукой, там куча проверяющих инстанций: проблемы доверия, контроля за тем, чтобы врачи не сделали лишнего и не заработали лишнего. А у нас именно доктор и, надеемся пациент, заинтересованы в том, чтобы применить самые актуальные научные знания для укрепления здоровья пациента, и экономический расчёт должен помогать это делать: "ничего лишнего" не для того чтобы сэкономить, а для того, чтобы не навредить и делать только то, что доказано работает". 

 

И тут важно, чтобы у врачей хватило терпения и навыков рассказать пациентам и убедить их в этом самом научном подходе, ведь про доказательную медицину знают и говорят все, а вот применяют на деле, увы, не всегда: "Часто нам приходится даже отговаривать пациентов делать анализы и исследования. В голове у многих есть довольно логичная схема, что, чем больше сделать анализов, тем проще доктору будет разобраться. Это не так. Более того, ненужные исследования могут только навредить пациенту как с точки зрения психологического здоровья — пациент начинает тревожиться и повышается уровень стресса, — так и с точки зрения физического здоровья: часто случайные и необъяснимые находки начинают лечить и "залечивать", оперировать, что приводит к реальным осложнениям вплоть до самых тяжелых. Так что экономия средств и ресурсов заботится ещё и о психических и физических ресурсах".

"Есть пациенты, которые принимают решение не лечиться. Врачам невозможно это принять" 

Сегодня медицина повернулась лицом к человеку: на смену патерналистской модели, когда врачей считали божествами и их мнение не оспаривалось, и после десятилетий строго научного подхода доказательной медицины, когда во главу угла ставилась только статистика, пришла модель, в которой пациент становится интересен врачу как человек. "Не как тело с органами и с какими-то физиологическими состояниями, а как человек со своими желаниями, сомнениями и потребностями. Врачу хорошо бы не только интересоваться личностью пациента, но и доверять ему". Доверять — значит учитывать мнение пациента при определении медицинской стратегии и принимать решения совместно с ним. "В отношениях "врач — пациент" обычно есть две крайности: когда доктор принимает решения за своего пациента и когда пациент продавливает доктора своей позицией "клиент всегда прав". Партнёрские отношения, в которые верят в "Чайке", не означают, что нужно остановиться на том варианте, который кажется абсурдным доктору и на котором настаивает пациент. Нет, совместное принятие решения означает, что вместе врач и пациент выбирают наиболее подходящий научно обоснованный медицинский вариант решения проблемы из всех существующих. Но при этом каждый пациент имеет право на свой запрос — даже если тот, на взгляд доктора, противоречит здравому смыслу. Это отдельная задача вообще — принять то, что пациент может выбрать совсем не то, что ему предлагает врач. Есть пациенты, которые принимают решение не лечиться. Врачам невозможно это принять — мы так устроены, что для нас это словно преступление. На самом деле это тоже выбор пациента — просто не тот, который ему предлагает доктор".

Главный врач клиники "Чайка Белые Сады", акушер-гинеколог Лейла Наджи/Фото: личный архив
Главный врач клиники "Чайка Белые Сады", акушер-гинеколог Лейла Наджи/Фото: личный архив

"Нет такого понятия, как "слабый иммунитет"

Принятию помогают "прокачанные" коммуникативные навыки и базовые психотерапевтические знания — почти все врачи "Чайки" так или иначе проходят соответствующее обучение, чтобы уметь общаться с пациентом и понимать себя и его. У каждого пациента разные потребности, и все они влияют на эффективность взаимодействия, поэтому врачу очень важно понять, чего же именно хочет пациент в перспективе: сделать операцию, отказаться от лечения, лечиться экспериментальным способом. "Если бы одна и та же медицинская проблема была просто задачкой в учебнике, её можно было бы решать без учёта того, что хочет пациент, просто с точки зрения тела. Но так не получится, потому что человеком человека делает не только тело, но и психика — нельзя отделять одно от другого".

Здесь психотерапия помогает разобраться с психосоматикой, о которую было сломано столько копий в последние годы. "Психосоматический компонент есть в любом вопросе, который связан со здоровьем человека. Либо у человека возникает соматическая проблема: он шёл, сломал ногу, и по поводу этого у него возникают какие-то психические реакции. Или, наоборот, человек очень сильно переживает, у него хронический стресс — и возникают панические атаки и различные проблемы, которые часто случаются на фоне перенапряжения. Понимаете, в медицине нет такого понятия, как "слабый иммунитет": нет ни линейки, которой можно померить этот иммунитет, ни тестов. А понятие хронического стресса — есть. И есть чёткое понимание, что если человек начинает часто болеть, то стресс имеет к этому отношение".

Но даже если стресса ещё нет, психотерапия не повредит — сегодня современная медицина движется к тому, чтобы забота о ментальном здоровье стала такой же гигиенической привычкой, как уход за телом: "Я из тех, кто убеждён, что каждому современному жителю мегаполиса нужна психотерапия. А чем дальше, тем времена всё сложнее и тем сложнее без психотерапии нормально функционировать, жить и строить своё здоровье".

Соматические проявления наших психических состояний могут быть как позитивными, так и негативными, поэтому так важно научиться саморегуляции. "Я как-то поймала себя на том, что никогда не ставлю диагноз "бесплодие" женщинам, у которых не получается забеременеть. Потому что толку от такого поставленного штампа вообще нет. А психика начинает работать отчаянно — всё, двери закрыты. Но тем не менее у большинства пациенток в итоге наступает беременность, причём без каких-то сверхтехнологических процессов. Да, может показаться, что это антинаучная история, но мы это фиксируем. И, видя это, понимаем, что человек сам много чего может сделать для своего здоровья, если с ним рядом окажется доктор, который сможет его направить". Сегодня быть осознанным модно, даже если ты и не понимаешь, что это значит. Но пациенты "Чайки" не только понимают, но и по-настоящему заинтересованы в своём здоровье и осознанно подходят не только к лечению и решению каких-то медицинских проблем, но и в принципе к качеству своей жизни и построению здоровья в целом. "Пациент "Чайки" — это особенный пациент: суперобразованный, который много чего знает про своё здоровье, с которым мы говорим на очень похожем языке и с которым мы умеем договариваться". 

"Если человеку хочется молодо выглядеть — это окей" 

"Иногда мы с докторами говорим про такой парадокс: мы, врачи, искренне желаем пациентам быть здоровыми, ведь это результат нашей работы, по-другому просто не измерить, насколько мы хороши. При этом сегодня организация здравоохранения устроена так, что с пациента берут деньги только тогда, когда он болеет. А мы хотим попробовать брать с пациента деньги за то, чтобы он оставался здоровым, насколько это возможно". 

По такому принципу сегодня работают клиники превентивной медицины, поэтому так популярны различные скрининги и чекапы, поэтому биохакинг — в трендах. Появилось направление "коучинг здоровья", которое задаётся вопросом, а что вообще нужно делать, чтобы оставаться здоровым максимально долго. Но как это — чувствовать себя здоровым? Как ни странно, внятно на этот вопрос мало кто может ответить, в основном у всех всё сводится к описанию здоровья через отрицание: когда ничего не болит. Но чтобы долго "ничего не болело", нужно осознанно "строить" своё здоровье — под наблюдением специалистов. Именно такую стратегию выбрали в "Чайке".

Желание быть здоровым пересекается с желанием остаться молодым, ведь в молодости человек активнее, выносливее, эмоционально веселее, счастливее — одним словом, здоровее. "Возможно, именно по этой причине люди идут на пластические операции и решают визуально продлить молодость — бессознательно они ищут не той внешности, которая была у них в юности, а того состояния тела и здоровья. Конечно, было бы лучше, если бы люди пытались вернуть свою молодую версию не с помощью пластики, а работая комплексно со всем своим организмом. Но при этом ничего плохого в таком решении тоже нет: если человеку хочется просто молодо выглядеть, быть стройным, без морщин, с подтянутой кожей, — это тоже окей. Можно взглянуть на проблему с точки зрения обратных нейронных связей: если его радует собственный вид в зеркале, он уже что-то делает для того, чтобы быть бодрее, веселее, энергичнее и здоровее в соматическом смысле этого слова". 

Вообще, сегодня люди — наши пациенты так точно и современный человек в принципе — довольно много делают, чтобы быть здоровыми. Кто-то меняет образ жизни, кто-то решает измениться с помощью "Оземпика" или пластической операции: на самом деле любые входные ворота в эту тему — уже славно, а для получения эффективного и долгосрочного результата стоит прийти со своим запросом к врачу, который сможет помочь выбрать оптимальный путь. Мы все наверняка имеем какие-то болезни, более или менее серьезные, но в нас точно есть здоровая часть. И эту здоровую часть стоит поддерживать, укреплять и приумножать.  

Врачи клиник "Чайка"/Фото: Маша Макарова
Врачи клиник "Чайка"/Фото: Маша Макарова
Promo Block

Заботиться о здоровье проще с подпиской на Чайку. Будьте на связи с докторами и получайте скидки на услуги

Подробнее
Реклама, ООО "Чайка Москва-Сити", ИНН 7702775040
Подпишитесь на наш
Спецпроект

"Мы все имеем какие-то болезни, но в нас точно есть здоровая часть". Главный врач клиники "Чайка Белые Сады" Лейла Наджи о медицинских трендах, культе молодости и "слабом иммунитете"

Реклама, erid: F7NfYUJCUneLtWfUFGfU

18:07, 13 августа 2024

Комменты 38

V

Чушь какая-то,....- "В тот момент я поняла, что если повторится аналогичная ситуация, то я скажу, что не могу больше". Так то нормальные и взрослые люди умеют говорить и разговаривать. Причем сразу и тем более с человеком с которым ты живёшь много лет. Татьяна зажаждала славы и это очевидно и в этом она видит новое для wb при этом все старое на помойку, в т.ч. и муж. НУ мозги кто-то ей прос..л очевидно. Да и мне вообще по барабану чей будет wb, хоть вообще не будет. Но как-то странно и резко 7 детей нарожала и пошла валить на мужа. Ладно там пил,бил, изменял бы. А то какая -то хрень.

Комментарий был удален

Аватар

Начали хорошо – мужики, хоть и старые), закончили бабами(((

Аватар

А почему она как-то должна комментировать свой развод??? Ну если этот процесс расставания такой публичный, то понятно.

Комментарий был удален

Подождите...